Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования - центр «Лик».
Принята на заседании
Методического совета
МБУ ДО – центр «Лик»
Протокол № __ от «__»______2023
г.
Утверждено
Директор
МБУ ДО - центр «Лик»
Приказ № __ от «__»_______2023г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЖАР-ПТИЦА»
Направленность: художественная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5-17 лет.
Срок реализации: 144 часа
Автор-составитель: Моркова Оксана
Викторовна, педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2023
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы
«Жар-птица»
Публичное название программы
«Жар-птица»
(для АИС)
Составитель программы
Вид программы
Направленность программы
Вид деятельности
Форма реализации программы
Срок реализации программы
Язык реализации программы
Возраст обучающихся
Охват детей по возрастам
Адресат программы
Уровень освоения программы
Краткая аннотация программы
Моркова Оксана Викторовна,
педагог дополнительного образования
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
Художественная
Познавательная, творческая
Очная, групповая
144 часа
Русский
5-17 лет
Обучающиеся дошкольного и школьного
возраста
Учащиеся дошкольного, младшего, среднего,
старшего школьного возраста
Стартовый
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Жар-птица»
направлена на художественное развитие ребенка.
На занятиях обучающиеся приобретут начальные
знания
в
области
живописи,
графики,
декоративно-прикладного искусства. В ходе
реализации программы обучающиеся овладеют
начальными навыками в области живописи
гуашью
и
акварелью,
познакомятся
с
особенностями
работы
с
графическими
материалами (карандаш, тушь, мягкие материалы
такие как пастель или уголь). Особое внимание в
программе уделяется развитию воображения и
креативного мышления.
Программа
предусматривает
индивидуальный подход в освоении учебного
материала, поэтому комфортно будет ребенку с
различным уровнем художественных навыков.
Обучающиеся смогут продемонстрировать свои
результаты на выставках различных уровней и в
конкурсной деятельности.
2
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Цель
прикладного
искусства
состоит в том, чтобы «одушевить
силою
художества»
предмет
материального назначения, дать ему
смысл, сделать его привлекательным.
Прикладные искусства преображают
саму жизнь, заменяя существовавшие
до них нехудожественные вещи –
художественными,
тем
самым
формируя сознание, духовный облик
человека.»
А.Б. Салтыков
«Жар-птица», в ней воплощены людские мечты, надежды. Она убеждает
нас в том, что красота, доброта, сила, справедливость – это вечные ценности,
которые мы должны беречь и передать следующему поколению.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жарптица» имеет художественную направленность. Разработана в соответствии с
современными образовательными технологиями при условии личностноориентированного подхода в воспитании, развитии и обучении детей, с учетом
сохранения заинтересованности в данном виде деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Жар-птица» художественной направленности, разработана в соответствии с
современными нормативно - правовыми документами и государственными
программами, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания
граждан России и решением современных задач формирования творческого
восприятия и развития личности в целом, которые зафиксированы в ФЗ «Об
образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года (Принято Правительством РФ
31.03.2022 №678-р), а также локально-нормативными актами МБУ ДО-центр
«Лик».
Отличительной особенностью программы является то, что в её основу
положено обучение, ориентированное на развитие интереса и творческих
возможностей. Все объекты труда подобранны с таким расчётом, чтобы они
требовали использование допустимых материалов и инструментов, имели
эстетическую значимость, давали представление о традиционных и современных
художественных видах обработки различных материалов, были посильны детям
школьного возраста. Широкий набор деятельности и материалов для работы
позволяет не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет каждому
из них раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою
технику исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на
3
дальнейшее обучение и развитие, будет способствовать выбору любимого дела
(хобби), а также профориентации.
Данная программа отличается от других наличием разнообразных тем,
отвечающих запросам современных семей, а также характером и способом
изложения материала, взаимосвязью разных по структуре тем, доступностью
изложения. Обучение по данной программе построено по принципам «от
простого к сложному», вариативности и инклюзивности с учётом применения к
детям разного возраста.
Изобразительное творчество играет большую роль в воспитании активной,
нравственной, творческой личности, изучающей духовное наследие предыдущих
поколений, и создающей на основе полученных знаний совершенно новые
продукты творческой деятельности. Таким образом, обучающиеся совершают
первые шаги в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих
духовных ценностей.
В наш век научно-технического прогресса и стремительно развивающихся
компьютерных технологий обучающиеся очень эрудированны, быстро
осваивают теоретический материал и это здорово. Но потребность в
практической деятельности также необходимо развивать. Ведь данный вид
деятельности обеспечивает развитие эмоционально-эстетического восприятия
мира.
Программа «Жар-птица» основана на понимании важности творческой
деятельности, направленной на обогащение обучающимися представлений о
мире, самовыражении, в ходе которого каждый обучающийся пробует свои
силы и совершенствует способности.
В программе соблюдаются принципы наглядности и последовательности.
Программа опирается не только на опыт предыдущих поколений, но и на
современные тенденции.
Программа направлена на решение поставленной цели и вытекающих из
нее задач.
Цель программы «Жар-птица» – приобщение обучающихся к
изобразительному творчеству через посильное овладение ими основ
художественной деятельности.
Задачи.
Обучающие:
способствовать овладению начальными навыками изобразительного
творчества с использованием доступных инструментов;
формировать знания, умения и практические навыки работы с
различными художественными материалами;
научить экономному и разумному использованию материалов;
способствовать
определению
направления
деятельности
обучающихся.
Развивающие:
развивать пространственную ориентировку, зрительно-моторную
4
координацию;
формировать эстетический и художественный вкус;
развивать творческий потенциал обучающихся.
Воспитательные:
прививать интерес к художественному творчеству;
формировать
положительное
эмоциональное
восприятие
окружающего мира;
развивать усидчивость, внимательность, самостоятельность.
Значимость обучения по программе «Жар-птица» проявляется на занятиях,
которые помогают выявлять склонности обучающихся, развивать творческие
способности и формировать навыки. В современном мире, где все больше
ценится индивидуальность и креативность, умение выразить свои мысли и
чувства через изобразительное искусство может стать ключевым фактором
успеха в различных областях жизни. Кроме того, изучение изобразительного и
декоративно-прикладного искусства способствует развитию визуального
мышления и улучшению навыков рисования. Это может быть полезно не только
для будущих художников, но и для людей, работающих в сферах дизайна,
архитектуры, моды, маркетинга и рекламы.
Теоретические занятия насыщены различными интересными и увлекательными
заданиями и упражнениями, направленными на развитие творческого мышления
и воображения. Практические занятия, включают выполнение различных
художественных работ, способствуют развитию мелкой моторики, координации
движений и улучшению концентрации внимания.
Педагогическая целесообразность
Программа «Жар-Птица» составлена таким образом, чтобы обучающиеся
могли овладеть всем необходимым комплексом базовых и стартовых знаний в
изобразительном искусстве, научиться наблюдать и анализировать произведения
искусства и создавать на основании анализа собственные работы, а также
приобрести практические навыки работы с материалами: гуашь, акварель,
карандаш, бумага, пластилин.
Форма организации: объединение.
Продолжительность: краткосрочная.
Принцип проектирования программы: одноуровневая–стартовый уровень.
Новизна программы:
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она
ориентирована на интерес и пожелания обучающихся, учитывает их возрастные
потребности, стимулирует познавательную активность, что даёт отличную почву
для развития креативного мышления и позволяет мотивировать их на развитие
необходимых навыков. Акцент делается на разнообразие тем и вариативность
подходов в данной программе по изобразительному творчеству.
Адресат программы: обучающиеся 5-17 лет, желающие познакомиться и
ближе прикоснуться к миру изобразительного искусства и с элементами
художественного рисования.
5
Возраст с 5-17 лет – важный период в жизни растущего человека. В это
время происходят вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение
элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. Происходит
интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной
сфер личности. Условием полноценного развития старших дошкольников
является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Педагог
старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в
общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к
обучающимся. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по
типу прямой передачи опыта, когда педагог учит ребенка новым умениям,
способам действия; по типу равного партнерства, когда педагог – равноправный
участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог
специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети
исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.
Данный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии
механизмов поведения и деятельности, в становлении личности подрастающего
человека.
Срок реализации программы
Год обучения /
возраст
обучающихся
1 год обучения /
5-16 лет
Количество
часов
2 год обучения /
6-17 лет
72
Уровень
72
Стартовый
Отличительные особенности уровня
Обучение построено по принципу
«от простого к сложному». В первый
год обучения, на стартовом уровне,
обучающиеся получают общие сведения
о декоративно-прикладном творчестве,
овладевают начальными знаниями,
изготавливают несложные изделия по
готовым эскизами и шаблонам при
наличии двигательных возможностей.
Программа знакомит обучающихся с
основными
способами
владения
инструментами
и
использования
материалов.
У обучающихся формируется навык
взаимодействия в группе, необходимый
для
занятий
в
образовательном
учреждении.
Программа второго года обучения
предполагает усложнение материала.
Обучающиеся закрепляют полученные
знания и умения и получают новые.
Обучающиеся
продолжают
знакомиться с новыми инструментами и
материалами, учатся новым способам
работы
с
ними
при
наличии
двигательных возможностей.
6
Педагог предлагает готовые эскизы и
схемы, но обучающемуся необходимо
самому придумывать сюжеты своих
работ.
Усложнение
материала
требует
повышение уровня коммуникативной
культуры.
Обучающиеся
стремятся
внимательнее слушать педагога и
помогать друг другу.
Итого:
144
Формы и режим занятий.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
рассчитана на обучающихся в возрасте 5-17 лет. Форма организации обучения –
очная, групповая. Программа рассчитана на 2 года обучения (72 группы по 5-15
человек. В неделю проводится 1 занятие по 2 академических часа с перерывом
10. Недельная нагрузка 2 часа. Продолжительность академического часа – 30
минут. Очная организация деятельности обучающихся осуществляется в
групповой форме.
Формы проведения занятий: беседа, теоретическое занятие, практическое
занятие, мастер-класс, проектная деятельность, коллективная работа,
самостоятельная индивидуальная работа, конкурс, выставка, игра, «мозговой
штурм», открытое занятие, посиделки, праздник, творческая мастерская,
творческий отчет, ярмарка и др.
Схема учебного занятия.
1. Подведение к проблеме (от известного к неизвестному):
обращение к опыту обучающихся, наблюдения. Небольшие исследования;
выявление и озвучивание проблемы (особенности технологических
приёмов и операций).
2. Формулирование выявленной проблемы.
3. Поиск путей решения проблемы
поисковые практические упражнения (поиск определения способа
выполнения технологической операции, и др.)
рассуждения. Обсуждение найденных решений с опорой на реальные
предметы, выбор оптимального решения
определение необходимых (лучших в данной ситуации) материалов,
инструментов.
4. Планирование
предстоящей
практической
работы (в
кратких
предложениях озвучивание этапов практической работы).
5. Практическая работа (подготовка рабочих мест, выполнение работы,
уборка рабочих мест).
7
6. Обобщение (что нового узнали, чему научились, формулировка открытого
знания).
7. Оценка (самооценка, взаимооценка) выполненной работы, обсуждение
качество выполнения работы, степень самостоятельности (с помощью
педагога, под наблюдением педагога, в группе, самостоятельно)
творческие находки (при обсуждении).
Принципы отбора содержания.
Успешная реализация поставленных задач определяет построение
образовательного процесса по принципам, учитывающим возрастные
особенности обучающихся:
принцип интегративности - взаимосвязь различных видов деятельности;
принцип актуальности и значимости - содержание программы отражает
современные тенденции и интересы в области изобразительного искусства, а
также имеет практическую значимость для обучающихся;
принцип сотрудничества - взаимосвязь обучающегося, педагога и других
участников образовательного процесса;
принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения
материала, где новые знания опираются на ранее полученные;
принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно
и доступно;
принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, обсуждений,
организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего
происходит более прочное усвоение и закрепление навыков.
Ожидаемые результаты.
Для достижения результатов работы требуется большая вариативность
подходов и постоянного творчества. На каждом занятии обязательно
используется элемент игровой деятельности. В течении занятия обязательно
включены упражнения на снятие напряжения.
Оценка планируемых результатов обучения осуществляется с учётом
индивидуальных возможностей каждого обучающегося.
8
2. Содержание программы
2.1. УЧЕБНЫЙ (тематический) ПЛАН
1 год обучения
Возраст обучающихся первого года – 5-17 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю очно по 2 часа.
Цель первого года обучения – выявление творческого потенциала
обучающихся, знакомство с основами изобразительного искусства с элементами
художественного рисования.
Количество часов
№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Раздел, тема
Введение в
программу.
Художественная
обработка бумаги.
Бумагопластика
«Солнышко дружбы»
смешанная
изобразительная
техника и
бумагопластика
«Осенний клён»
Смешанная
изобразительная
техника и
бумагопластика.
«Пейзаж». Композиция
с применением
инсталляции из
природных материалов
изобразительная
техника акварель
«Виноград». Панно из
бумажных шариков в
технике папье-маше и
изобразительной
технике гуашь
Бумагопластика.
«Открытка ко дню
матери» с применением
аппликации , декора и
изобразительной
техники гуашь
«Подарок для ёлочки» с
всего
теория
практика
2
1
1
14
5
9
2
1
1
Формы
аттестации/
контроля
всего
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
Выполнение
художественноизобразительных
заданий.
Просмотр.
Обсуждение.
2
1
1
2
1
1
3
0,5
2,5
2
1
1
3
0,5
2,5
9
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
применением
инсталляции из декора
Основы живописи и
графики
«Снежинки» в
смешанной
изобразительной
технике: акварель,
акварельный карандаш,
цветной фломастер
«Рождественский
ангел» в смешанной
изобразительной
технике: гуашь,
цветной карандаш,
гелевая ручка металлик
или неон, чёрный
линер
Аттестация.
Разгадывание
кроссвордов
Праздник в коллективе
«Новый год» в
изобразительной
технике гуашь и
аппликация.
Декоративный в
графической технике
натюрморт «Фрукты на
столе»
22
8
14
2
1
1
Наблюдение.
Беседа
4
2
2
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
4
1
3
Подготовка к
конкурсам ИЗО
8
3
5
Аппликация и коллаж
6
2
4
4
1
3
4
4.1
4.2
5
«Портрет».
Аппликация, коллаж и
смешанная
изобразительная
техника.
Открытка с разворотом
и объемными деталями
в смешанной
изобразительной
технике.
Бумагопластика.
Аппликация.
Декоративная
живопись с основами
Выполнение
художественноизобразительных
объединении.
Участие в
выставках,
конкурах.
Обсуждение
Выполнение
художественно изобразительных
заданий. Просмотр.
Беседа
Участие в
выставках,
конкурах.
2
1
1
8
3
5
Выполнение
10
5.1
5.2
6
6.1
6.2
7.
7.1
7.2
8
8.1
8.2
8.3
8.4
цветоведения
«Цветы в вазе».
Декоративный
натюрморт.
Приём «Гризайль».
«Птичка» в смешанной
технике: акварель и
цветная графика.
Тёплые и холодные
цвета.
Пескография
4
2
2
Беседа
4
1
3
8
2
6
4
1
3
4
1
3
Пластилинография
«Пасха».
Художественная
пластилинография
4
2
2
2
1
1
«Мирное небо».
Художественная
пластилинография
2
1
1
12
3
7
«Космические дали».
Пескография
«Любимая сказка».
Пескография
Нетрадиционные
техники рисования.
«Летят журавли над
полями». Работа в
смешанной технике:
печатная графика ,
техника коллаж,
мозаика.
Аттестация.
Тестирование
Композиция «Лето»
Рисование
нетипичными
инструментами
Выставка
«Путешествие к Жарптице»
Всего
художественноизобразительных
задания-фильма.
Просмотр фильма.
2
1
1
2
0,5
1,5
4
1
3
2
0,5
1,5
72
27
45
Выполнение
художественноизобразительных
задания-фильма.
Просмотр фильма.
Беседа
Выполнение
художественноизобразительных
заданий. Просмотр.
Беседа. Участие в
выставках,
конкурах.
Выполнение
художественноизобразительных
заданий. Просмотр.
Беседа
Участие в
выставках,
конкурах. Защита
творческих работ и
проектов.
Открытые занятия.
11
Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Обучающиеся изучают материал, исходя из своих возрастных возможностей
и в зависимости от уровня художественных способностей. Уровень выявляется
на первом занятии и в течение последующих нескольких занятий с помощью
наблюдения.
Тема 1. Введение в программу.
Теория: Знакомство с программой занятий. Режим занятий. Правила поведения и
инструктаж по технике безопасности. Правила работы с материалами и
инструментами. Обсуждение задач на учебный год. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях и поведению в Центре
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 2. Художественная обработка бумаги. Бумагопластика.
Тема 2.1 «Солнышко дружбы» смешанная изобразительная техника и
бумагопластика
Теория: Правила безопасного использования карандаша, ножниц, фломастеров,
клея, бумаги, линейки. Техника безопасности. Особенности работы с бумагой,
методы соединения бумаги, виды бумаги и ее свойства.
Практика: Создание эскиза будущей работы. Подбор бумаги и других
материалов для макета. Составление композиции, создать набросок и нарисовать
гуашью «солнышко дружбы» с применением бумаги и ее свойств. Выполнение
творческого задания.
Тема 2.2 «Осенний клён» Смешанная изобразительная техника и
бумагопластика.
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, организация рабочего
места, правила пользования материалами и инструментами, Особенности работы
гуашью, виды деревьев и названия листьев, времена года, признаки осени.
Практика: оформление фона гуашью, вырезание листа по шаблону, складывание
гармошкой, склеивание листьев. Оформление работы в рамку.
Тема 2.3. «Пейзаж». Композиция
с применением инсталляции из
природных материалов и изобразительная техника акварель.
Теория: техника безопасности, природные материалы, виды пейзажа.
Особенности работы с акварелью. Знакомство и изучение техник работы с
акварелью: письмо по-мокрому, лессировка, классическая техника. Работа с
акварелью от светлого к темному. Выполнение работ (по образцу) и на развитие
воображения.
12
Практика: Подготовка акварельного фона для композиции, подбор сухих трав,
цветов и листьев, составление композиции, приклеивание, оформление в рамку.
Тема 2.4. «Виноград» . Панно из бумажных шариков в технике папье-маше
и изобразительной технике гуашь.
Теория: организация рабочего места, виды и свойства бумаги, гофрированная
бумага, техника безопасности при работе с клеем. Особенности работы с
гуашью. Знакомство и изучение техники работы с гуашью.
Практика: раскрашивание готового фона, скручивание бумаги в шарики,
приклеивание шариков на фон, раскрашивание работы в нужном цвете.
Оформление работы в рамку.
Тема 2.5. «Открытка ко дню матери» Бумагопластика с применением
аппликации, декора и изобразительной техники гуашь
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, карандашами, клеем;
инструменты и материалы, праздник «день матери» в России, бумажный элемент
спираль.
Практика: вырезание листьев без шаблона, вырезание спирали по шаблону,
склеивание розы из спирали, оформление композиции на внешней стороне
открытки. Оформление внутренней части открытки.
Тема 2.6. «Подарок для ёлочки» с применением инсталляции из декора и
изобразительной техники гуашь.
Теория: техника безопасности при работе с различными материалами;
организация рабочего места, понятие благотворительности.
Практика: работа от создания эскиза до воплощения работы в произведение.
Оформление работы в рамку.
Тема 3. Основы живописи и графики.
Тема 3.1. «Снежинки» в смешанной изобразительной технике: акварель,
акварельный карандаш, цветной фломастер.
Теория: техника безопасности при работе с бумагой и ножницами; времена года,
признаки зимы, зимние праздники, структура снежинки. Что такое графика.
Особенности работы с графическими материалами. Простой карандаш, цветной
карандаш, тушь, гелиевая ручка. Виды штриховки, работа с пятном, линией.
Практика: Основы построения, симметрия в рисунке, основы композиции.
Выполнение работ в различных графических техниках. Выполнение упражнений
по образцу, на развитие воображение и отработку графических навыков.
Соединение нескольких графических материалов в одной работе. Разработка
сложных композиций.
13
Тема 3.2. «Рождественский ангел» в смешанной изобразительной технике:
гуашь , цветной карандаш, гелиевая ручка металлик или неон, чёрный
линер.
Теория: Техника безопастности на занятии. Что такое графика. Особенности
работы с графическими материалами. Простой карандаш, цветной карандаш,
тушь, гелиевая ручка. Виды штриховки, работа с точкой, пятном, линией,
фактурой.
Практика Основы построения, основы композиции. Выполнение работ в
различных графических техниках. Выполнение упражнений по образцу, на
развитие воображение и отработку графических навыков. Соединение
нескольких графических материалов в одной работе. Разработка сложных
композиций.
Тема 3.3. Аттестация. Разгадывание кроссвордов.
Теория: правила разгадывания кроссворда.
Практика: коллективное разгадывание кроссвордов по пройденным темам,
индивидуальное разгадывание кроссвордов по пройденным темам.
Тема 3.4. «Новый год» работа в изобразительной технике гуашь и
аппликация.
Теория: техника безопасности на занятии, правила безопасного поведения на
улице в период новогодних каникул, праздники в России.
Практика: новогодняя викторина, вручение призов и подарков, грамот за первые
творческие успехи, коллаж, аппликация «Новогодние желания», оформление
фона и рамки в гуаши.
Тема 3.5 «Фрукты на столе». Декоративный в графической технике
натюрморт.
Теория: техника безопасности при работе, Знакомство с выразительными
средствами декоративной графики (линия, точка, пятно, фактура, силуэт). Что
такое стилизация и её основные признаки
Практика: Выполнение упражнений (по образцу) на закрепление знаний о
декоративной графике и её выразительных средствах. Выполнение упражнений
на развитие воображения и стилизации предметов. Нанесенное на бумагу пятно
дорисовывается до узнаваемого художественного изображения. Выполнение
работы «Превращение». Используемые материалы: акварель, цветные
карандаши, фломастеры. Разработка собственных декоративных элементов.
Тема 3.6. Подготовка к конкурсам ИЗО.
Теория: техника безопасности на занятиях, положение о конкурсе ИЗО.
14
Практика: обсуждение темы конкурса, мозговой штурм и генерация идей работ
для конкурса, обсуждение и выбор вариантов, подбор материалов и
инструментов, коллективная и индивидуальная работа по изготовлению
рисунков на конкурс. Самостоятельная подготовка конкурсных работ.
Тема 4. Аппликация и коллаж.
Тема 4.1. «Портрет». Аппликация, коллаж и смешанная изобразительная
техника.
Теория: Знакомство с практиками работы с журналами, знакомство с
особенностями работы с цветной бумагой.
Практика: Создание простого эскиза (по образцу или шаблону), подбор цвета (с
помощью педагога), работа над проектом (простой вариант рваного края).
Создание эскиза самостоятельно, более сложной композиции. Выбор способа (из
представленных) и крепление к основе.
Тема 4.2 Открытка с разворотом и объёмными деталями в смешанной
изобразительной технике. Бумагопластика. Аппликация.
Теория: праздник «международный женский день», техника безопасности при
работе с ножницами, клеем и острыми предметами; виды и свойства бумаги.
Практика: художественное оформление композиции объёмными деталями и в
смешанной изобразительной технике на внешней стороне открытки.
Оформление внутренней части открытки.
Тема 5. Декоративная живопись с основами цветоведения
Тема 5.1. «Цветы в вазе». Декоративный натюрморт. Гризайль.
Теория: виды цветов. Выполнение работ по образцу. Работа с простыми
композиционными схемами (на примере). Выполнение упражнений на развитие
воображения и закрепление знаний о цвете.
Практика: Знакомство с декоративной живописью и ее отличие от классической.
Знакомство с композиционными схемами. Знакомство со «световым рядом».
Тема 5.2. «Птичка» в смешанной технике: акварель и цветная графика.
Тёплые и холодные цвета.
Теория: Знакомство с 3-мя цветовыми схемами: комплементарная, аналоговая,
классическая триада. Знакомство со
схемами: равноудаленные пары и
противоположные пары. Работа по образцу с дополнительными цветовыми и
композиционными схемами. Особенности работы с акварелью и цветной
графики. Знакомство и изучение техник работы с акварелью: письмо по
мокрому, лессировка. Знакомство и изучение техники работы с фломастерами.
Что такое графика. Особенности работы с графическими материалами. Простой
карандаш, цветной карандаш, тушь, гелиевая ручка. Виды штриховки, работа с
пятном, линией.
15
Птицы России и мира, домашние птицы, международный день птиц.
Практика: Работа с акварелью. Выполнение работ (по образцу) по акварели в
техниках лессировки и по мокрому, классическая техника. Работа с цветными
фломастерами. Выполнение работ (по образцу) цветными фломастерами. Работа
от светлого к темному. Выполнение упражнений по образцу и на развитие
воображения отработку графических навыков. Эксперимент по совмещению
акварели и цветных фломастеров в одной работе. Работа над собственными
эскизами.
Тема 6. Пескография
Тема 6.1. Пескография «Космические дали».
Теория: техника безопасности при работе с песком; материалы и инструменты, ,
способы работы с песком. Истрия дня космонавтики в России.
Практика очно: плетение на проволоку по цветной схеме звёзд, космических
кораблей, инопланетян, создание видео.
Тема 6.2 Пескография «Любимая сказка».
Теория: техника безопасности при работе с песком; материалы и инструменты,
способы работы с песком. Вспомнить о детских сказках.
Практика: создание видео.
Тема 7. Пластилинография
Тема 7. 1. «Пасха». Художественная пластилинография
Теория: Знакомство с видом художественного искусства – пластилинографией.
Основы пластилинографии. Знакомство с видами пластилина и инструментами
для работы с ним. Основные элементы. Техника безопасности при работе с
пластилином, стекой; инструменты и материалы, виды пластилина, прямая и
обратная пластилинография, приёмы работы с пластилином.
Практика: Выполнение упражнений на развитие воображения. Создание
простого эскиза. Выбор шаблона, выполнение панно в технике прямой
пластилинографии. добавление мелких деталей на панно. Выполнение
плоскостной работы (с помощью педагога, по образцу). Выполнение объемной
работы. Фиксация и защита работы от нагрева. Оформление работы в рамку.
Тема 7.2. «Мирное небо». Художественная пластилинография на тему.
Теория: Знакомство с видом художественного искусства – пластилинографией.
Основы пластилинографии. Знакомство с видами пластилина и инструментами
для работы с ним. Основные элементы.. Техника безопасности при работе с
пластилином, стекой; инструменты и материалы, виды пластилина, прямая и
обратная пластилинография, приёмы работы с пластилином.
16
Практика: выбор шаблона, выполнение панно в технике прямой
пластилинографии. Добавление мелких деталей на панно, оформление работы в
рамку.
Тема 8. Нетрадиционные техники рисования.
Тема 8.1 «Летят журавли над полями». Работа в смешанной технике: печатная
графика, техника коллаж, мозаика.
Теория: Знакомство с нетрадиционными видами рисования. Поиск новых
инструментов для рисования (творческая лаборатория).
Техника безопасности при работе с бумагой, ножницами, клеем, карандашами;
материалы и инструменты, оригами, День победы в России.
Практика: Эксперимент по поиску новых инструментов для рисования. Создание
простого эскиза (с использованием трафаретов и образцов) для проекта.
Выполнение творческих упражнений на развитие воображения. Создание
сложного эскиза для проекта. Создание творческой работы. Поиск новых
инструментов и подходов для выполнения творческой работы. Оформить работу
в рамку.
Тема 8.2. Аттестация. Тестирование.
Теория: техника безопасности на занятии, правила выполнения теста.
Практика: групповое тестирование по пройденным темам. Индивидуальное
тестирование по пройденным темам.
Тема 8.3. «Лето». Композиция Рисование нетипичными инструментами.
Теория: Знакомство с нетрадиционными видами рисования. Поиск новых
инструментов для рисования (творческая лаборатория).
Техника безопасности при работе с бумагой, ножницами, клеем, карандашами;
материалы и инструменты, оригами, День победы в России.
Практика: Эксперимент по поиску новых инструментов для рисования. Создание
простого эскиза (с использованием трафаретов и образцов) для проекта.
Выполнение творческих упражнений на развитие воображения. Создание
творческой работы композиции на тему «Лето». Поиск новых инструментов и
подходов для выполнения творческой работы. Оформить работу в рамку.
Оформление композиции.
Тема 8.4. «Путешествие к Жар-птице». Выставка
Теория: техника безопасности на занятии, правила оформления выставки,
правила безопасного поведения на улице и дома в летний каникулярный период,
подведение итогов года, вручение грамот за творческие успехи.
Практика: Подготовка работ к выставкам различного уровня в течение всего
года. Выбор и подготовка работ для итоговой выставки. Оформление выставки.
17
Ожидаемые результаты 1 года обучения.
В результате первого года обучения обучающиеся:
будут иметь представление о различных видах изобразительного и
декоративно-прикладного искусства, таких как бумагопластика,
оригами, лепка и пластилинография, искусство народной куклы;
научатся правильно пользоваться ножницами;
пополнят имеющиеся у них знания об окружающем мире и природных
явлениях, геометрии, традиционных и современных праздниках;
познакомятся с такими материалами как бисер, ткань, различные виды
бумаги, нитки для шитья и вязания, фетр, пластилин, солёное тесто,
природные и бросовые материалы и пр.
рисовать на песке и создавать фильм по выбранной теме.
18
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
Возраст обучающихся – 6-17 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю очно по 2 часа.
Цель второго года обучения – развитие творческого потенциала
обучающихся, приобщение к декоративно-прикладному искусству.
Количество часов
№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Раздел, тема
Введение в
программу.
Художественная
обработка бумаги.
Аппликация.
Бумагопластика.
«Семицветик»
смешанная
изобразительная
техника и
бумагопластика
Композиция на тему
пейзаж «Лес».
Смешанная
изобразительная
техника,
бумагопластика и
аппликация.
«Городской пейзаж».
Композиция с
применением
инсталляции из
природных
материалов
изобразительная
техника гуашь
«Ягоды». Панно из
бумажных шариков в
технике папье-маше и
изобразительной
технике гуашь
«Открытка ко дню
Формы
аттестации/
практика контроля
всего
всего
теория
2
1
1
14
7
7
2
1
1
2
1
1
2
1
1
3
1
2
2
1
1
Опрос
Решение ребусов
«Лесные
жители»
Опрос Решение
ребусов «Лесные
жители»
Опрос, выставка
Выставка,
конкурс
Практическая
контрольная
работа
19
2.6
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
матери»
Бумагопластика с
применением
аппликации , декора и
изобразительной
техники гуашь
«Ёлочная игрушка»
Рисунок с
применением
инсталляции из декора
и гуашь
Основы живописи и
графики.
«Снегопад» в
смешанной
изобразительной
технике: акварель ,
акварельный
карандаш, цветной
фломастер
«Рыбка весёлая и
грустная» в
смешанной
изобразительной
технике: гуашь ,
цветной карандаш,
гелиевая ручка
металлик или неон,
чёрный линер
Аттестация.
Разгадывание
кроссвордов
«Символ Нового года»
Праздник в
коллективе в
изобразительной
технике гуашь и
аппликация.
«Ваза с фруктами»
Декоративный в
графической технике
натюрморт
3
1
2
22
8
14
2
1
1
4
1
3
2
1
1
2
1
1
4
1
3
Разгадывание
кроссворда по
пройденным
темам
Викторина
«Новый год»
Выставка
Решение ребусов
«Рыбы»
Конкурс
Опрос, выставка
Решение ребусов
«Цветы»
Опрос, выставка
20
3.6
4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
6
6.1
6.2
7.
7.1
7.2
Подготовка к
конкурсам ИЗО
Аппликация и
коллаж.
«Портрет книжного
героя ». Аппликация и
смешанная
изобразительная
техника.
Макет книги с
разворотом и
объёмными деталями
в смешанной
изобразительной
технике.
Бумагопластика.
Аппликация.
Декоративная
живопись с основами
цветоведения
«Цветы в обуви».
Декоративный
натюрморт. Гризайль.
«Птичка в клетке» в
смешанной технике:
акварель и цветная
графика. Тёплые и
холодные цвета.
Пескография
«Удивительное
приключение в
космосе».
Пескография
«Любимый герой».
Пескография
Пластилинография
«Пасха».
Художественная
пластилинография
«Парад победы»
8
3
5
6
2
4
4
1
3
2
1
1
8
3
5
4
2
2
4
1
3
8
2
6
4
1
3
4
1
3
4
2
2
2
1
1
4
1
3
Опрос, выставка
Опрос, создание
видео-фильма
Опрос, создание
видео-фильма
Опрос, решение
ребуса «Пасха»
Опрос, выставка
Выставка
Тестирование по
пройденным
темам
Опрос
Выставка
Представление
проекта
Выполнение
художественноизобразительных
заданий.
Просмотр.
Беседа. Участие
21
Художественная
пластилинография.
8
8.1
8.2
8.3
8.4
Нетрадиционные
техники рисования.
«Летят журавли над
полями». Работа в
смешанной технике:
печатная графика ,
техника коллаж,
мозаика.
Аттестация.
Тестирование
«Летние цветы»
Художественноизобразительная
композиция.
Рисование
нетипичными
инструментами
«В гостях у Жарптицы». Выставка.
Всего
в выставках,
конкурах.
8
4
4
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
72
28
44
Выполнение
художественноизобразительных
заданий.
Просмотр.
Беседа
Участие в
выставках,
конкурах.
Защита
творческих
работ и
проектов.
Открытые
занятия.
22
Содержание учебного плана
2 год обучения
Обучающиеся изучают материал, исходя из своих возрастных возможностей
и в зависимости от уровня художественных способностей. Уровень выявляется
на первом занятии и в течение последующих нескольких занятий с помощью
наблюдения.
Тема 1. Введение в программу.
Теория: Знакомство с программой занятий. Режим занятий. Правила поведения и
инструктаж по технике безопасности. Правила работы с материалами и
инструментами. Обсуждение задач на учебный год. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях и поведению в Центре
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 2. Художественная обработка бумаги. Аппликация. Бумагопластика.
Тема 2.1. «Семицветик». Смешанная изобразительная техника и
бумагопластика.
Теория: правила безопасного использования карандаша, ножниц, фломастеров,
клея, бумаги; бумагопластика; шаблон и заготовка; семь цветов радуги;
геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат.
Практика: Создание эскиза будущей работы. Подбор бумаги и других
материалов для макета. Составление композиции, создать набросок и нарисовать
гуашью «солнышко дружбы» с применением бумаги и ее свойств. Выполнение
творческого задания. Оформление готовой работы.
Тема 2.2. Композиция на тему пейзаж «Лес». Смешанная изобразительная
техника, бумагопластика и аппликация.
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, организация рабочего
места, правила пользования материалами и инструментами, Композиция на тему
пейзаж «Лес». Смешанная изобразительная техника, бумагопластика и
аппликация. Особенности работы гуашью, виды деревьев и названия листьев,
времена года, признаки осени.
Практика: оформление фона гуашью, вырезание листьев по шаблону,
складывание гармошкой, приклеивание листьев. Оформление работы в рамку.
Тема 2.3. «Городской пейзаж». Композиция с применением инсталляции из
природных материалов изобразительная техника гуашь.
Теория: техника безопасности, природные материалы, виды пейзажа.
Особенности работы с акварелью. Знакомство и изучение техник работы с
гуашь. Работа с гуашью от светлого к темному. Выполнение работ (по образцу) и
на развитие воображения.
Практика: Подготовка гуашевого фона для композиции, нарисовать город,
добавить сухих трав, цветов и листьев, приклеивание, оформление работы в
рамку.
23
Тема 2.4. «Ягоды». Панно из бумажных шариков в технике папье-маше и
изобразительной технике гуашь.
Теория: организация рабочего места, виды и свойства бумаги, техника
безопасности при работе с клеем. Особенности работы с гуашью. Знакомство и
изучение техники работы с гуашью.
Практика: раскрашивание готового фона, скручивание бумаги в шарики,
приклеивание шариков на фон, раскрашивание работы в нужном цвете.
Оформление работы в рамку.
Тема 2.5. «Открытка ко дню матери» Бумагопластика с применением
аппликации, декора и изобразительной техники гуашь.
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, карандашами, клеем,
виды и свойства бумаги,; инструменты и материалы, праздник «день матери» в
России, виды цветов, полевые цветы, садовые цветы, лесные цветы, бумажный
элемент спираль, работа с шаблоном.
Практика: вырезание листьев без шаблона, вырезание спирали по шаблону,
склеивание розы из спирали, выполнение фантазийных цветов, оформление
букета, оформление композиции на внешней стороне открытки. Оформление
внутренней части открытки.
Тема 2.6. «Ёлочная игрушка» Рисунок с применением инсталляции из декора и
гуашь
Теория: техника безопасности при работе с различными материалами, техника
безопасности при работе с нитками, клеем; организация рабочего места, понятие
благотворительности.
Практика: работа от создания эскиза до воплощения работы в произведение.
Оформление работы в рамкую.
Тема 3. Основы живописи и графики.
Тема 3. 1. «Снегопад» в смешанной изобразительной технике: акварель ,
акварельный карандаш, цветной фломастер
Теория: техника безопасности при работе с бумагой и ножницами; времена года,
признаки зимы, зимние праздники, структура снежинки. Что такое графика.
Особенности работы с графическими материалами. Простой карандаш, цветной
карандаш, тушь, гелиевая ручка. Виды штриховки, работа с пятном, линией.
Практика: Основы построения, симметрия в рисунке, основы композиции.
Выполнение работ в различных графических техниках. Выполнение упражнений
по образцу, на развитие воображение и отработку графических навыков.
Соединение нескольких графических материалов в одной работе. Разработка
сложных композиций.
24
Тема 3. 2. «Рыбка весёлая и грустная» в смешанной изобразительной
технике: гуашь, цветной карандаш, гелиевая ручка металлик или неон,
чёрный линер.
Теория: Техника безопасности на занятии. Что такое графика. Особенности
работы с графическими материалами. Простой карандаш, цветные карандаши,
тушь, гелиевая ручка. Виды штриховки, работа с точкой, пятном, линией,
фактурой.
Практика Основы построения, основы композиции. Выполнение работ в
различных графических техниках. Выполнение упражнений по образцу, на
развитие воображение и отработку графических навыков. Соединение
нескольких графических материалов в одной работе. Разработка сложных
композиций.
Тема 3. 3. Аттестация. Разгадывание кроссвордов
Теория: правила разгадывания кроссворда.
Практика: коллективное разгадывание кроссвордов по пройденным темам,
индивидуальное разгадывание кроссвордов по пройденным темам.
Тема 3.4. «Символ Нового года» Праздник в коллективе в изобразительной
технике гуашь и аппликация.
Теория: техника безопасности на занятии, правила безопасного поведения на
улице в период новогодних каникул, праздники в России.
Практика: новогодняя викторина, вручение призов и подарков, грамот за первые
творческие успехи, коллаж, аппликация «Новогодние желания», оформление
фона и рамки в гуаши.
Тема 3.5. «Ваза с фруктами» Декоративный в графической технике
натюрморт
Теория: техника безопасности при работе, Знакомство с выразительными
средствами декоративной графики (линия, точка, пятно, фактура, силуэт). Что
такое стилизация и её основные признаки
Практика: Выполнение упражнений (по образцу) на закрепление знаний о
декоративной графике и ее выразительных средствах. Выполнение упражнений
на развитие воображения и стилизации предметов. Нанесенное на бумагу пятно
дорисовывается до узнаваемого художественного изображения. Выполнение
работы «Превращение». Используемые материалы: акварель, цветные
карандаши, фломастеры. Разработка и зарисовка собственных декоративных
элементов.
25
Тема 3.6. Подготовка к конкурсам ИЗО.
Теория: техника безопасности на занятиях, положение о конкурсе ИЗО.
Практика: обсуждение темы конкурса, мозговой штурм и генерация идей работ
для конкурса, обсуждение и выбор вариантов, подбор материалов и
инструментов, коллективная и индивидуальная работа по изготовлению
рисунков на конкурс. Самостоятельная подготовка конкурсных работ.
Тема 4. Аппликация.
Тема 4.1. «Портрет книжного героя». Аппликация и смешанная
изобразительная техника.
Теория: Знакомство с практиками работы с журналами, знакомство с
особенностями работы с цветной бумагой.
Практика: Создание простого эскиза (по образцу или шаблону), подбор цвета (с
помощью педагога), работа над проектом (простой вариант рваного края).
Создание эскиза самостоятельно, более сложной композиции. Выбор способа (из
представленных) и крепление к основе.
Тема 4.2. Макет книги с разворотом и объёмными деталями в смешанной
изобразительной технике. Бумагопластика. Аппликация.
Теория: праздник «международный женский день», техника безопасности при
работе с ножницами, клеем и острыми предметами; виды и свойства бумаги.
Практика: художественное оформление композиции объёмными деталями и в
смешанной изобразительной технике на внутренней стороне книги. Оформление
внешней и внутренней части макета книги.
Тема 5. Декоративная живопись с основами цветоведения.
Тема 5.1. «Цветы в обуви». Декоративный натюрморт. Гризайль.
Теория: виды цветов. Выполнение работ по образцу. Работа с простыми
композиционными схемами (на примере). Выполнение упражнений на развитие
воображения и закрепление знаний о цвете.
Практика: Знакомство с декоративной живописью и ее отличие от классической.
Знакомство с композиционными схемами. Знакомство со «световым рядом».
Тема 5.2. «Птичка в клетке» в смешанной технике: акварель и цветная
графика. Тёплые и холодные цвета.
Теория: Знакомство с 3-мя цветовыми схемами: комплементарная, аналоговая,
классическая триада. Знакомство со схемами: равноудаленные пары и
противоположные пары. Работа по образцу с дополнительными цветовыми и
композиционными схемами. Особенности работы с акварелью и цветной
графики. Знакомство и изучение техник работы с акварелью: письмо помокрому, лессировка. Знакомство и изучение техники работы с фломастерами.
Что такое графика. Особенности работы с графическими материалами. Простой
26
карандаш, цветной карандаш, тушь, гелиевая ручка. Виды штриховки, работа с
пятном, линией.
Птицы России и мира, домашние птицы, международный день птиц.
Практика: Работа с акварелью. Выполнение работ (по образцу) по акварели в
техниках лессировки и по-мокрому, классическая техника. Работа с цветными
фломастерами. Выполнение работ (по образцу) цветными фломастерами. Работа
от светлого к темному. Выполнение упражнений по образцу и на развитие
воображения отработку графических навыков. Эксперимент по совмещению
акварели и цветных фломастеров в одной работе. Работа над собственными
эскизами.
Тема 6. Пескография.
Тема 6.1. «Удивительное приключение в космосе». Пескография
Теория: техника безопасности при работе с песком; материалы и инструменты,
способы работы с песком. История дня космонавтики в России.
Практика: выполнение упражнений на развитие воображения. Создание
простого эскиза космических кораблей, инопланетян, создание видео.
Тема 6.2. «Любимый герой». Пескография.
Теория: техника безопасности при работе с песком; материалы и инструменты,
способы работы с песком. Вспомнить о детских сказках.
Практика: создание видео.
Тема 7. Пластилинография.
Тема 7.1. «Пасха». Художественная пластилинография.
Теория: Знакомство с видом художественного искусства – пластилинографией.
Основы пластилинографии. Знакомство с видами пластилина и инструментами
для работы с ним. Основные элементы. Техника безопасности при работе с
пластилином, стекой; инструменты и материалы, виды пластилина, прямая и
обратная пластилинография, приёмы работы с пластилином.
Практика: Выполнение упражнений на развитие воображения. Создание
простого эскиза. Выбор шаблона, выполнение панно в технике прямой
пластилинографии. добавление мелких деталей на панно. Выполнение
плоскостной работы (с помощью педагога, по образцу). Выполнение объемной
работы. Фиксация и защита работы от нагрева. Оформление работы в рамку.
Тема 7.2. «Парад победы» Художественная пластилинография.
Теория: Знакомство с видом художественного искусства – пластилинографией.
Основы пластилинографии. Знакомство с видами пластилина и инструментами
для работы с ним. Основные элементы. Техника безопасности при работе с
27
пластилином, стекой; инструменты и материалы, виды пластилина, прямая и
обратная пластилинография, приёмы работы с пластилином.
Практика: выбор шаблона, выполнение панно в технике прямой
пластилинографии. Добавление мелких деталей на панно, оформление работы в
рамку.
Тема 8. Нетрадиционные техники рисования.
Тема 8.1. «Летят журавли над полями». Работа в смешанной технике:
печатная графика , техника коллаж, мозаика.
Теория: Знакомство с нетрадиционными видами рисования. Поиск новых
инструментов для рисования (творческая лаборатория).
Техника безопасности при работе с бумагой, ножницами, клеем, карандашами;
материалы и инструменты, оригами, День победы в России.
Практика: Эксперимент по поиску новых инструментов для рисования. Создание
простого эскиза (с использованием трафаретов и образцов) для проекта.
Выполнение творческих упражнений на развитие воображения. Создание
сложного эскиза для проекта. Создание творческой работы. Поиск новых
инструментов и подходов для выполнения творческой работы. Оформить работу
в рамку.
Тема 8.2. Аттестация. Тестирование.
Теория: техника безопасности на занятии, правила выполнения теста.
Практика: групповое тестирование по пройденным темам. Индивидуальное
тестирование по пройденным темам.
Тема 8.3. «Летние цветы» Художественно-изобразительная
композиция. Рисование нетипичными инструментами.
Теория: Знакомство с нетрадиционными видами рисования. Поиск новых
инструментов для рисования (творческая лаборатория).
Техника безопасности при работе с бумагой, ножницами, клеем, карандашами;
материалы и инструменты, оригами, День победы в России.
Практика: Эксперимент по поиску новых инструментов для рисования. Создание
простого эскиза (с использованием трафаретов и образцов) для проекта.
Выполнение творческих упражнений на развитие воображения. Создание
сложного эскиза для проекта. Создание творческой работы композиции на тему
«Летние цветы». Поиск новых инструментов и подходов для выполнения
творческой работы. Оформить работу в рамку.
Тема 8.4. «В гостях у Жар-птицы». Выставка
28
Теория: техника безопасности на занятии, правила оформления выставки,
правила безопасного поведения на улице и дома в летний каникулярный период,
подведение итогов года, вручение грамот за творческие успехи.
Практика: Подготовка работ к выставкам различного уровня в течение всего
года. Выбор и подготовка работ для итоговой выставки. Оформление выставки.
Ожидаемые результаты 2 года обучения.
В результате второго года обучения обучающиеся:
освоят различные виды и техники декоративно-прикладного
творчества, такие как бумагопластика, оригами, аппликация, лепка и
пластилинография, научиться азам художественной пескографии;
усовершенствуют
навык
владения
ножницами
и
другими
канцелярскими принадлежностями;
расширят кругозор в области окружающего мира и природных
явлениях, традиционных и современных праздников, традиций и
обычаев народов России и мира;
научатся выполнять основные операции с различными материалами:
склеивание деталей из разных материалов; разрезание, надрезание,
вырезание деталей из бумаги, ткани, пластика; скручивание и
заматывание ниток; лепка из солёного теста и пластилина и пр.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Формы аттестации, контроля. Оценочные материалы.
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Жар-птица» применяются входящий и текущий
контроль, промежуточная и итоговая аттестации.
Входящая контроль осуществляется при комплектовании группы в начале
учебного года. Цель – определить исходный уровень знаний обучающихся.
Формы оценки – собеседование, творческое задание.
Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем
программы.
Контроль осуществляется с помощью контрольных заданий, тестов,
кроссвордов, викторин.
Промежуточная аттестация проводится по окончании каждого полугодия.
Формы проведения аттестации: опросные листы, кроссворды, викторины.
Итоговая аттестация проводится по результатам освоения программы.
Формы проведения аттестации: опросные листы, ребусы и кроссворды,
выставки.
29
Результаты аттестации представляются в виде творческих дневников,
портфолио обучающегося, диагностических карт, фото и видео отчетов,
проектов.
Для проведения аттестации используются оценочные материалы, опросный
листы по темам:
1 год обучения: «Солнышко дружбы» смешанная изобразительная техника
и бумагопластика», ««Осенний клён» Смешанная изобразительная техника и
бумагопластика», ««Пейзаж». Композиция с применением инсталляции из
природных материалов изобразительная техника акварель», ««Виноград» .
Панно из бумажных шариков в технике папье-маше и изобразительной технике
гуашь», ««Открытка ко дню матери» Бумагопластика с применением
аппликации , декора и изобразительной техники гуашь », ««Подарок для
ёлочки» с применением инсталляции из декора и изобразительной техники
гуашь», ««Снежинки»
в смешанной изобразительной технике: акварель,
акварельный карандаш, цветной фломастер», ««Рождественский ангел» в
смешанной изобразительной технике: гуашь , цветной карандаш, гелевая ручка
металлик или неон, чёрный линер», ««Новый год» работа в изобразительной
технике гуашь и аппликация», ««Фрукты на столе» Декоративный в графической
технике натюрморт», ««Портрет». Аппликация, коллаж и смешанная
изобразительная техника». «Открытка с разворотом и обьёмными деталями в
смешанной изобразительной технике. Бумагопластика. Аппликация», ««Цветы в
вазе». Декоративный натюрморт. Гризайль», ««Птичка» в смешанной технике:
акварель и цветная графика. Тёплые и холодные цвета», ««Космические дали».
Пескография», ««Любимая сказка». Пескография», ««Пасха». Художественная
пластилинография», ««Мирное небо». Художественная пластилинография на
тему», ««Летят журавли над полями». Работа в смешанной технике: печатная
графика, техника коллаж, мозаика», ««Лето». Композиция Рисование
нетипичными инструментами».
2 год обучения: ««Семицветик» смешанная изобразительная техника и
бумагопластика», «Композиция на тему пейзаж «Лес». Смешанная
изобразительная техника, бумагопластика и аппликация», ««Городской пейзаж».
Композиция
с применением инсталляции из природных материалов
изобразительная техника гуашь», ««Ягоды». Панно из бумажных шариков в
технике папье-маше и изобразительной технике гуашь», ««Открытка ко дню
матери» Бумагопластика с применением аппликации, декора и изобразительной
техники гуашь», ««Ёлочная игрушка» с применением инсталляции из декора и
гуашь», ««Снегопад» в смешанной изобразительной технике: акварель ,
акварельный карандаш, цветной фломастер», ««Рыбка весёлая и грустная» в
смешанной изобразительной технике: гуашь , цветной карандаш, гелевая ручка
металлик или неон, чёрный линер», ««Символ Нового года» Праздник в
коллективе в изобразительной технике гуашь и аппликация», ««Ваза с
фруктами» Декоративный в графической технике натюрморт», ««Портрет
книжного героя ». Аппликация и смешанная изобразительная техника», «Макет
30
книги с разворотом и объёмными деталями в смешанной изобразительной
технике. Бумагопластика. Аппликация», ««Цветы в обуви». Декоративный
натюрморт. Гризайль», ««Птичка в клетке» в смешанной технике: акварель и
цветная графика. Тёплые и холодные цвета», ««Удивительное приключение в
космосе». Пескография», ««Любимый герой». Пескография», ««Пасха».
Художественная пластилинография», ««Парад победы» Художественная
пластилинография», ««Летят журавли над полями». Работа в смешанной
технике: печатная графика, техника коллаж, мозаика», ««Летние цветы»
Художественно-изобразительная
композиция.
Рисование
нетипичными
инструментами».
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходим следующий минимум
оборудования, предоставляемого Центром:
столы и стулья, отвечающие нормам СанПиН;
шкафы для хранения материалов и инструментов;
выставочный стеллаж;
доска ученическая,
водонепроницаемый ящик (песочница);
2 стола для рисования песком,
инструменты для рисования песком,
ноутбук с файлами музыкальных композиций.
А также материалы и инструменты, предоставляемые родителями
обучающихся:
карандаши простые, цветные, фломастеры, кисти разного размера,
линейки, ножницы (для правшей и левшей);
стеки, шпажки, зубочистки;
швейные иглы с большим ушком;
нитки швейные разных цветов, пряжа;
краски гуашевые, акриловые, акварель;
бисер, бусины разных цветов и размеров;
природный материал: шишки, сухоцветы, семена, ягоды, крупа и т.д.
бросовый материал: различная пластиковая и картонная упаковка,
картонные втулки, проволока, крышки, диски и т.д.
клей ПВА, клеящий карандаш, силикатный клей, двусторонний и
обычный скотч;
бумага мелованная и немелованная разных цветов, бумага для
акварели, салфетки, цветной и белый картон;
пластилин, мука, соль крупная и мелкая, пищевые красители;
фоторамки;
видеокамера для съёмки фильма;
31
стойка для видеокамеры;
грамоты и благодарственные письма.
Информационные условия
1. Видеофильмы: «Чему учит экология?», «День космонавтики», «Народные
праздники».
2. Презентации: «Снежинки и их уникальность», «Экология. Бросовый
материал», «Народные куклы», «Творческий проект».
Методическое обеспечение программы
1.Наглядный материал, примеры и образцы работ по темам: «Бумагопластика»,
«Поделки из природного материала», «Поделки из бросового материала»,
«Лепка из солёного теста», «Лепка из пластилина, пластилинография»,
«Народные куклы», «Свит-дизайн», «Бисероплетение», «Игрушки из ниток».
2. Раздаточный материал (шаблоны и заготовки) по темам: «Бумагопластика»,
«Народные куклы», «Игрушки из ниток», «Поделки из бросового материала».
3. Контрольные материалы: опросники, кроссворды, ребусы, бланки
тестирования.
4. Положения о конкурсах и выставках.
5. Методы и приёмы организации учебно-воспитательной работы:
интерактивные, объяснительно-иллюстративные, моделирующие ситуацию
успеха, методы проблемного обучения.
6. Формы проведения занятий: беседа, творческая мастерская, игра, групповая
работа, выставка, теоретическое занятие, «мозговой штурм», проектная
деятельность, мастер-класс, посиделки, контрольное занятие.
32
Список литературы
Нормативные документы
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р);
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» (с изменениями на
02.02.2021г.);
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально33
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
общеразвивающих программ в МБУ ДО – центр «Лик»;
14. Устав МБУ ДО – центр Лик.
Литература для педагога
1. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение,
1999.
2. Волкова Я.В. Хранители дома и семьи. – М.: Хоббитека, 2018.
3. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество: традиционные народные
куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Выгонов В.В., Захарова И.В. Оригами для малышей. – М.: Издательский Дом
МСП, 2007. 26
5. Галанова Т.В. Игрушки из помпонов. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2010.
6. Долгова В. Славянские куклы-обереги своими руками. – Ростов н/Д: Феникс,
2015.
7. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. – Ярославль: «Академия
развития», 1997.
8. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки,
скороговорки. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
9. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. – СПб.: ЗАО «Валерии», 1997.
10.Калугин М.А. Ребусы, кроссворды, головоломки. – Ярославль: «Академия
развития», 1998.
11.Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль:
«Академия развития», 1998.
12.Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество: изделия из древесины
и природного материала. – Волгоград: Учитель, 2009.
13.Миронова О.В. Народная кукла. – М.: Формат-М, 2015.
14.Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.:
Просвещение, 1990.
15.Трясорукова Т.П. Игры и задания по развитию внимания: интегрированные
занятия для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.
16.Шайдурова Н.В., Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое
пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Литература для обучающихся
1. Волкова Я.В. Детские куклы и обереги. – М.: Хоббитека, 2016.
34
2. Кириченко Г.В. Оригами. Забавные фигуры. – СПб.: Полигон, 2012.
3. Соколова М. Большая книга новогодних поделок – М.: Аст-Пресс Книга, 2015.
– 128 с.
4. Чебаева С. Большая книга поделок из природных материалов – М.:
Издательство АСТ, 2011. – 224 с.
Литература для родителей
1. Белонощенко Е. Рождённые с характером – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. –
200 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Самая важная книга для родителей – М.: Издательство
АСТ, 2018. – 752 с.
3. Романушко М. Семейная сокровищница. Воспитание свободой и творчеством
– 2-е изд. доп. – М.: Гео, 2009. – 88 с.
35
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования с
соответствующим
уровнем
образования
и
квалификации.
(Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых») и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам
(ФЗ №273 ст.46, ч.1).
Педагог дополнительного образования, реализующий данную
программу, должен иметь высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование в области, (соответствующей
профилю программы), без предъявления требований к стажу работы, либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу работы.
Составитель программы:
Моркова Оксана Викторовна, педагог
дополнительного образования. Образование: высшее, 1999год УрГППУ г.
Екатеринбург «Уральский профессионально-педагогический университет»,
инженер-педагог, швейный профиль. Квалификационная категория: первая.
36
Приложение 2.
Протокол итогов аттестации обучающихся
ДООП «Жар-птица»_ ________________________________________________________________________________________________
Год обучения____________________________ Группа №___________________________ Возраст обучающихся_____________________
Личностные результаты
Уровень и динамика
Могут достижений
удовлетворить
потребность в творческом
самовыражении
средствами
изобразительного и
декоративно-прикладного
искусства
Демонстрирует
ответственное отношение к
своей деятельности, к
результату своего труда и
чувство уважения к
результатам труда
окружающих
Демонстрирует культуру
общения при обсуждении
и взаимодействии друг с
другом.
Инициативность
Сформирован интерес к
экспериментальной
составляющей
изобразительной
деятельности при работе с
цветом, материалами,
объемом.
Функциональные
Метапредметные результаты
цвета
Могут создавать простые
художественные
композиций.
Демонстрирует проявление
фантазии, воображения,
образного мышления,
представления в
соответствии с возрастом;
Сформированы основы
художественного вкуса;
Предметные результаты
Освоены начальные
знания техник
декоративно-прикладного
искусства мозаика, витраж,
скульптура,
пластилинография,
декоративная обработка
Освоены начальные
текстиля;
знания техник
изобразительного
мастерства декоративная
живопись, графика,
нетрадиционные
техники
Знают цветовой круг
и
рисования
могут грамотно, сочетать
Ф.И
обучающегося
Иванов Петя
Петров Саша
Всего аттестовано ____ обучающихся, _______% от общего количества обучающихся.
Из них по результатам аттестации показали:
Предметные результаты
Личностные результаты
высокий уровень ___ чел. ____% от общего количества обучающихся
высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел. ____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся
низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества обучающихся
низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся
Метапредметные результаты
высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся
низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся
Педагог дополнительного образования: _________________________/_________________________________/
Ф.И.О.
Подпись
Члены аттестационной комиссии: ____________________________/ __________________________________/
Приложение 1
Опросники по темам первого года обучения
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Семицветик»
1. Из чего делают бумагу?
2. Что такое макулатура?
3. Сколько цветов в радуге?
4. В каком порядке располагаются цвета в радуге?
Опросный лист по теме «Панно из бумажных шариков»
1. Какие виды бумаги вы знаете?
2. Чем гофрированная бумага отличается от обычной бумаги?
3. В чём отличие гофрированной и крепированной бумаги?
4. Чем в некоторых случаях можно заменить крепированную бумагу?
Опросный лист по теме «Лепка из солёного теста «Букет»
1. Что делают из теста?
2. Из чего делают тесто?
3. Какие виды муки вы знаете?
4. Из чего делают муку?
5. Какие ингредиенты входят в состав солёного теста?
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Открытка ко Дню матери»
1. Что такое бумагопластика?
2. Для чего мы собираем макулатуру?
3. Как правильно держать ножницы?
4. Как правильно передавать ножницы?
5. С какой стороны нужно начать резать бумагу, если вы держите ножницы в
правой руке?
Опросный лист по теме «Народная кукла «Рождественский ангел»
1. Чем народная кукла отличается от современной?
2. Какие существуют виды народной куклы?
3. Какие материалы вы использовали при изготовлении рождественского
ангела?
4. Из чего ещё можно сделать народную куклу?
Опросный лист по теме «Лепка из солёного теста «Портрет»
1. Что такое портрет?
2. Какие ингредиенты входят в состав солёного теста?
3. Какие способы окрашивания изделий из солёного теста вы знаете?
4. Какой праздник отмечается в России 23-го февраля?
5. Кого принято поздравлять с Днём защитника Отечества?
Опросный лист по теме «Бумагопластика. Открытка»
1. Что такое бумагопластика?
2. Какие виды бумаги вы знаете?
3. Почему открытка так называется?
4. Какие основные правила работы с бумагой вы знаете?
Опросный лист по теме «Пластилинография»
1. Что такое пластилинография?
2. Чем пластилинография похожа на рисование красками?
3. Какие материалы и инструменты вы использовали, выполняя работу в
технике пластилинографии.
4. Можно ли смешивать разные цвета пластилина? Что из этого получится?
Опросный лист по теме «Оригами «Пасхальная курочка»
1. Чему посвящён праздник Пасхи?
39
2. Почему курица является символом Пасхи?
3. Какие пасхальные традиции вы знаете?
4. Что такое оригами?
5. Какие материалы, кроме бумаги, можно использовать при работе в технике
оригами?
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Летят журавли»
1. Какой праздник отмечают в России 9-го мая?
2. Есть ли в вашей семье участники Великой Отечественной войны?
3. Какие традиции и символы, посвящённые войне и Дню победы, вы знаете?
4. С чем или кем связано изображение журавлей?
Опросный лист по теме «Лепка из пластилина «Лето»
1. Что необходимо сделать, прежде чем начать лепить из пластилина?
2. Какие инструменты для лепки из пластилина вы знаете?
3. Чем объёмная лепка отличается от плоскостной?
4. Чем лето отличается от других времён года?
40
Приложение 2
Опросники по темам второго года обучения
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Солнышко дружбы»
1. И чего делают бумагу?
2. Почему важно собирать макулатуру?
3. Что такое бумагопластика?
4. Какие способы работы с бумагой вам известны?
5. Каким клеем можно склеить два листа бумаги?
Опросный лист по теме «Народная кукла, зернушка»
1. Какие виды народной куклы вы знаете?
2. Из чего на Руси делали кукол?
3. Почему кукла зернушка так называется?
4. Какие ещё есть названия у этой куклы?
5. Как называются куклы, изготовленные без использования иголки, только с
помощью обматывания нитками?
Опросный лист по теме «Панно в технике торцевания»
1. Какие виды бумаги вам известны?
2. Чем отличаются друг от друга разные виды бумаги?
3. Какую бумагу лучше всего использовать при работе в технике торцевания.
4. Какие материалы и инструменты необходимы для работы в технике
торцевания?
Опросный лист по теме «Свит-дизайн «Букет»
1. Какую бумагу используют при работе в технике свид-дизайна?
2. Почему свит-дизайн так называется?
41
3. Какие материалы и инструменты необходимы для работы в технике свитдизайна?
4. Какие изделия обычно делают в технике свит-дизайна?
5. Какие цветы можно сделать в технике свит-дизайна?
Опросный лист по теме «Народная кукла «Солнечный конь»
1. К какому виду народной куклы относится кукла солнечный конь?
2. Что олицетворяет и кому предназначена кукла солнечный конь?
3. Как называется ткань, которую вы использовали при изготовлении
народной куклы?
4. Почему в обережных куклах принято использовать красную нить?
Опросный лист по теме «Квиллинг. Открытка»
1. Что такое квиллинг?
2. Как необходимо нарезать бумагу, чтобы работать в технике квиллинг?
3. Какие элементы квиллинга вам известны?
4. Какой клей используют для приклеивания элементов к основе? Почему?
Опросный лист по теме «Лепка из солёного теста «Луна»
1. Какие рецепты приготовления теста вам известны?
2. Как сделать тесто для лепки?
3. Какие способы окрашивания теста вы знаете?
4. Какой праздник отмечают в России 12-го апреля?
5. Что произошло в истории 12-го апреля 1961 года?
Опросный лист по теме «Пластилинография»
1. Что такое пластилинография?
2. какие виды пластилинографии вам известны?
3. В чём особенность работы в технике обратной пластилинографии?
42
Опросный лист по теме «Пасхальная композиция из бросового материала»
1. Чему посвящён праздник Пасхи?
2. Что такое бросовый материал?
3. Где найти бросовый материал?
4. Что можно использовать в качестве бросового материала, а что нельзя?
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Парад победы»
1. Чему посвящён праздник, который в России отмечают 9-го мая?
2. Когда прошёл первый парад в честь победы в Великой Отечественной
войне?
3. Кто такие ветераны?
4. Почему Великая Отечественная война так называется?
5. Почему необходимо сохранять память о тех далёких событиях?
Опросный лист по теме «Лепка из пластилина «Летние цветы»
1. Какие правила работы с пластилином вам известны?
2. Какие цветы принято высаживать в городских клумбах?
3. Какие цветы растут в полях и лесах Урала?
43
Приложение 3
Ребусы по темам для первого и второго годов обучения
Деревья
44
Цветы
Пасха
45
Птицы
Рыбы
46
Лесные жители
47
Приложение 4
Кроссворды по темам для первого и второго годов обучения
Кроссворд «Птицы»
Кроссворд для промежуточной аттестации для первого года обучения
1. Искусство моделирования из бумаги объёмных композиций на плоскости.
2. Вид народной куклы, призванный оберегать своего владельца от
несчастий.
3. Основной ингредиент любого теста.
4. Что получится, если перегибать лист бумаги поочерёдно вперёд и назад?
5. Вид искусства, предназначенный для декорирования, украшения стены.
6. Бумажные отходы.
7. Почтовая карточка для открытого письма.
48
8. Жатая тонкая бумага, которая может растягиваться.
1
2
О Б Е Р Е Г
У
3 М У К А
А
4
Г А Р М О Ш К А
О
5
П А Н Н О
Л
6 М А К У Л А Т У Р А
С
7
О Т К Р Ы Т К А
И
8
К Р Е П О В А Я
А
Кроссворд для промежуточной аттестации для второго года обучения
1. Искусство моделирования из бумаги объёмных композиций на плоскости.
2. Материал, который можно было выбросить, но он пригодился в
творчестве.
3. Народная кукла, выполненная методом мотания.
4. Оказание безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается.
5. Высушенные растения.
6. Жидкий клей, часто используемый для склеивания бумаги, картона, дерева
и других материалов.
7. Составление композиций из конфет.
8. Вид бумажного конструирования, когда бумажный квадратик накручивают
на палочку и приклеивают к основе.
49
9. Народная кукла, выполненная на основе-мешочке.
5
С
У
2
1
Х
Б Р О С О В Ы Й
О
У
Ц
3 М О Т А Н К А
А
В
Е
4 Б Л А Г О Т В О Р И Т Е Л Ь Н О С Т Ь
О
6
Ы
П В А
Л
7 С В И Т - Д И З
А Й Н
С
8
Т О Р Ц Е В А Н И Е
И
9 З Е Р Н У Ш К А
А
50