Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования - центр «Лик» Принята на заседании Методического совета МБУ ДО – центр «Лик» Протокол № __ от «__»______2023 г. Утверждено Директор МБУ ДО - центр «Лик» Приказ № __ от «__»_______2023г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Эстрадная студия «Смайл»» Направленность: Художественная Уровень: Стартовый, базовый, продвинутый. Возраст обучающихся: 5- 15 лет. Срок реализации: 4 года Автор-составитель: Пешкова Алина Васильевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы Эстрадная студия «Смайл» Публичное название Эстрадная студия «Смайл» программы (для АИС) Автор (составитель) Пешкова Алина Васильевна программы Вид программы по степени Составительская авторства Направленность программы Художественная Вид деятельности Познавательная, творческая Основная форма реализации Очная, групповая. программы Язык реализации Русский (Английский) программы Срок реализации программы 720 часов Охват детей по возрастам 5-15 лет Адресат программы дети дошкольного возраста, учащиеся среднего, старшего школьного возраста. Уровень освоения Стартовый (ознакомительный), базовый, углубленный программы (продвинутый). Краткая аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на обучение детей основам вокального и вокально-ансамблевого искусства, развитие исполнительских способностей, а также формирование системы вокальных, музыкально - теоретических и сценических знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкальнотворческой деятельности обучающихся, воспитание самостоятельной творческой личности с устойчивым интересом к вокально-сценическому искусству. Программа Эстрадная студия «Смайл» является здоровьесберегающей, т.к.: Формируется правильное певческое дыхание; сценическое движение частично решает проблему гиподинамии современных детей; развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогает решению проблем в учебе; публичные выступления формируют психологическую стойкость, повышает самооценку, помогает сформировать чувство ответственности за личный и коллективные результаты. программы младшего, 2 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Пояснительная записка 1.1. Направленность (профиль) программы Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадная студия «Смайл»» имеет художественную направленность. В программе «Эстрадная студия «Смайл»» художественное творчество выступает как форма певческой деятельности обучающихся через такие виды деятельности как: слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения. пение мелодий и упражнений, для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков. пение с инструментальным сопровождением и без него пение для сопровождения движений (хороводы) пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний. анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, характер) под руководством педагога. Актуальность программы Продиктована острой необходимостью воспитания цельной и нравственно здоровой личности. Вокальное обучение является одной из форм развития духовно – нравственной культуры среди детей и подростков. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России, определяет духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет его как важный компонент социального заказа для образования. Музыкальный опыт обучающихся — это наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры, дающий общее представление о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора. На занятиях эстрадным вокалом обучающиеся могут приобщиться к богатому наследию исполнителей музыкально-эстрадной музыки прошлых лет, что, безусловно, способствует расширению кругозора и формированию эстетического музыкального вкуса, а также пополнению репертуара современными произведениями. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эстрадная студия «Смайл» важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей профессиональной ориентации обучающихся и реализации своих творческих способностей. 3 Практическая значимость. Принципы отбора содержания. Обосновывая содержание программы и логику его развертывания, следует показать связи между разделами программы, межпредметные связи, связи с другими программами, преемственность дополнительной общеобразовательной программы с основной образовательной программой определенной ступени общего образования. Важно продумать особенности взаимодействия с другими организациями или другими субъектами, взаимодействие с родителями обучающихся. Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов: 1. Индивидуального подхода к обучающимся. Этот принцип предусматривает взаимодействие между педагогом и воспитанником. Подбор индивидуальных практических заданий необходимо производить с учетом личностных особенностей каждого учащегося, его заинтересованности и достигнутого уровня подготовки. 2. Культуросообразности и природосообразности. В программе учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. 3. Системности. Полученные знания, умения и навыки, учащиеся системно применяют на практике, создавая творческую работу. Это позволяет использовать знания и умения в единстве, целостности, реализуя собственный замысел, что способствует самовыражению ребенка, развитию его творческого потенциала. 4. Комплексности и последовательности. Реализация этого принципа предполагает постепенное введение учащихся в мир разнообразных художественных ремесел, то есть, от простого к сложному, с каждым годом углубляя приобретенные знания, умения, навыки, по таким направлениям, как пение сольно, пение в ансамбле, двухголосное пение. 5. Цикличности. Учащиеся всех лет обучения осваивают последовательно одни и те же разделы, существует возможность предлагать вновь пришедшим детям задания сначала более простые, соответствующие первому году обучения, а затем более сложные. Опять же опираясь на индивидуальные способности детей. 6. Наглядности. Использование наглядности повышает внимание обучающихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. 4 Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы получить условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал. Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным творчеством, в том числе вокальным. Вокальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает еще и мощным оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет большую роль в здоровьесбережении детей. Она помогает формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. При регулярной и правильной певческой деятельности улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать как физиологический процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение. Вид программы: Модифицированная. Разработана на основе программы «Эстрадный вокал» автор: Пастухова Елена Ивановна, педагог дополнительного образования. Форма организации: студия Продолжительность: долгосрочная (более 3 лет). Принцип проектирования программы: Разноуровневая Отличительные особенности программы Занятия по программе «Эстрадный студия «Смайл»» выстроены с учетом особенностей возраста обучающихся и способствуют улучшению психического и эмоционального состояния ребенка, что очень важно для подрастающего поколения. Особенностью данной программы является ориентация на сформированную мотивацию детей заниматься пением. Регулярность занятий вокалом тренирует дикцию обучающегося, вследствие чего, речь становится четкой, последовательной, без дефектов. Подобранный арсенал упражнений, игр, заданий развивают слух и чувство ритма, прививают музыкальный вкус, улучшают память (поскольку нужно запоминать мелодию, текст, паузы, ритм и пр.), способствуют развитию способностей к импровизации; стимулируют речевую активность (в процессе пения ребенок не просто четко проговаривает слова, а пропевает их), нормализуют, развивают и улучшают дыхательную 5 функцию (занятия очень эффективны при астме), эффективно устраняют речевые нарушения (например, во время пения ребенок перестает заикаться). Новизна программы Новизна заключается в том, что программа синтезирует в себе несколько направлений: сценическая речь, вокал и сценическое мастерство. Вводятся элементы танца (хореографии). Дети познают культуру речи и слова. Программа предусматривает создание на занятиях такой образовательной среды, которая позволит учиться быть творческими личностями способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Воспитать также качества, которые помогут обучающимся чувствовать себя сильной и свободной личностью, смело владеть ситуацией, к любой проблеме подходить творчески. Адресат программы Программа адресована детям 5-15 лет. Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские способности. Значительно возрастает активность детей, они энергичны, подвижны, эмоциональны. Возникает естественная потребность в пении как возможности самовыражения. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словари, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность развития певческой деятельности, использование более разнообразного и сложного музыкального репертуара. Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкальнохудожественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей седьмого года жизни возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. При этом им свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. В возрасте с 6 до 12 лет младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительной концентрации, легко возбудимы, эмоциональны. Происходят существенные изменения как в физическом, так и в психическом развитии: качественно преобразуется 6 познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. Частая смена настроения, возможны общие ухудшения самочувствия, головные боли, снижение иммунной защиты организма. Занятие пением способствует улучшению настроения. Когда ребенок поет, в его головном мозге вырабатывается гормон счастья – эндорфин. Именно он отвечает за хорошее настроение, радость, жизненный тонус. Ребенок станет спокойней, счастливей, активней. В процессе пения в организм поступает больше кислорода. Как следствие этого процесса – улучшение кровообращения, нормализация сердцебиения и артериального давления, улучшение общего самочувствия, исчезновение головных болей, улучшение цвета лица. Пение способствует повышению иммунитета. Дети, которые любят петь, реже страдают от болезней горла, поскольку благодаря улучшению кровообращения укрепляются стенки сосудов, голосовые связки и лимфоузлы, что в свою очередь благотворно сказывается на местном иммунитете. Пение способствует снятию напряжения мышц тела, устранению всякого рода зажатости и формированию правильной постановки корпуса тела. Занятия по программе способствуют формированию личной культы, формированию разносторонних интересов и в целом определяют отношение к действительности. К 10 годам параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани и по месту расположения и морфологическому строению он соответствует рецепторному аппарату взрослого. Детский голос постепенно развивается, диапазон расширяется до 11-12 нот. После 12 лет детский организм вступает в период полового созревания, во время которого в голосовом аппарате, как и во всём организме, происходят глубокие изменения - происходит мутация голоса. Во время мутации происходит опережение роста мышечных тканей и отставание роста костяка и наоборот. Начинается быстрый рост гортани. У мальчиков голосовой аппарат в это время растёт быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мальчиков и девочек гортани приобретают четкие отличительные особенности. У девочек, как правило, голос меняется постепенно, становится сиплым, иногда теряется интонация. Появляется Повышается голосовая неловкость и утомляемость. покашливание. Мутация в Постепенно среднем теряется длится около легкость. 1,5 лет. Продолжительность мутации подтверждена индивидуальными колебаниями: от нескольких месяцев до нескольких лет. Для учащихся, переживающих период мутации, устанавливается щадящий режим для работы голосового аппарата. В юношеском возрасте также важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Весь певческий процесс должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики. 7 Наполняемость учебной группы Минимальное количество обучающихся - 10, максимальное - 15. В группы принимаются все желающие, в том числе дети, не признанные в установленном порядке инвалидами, но имеющие отклонения в состоянии здоровья, которые позволяют заниматься вокалом. Возможен добор детей в группы в течение учебного года на вакантные места. Организуется обязательный входной контроль ребенка для определения уровня готовности к зачислению обучающегося на 3 и 4 год обучения. Группы формируются по возрастным категориям: Стартовый уровень (5-6; 7-8) Базовый уровень (8-9; 9-10) Продвинутый уровень (10-12; 13-15) Цель: Цель стартового уровня освоения содержания программы: эстетическое воспитание юного поколения средствами вокального искусства. Цель базового уровня освоения содержания программы: формирование музыкальной культуры обучающихся средствами вокально-исполнительской деятельности. Цель продвинутого уровня освоения содержания программы: развитие творческой индивидуальности и самостоятельности обучающегося в исполнении эстрадной песни. Задачи: Задачи стартового уровня освоения содержания программы: Обучающие: познакомить обучающихся с коллективным пением, приобрести опыт хорового исполнительства и публичных выступлений. познакомить и привить навыки сознательного художественного исполнения произведений; Развивающие: способствовать развитию слуховых и вокально-ансамблевых навыков, способствовать совершенствованию интонации, чувства ритма, музыкальной памяти; Воспитательные: способствовать формированию общей культуры личности ребёнка, способной адаптироваться в современном обществе; Задачи базового уровня освоения содержания программы: Обучающие: повысить уровень знаний, обучающихся в области музыкальной культуры, развить их музыкальные представления и художественный вкус; 8 формировать певческие навыки (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая эстрадная позиция, точное интонирование, певучесть, кантилена, чёткая и ясная дикция, правильная артикуляция); дать основы теоретических и практических знаний в элементарной теории музыки; сформировать навыки работы с фонограммой, микрофоном, вокально-усилительной аппаратурой. Развивающие: развивать музыкальную память; формировать музыкальный слух; развивать чувство ритма; развивать речевые способности. Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к пению; воспитывать бережное отношения к музыкальным произведениям; воспитывать чувство прекрасного; развивать коммуникативные качества, открытости, готовности к общению. способствовать воспитанию эстетического вкуса, трудолюбия, терпения, целеустремлённости. Задачи продвинутого уровня освоения содержания программы: Обучающие: ₋ изучить тенденции развития современного музыкального искусства и способы применения их в практике вокального искусства; ₋ обучить самостоятельно, работать над произведением, анализировать музыкальное произведение с точки зрения содержания, вокально-технических особенностей; Развивающие: ₋ развивать музыкальные способности, совершенствовать вокально-технические приемы эстрадного пения; ₋ формировать навыки самооценки творческой деятельности, стремление к саморазвитию; Воспитательные: ₋ воспитывать музыкальный вкус, сценическую исполнительскую культуру, эмоциональную отзывчивость, ценностное отношение к искусству и коллективному творчеству. Объем и срок реализации программы Год обучения Кол-во часов Уровень Отличительные особенности уровня 9 1 год обучения 144 Стартовый уровень 2 год обучения. 3 год обучения. 144 216 Базовый уровень Базовый уровень 4 год обучения. 216 Продвинутый уровень Всего Дает возможность обучающимся попробовать себя в сольном и ансамблевом эстрадном исполнительстве. Удовлетворить естественный проявляемый интерес к вокальному исполнительству и концертной деятельности. Даёт возможность обучающимся овладеть базовым уровнем знаний, различными приемами и техниками вокальноэстрадного мастерства, способствует развитию их индивидуальных способностей и личной культуры Даёт возможность обучающимся овладеть вокальной техникой и углубленным уровнем знаний вокально-эстрадного творчества и теории музыки. Обучающиеся приобретают навык исполнительского мастерства, являются участниками и лауреатами конкурсов и фестивалей разного уровня. 720 1-2 год обучения – 144 часа (4 часа × 36 недель) 3-4 год обучения – 216 часов (6 часов × 36 недель) 1.2. Организация образовательного процесса Формы обучения Очная, возможно проведение занятий с использование дистанционных образовательных технологий Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Занятия по программе начинаются с 1 сентября. Занятия для первого года обучения проводятся 2 раза в неделю, занятия по 2 часа, перерыв длительностью 10 минут делается через 30 минут занятия. Второй год обучения, 2 раза в неделю по 2 часа, перерыв длительностью 10 минут делается через 45 минут занятия. Третий и четвертый год обучения, занятия проводятся либо два раза в неделю по 3 часа, либо три раза в неделю по 2 часа, перерыв длительностью 10 минут делается через 45 минут занятия. Особенности организации образовательного процесса Содержание и материал Программы «Эстрадный вокал «Смайл»» организованы по 10 принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности Принципы отбора содержания. Принципы, лежащие в основе содержания и методики программы «Эстрадный вокал «Смайл»: Принцип гуманистичности – заключается в создании доброжелательного сотрудничества всех обучающихся программы и предполагает обеспечение наиболее благоприятных условий для развития каждого, проявления творческой индивидуальности; Принцип коллективности – реализуется в осознании себя частью единого сообщества, направлен на общение, установление связей между детьми, между детьми и взрослыми; Принцип личностно-ориентированного подхода - основывается на создании ситуации успеха ребенка на занятиях, в дифференцированном подборе вокального исполнительского репертуара, формировании положительной мотивации к процессу обучения; Принцип систематичности и последовательности - раскрывается в постепенном продвижении вперед, от простого к сложному - “шаг за шагом». Направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – тематики и занятий, вокального материала, различных видов концертной деятельности; Принцип индивидуального развития – заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку, позволяющему сохранить и развить его собственные голосовые особенности (тембр, манера звукоизвлечения, подача музыкального материала). При этом темп обучения ребенка определяется с учетом его состояния здоровья; Принцип комплексного развития – основан на совершенствовании не только голоса, но и всех взаимосвязанных с ним психофизических качеств, в том числе различных видов музыкальной и артистической выразительности, волевых навыков, творческих особенностей, совершенствованием качеств души ребенка; Принцип доступности - заложен в песенном репертуаре, подобранном в соответствии с реальной возможностью его освоения, который помогает юным вокалистам в творческой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом; Основные формы и методы Данная программа предполагает различные формы проведения занятий. Это занятиеигра, беседа (“Элементы творческого самочувствия”, “Работа над сценическим образом”), репетиция (“Индивидуальные занятия”, “Работа над проектом песни”), викторина, контрольное занятие, аудиторное занятие, зачет (при изучении раздела “Музыкальная грамота”), практикум, лекция (разделы “Развитие певческого голоса” и “Формирование вокальных навыков”). Также возможны и такие формы, как концерт, семинар, фестиваль, творческая встреча. Организация деятельности обучающихся на занятиях эстрадным вокалом 11 осуществляется через групповую и индивидуальную формы работы. На занятиях применяются наглядные, словесные, практические и частично-поисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы и при исполнении педагогом музыкального материала. Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для детского восприятия. К практическим методам обучения можно отнести тренинги, вокально-хоровые упражнения. На занятиях используются такие приемы, как сочетание запевов солистов с группой, динамическое развитие, пение по “цепочке”, пение “про себя”, Звуковысотный показ, дирижёрский жест, игровые приемы (“Ритмическое эхо”, “Эхо”, “Импровизационный концерт”, “Артикуляционная разминка”). Используются методы: 1. Метод развивающего обучения. 2. Метод создания ситуации успеха. 3. Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития. 4. Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень (классификация Е.Г. Савиной) В результате овладения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Эстрадная студия «Смайл» у обучающихся будут сформированы следующие компетенции: Общекультурная компетентность: знание особенностей певческой установки, строения голосового аппарата, охраны и гигиены голоса; знание приемов разучивания музыкального произведения, работы над текстом и художественным образом; знание элементарной теории музыки; реализацию полученных знаний, умений и навыков в текущей жизни; умение выразительно, эмоционально исполнить музыкальное произведение; умение соблюдать правила певческой установки; умение владеть певческим дыханием; умение слышать себя и других в общем хоре, сливая свой голос в общее звучание; умение голосом выразить чувства. Коммуникативная компетентность: умения самостоятельно работать над текстом, чисто интонировать; 12 умения анализировать свое и чужое исполнение. умение слушать и понимать педагога и сверстников; умение правильно формулировать вопросы и давать полные ответы на поставленный вопрос; воспитания уверенности в собственные силы; вовлеченность в социально-значимую и концертно-творческую деятельность коллектива. Ценностно-смысловая через: развитие мотивации к занятиям в студии; направленность на самосовершенствование и саморазвитие. воспитание любви к Родине, краю, городу, своему дому, Центру; привитие чувства уважения к окружающим людям, к представителям других национальностей; понимание народного искусства и народной песни в частности; стремление к развитию своих творческих способностей; соблюдение правил здорового образа жизни. Формы работы фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.); коллективная (ансамблевая): организация творческого взаимодействия между всеми обучающимися одновременно (репетиция, постановочная работа, концерт, конкурс, открытое занятие, отчетные концерты); групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности); индивидуальная: организуется для работы с солистами, одаренными или испытывающими трудности обучающимися, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков; Методы обучения наглядно – слуховой (аудиозаписи, прием исполнения) наглядно – зрительный (видеозаписи) словесный (рассказ, беседа, художественное слово) практический (показ приемов исполнения, импровизация) 13 частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) игровой Формы организации занятий: учебное занятие, игра, концерт, конкурс, мастер-класс, праздник, репетиция, открытое занятие, творческий отчет, фестиваль. Содержание программы 2. 2.1. Учебный план. 1 год обучения Возраст обучающихся 5-8 лет. № Название раздела, темы Общее кол-во часов В том числе Теория Формы аттестации/ контроля 1. Введение в программу 2 2 Практи ка - 2. Певческая установка 20 4 16 Опрос 3 Строение голосового аппарата Вокально — хоровая работа над дыханием 30 4 26 Викторина 24 4 20 Открытое занятие 5 Работа над дикцией артикуляцией 30 4 26 6 Работа с фонограммой. 8 1 7 Выполнение творческих заданий Контрольное задание 7 Формирование сценической культуры. 30 4 26 Итого 144 23 121 4 и Участие в конкурсах, концертах, фестивалях Задачи первого года обучения Учащиеся должны Знать\понимать: - правила пения; - средства муз. выразительности. уметь: - применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; 14 Учебный план 2 год обучения Возраст обучающихся 8-10 лет. № Тема Общее колво часов В том числе 1 Вводный инструктаж. 2 1 1 Формы аттестации/ контроля Опрос 2 Постановка голосового аппарата 20 2 18 Опрос 3 Распевание 10 2 8 Выполнение упражнений 4 Артикуляция 15 2 13 Викторина 5 Дикция 15 4 11 Контрольное упражнение 6 Современные и популярные песни Песни современных и популярных композиторов Патриотические и военные песни 20 4 16 10 2 8 Открытое занятие 10 2 8 Выполнение творческих заданий 7 8 Теор ия Практика 9 Вокальная позиция 22 2 20 10 Основы вокального исполнительства 20 8 12 Итого: 144 29 115 Участие в конкурсах, концертах, фестивалях Задачи второго года обучения Учащиеся должны Знать\понимать: - основы вокально – хоровых навыков; - правила пения; - средства муз. выразительности. уметь: - применять правила пения на практике; - петь чисто ансамблем в унисон; - применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; 15 2 год обучения Цель: создать условия для вокальной работы над голосовым аппаратом, научить владеть грудным и головным смыканием, дать теоретические сведения о атаке звука, грудном и головном смыкании, регистровом пороге. Учебный план Возраст обучающихся 8-10 лет. Занятия 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часа в год. № Тема Общее колво часов В том числе Теория Формы аттестации/конт роля 1 Вводный инструктаж 2 2 Прак тика - 2 Особенности работы голосового аппарата 28 4 24 Опрос 3 Совершенствование вокальных навыков. 26 0 26 Контрольное упражнение 16 2 14 Викторина Контрольное упражнение 4 Развитие артикуляции 5 Вокальная артикуляция 18 0 18 6. Мягкая атака звука при исполнении 14 2 12 Опрос Открытое занятие 7. Придыхательная атака звука при исполнении 14 2 12 8. Грудной и головной резонатор. 16 4 12 9. Работа с резонаторами 24 4 20 10 Грудное и головное смыкание. Регистровый порог. 14 4 10 11 Расширение диапазона голоса. 18 0 18 12 Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. 15 5 10 Выполнение творческих заданий Участие в конкурсах, концертах, фестивалях Викторина. 16 13 Направления вокала: джаз, регги, эстрада. 11 5 6 Итого: 216 34 184 Задачи второго года обучения Учащиеся должны Знать\понимать: - основы вокально – хоровых навыков; - правила пения; - средства муз. выразительности. уметь: - применять правила пения на практике; - петь чисто ансамблем в унисон; - применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; Учебный план. Возраст обучающихся 10-15 лет. Занятия 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часа в год. Название разделов и тем всего 1. 1.1 1.2. Организация певческой деятельности учащихся в условиях сценического движения. Вводное занятие. Виды, типы сценического движения. Формы аттестации/ контроля Количество часов 30 теория практика 4 26 2 1 1 опрос, прослушивание 2 1 1 прослушивание наблюдение, наблюдение, прослушивание , показ 1.3. Соотношение движения и пения. 26 2 24 2 Совершенствование вокальных навыков. 60 14 46 Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. 10 2 8 2.1 наблюдение, прослушивание 17 2.2 Вокальные и упражнения. 2.3 3 3.1. Речевые 30 10 20 наблюдение, прослушивание Формирование чувства ансамбля 20 2 18 наблюдение, прослушивание Разучивание и исполнение песен, слушание музыкальных произведений. 68 20 48 28 10 18 наблюдение, прослушивание Работа над вокальным произведением 3.2. Развитие вокально-технических и исполнительских качеств 40 10 30 наблюдение, прослушивание 4. Самостоятельная работа над вокальным материалом 8 2 6 наблюдение, прослушивание 5. Концертно-исполнительская деятельность. 50 6 44 Репетиции. 30 2 28 20 4 16 216 46 170 5.1 5.2 Выступление, показы. Диагностика. Итого часов: 1.1. показ прослушивание концерт, показ Содержание учебного плана Содержание учебного плана 1 год обучения. Тема 1. Введение в программу. Знакомство с Центром «Лик». Теория: Вводный инструктаж. Беседа об охране голоса и его возможностях. Беседа «Мои любимые песни» Тема 2. Певческая установка. Теория. Положение корпуса и головы при пении, посадка. Практика. Выполнение упражнений. Используется комплекс упражнений В.В.Емельянова «Бронтозаврик», с показом движений руками используя правильную певческую установку стоя, упражнение «Ветер – ветерок» (качание руками, с прямым положением корпуса). Тема 3. Строение голосового аппарата. Теория: Особенности строения голосового аппарата, гортани, работа связок и образование звука. Практика: Выполнение комплекса упражнений «Лифт», во время которых дети прощупывают гортань и отслеживают её нисходящее и восходящее движение. Выполнение упражнений на «прокачку резонаторов». Упражнение «Зоопарк» - дети подражают мычанию 18 быка в низкой тесситуре (прикасаясь к грудному резонатору и чувствуя вибрацию), подражают гулению голубей (нота си первой октавы), на звук «тр-р –р»,подражают мычанию коровы и акцентируют на переходе в головное смыкание. Все упражнения выполняются с активным(приподнятым) языком в полузевке. Все упражнения выполняются перед зеркалом. Тема 4. Вокально — хоровая работа над дыханием. Теория: Виды дыхания. Особенности певческого дыхания. Практика: Выполнение комплекса упражнений для тренировки певческого дыхания: «Праздничные шарики», «Лопнуть шарик», «Ветер», «Лягушки», «Цоканье лошадки», «Пчёлка –комарик». Тема 5. Работа над дикцией и артикуляцией. Теория: Понятие «артикуляция». Значение артикуляции в пении. Артикуляция – это образование звуков. Практика: Гимнастика для губ и языка. Выполнение комплекса упражнений: «влажная уборка во рту», «иголочка», «конфетка», «часики», «дразнилка», «гримаса». Разучивание скороговорок на одном звуке в зоне комфорта (до -до диез первой октавы), пропевание попевок на одном звуке – «Андрей - воробей». Тема 6. Работа с фонограммой. Теория: Звукоусиливающая аппаратура. Фонограмма: тонкости и нюансы. Классификация фонограмм. Правила работы с микрофоном. Практика: Пение под фонограмму. Пение в микрофон под фонограмму по правилам. Тема 7. Формирование сценической культуры. Теория: Процесс осмысления содержания произведения, его характера, разбор средств музыкальной выразительности. Дирижёрские жесты. Особенности авторского стиля и собственная интерпретация произведения. Правила поведения на сцене и в зале. Практика: вокально –хоровая работа с использованием дирижерского жеста и звуковысотного показа. Отработка простейших танцевальных движений, на координацию. Подбор средств музыкальной выразительности при исполнении произведений. 2 год обучения ТЕМА 1. Вводный инструктаж. Теория: Беседа об охране голоса и его возможностях. Знакомство с правилами поведения на занятии и в Центре «Лик». Обсуждение репертуарного плана на учебный год. Практика: Обсуждение репертуарного плана на учебный год. ТЕМА 2. Постановка голосового аппарата Теория: Роль распевания в постановке аппарата. 19 Строение голосового аппарата. Резонаторы: грудной, головной (затылочный и лобный), носовой. Дыхательный аппарат. Понятие диафрагмального дыхания. Практика: Дыхание «в загиб». Выполнение упражнений на «прокачку резонаторов». Упражнение «Зоопарк. Гласные звуки в веерной последовательности. Выполнение комплекса упражнений. Растяжка вниз в грудном смыкании. ТЕМА 3. Распевание Теория. Правила великих мастеров Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского. Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности. Использование скороговорки на начало распевки. Практика. Выполнение упражнений по распеванию. Распевание на звуки «А-Я» «ЫЭАОУ». Комплекс мычаний. Пропевание упражнения «Ло – ре – А» по мажорному трезвучию вниз. ТЕМА 4. Артикуляция Теория. Понятие «артикуляция». Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот. Взаимодействие гласных и согласных звуков в пении. Практика. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание скороговорок в различных темпах, распевания на гласные и согласные звуки с применением техники пения с расслабленными губами и активным языком. Выполнение упражнений на слоги «ты – кы –ты – кы», «ло –ри – то –ри», «бейгу бейгу», использование упражнения «иголочка», для растяжки лицевых мышц. ТЕМА 5. Дикция. Теория. Понятие «дикция». Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого и речевого голоса. Практика. Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации. Упражнения для грудного регистра и детского голоса. Дыхательные упражнения по методике И.О. Исаевой. Тренажер самоконтроля развития дикции; ТЕМА 6. Современные и популярные песни. Теория: Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных средств. Актуальность песни. Разбор авторского замысла и собственная интерпретация произведения. Беседа о композиторах И. Крутой., О. Газманов, беседа о группах и сольных исполнителях. Беседа о детских конкурсах. 20 Практика: Прослушивание и обсуждение современных и популярных песен. Диспут «Актуальность песни». Разучивание произведений. ТЕМА 7. Песни современных и популярных композиторов. Теория. Беседа о композиторах И. Крутой., О. Газманов, беседа о группах и сольных исполнителях. Беседа о детских конкурсах. Практика:Прослушивание и обсуждение произведений О.Газманова, И.Крутого, современных вокально-инструментальных групп. Выбор песни для исполнения. Разучивание текста песен. Разучивание произведений. ТЕМА 8. Патриотические и военные песни. Теория. Беседа о ВОВ. Краткая биография, творческий портрет композитора и автора слов. Раскрытие содержания музыки и текста, музыкально-выразительных средств. Интерпретация и анализ произведения. Практика. Вокально – хоровая работа над произведением «Мир без войны» Разучивание текста на иностранном языке (украинский, английский). Вокальная работа над фразировкой произведения. Разучивание произведения «Дети войны». Вокально – хоровая работа над дыханием, над дикцией и артикуляцией. Выступление совместно с педагогом. ТЕМА 9 Вокальная позиция Теория. Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Трудности вокальной позиции в составе ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость. Практика. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха. Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени. Подготовка к выходу на сцену. ТЕМА 10 Основы вокального исполнительства. Теория. Беседы на темы: «Охрана голоса. Вредные факторы, воздействующие на голос певца», «Звукозаписывающие студии и принцип их работы», «Жанры музыки и различные музыкальные направления», «Музыка в различных видах искусств», «Взаимодействие на уровне ученик-ученик, ученик-педагог». Практика. Выступление на концертах, тематических вечерах, конкурсах, фестивалях. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков на практике. Пение под фортепиано (ноты, интервалы, трезвучия, вокализы). Пение a’capella. Работа с микрофоном под фонограмму минус. Содержание учебного плана 21 2 год обучения. ТЕМА 1. Вводный инструктаж. Теория: Беседа об охране голоса и его возможностях. Возможные изменения голоса: причины и следствия. ТЕМА 2. Особенности работы голосового аппарата. Теория. Строение голосового аппарата. Роль гортани. Понятие голосовых складок. Понятие мутации у мальчиков и девочек. Практика. Упражнение «Зоопарк». Распевание. Гласные звуки в веерной последовательности «ЫЭАОУ». Выполнение комплекса упражнений. На звуки «Ло-Ре-А» растяжка вниз по мажорному трезвучию. ТЕМА 3. Совершенствование вокальных навыков Практика. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано). ТЕМА 4. Развитие артикуляции. Теория. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Практика. Разогрев голосового аппарата. Применение упражнений на мышечную нагрузку. «Лори - тори»., «Бейгу - бейгу»., «ри – то –ри –ло», «гу-бей-гу-бей». Исполнение упражнения «Мартовский кот», с максимально поднятым языком и активной артикуляцией. Использование фонопедического метода В.В.Емельянова. ТЕМА 5 Вокальная артикуляция. Практика. Выполнение комплекса вокальных упражнений по закреплению свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. ТЕМА 6. Мягкая атака звука при исполнении. Теория. Понятие «мягкая атака». Практика. Разучивание упражнений на связанное звук ведение (Легато) и отрывистое звуковедение (нон - легато). Применение упражнений на одном звуке в комфортной речевой зоне. В ноте «ля» малой октавы. Упражнение «Азбука морзе». Вокальная работа со всем певческим диапазоном на слог «Гу-о-а-э ы» ТЕМА 7. Придыхательная атака звука при исполнении. Теория. Понятие «придыхательная атака». 22 Практика. Выполнение комплекса вокальных упражнений на формирование навыка придыхательной атаки звука. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. закрепление певческих навыков у детей: придыхательной атаки звука; ТЕМА 8. Грудной, головной резонатор. Теория. Понятие «резонатор». Определение грудной – головной резонатор. Практика. Определение резонатора: грудной, головной. Мычание в речевой зоне (ля малой октавы), исполнение упражнения «Бабулька». ТЕМА 9. Работа с резонаторами Практика: Выполнение комплекса упражнений, направленных на соединение двух регистровых зон, двух резонаторов — грудного и головного. ТЕМА 10. Грудное и головное смыкание. Регистровый порог. Теория. Понятие «грудное смыкание». Понятие «голосовое смыкание». Регистровый порог. Практика. Разучивание упражнений на грудное смыкание. Использование вокальных качелей. Разучивание упражнений на головное смыкание. Тренаж голосового аппарата. Проработка переходных нот регистрового порога на согласные «тр-р –р». ТЕМА 11. Расширение диапазона голоса. Практика. Выполнение комплекса упражнений на грудное и головное смыкание. Вокальная работа над переходом в головное смыкание на слоги «Гу-о-а-э-ы», после каждого комплекса упражнений обучающиеся обязательно используют упражнение «штроу –бас», для расслабления связок. ТЕМА 12. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Теория: История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня, блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэмрок, британский бит, джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, гэггей, «новая волна» (пост-панк, син-поп, панк-джаз, никакая волна, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомод- рок, пауэр-поп), современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка. Практика: Групповое прослушивание произведений разных стилей. Определение вокальных стилей и жанров вокального исполнения на слух. Пробы по подражанию и определение особенностей исполнения. ТЕМА 13. Направления вокала: джаз, регги, эстрада. Теория: Джаз: Этел Уотерз, Билли Холидей, Сэра Воэн, Бенни Гудман, Пегги Ли, Дайана Крол, Луи Армстронг. Джо Уильямс, Эла Жаро, Леонид Утесов, Валентина Пономарева, Ф.И.Шаляпин, Сергей Лемешев, Татевик Оганесян, Ирина Отиева, Лариса Долина. 23 Регги: Джимми Клифф, Питер Тош, Бани Уэйлер, Боб Марли. Эстрада: Фрэнк Синатра, Джуди Гарленд, Бэтт Мидлер, Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, Алла Пугачева. Поп: Фрэнки Эвэлон, Клифф Ричард, София Ротару, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Эдита Пьеха, группа «Самоцветы», «Ласковый май», «Мираж», выпускники «Фабрик звезд», Майкл Джексон, Мадонна, Принс, Уитни Хьюстон, Джорж Майкл, Мэрайа Кэрри, Кристина Агилера, Бритни Спирс. Практика: Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения. 4 год обучения. 1. Организация певческой деятельности учащихся в условиях сценического движения. Организация 1.1. певческой деятельности учащихся в условиях сценического движения. Диагностика. Работа с теоретическим материалом. Техника безопасности и правила поведения на занятиях, в учреждении. Сценические движения и художественный образ песен. Знакомство с элементами хореографии. Соотношение движения и песни. Актерское мастерство. Учиться передавать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни. Практическая работа. Артикуляционная гимнастика, техника дыхания. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки, пение в положении «сидя» и «стоя», положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения. Простые танцевальные движения. Виды, типы сценического движения. Упражнения. 1.2. Работа с теоретическим материалом. Определение сценического движения Локомоторные движения. Рабочие движения. Вспомогательные движения. Главные движения. Практическая работа. Движения с проговариванием текста. Движения по типам. Тренинг развивающий, пластический, работа с предметом. 1.2. Соотношение движения и пения. Работа с теоретическим материалом. Состояние несвободы. Способность петь свободно и естественно, напрямую завязана на его же способности свободно и естественно двигаться. Практическая работа. Упражнение на расслабление. Упражнения поешь, что чувствуешь, поешь то, что делаешь Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими т сценическими движениями. 1.4. Упражнение на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 24 Работа с теоретическим материалом. основы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой Практическая работа. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: Ладошки, Погончики, Маленький маятник, Кошечка, Насос, Обмани меня, большой маятник, «На скакалке я скачу…».1. Вдох – активный, громкий и быстрый. 2. Выдох бесшумный! 3. Одновременно с вдохом делаются движения. 4. Вдохи и движения в темпо ритме строевого шага. 4. Упражнения выполнять в любом положении — стоя, сидя и лежа. 5.Упражнения на 3 вида выдыхания 2.Совершенствование вокальных навыков. 2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа с теоретическим материалом. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа на развитие вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приемы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении. Практическая работа. Выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики, распеки, исполнение вокальных партий. 2.2. Вокальные и речевые упражнения. Работа с теоретическим материалом. Упражнения на закрепление певческих навыков у детей: мягкой атакой звука; звуковедение Legato и nonlegato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного «входа» и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Развитие темпо ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Практическая работа. упражнение на формирование близкого звука, пение закрытым ртом, пение на заданной высоте гласных. игра со свечой, согреваем птичку, «краской крашу я карниз…», вот иду я вверх-вот иду я вниз (проговорить, затем пропеть) 2.3. Дикция и артикуляция. Работа с теоретическим материалом. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении. Раскрытие рта. Соотношение положение гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных звуков. Правила орфоэпии. Практическая работа. артикуляционная разминка, проговаривание скороговорок, пропевание скороговорок. 2.4. Дыхание, опора дыхания. 25 Работа с теоретическим материалом. Опора голоса и его значение в пении. Диафрагмальное дыхание. Практическая работа. Упражнение, тренирующее дозирование «входа» и удаленного выхода. Тренировка чувства «опоры» звука на дыхание в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука. 2.5. Формирование чувства ансамбля. Работа с теоретическим материалом. Работа над ансамблем, строем: выравнивание звучания в партии, работа над унисоном, развитие ощущения ансамблевого пения, выработка умения исполнять произведение самостоятельно без помощи педагога. Горизонтальный строй интонирование мелодической линии ансамбля, интонирование интервалов, аккордов – вертикальным строем. Практическая работа. Работа над вокальной интонацией, унисоном, как основой ансамблевого звучания. Работа над интонационно чистым одноголосьем и многоголосием. 3. Работа над вокально-техническими и исполнительскими качествами. Работа с теоретическим материалом. Артикуляционная и дыхательная разминка, распевка. Контроль над правильным исполнением вокальных партий. Практическая работа. Пение вокальных упражнений. Пение произведений различной степени сложности. Овладение певческой опорой. Освоение и закрепление работы резонаторов, тренировочные занятия. 4. Концертно-исполнительская деятельность. 4.1. Репетиции. Работа с теоретическим материалом. Разбор вокальной партии в спектаклях и постановках. Понятие чистоты исполнения. Прослушивание и разбор музыкального материала, используемого в номерах. Разъяснение необходимой связи движения с музыкальным оформлением. Первоначальное формирование навыков выразительности, эмоциональная подготовка к первому выходу на сцену. Выявление учащихся с природной выразительностью. Практическая работа. Репетиции. Выступления в рамках постановочного спектакля в связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменятся. Просмотр и разбор видеоматериалов. 4.2. Выступление, показы. Работа с теоретическим материалом. Опрос по терминам. Беседа. Подготовка к выступлению. 26 Практическая работа. тест «Музыкальна палитра», артикуляционная разминка. Репетиции концертных номеров, спектакля. Выступления. МБУ ДО - центр «Лик» утверждается на учебный год приказом директора и является обязательной составной частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Календарный учебный график (содержание) реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эстрадная студия «Смайл»» на 2023 2024 учебный год в каждой учебной группе оформляется в соответствии ЛНА Центра в форме (Приложение 1) в соответствии с утвержденным расписанием занятий и является составной частью рабочей программы. 1.3. Планируемые результаты В результате обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Эстрадный вокал» у обучающихся будут сформированы следующие компетенции: 1 год обучения: Личностные. Устойчивый интерес к пению. Бережное отношения к музыкальным произведениям и чувству прекрасного. Коммуникативные качества: открытость, готовности к общению бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других. Чувство ответственности перед коллективом во время совместной работы. Артистические, качества для эмоционального выражения средствами вокала. Метапредметные (Обучающийся научится…). Проявлять трудолюбие, индивидуальные творческие способности и уверенность в своих силах. Высказывать свое мнение о причинах эмоционального состояния людей, и образных средствах, которые используются для передачи настроения в музыке. Развивать музыкальную память, чувство ритма, речевые навыки с помощью Оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки, анализировать пения. причины успеха/неуспеха. Работать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Предметные (Обучающийся будет…) Владеть методиками разогрева голосового аппарата по В. Емельянову. Владеть певческими навыками: устойчивое певческое дыхание, ровность 27 звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая эстрадная позиция, точное интонирование, чёткая и ясная дикция, правильная артикуляция. Знать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм. Знать правила работы с микрофоном. Уметь работать с микрофоном. Иметь повышенный уровень знаний в области музыкальной культуры, обогащенные музыкальные представления и художественный вкус. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы. Использовать здоровьесберегающие методики В.В. Емельянова, Н.Стрельниковой, О. Головиной. Ожидаемые результаты 2 года обучения: Обучающиеся: Знают музыкальные термины-forte, piano, crescendo, diminuendo; Понимают звуковысотный показ и дирижёрский жест. Владеют дыхательной техникой. Умеют дышать в «загиб», набирать воздух в диафрагму, используя перехватное и цепное дыхание. Умеют петь a’capella Умеют самостоятельно работать над текстом песни. Умеют работать с микрофоном. Активно принимают участие в конкурсах. Ожидаемые результаты 3 года обучения: Обучающиеся: Знают понятия: грудное и головное смыкание, регистровый порог, миксовое звучание; Знают направления: джаз, регги, эстрада. Умеют слышать себя и других в общем хоре, сливая свой голос в общее звучание Владеют грудным и головным смыканием, регистровым порогом, миксовым звучанием; Воспроизводят умело, с чистой интонацией, на слух прослушанную мелодию. Воспроизводят двухголосье, трёхголосье. При работе голосового аппарата проявляется плотное смыкание голосовых связок и полная резонация в «комфортном звучании». Ожидаемые результаты 4 года обучения: Знать: - правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода или мутации, - ощущение высокой певческой позиции, близости и опоры звука, особенно при пении 28 широких интервалов, - процесс записи плюсовых фонограмм в студии звукозаписи. Уметь: - пользоваться ровностью голоса на всем его протяжении, - самостоятельно осваивать и анализировать музыкальный материал, - самостоятельно работать над осмыслением сценического образа, - следить за чистотой интонации в пределах октавы, - работать над качеством звука, - исполнять вокализ, - совместно с педагогом принимать решения о световом, цветовом и хореографическом исполнении материала, - работать над драматургией произведения, сценическим поведением, - уметь применять полученные знания, опыт в своём творчестве, быту, а при необходимости помогать педагогу в работе с младшими детьми, также учащиеся вокального объединения. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2.1. Формы аттестации/контроля обучающихся и оценочные материалы. Для отслеживания образовательной динамики деятельности освоения разработан программы педагогический и анализа результатов мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего обучения по программе и включает входящий и текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию. Входящий контроль производится в форме прослушивания при приеме на обучение по программе. Без входящего контроля принимаются на обучение дети, прошедшие подготовку по программе «Эстрадный вокал». Текущий контроль за качеством усвоения материала проводится систематически, от занятия к занятию. На начальном этапе обучения контроль осуществляется ненавязчиво и органично вплетается в ход занятия. Опросы воспринимаются обучающимися как одна из форм общения с педагогом. В конце каждого полугодия предусмотрены обязательные концертные выступления всего коллектива (и отдельных его солистов), на которых обязательно исполнение разнохарактерных музыкальных произведений различных стилей и жанров. Помимо обязательных концертных выступлений, обучающимся рекомендуется принимать участие во всех концертных мероприятиях как внутри центра, так и за его пределами, а также во всевозможных конкурсах различного уровня, так как концертная деятельность воспитывает у обучающихся выдержку, сценическую волю и чувство ответственности. 29 Критерии оценки образовательных результатов Способом оценки результатов образования является аттестация обучающихся. «Промежуточная аттестация» - проводится по окончании полугодия. (декабрь) (Приложение 2). «Итоговая аттестация» - по окончанию изучения программы (май) (Приложение 5). Критериями оценивания являются: теоретические знания (устройство голосового аппарата, вокальные термины и определения). Выявление усвоенных знаний проводится с помощью тестовых заданий, опросников. Практические навыки (дыхание, дикция, звук извлечение, чистота интонирования, артистизм, раскрепощенность, индивидуальность, работа с микрофоном под фонограмму), выявляются с помощью практической концертной продемонстрировать деятельности, выступлений вокально-исполнительские умения. на сцене, Результаты как способа аттестации представляются в виде диагностических карт. Теоретический блок. Уровень Низкий Средний Критерии оценки Обучающийся дает неполный ответ на вопрос. Обучающийся дает ответ на вопрос неточностями. Абсолютно точный ответ на вопрос. с Высокий Практический блок. Уровень Критерии оценки Низкий Ребенок в процессе исполнения вокального произведения мало эмоционален, не проявляет активного интереса к музыкальной деятельности. Музыкальные способности развиты слабо. Испытывает затруднения при согласовании характера исполнения с характером исполняемого произведения. При интонировании произведения: фальшивая интонация; плохая артикуляция, звук открытый; певческое дыхание прерывное, без опоры на диафрагме; певческий диапазон слабо развит. Музыкальная память недостаточно развита (обучающийся определяет на слух 2 сферы в музыке «песня», «марш», не может дать анализ произведения; отгадать на слух звук, предложенный педагогом). Творческая активность отсутствует (обучающийся затрудняется простучать ритмический рисунок, заданный педагогом). Средний При интонировании вокального произведения: чистота интонации частично неточная, дыхание короткое, на опоре. Музыкальная память средне развита (обучающийся с небольшими ошибками определяет на слух три сферы в музыке «песня», «танец», «марш»; исполнить на слух заданный звук, предложенный педагогом). Творческие задания выполнены с небольшими недочетами. Высокий Обучающийся звуковысотно чисто и ритмически исполняет вокальное произведение, правильно берет певческое дыхание, интонирует прикрытым звуком; чувствует общее настроение произведений. Музыкальная память достаточно развита (определяет на слух три сферы в музыке и самостоятельно делает анализ произведения без ошибок, отгадывает на сух звук, заданный 30 педагогом, чисто интонирует T5/3, S5/3, D5/3). Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Открытые уроки, концерты, конкурсы, фестивали Формы подведения итогов реализации программы Творческий отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации, Демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы: школьные, муниципальные, региональные результаты выступлений. Концерты и выступления. Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года. Выставка фотоматериала из выступлений Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов Участие в концертах, фестивалях, конкурсах различного уровня. 2.2. Условия реализации программы Материально- техническое обеспечение - материально-техническое обеспечение 1. Кабинет для теоретических и практических занятий 2. Концертный зал (сцена) 3. Синтезатор 4. Зеркало 5. Компьютер 6. Микрофоны, микшерский пульт, микрофонные стойки, активные колонки и монитор. Дополнительное оборудование, обеспечиваемое родителями -концертные костюмы, реквизит. Информационное обеспечение -видеоматериал «Анатомическое диафрагмное дыхание» -видеоматериал «Методика обучения эстрадному вокалу О.Головиной -флеш накопитель «Вокальные упражнения» -флеш накопитель с видеоматериалом «Голос Дети» -флеш накопитель с аудио наполнением «Репертуарный план по программе» -видеоматериал «Детская мода» 31 -методические материалы: -наглядный материал «Бронтозавик» -методическая разработка «Сказка-распевка» -методическое пособие А.Плужников «Механика пения» -методическое пособие В.В Емельянов «Фонопедический метод развития голоса» -«Развивающие голосовые игры» Кадровое обеспечение реализации программы Программу реализует педагог дополнительного образования- Пешкова Алина Васильевна. Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение программы - музыкальные занятия; – концерты; - репетиции; - творческие отчеты. Используемые методы и приемы обучения: - наглядно – слуховой (аудиозаписи) - наглядно – зрительный (видеозаписи) - словесный (рассказ, беседа, художественное слово) - практический (показ приемов исполнения, импровизация) - частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) - методические игры Дидактическое обеспечение реализации программы -методические материалы: -наглядный материал «Бронтозавик» -методическая разработка «Сказка-распевка» -методическое пособие А.Плужников «Механика пения» -методическое пособие В.В Емельянов «Фонопедический метод развития голоса»«Развивающие голосовые игры» 32 Список литературы Нормативные документы: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» /№273- ФЗ от 29.12. 2012 г/; 2. Концепции развития дополнительного образования /распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/; 3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/; 4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки РФ №09-3242 от 18.11.2015); 6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 7. Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года; 8. "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" /распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.; 9. Устава МБУ ДО - центр «Лик»; 10.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МБУ ДО- центр «Лик»; 11.Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся МБУ ДО - центр «Лик». Литература для педагога: 1. Головина О.Н. Методика постановки эстрадно – джазового вокала-Екатеринбург, 2017-58 стр 2. Дейша – Сионицкая. Пение в ощущениях» – Искусство, 1975г стр.64Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг – Москва 1990г. 3. Емельянов. В.В. Фонопедические упражнения для развития голоса. - СПб.1997, 38 стр. 4. Зайцева В. Н Обучение с увлечением. Выпуск 12. Сост.: Соколов А. П. – М.: издательство. Мелограф, 2006. – 16 стр. 5. Исаева. И. Эстрадное пение экспресс-курс. - М., 2006, 174 стр. 6. Кантарович В.С. Гигиена голоса. - М., 2003, 125 стр. 7. Кочнева И, Яковлева А. Вокальный словарь. - М., 2005, 307 стр. 8. Линклэйтер К. Освобождение голоса. – СПб. 2003, 94 стр. 9. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М., 1998, 207 стр. 10. Немов Р.С. Психология. – М., 2000. – Т.2 11. Прокопьев В.Н. Как стать певцом и сделать карьеру. – СПб. 2000, 283 стр. 12. Риггз Сэт. Пойте как звезды. - М, СПб., 2007, 120 стр. Литература для обучающихся: 33 1. Савина Е.Г. Формирование умений музыкально-сценической деятельности у детей пятивосьми лет // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски / Под ред. К.П.Матвеевой. – Екб. 2005, 93 стр. 2. Чишко О. Певческий голос и его свойства. – М. 2001, 76 стр. Юдин Р. Постановка голоса детей школьного возраста 34 Приложение 1 Рабочая программа ДООП «Эстрадная студия «Смайл» Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эстрадная студия «Смайл»», которая ставит своей целью формирование музыкальной культуры обучающихся средствами вокально-исполнительской деятельности через получение начальных навыков коллективного эстрадного пения и сценического поведения на эстрады, адресована обучающимся 5-15 лет и рассчитана на 4 года обучения. В 2023-2024 учебном году по программе обучаются дети 5-15 лет. 1. Особенности организуемого образовательного и воспитательного процесса на 2023-24 учебный год. На занятиях эстрадным вокалом обучающиеся могут приобщиться к богатому наследию исполнителей музыкально-эстрадной музыки прошлых лет, что, безусловно, будет способствовать расширению кругозора и формированию эстетического музыкального вкуса, а также пополнить свое репертуар современными произведениями. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эстрадная студия «Смайл» важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей профессиональной ориентации обучающихся и реализации своих творческих способностей. 2. Виды, формы и содержание деятельности на 2023-24 учебный год. Основной формой организации процесса обучения является групповое комбинированное занятие, включающее в себя предъявление нового материала в виде беседы, показа иллюстративного материала (видео) или мастер-класса с последующей отработкой умений и навыков на практике, выполнение самостоятельной творческой работы. Важным элементом каждого занятия является обсуждение и повторение материала. Другими видами занятий, используемыми при обучении, являются следующие: самостоятельная работа, беседа, обзорная беседа, мастер-класс, просмотр видео, упражнения, 3. Для подведения итогов реализации (аттестации) программы используются следующие формы: творческое задание, 35 тестовые задания творческие задания музыкальная викторина 4. Планируемые результаты и формы демонстрации в 2023-24 учебном году. По окончании программы, обучающиеся демонстрируют следующие результаты: Личностные: прослеживается положительная динамика в: -проявлении культуры общения и поведения в социуме; - сформированности нравственных качеств у обучающихся (ответственность, дисциплинированность, гуманность) Метапредметные: прослеживается положительная динамика в: - развитии коммуникативных навыков - проявлении самостоятельности обучающихся; - проявлении интереса к певческой деятельности и к музыке в целом Образовательные: по окончании освоения программы обучающиеся: - овладеют навыком публичного выступления с помощью отчетных концертов, конкурсов и фестивалей; - овладеют академической манеры пения, как фундаментом и основы для других вокальных техник; - сформирован комплекс музыкально-ритмических и вокально-певческих навыков (чистое интонирование, певческая дикция, артикуляция, дыхание); - овладеют основами певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата, бережного отношения к нему; - умеют выразительно исполнять музыкальные произведения; - применять музыкальные знания и приобретённый опыт творческой деятельности в повседневной жизни, во внеурочной деятельности 5. Календарно-учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эстрадная студия «Смайл»» на 2023 - 2024 учебный год. Перио д обучен ия Дата начала заняти й Промеж уточная аттестац ия Зимние каникулы Итоговая (промежуточная) аттестация Дата окончан ия занятий 01.09.2 023- 01.09.2 023 23.12.20 23- 01.01.2024 - 23.05.202430.05.2024 31.05.20 24 Колво учеб ных недел ь 36 Колво учеб ных дней Кол-во учебных часов Режим занятий 72 144 2 раза в неделю 36 31.05.2 024 29.12.20 23 10.01.2024 108 216 по 2 часа 3 раза в неделю по 2 часа Выходные дни: 23 февраля. 8 марта, 4 ноября и др. которые выпадают по расписанию. Летние каникулы: 01.06.2024 - 31.08.2024 г. Календарно-учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эстрадная студия «Смайл»» на 2023 - 2024 учебный год в каждой учебной группе оформляется в соответствии с утвержденным расписанием занятий. Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эстрадная студия «Смайл»» на 2023 - 2024 учебный год (по группам). Группа №1 (5-6 лет) Месяц Дата Форма занятия Количество часов по расписанию Тема занятия Форма контроля Форма Количество часов Тема занятия Форма контроля занятия по расписанию Тема занятия Форма контроля 1 Декабрь 3 8 Группа № 2 (7-10 лет) Месяц Дата 1 Декабрь 5 8 Группа № 3 (10-12 лет) Месяц Дата Форма Количество часов занятия по расписанию 1 Декабрь 5 8 37 Группа № 4 (12-15 лет) Месяц Дата Форма Количество часов занятия по расписанию Тема занятия Форма контроля 1 Декабрь 5 8 38 Приложение 2 Программа воспитательной работы в рамках реализации ДООП «Эстрадная студия «Смайл»» на 2023-24 учебный год. 1. Цель воспитательной работы Цель данной программы для младшего и подросткового возраста создание благоприятных условий для усвоения учащимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений учащихся, и, прежде всего, ценностных отношений. 2. Формы и содержание деятельности В этом разделе перечисляются основные формы и содержание деятельности для достижения поставленной цели. 3. Планируемые результаты Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения. Обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни. Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания. Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся. Развитие общей культуры учащихся через традиционные мероприятия объединения, выявление и работа с одаренными детьми. Формирование у детей гражданско-патриотического сознания. Создание условий, направленных на формирование нравственной культуры, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала. Пропаганда здорового образа социально-опасных явлений. жизни, профилактика правонарушений, 6. Календарный план воспитательной работы № Направление Наименование Форма Краткое Планируемый Участие п/п воспитательной мероприятия проведения, содержание результат родителей, работы. ** (события), сроки возраст. 1. общественности проведения Гражданско- Участие Конкур/фест патриотическое конкурсе иваль патриотических песен 2. Нравственное и Беседа, духовное воспитание беседа Беседа о Дети посвященная толерантност применяют Дню и свои знания о толерантности толерантности в своей жизни 3. Здоровьесберегающ Пожарная безопасность 1) Обзор стенда «Правила поведения при пожаре». беседа Воспитание Беседа: «День Беседа, Беседа о Дети семейных ценностей матери – практика ее воспитание Рассказ Дети понимаю детям о и знают свои поведении и действия при действиях пожаре при пожаре 4. мамах, исполняют прекрасный разучивание песню о маме праздник» песни про маму Ф.И обучающегося Иванов Петя Петров Саша Всего аттестовано ____ обучающихся, _______% от общего количества обучающихся. Из них по результатам аттестации показали: Предметные результаты Личностные результаты высокий уровень ___ чел. ____% от общего количества обучающихся высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел. ____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества обучающихся низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся Метапредметные результаты высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся Участие в делах объединения, смотрах, конкурсах Чувство ответственности перед коллективом во время совместной работы. Устойчивый интерес к пению. Метапредметные результаты Коммуникативные качества: открытость, готовности к общению бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других. Навыки работы самостоятельно и в сотрудничества со сверстниками и взрослыми Способность оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки, анализировать причины успеха/неуспеха Предметные результаты Трудолюбие, индивидуальные творческие способности и уверенность в своих силах. Способность высказывать свое мнение о причинах эмоционального состояния людей, и образных средствах, которые используются для передачи настроения в музыке. Владение певческими навыками: устойчивое певческое дыхание, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая эстрадная позиция, точное интонирование, чёткая и ясная дикция, правильная Художественное развитие артикуляция. (повышенный уровень знаний в области музыкальной культуры, обогащенные музыкальные представления и Владение и использование художественный вкус) здоровьесберегающих методики В.В. Емельянова, Н.Стрельниковой, О. Головиной Владение методиками разогрева голосового аппарата по В. Емельянову. Протокол итогов аттестации обучающихся Приложение 5. Форма 1 ДООП _______________________________________________________________________________________________________________ Год обучения____________________________ Группа №___________________________ Возраст обучающихся_____________________ Личностные результаты Педагог дополнительного образования: _________________________/_________________________________/ Ф.И.О. Подпись Члены аттестационной комиссии: ____________________________/ __________________________________/ ___________________________/ __________________________________/ *В группе результатов (выделено красным) нужно вставить свои показатели результатов, определенные педагогом по конкретной программе!!!! В практике существуют различные способы построения содержания программ. Учету запросов потребителей услуг ДОД наиболее отвечает форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов. Модульный принцип заключается в интеграции учебного материала в ряд образовательных модулей. Модуль представляет собой логически завершенную, относительно самостоятельную часть образовательной программы, формирующую определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. Программа может включать модули базовой (обязательной) части и модули по выбору; модули, предполагающие разный уровень освоения содержания программы; модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули, выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе (например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности); модули, предполагающие ускоренный курс освоения программы и т.п. Модульный принцип построения содержания программы обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса и позволяет выстраивать вариативные планы-графики индивидуального образовательного маршрута обучающихся в рамках программы. При построении программы по модульному принципу учебный план разрабатывается на каждый модуль.