ДООП Исследователи 23-24

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования - центр «Лик»
Принята на заседании
Методического совета
МБУ ДО – центр «Лик»
Протокол № __ от «__»______2023

Утверждено
Директор
МБУ ДО - центр «Лик»
Приказ № __ от «__»_______2023г.

г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Возраст обучающихся: 11 – 17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:
Сентябрева Любовь Васильевна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург
2023 г

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы
Автор
(составитель)
программы
Вид программы
Направленность
программы
Вид деятельности
Форма
реализации
программы
Срок
реализации
программы
Охват детей по возрастам
Адресат
программы:
категория участников, на
которых она рассчитана
Уровень
освоения
программы
Краткая
аннотация
программы

Исследователи
Сентябрева Любовь Васильевна
модифицированная
туристско-краеведческая
краеведение
очная
1 год
11-17 лет
обучающиеся среднего и старшего школьного возраста
продвинутый
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Исследователи» направлена на развитие
основных нравственных ценностей, на воспитание у
обучающихся гражданско-патриотического самосознания.
Через исследовательскую проектную, экскурсионную
краеведческую деятельность, у обучающихся формируется
любовь к Родине, уважение к ее прошлому, уважение к
старшему поколению, гордость за свою страну. Программа
включает в себя как теоретическую часть, так и
практические занятия: разработку и выполнение творческих
и исследовательских проектов, туристско- экскурсионных
маршрутов
путешествий,
музейных
экскурсионных
проектов. Обучающиеся принимают участие в экскурсиях по
родному краю, в тематических играх, викторинах и
конкурсах, таким образом, создаются условия для
реализации творческой активности, самостоятельности и
инициативы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
«Исследователи» туристско-краеведческой направленности.

программа

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы заключаются в сочетании различных методов обучения и
видов учебной деятельности, таких как игровая, экскурсионная, исследовательская и
проектная деятельность, что выводит обучающихся за рамки привычного
образовательного процесса, расширяет кругозор и дает возможность для духовного роста,
позволяет ребенку непринужденно погрузиться в ситуацию и проявить себя в новой роли,
самому обозначить проблему и попытаться найти решение.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Разработка данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы продиктована целями и задачами, определенными в Концепции развития
дополнительного образования в РФ и Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Программа разработана для обучающихся, имеющих опыт исследовательской и
экскурсионной деятельности, прошедших базовый курс основной программы «Юный
краевед». Учебная деятельность организована в форме регулярных занятий,
краеведческих экскурсий, прогулок, походов, тематических игр и викторин.
Совместная проектная деятельность педагога и детей – одно из востребованных и
интересных направлений современной краеведческой работы с обучающимися.
Раздел «Проектория» - сопровождение проектной работы обучающихся, помощь в
разработке и оформлении проектов для участия в конкурсах разного уровня: районных,
Городских, Областных, Всероссийских, Международных. Например, участвуя во
Всероссийском инновационном проекте «Моя Отчизна», обучающиеся в своих
творческих и исследовательских проектах с гордостью рассказывают об интересных
уголках и памятных местах родного города, области и Урала, о людях живущих здесь, о
традициях и обычаях края. Участие во Всероссийских конкурсах разного направления,
дает возможность ребятам научиться разрабатывать и оформлять исследовательскую или
творческую работу в проект, в совершенстве владея ИКТ, используя разные источники
информации, получить навыки общения с людьми разного возраста.
Новая форма туристско-краеведческой деятельности, представленная в разделе
«ДЭБ», направлена на реализацию образовательного проекта «Детское экскурсионное
бюро». Обучающиеся, имеющие опыт организаторской, туристической и краеведческой
деятельности, выступают в роли экскурсоводов. Они сами разрабатывают экскурсионнотуристические маршруты по интересным местам города, знакомят своих сверстников и
гостей Екатеринбурга с историческими и памятными местами города, таким образом
включаясь в поисково-исследовательскую деятельность. На данный момент в
Екатеринбурге и Свердловской области существует достаточно большое количество
туристических маршрутов, знакомящих жителей и гостей Урала с самобытным уральским
искусством, культурой и памятниками природы. Для детской аудитории предлагаются
только зоопарк, театры и выставки. Уникальность проекта «ДЭБ» заключается в
комплексном подходе к подаче материала, в том, чтобы глазами ребенка по-новому
посмотреть на свой родной город, связать историю своей семьи, своего рода с историей
края.
Раздел «Наш музей» представляет собой одну из форм исследовательской и
экскурсионной деятельности в музее центра «Взвейтесь кострами!» Ребята исследователи,
знакомясь с деятельностью детских общественных организаций, с участием детей в жизни

государства в разные исторические периоды, рассказывают об этом на своих экскурсиях.
Наш музей – это живой организм, это место деятельности центра детских инициатив,
именно здесь проходят творческие встречи с ветеранами пионерии, с ветеранами Великой
Отечественной войны, интерактивные экскурсии для обучающихся центра и
образовательных организаций района и города.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Исследователи»
способствует:
 включению обучающихся в личностно-значимую творческую деятельность;
 развитию интересов обучающихся, их потребностей и возможностей через
применение технологии проектной и экскурсионной деятельности.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование гражданского самосознания, как важнейшей духовно-нравственной и
социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших
поколений, готовность к активному участию в жизни общества.
Задачи:
Обучающие
1. Научить представлять результаты своей проектно-исследовательской
деятельности
с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий.
2. Научить навыкам профессий, связанных с музейной и экскурсионной работой.
Развивающие
1. Способствовать формированию интереса обучающихся к изучению истории
детского движения в России и на Урале, интереса к изучению современных
направлений деятельности Российского движения школьников.
2. Развивать коммуникативные навыки через вовлечение обучающихся в
исследовательскую и экскурсионную деятельность.
Воспитательные
1. Воспитывать уважительное отношение к истории и традициям Урала, верности
и любви к своей малой Родине.
2. Воспитывать музейную культуру и бережное отношение к историческим
памятникам как части общей культуры человека.
3. Включить обучающихся в активную и доступную общественно-гражданскую
деятельность.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на
обучающихся в возрасте 11-17 лет.
11-17 Стремятся к самостоятельности, самоутверждению, признанию, активны, но
отсутствует инициатива, нет навыков самоорганизации, эмоции неустойчивые,
конфликтны, стремятся быть как все, четкое разделение на группы по половому признаку.
Стремятся к взрослости, к самоутверждению во взрослой позиции, прямолинейны,
нетерпимы, в том числе к тем, кто не с ними, любят спорить, мнение коллектива менее
важно, нет стремления к получению оценки их деятельности со стороны взрослых.
Стремятся самореализоваться в различной деятельности и занимать лидерские позиции.
Осознание принадлежности к своей стране, к обществу.
Сроки реализации программы
Год обучения
1 год обучения

Количество
часов
216

Уровень

Отличительные особенности уровня

продвинутый

Имея

хороший

опыт

проектно-

исследовательской и экскурсионной
деятельности, обучающиеся имеют
возможность
самостоятельно
разработать и представить свой
исследовательский и экскурсионный
проект, совершенствуя себя в
данных направлениях, реализуя свой
творческий потенциал.

Распределение количества часов:
I год обучения - 216 часов (6 часов * 36 недели)
Формы вид и режим занятий
Форма организации учебного процесса – групповая с индивидуальным подходом,
групповая работа по подгруппам. Виды занятий: краеведческие и музейные экскурсии,
прогулки и походы, музейные открытые занятия, беседы, конкурсы, деловые игры. Режим
занятий: учебный час 45 минут, перерыв между занятиями 5-10 минут.
Наполняемость учебной группы от 12 до 18 человек.
Ожидаемые результаты
В результате решения поставленных задач у обучающихся будут сформированы
следующие компетенции:
Общекультурная
 Умение разработать и провести экскурсию по городу.
 Умение разработать и провести экскурсию по музею «Взвейтесь кострами!».
Учебно-познавательная
 Умение разработать и представить результаты своей проектно- исследовательской
деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий.
 Стремление повышать уровень знаний.
Коммуникативная
 Владение навыками работы с различными источниками информации: книгами,
картами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями,
словарями, интернетом.
 Владение навыками коммуникативной культуры.

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Продвинутый уровень
Возраст обучающихся 11-17 лет 216 часов в год,
занятия 2 раза в неделю по 3 часа
Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы
аттестации/контр
оля

Всего

Теория

Практика

3

1

2

60

6

54

6

2

4

блиц-опрос,
творческое
задание

3. Сбор информационного
материала по теме проекта

6

1

5

опрос
самостоятельная
работа

4. Разработка исследовательского
(творческого) проекта

6

1

5

опрос,
творческое
задание

5. Выполнение и оформление
исследовательского
(творческого) проекта

18

0

18

опрос,
самостоятельная
практическая
работа

6. Представление
исследовательского
(творческого) проекта

6

0

6

защита проекта

7. Участие в краеведческих
конкурсах детских проектов
разного уровня

18

2

16

выполнение
проекта для
участия в
конкурсе

60

6

54

3

1

2

1. Введение в программный курс
ПРОЕКТОРИЯ
2. Участие в инновационном
Всероссийском проекте «Моя
Россия. Моя Отчизна.»

блиц-опрос

Распределение тем исследовательских
(творческих) проектов. Повторение
этапов выполнения проекта

ДЭБ – ДЕТСКОЕ
ЭКСКУРСИОННОЕ БЮРО
8. Повторение правил подготовки
видео экскурсионного проекта
по родному городу

блиц-опрос

9. Выбор и обсуждение темы
экскурсии. Распределение ролей
и обязанностей выполнения
видео экскурсионного проекта

3

0

3

самостоятельная
работа, игра –
викторина «Я –
экскурсовод»

10. Разработка сценария туристскоэкскурсионного маршрута
согласно выбранной теме

6

0

6

самостоятельная
работа, опрос

11. Сбор информационного
материала, работа с разными
источниками

6

0

6

опрос,
творческое
задание

12. Репетиционные занятия в
учебном кабинете

6

1

5

репетиции

13. Выезд на экскурсионный
маршрут. Видеосъемка

12

2

10

беседа, опрос,
экскурсия

14. Монтаж видео материала
экскурсионного маршрута

6

1

5

творческое
задание

15. Выполнение и оформление видео
фильма (видео презентации) по
теме туристско- экскурсионного
маршрута

9

0

9

творческое
задание

16. Репетиция представления
проекта. Анализ выполнения
видео фильма

6

1

5

опрос, репетиция

17. Представление туристскоэкскурсионного проекта

3

0

3

защита проекта

НАШ МУЗЕЙ

42

9

33

18. Исследовательская работа:
Волонтёрская деятельность

9

3

6

опрос,
самостоятельная
работа

19. Исследовательская работа:
Гражданские и патриотические
акции

9

3

6

опрос,
самостоятельная
работа

20. Исследовательская работа:
Артек в жизни современных
школьников России

6

3

3

опрос,
самостоятельная
работа

21. Разработка сценария и
проведение встречи с ветеранами
(пионерии, ВОВ) и гостями
музея

6

0

6

самостоятельная
работа,
творческое
задание

22. Организация и помощь в

6

0

6

самостоятельная

проведении тематических
экскурсий, познавательных игрвикторин, квэстов для детских
образовательных организаций
района

работа,
проведение
мероприятия

23. Разработка игр – викторин, квэст
- игр для образовательных
организаций района

6

0

6

самостоятельная
работа

Тематические экскурсии по городу и
родному краю

51

0

51

творческое
задание

Итого:

216

22

194

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Тема «Введение в программный курс»
Теория: Беседа. Вводный инструктаж.
Практика: Игра «Безопасность» (повторение правил ТБ и ОТ). Блиц-опрос.
Раздел: Проектория
2. Тема «Участие в инновационном Всероссийском проекте «Моя Россия. Моя
Отчизна». Распределение тем исследовательских (творческих) проектов.
Повторение этапов выполнения проекта.
Теория: Беседа. Предложение обучающимся тем для выполнения проекта.
Практика: Выбор темы для индивидуального или группового исследовательского
(творческого) проекта. Анализ выбора тем проектов. Повторение этапов
выполнения проекта. Опрос. Творческое задание «Составь краткий план работы
над своим проектом». Представить свой план на занятии.
3. Тема «Сбор информационного материала по теме проекта»
Теория: Беседа. Куда обратиться за помощью, к каким источникам?
(энциклопедии, справочная, научная, художественная литература, библиотека в
учебном кабинете и в школе, интернет- источники и др.) Участие в опросе.
Практика: Самостоятельная работа. Работа с информационным материалом в
учебном кабинете. Сбор информации дома, в школе, в библиотеке из разных
источников. Представить на занятии отчет о собранной информации.
4. Тема «Разработка исследовательского (творческого) проекта».
Теория: Беседа. «Составляем план действий. Что делаешь сначала, а что потом. Как
прийти к поставленной цели». Участие в опросе.
Практика: Творческое задание. Разработать схему (план) выполнения проекта с
подробным описанием каждого этапа работы. Представить промежуточный отчет о
выполненном творческом задании.
5. Тема «Выполнение и оформление исследовательского (творческого) проекта»
Теория: Практика: Самостоятельная работа. Работа с текстом: введение, основная часть,
заключение, выводы, подведение итогов. Выполнение чернового варианта проекта.
Проверка, анализ выполненной работы. Представление работы на занятии.
Выполнение чистового варианта. Разработка, выполнение и оформление

презентационной части проекта. Представление чернового варианта презентации
на занятии. Выполнение чистового варианта презентации к проекту. Итоговое
оформление всех частей проекта. Подготовка речи для представления проекта.
Представление выполненной работы на занятии.
6. Тема « Представление исследовательского (творческого) проекта»
Теория: -Беседа «Выигрышные компоненты в представлении исследовательского
(творческого) проекта»
Практика: Защита проекта. Ответы на вопросы.
7. Тема «Участие в конкурсах детских проектов разного уровня»
Теория: Беседа. Знакомство с положением к конкурсу. Предложение тем проектов
для участия в конкурсе.
Практика: Самостоятельная работа. Подготовка к конкурсному проекту. Разработка
всех этапов работы. Выполнение и оформление проекта. Представление
выполненной работы на занятии. Подведение итогов, анализ проведенной работы.
Представление работы для участия в конкурсе.
Раздел «ДЭБ – Детское Экскурсионное бюро»
8. Тема «Повторение правил подготовки видео экскурсионного проекта по родному
городу»
Теория: Беседа. «Юбилею родного города посвящаем»
Практика: Повторение правил подготовки туристско- экскурсионного маршрута.
Блиц – опрос.
9. Тема «Выбор и обсуждение темы экскурсии. Распределение ролей и обязанностей
выполнения видео экскурсионного проекта»
Теория: Практика: Обсуждение темы экскурсии. Самостоятельная работа. Распределение
ролей и обязанностей. Участие в игре – викторине «Я – экскурсовод».
10. Тема «Разработка сценария туристско-экскурсионного маршрута согласно
выбранной теме»
Теория: Беседа. «Я - сценарист, я - режиссер». Участие в опросе.
Практика: Самостоятельная работа: «Сценарий экскурсии о родном городе»
11. Тема «Сбор информационного материала, работа с разными источниками»
Теория: Практика: Сбор нужной информации в учебном кабинете, дома, в школе, в
библиотеке. Представление отчета на занятии.
12. Тема «Репетиционные занятия в учебном кабинете»
Теория: Практика: Репетиция туристско-экскурсионного маршрута
13. Тема «Выезд на экскурсионный маршрут. Видеосъемка»
Теория: Беседа. Повторение правил ТБ, правил ПДД, правил поведения в
транспорте и в городе.
Практика: Участие в блиц- опросе. По ТБ и ПДД. Экскурсия. Участие в
видеосъемке.
14. Тема «Монтаж видео материала экскурсии»
Теория: Беседа. Знакомство с правилами монтажа видео материала.
Практика: Творческое задание. Выполнить монтаж отдельных этапов экскурсии.
15. Тема «Выполнение и оформление видеофильма к экскурсионному маршруту»
Теория: Беседа. Правила оформления видео фильма.

Практика: Монтаж и оформление видеофильма экскурсии. Представление на
занятии выполненной работы.
16. Тема «Репетиция представления проекта. Анализ выполнения видео фильма»
Теория: Беседа: «Основа представляемого проекта»
Практика: Репетиционное занятие. Анализ выполненной работы.
17. Тема «Представление туристско-экскурсионного проекта»
Практика: Защита экскурсионного проекта
Раздел «Наш музей»
18. Тема «Исследовательская работа: Волонтёрство
Теория: Беседа. Кто такие волонтеры? Участие в блиц-опросе.
Практика: Самостоятельная работа. Разработка, выполнение и оформление всех
этапов исследовательской работы. Представление выполненной работы на занятии
19. Тема «Исследовательская работа: Гражданские и патриотические акции»
Теория: Беседа. Гражданственность и патриотизм школьников России.
Практика: Самостоятельная работа. Разработка, выполнение и оформление всех
этапов исследовательской работы. Представление выполненной работы на занятии
20. Тема «Исследовательская работа: Артек в жизни современных школьников
России»
Теория: Беседа. Что я знаю об Артеке? Блиц-опрос.
Практика: Самостоятельная работа. Разработка, выполнение и оформление всех
этапов исследовательской работы. Представление выполненной работы на занятии
21. Тема «Разработка сценария и проведение встречи с ветеранами (пионерии, ВОВ)
и гостями музея»
Теория: Практика: Самостоятельная работа. Составить сценарий встречи с гостями музея
центра. Творческое задание. Организовать и провести встречу с гостями.
22. Тема «Организация и помощь в проведении тематических экскурсий,
познавательных игр- викторин, квэстов для детских образовательных
организаций района»
Теория: Беседа. Образовательные организации района (детский сад, школа,
училище, ВУЗ, Академия).
Практика: Самостоятельная работа. Познавательная игра – викторина, квэст – игра,
экскурсия для гостей разного возраста. Разработать сценарий и представить на
занятии выполненное задание.
23. Тема «Разработка игр – викторин, квэст - игр для образовательных организаций
района»
Практика: Самостоятельная работа. Разработать, выполнить и оформить игру
викторину, квэст – игру для детей дошкольного возраста и школьников.
Представить на занятии выполненное задание.
Раздел «Тематические экскурсии по городу и родному краю»
Практика: участие в тематических экскурсиях по городу и родному краю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
год
обучения

уровень

планируемые результаты
личностные

продвинутый

Возраст обучающихся: 11-18 лет
Повысит свой
1 год
интеллект,
разовьет
эрудицию и
культуру
общения с
разными
категориями
граждан

метапредметные

Овладеет
навыками
взаимодействия,
выполняя
разные
социальные
роли, разовьет
исследовательск
ие навыки, в том
числе навыки
работы с
информацией,
приобретет
опыт участия в
социальнозначимой
деятельности

предметные
обуч - ся научится
обуч - ся
получит
возможность
научиться
Самостоятельно
разрабатывать,
выполнять и
представлять
исследовательский
(творческий)
проект,
экскурсионнотуристический
маршрут для
участия в конкурсе
любого уровня

Получит
возможность
научиться быть
сценаристом,
режиссером,
экскурсоводом,
организатором
мероприятия

МЕХАНИЗМ ВЫЯЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ
«ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Уровень
освоения
программы
высокий

Теоретическая
подготовка

Практическая
подготовка

Знание основ
экскурсионной и
проектной
деятельности

Проявление
инициативы,
творческой
активности,
самостоятельности в
работе, стремление
развиваться в данных
направлениях
деятельности. Умение
оказать помощь
другим обучающимся
при выполнении

Результативность
участия в
конкурсах
Победа в конкурсах
разного уровня

средний

Знание основ
экскурсионной и
проектной
деятельности с
помощью педагога

низкий

Неполное знание основ
экскурсионной и
проектной
деятельности

творческой работы.
Хорошие навыки
самостоятельного
выполнения
творческой
(исследовательской)
работы.
Навыки участия в
коллективной
творческой работе.

Активное участие в
конкурсах разного
уровня

Редко принимает
участие в
конкурсах

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. ФОРМЫ
МАТЕРИАЛЫ

АТТЕСТАЦИИ,

КОНТРОЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

И

ОЦЕНОЧНЫЕ

Для
оценки
результативности
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Исследователи» применяются промежуточная и итоговая
аттестация.
Промежуточная аттестация проводится по окончании каждого полугодия.
Формы проведения аттестации: тестирование, кроссворды, викторины, контрольные
задания, защита исследовательских (творческих) проектов.
Итоговая аттестация проводится по результатам освоения программы.
Формы проведения аттестации: викторина, контрольный опрос, творческий отчет, защита
рефератов, защита проектов.
Результаты аттестации представляются в виде диагностических карт, фото и видео
отчетов, проектов.
Оценочные материалы
Викторины: «Мой город», «Знатоки Екатеринбурга», «Знаете ли вы?», «История
Екатеринбурга», «Писатели и поэты Урала», «Урал – опорный край державы», «Династия
Демидовых».
Контрольный опрос: «Музейные профессии», «Формы работы в музее», «Имидж
экскурсовода», «Виды экскурсий», «Этапы выполнения проекта».
Исследовательские (творческие) проекты: « Великий Уральский скульптор Эрнст
Неизвестный», «Изобретатель радио Александр Степанович Попов», «Мы помним своих
героев» (к 110-летию легендарного разведчика Н.И. Кузнецова), «Командор Владислав
Крапивин – великий знаток детских душ», «Жемчужина Урала - главный экспонат музея
Изобразительных искусств» (к 85-летию музея в 2021 году), «Певец Урала - Алексей
Козьмич Денисов - Уральский», «Давайте обитать вместе!» (о творчестве Д.Н. МаминаСибиряка)», «Уральская природа в творчестве Д.Н. Мамина – Сибиряка», «Невьянск –
вотчина Демидовых», «По земле легенд и преданий».
Видео проект туристско-экскурсионного маршрута по городу: «Плотинка – сердце
Екатеринбурга».

2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия проходят в учебном классе или в музее центра «Взвейтесь кострами!» в
соответствии с требованиями СанПиН. В учебном классе (музее) имеется оборудование:
 Проектор
 Колонки
 Компьютер
 Экран
 Видеофильмы
 Иллюстрации
 Проигрыватель с пластинками
 Образцы флага и герба города
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Фото-материалы (альбомы, стенды), репродукции с картин и журналов,
видеоматериалы (фильмы, презентации, ролики, CD,DVD диски, флэш карты), музейные
коллекции, музейные экспонаты, физические карты города, области, Урала, книги,
журналы, энциклопедии, справочники.
Интернет источники:
http://zanimatika.narod.ru/RF31.htm - краеведческие викторины
https://nashural.ru/mesta/uralskie-gory/ - путешествуем по Уралу
http://krasotyrossii.ru/- фото природы Урала
wikipedia.org/wiki/ - энциклопедический справочник
4. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу реализует педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем
образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых») и отвечающими квалификационным требованиям,
указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам
(ФЗ №273 ст.46, ч.1).
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен
иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование
в области, (соответствующей профилю программы), без предъявления требований к стажу
работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Разработчик программы: Сентябрева Любовь Васильевна
Образование: Свердловский радиотехнический колледж имени Александра Сергеевича
Попова, радиотехник, 1980 год.
ДИПЛОМ о профессиональной переподготовке в Негосударственном образовательном
учреждении дополнительного профессионального образования «Центр социальногуманитарного образования» по программе «Образование и педагогика: теория обучения
и воспитания». Педагог. 2017 год.
Квалификационная категория – Высшая
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. История родного края, родного города: разработки маршрутных листов, фольклорный
словарь, экскурсий, викторин, конкурсов, тестовых заданий, блиц–опросов,
презентаций, видео фильмов, бесед, тематических игр, совместных проектов.
2. Образы родной природы: викторины, презентации, видео фильмы, проекты, блицопросы, тестовые задания.

3. Литературная и художественная жизнь города: разработка бесед, викторин,
презентаций.
4. Урал -опорный край державы: разработка маршрутных листов, экскурсий,
презентаций, видео фильмов, викторин, блиц-опросов, конкурсов, совместных
проектов, тестовых заданий.
5. Проектная деятельность: разработка бесед, презентаций, проектов, тестовых заданий.
6. Экскурсионная работа: разработка бесед, экскурсий, презентаций, викторин, игр,
блиц– опросов, тестовых заданий, мастер-классов.
7. Тьюторская деятельность: разработка бесед, встреч, викторин, проектов, экскурсий,
игр.
8. Воспитательная работа: разработка бесед, сценариев праздников, открытых занятий,
тематических конкурсов, встреч с ветеранами, с гостями музея и центра.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями на 02.02.2021г.);
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении общеразвивающих
программ в МБУ ДО – центр «Лик»;
14. Устав МБУ ДО – центр Лик.
Литература для педагога и обучающихся:
1. Бажовская энциклопедия. Блажес
Екатеринбург, 1999

В.В.

Литовская

М.А.,

ИД

«Сократ»,

Екатеринбург – мой любимый город. Мурзина И.Я. Кряжева Н.Г., Изд.
«Уральский рабочий», Екатеринбург, 1998
2. Екатеринбург спортивный. Непобежденные. Грановская О.В. Петровская В.И.,
ООО «Гарантия качества», Екатеринбург, 2015
3. Жил – был седой Урал. Логинова С.А., ООО «Издательство «Азимут»,
Екатеринбург, 2013
4. Зеленые горы, пестрый народ. Черноскутов А.П. Шинкаренко Ю.В., Изд .
«Сократ», Екатеринбург. 2008
5. Золотая книга Екатеринбурга и Свердловской области. Варламов А.В., ООО Изд.
«Макс-Инфо», Екатеринбург, 2011
6. История Урала. Шабурова Т., ООО «СВ – 96», Екатеринбург, 1997
7. История родного края. Кулагина Г.А., Средне -Уральское книжное изд-во,
Свердловск, 1983
8. Истоки уральского характера. Долгушина А.И., Центр «Учебная книга»,
Екатеринбург, 2005
9. Истоки творчества. Долгушина А.И., Центр «Учебная книга», Екатеринбург, 2005
10. Ильменский заповедник. Буторина Л.А.Поляков В.О., Изд. «Детская книга»,
Челябинск, 1990
11. Изучаем природу в городе. Колбовский Е.Ю., Изд. «Астрель», Ярославль, 2005
12. Кировский – перекресток маршрутов разных. Администрация Кировского р-на,
Изд. «Ассорти», Екатеринбург, 2013
13. Каменный пояс России. Колпакова О.В., Изд. «Генри Пушель», Екатеринбург, 2013
14. Мир родного Урала. Мурзина И.Я. Наумова Т.М., Центр «Учебная книга»,
Екатеринбург, 2005
15. Музеи Свердловской области. Зорина Л.И., ООО Изд. «Квадрат»,
Екатеринбург,2006
16. Народы и культуры Урала. Чагин Г.Н., ИД «Сократ», Екатеринбург, 2002
17. Столица Урала. Исторические хроники. Кириллов А.Д. Каёта Г.М., ОАО
«Уральский рабочий», Екатеринбург, 2018
18. Уральская историческая энциклопедия. Алексеев В.В., Изд. «Екатеринбург»,
Екатеринбург, 1998
19. Урал. Человек. Истоки. Наумова Т.М., Центр «Учебная книга», Екатеринбург, 2005
20. Художественная культура Урала. Мурзина И.Я., Изд. Дом Учителя, Екатеринбург,
1996

Приложение 1
Рабочая программа на 2023-2024 учебный год
(оформляется отдельно)
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Исследователи» на 2023 - 2024 учебный год (по группам).
Группа №1
Месяц

Дата

Форма
занятия

Количество
часов по
расписанию

Тема занятия

Форма
контроля

Сентябрь

Приложение 2
Темы предлагаемых проектов
I Проекты к 300-летию Екатеринбурга
«Город уникальных людей»:
«Великий Уральский скульптор Эрнст Неизвестный»
«Изобретатель радио Александр Степанович Попов»
«Мы помним своих героев» (к 110-летию легендарного разведчика Н.И. Кузнецова)
«Командор Владислав Крапивин – великий знаток детских душ»
II Проекты, посвященные Уралу, людям Урала
«Имена в истории»:
«Певец Урала - Алексей Козьмич Денисов - Уральский»
«Давайте обитать вместе!» (о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка)»
«Уральская природа в творчестве Д.Н. Мамина – Сибиряка»
«Невьянск – вотчина Демидовых»
«По земле легенд и преданий»
«Жемчужина Урала - главный экспонат музея Изобразительных искусств» (к 85-летию
музея в 2021 году)
III Экскурсионно-туристический видео проект к 300-летию города
«Плотинка – сердце Екатеринбурга»

Приложение 3
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Викторина «История Екатеринбурга»
Место для завода было выбрано на берегу реки (Исеть);
Дата основания г. Екатеринбурга 1723;
Что сейчас находится на месте первого завода в г. Екатеринбурге? (Исторический
сквер).
4. В 1722 году горным начальником был назначен (В.И. де Геннин), который
руководил уральскими заводами 12 лет.
5. 1763 год – появляются новые заводы и фабрики, перечислите их: (гончарные,
кожевенные, мыловаренные, суконные, ватные и другие).
6. 19 век – Екатеринбург становится золотым центром Урала и Сибири.
Где впервые Е. Марковым было найдено золото? (Долина реки Берёзовки).
7. С 1924 по 1991 г. г – Екатеринбург называется Свердловском, в честь кого? (Я.М.
Свердлова.
8. Какое событие произошло в г. Екатеринбурге летом 1918 года, которое до сих пор
волнует мировую общественность? (Расстрел семьи Романовых).
9. Что изображено на гербе города? (Плавильная печь и рудокопная шахта)
10. В «Книгу рекордов Гиннеса» записаны две мощнейшие машины, выпускаемые
Уралмашзаводом. Назовите их. (Буровая установка «Уралмаш – 15000», шагающий
экскаватор).
11. Что сейчас находится на месте бывшего особняка инженера Ипатьева, где была
расстреляна царская семья? (Храм на Крови).
12. В честь кого назван город Екатеринбург? (В честь Екатерины II).
1.
2.
3.

Приложение 4

Памятка
Алгоритм разработки проекта
Этап

Алгоритм

-Определите, почему (для чего) вы хотите выполнить проект;
1.Подготовит -определите поле исследования проблемы (что вы намереваетесь изучать
ельный
в ходе проекта);
(выбор темы) -подумайте, чего вы хотите достичь в результате выполнения проекта
(какова цель выполнения данного проектного задания)
-Перечислите все возникшие у вас идеи по поводу проекта; представьте
каждую в виде реального результата; выберите наиболее перспективные
идеи;
-наметьте наиболее возможные варианты решения проектного задания;
выберите наиболее перспективный из них;
2.Планирован -определите, от чего зависит успешность выполнения проекта; составьте
ие реализации алгоритм действий для достижения конечной цели проектной работы;
проекта
-сопоставьте предлагаемый вами план работы с поставленными целями
(есть между ними соответствие?);
-определите, какие средства вам необходимы для достижения проектной
работы (печатные издания, программно-методическое сопровождение,
консультации со специалистами);
-подумайте, все ли из предлагаемых средств соответствуют целям

проекта;
определите, по каким критериям вы будете определять успешность
выполняемой работы (процесс) и выполненной (результат);
-выявите все возможные документальные источники информации по
выбранной теме, представьте их в виде списка;
-воспользуйтесь справочной и периодической литературой, чтобы
составить общее представление о специфике изучаемой проектной
проблемы;
-сопоставьте все структурные компоненты данного этапа (цели, условия,
последовательность действий и т.д.); определите их соответствие между
собой.
-Воспользуйтесь приёмом «поискового чтения»: выделите основные
главы,
параграфы,
понятия,
термины,
отвечающие
вашим
информационным потребностям;
-изложите кратко основные идеи, раскрывающие содержание проекта;
-передайте содержание прочитанного в виде отдельных положений,
отражающих логику развёртывания мысли в тексте; систематизируйте,
представьте изученную информацию в виде «смыслового целого»,
отражающего взаимосвязь частей проекта;
3.Сбор
и
-произведите отбор информации в соответствии с целями и задачами
анализ
проектной деятельности;
информации
-в поле исследуемых проблем выберите более узкую, отражающую
главное противоречие в рамках темы проекта, которое необходимо
разрешить;
-определите критерии, по которым вы будете производить отбор главной
и второстепенной информации по теме проекта;
-фиксируйте трудности, возникающие в процессе анализа информации,
для их преодоления сопоставляйте содержание изучаемой информации с
темой и целью проекта.
-Представьте в виде краткого (развёрнутого) плана логику изложения
вами проанализированной информации по теме проекта;
-представьте структуру вашего выступления в виде этапов, определите
их содержание;
4.Результаты
-изложите основные положения темы, утверждаемые вами; представьте
и выводы
выводы в виде положений, обобщающих главные мысли, по теме
проекта;
-определите степень вашей готовности к дальнейшему выполнению
проекта (достаточный, недостаточный объём информации для
достижения цели проекта; необходимость уточнять темы и т.д.)
-Определите степень достижения вами первоначально поставленных
целей проекта, необходимость дальнейших изменений;
-определите, какие структурные (содержательные) компоненты
проектной деятельности должны быть скорректированы;
5.Рабочее
-внесите необходимые изменения в структуру и содержание проектной
проектирован
деятельности;
ие
-проанализируйте соответствие внесённых вами изменений в проект с
его целями, задачами, условиями и др.;
-определите последовательность экспериментальной работы, её методы,
цель и т.д.

6.Реализация
проекта

-Проверяйте, выполняете ли вы проект с учётом внесённых в его
структуру и содержание изменений;
-проанализируйте соответствие предпринятых действий по выполнению
проекта с намеченными целями;
-зафиксируйте трудности, возникшие в ходе реализации проекта,
обозначьте их причины и пути преодоления.

7.Презентаци
я проекта

-Определите основную цель общения с коллегами на этапе презентации;
-изобразите информационное содержание проекта в виде графического
конспекта (тема проекта, структура и т.д.);
-представьте в виде краткого плана основные положения проекта,
конкретизируйте содержание каждого из них.

8.Оценка,
анализ
проекта

-Определите степень выполнения поставленной вами цели проекта и
причины, помешавшие их достичь;
-дайте оценку проекта и проектной деятельности и его выполнению по
критериям, выделенным на этапе планирования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».