ДООП Урал легенды и сказки

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования - центр «Лик»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«УРАЛ: ЛЕГЕНДЫ И СКАЗКИ»
Возраст обучающихся 7-9 лет
Срок реализации 1 год

Сентябрева Любовь Васильевна
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург
2023 г.

Паспорт программы
Название программы
Автор (составитель)
Вид
программы
по
степени авторства
Направленность
программы
Вид деятельности
Форма реализации
Срок реализации
Охват детей по возрастам
Адресат
программы:
категория участников, на
которых она рассчитана
Уровень
освоения
программы
Краткая
аннотация
программы

Урал: легенды и сказки
Сентябрева Любовь Васильевна
модифицированная
туристско-краеведческая
краеведение
очная
1 год
7-9 лет
обучающиеся начальной школы
стартовый
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Урал: легенды и сказки» направлена на развитие
основных духовно-нравственных ценностей, воспитание у
обучающихся гражданско-патриотических чувств. Через
краеведческую деятельность, изучение истории, традиций и
культуры своего края, своей малой Родины, у обучающихся
формируются такие качества души как любовь к Родине,
уважение к ее прошлому, уважение к старшему поколению,
любовь и бережное отношение к родной природе, гордость за
свою страну.

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Урал:
легенды
и
сказки»
туристско-краеведческой
направленности.
Программа
модифицированная, составлена на основе образовательной программы «Мы живем на
Урале» с учетом специфики национальных социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность с детьми младшего школьного возраста,
авторы Толстикова О.В., Савельева О.В. ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Урал: легенды и сказки» заключаются в сочетании
различных методов обучения и видов учебной деятельности, таких как познавательная
игровая деятельность, метод творческих заданий, что выводит обучающихся за рамки
привычного образовательного процесса, расширяет кругозор и дает возможность для
духовного роста, для реализации творческого потенциала. Комплекс занятий в рамках
программы, учитывает динамику социальных, экономических и политических изменений
в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей,
социальные и психологические реалии их развития.
Актуальность
Разработка данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы продиктована приоритетной задачей Российской Федерации, включенной в
Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года –
формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают
требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к
мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи
является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы
Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной
личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором
сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая
идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»
В настоящее время возникла острая необходимость в изучении истории своего
народа, восстановления духовных традиций, обращения к своей истории, к духовным
ценностям своего народа для формирования духовно-нравственной личности гражданина
и патриота своей Родины.
Знакомство с родным краем, с его историческими, национальными, культурными и
природными особенностями помогает сформировать у обучающихся такие черты
характера, как патриотизм и гражданственность, любовь и уважение к истории и культуре
своего Отечества. Включенность обучающихся в образовательную деятельность по
программе позволяют расширить круг представлений о родном крае, дать о нем
исторические сведения, доступные для обучающихся младшего возраста, показав все, что
свято чтут люди, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Урал: легенды и
сказки» способствует:
 формированию общенациональной и этнической идентичности, уважения к
культуре, традициям людей, которые живут рядом;
 включению обучающихся в личностно-значимую творческую деятельность;
 развитию интересов обучающихся, их потребностей и возможностей, реализации
творческого потенциала.

3

Цель и задачи программы
Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках.
Задачи:
Обучающие
1. Познакомить с историей Урала и родного города Екатеринбурга.
2. Познакомить с традициями и обычаями народов Урала.
3. Познакомить с творчеством Уральского писателя-сказителя П. П. Бажова.
4. Расширить знания о природе Урала.
Развивающие
1. Развивать познавательную и творческую активность.
2. Развивать интерес к истории родного края.
3. Способствовать формированию представлений об экологических проблемах
города и Урала.
Воспитательные
1. Воспитывать чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям.
2. Способствовать формированию бережного, ответственного отношения к родной
природе.
3. Воспитывать культуру общения и взаимодействия друг с другом через вовлечение
в обсуждение.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на
обучающихся в возрасте 7-9 лет.
В возрасте от 7 до 9 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти
представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет
себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или,
наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Формируется система первичной гендерной
идентичности. Существенные изменения происходят в детской игре, а именно, в игровом
взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное
обсуждение правил игры. Возрастает способность ребенка ориентироваться в
пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со
взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается
взрослым. Улучшается устойчивость памяти, возрастает ее объем. Кризис семи лет
называют периодом рождения социального Я ребёнка. Он приходит к осознанию своего
места в мире общественных отношений. Он открывает для себя новую социальную
позицию - позицию школьника, связанную с высоко ценимой взрослыми учебной работой.
И пусть желание занять это новое место в жизни появляется не сразу, всё равно
формирование этой новой позиции меняет его самосознание, а это, в свою очередь,
приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится
второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену
им приходят новые. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет ещё долго,
но игра перестаёт быть основным содержанием его жизни. Происходят важные
изменения в развитии речи. Возникновение первичных этических норм: «что такое
хорошо и что такое плохо». Дети способны давать определения некоторым моральным
понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится,
защищает слабых») и достаточно тонко их различать. Эти этические нормы растут рядом с
эстетическими - «Красивое не может быть плохим». Могут совершать позитивный

4

нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях.
Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. В 7-9 лет
продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку
более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей
и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Активно развиваются познавательные интересы, которые приводят к стремлению
получения знаний. Возникновение первичного цельного детского мировоззрения. Ребёнок
не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребёнок пытается привести в порядок,
увидеть закономерные отношения, в которые укладывается непостоянный окружающий
мир. Дети в этом возрасте считают, что всё, что существует вокруг них, в том числе и
явления природы - результат деятельности людей. Строя картину мира, ребёнок
выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Для объяснения используются
знания, почерпнутые из телевизионных программ и от взрослых. Он строит глобальные
схемы. Хотя приходя в школу, он вынужден от глобальных мировых проблем перейти к
элементарным вещам, тогда обнаруживается несоответствие между познавательными
потребностями и тем, чему учат ребёнка. Младший школьный возраст связан со
значительными изменениями в психологическом опыте ребёнка. Важнейшим моментом
этих преобразований является переход от непосредственного поведения к
опосредованному, то есть к поведению осознанному, произвольному. Ребёнок учится
активно управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными
целями, сознательно принятыми намерениями и решениями. Это является важным
показателем развития личности.
Сроки реализации программы
Год обучения
1 год обучения

Количество
часов
144

Уровень

Отличительные особенности уровня

Стартовый

Обучающиеся, двигаясь от простого
к сложному, постепенно раскрывают
для себя свой город, свой край.
Познают
удивительный
мир
природы своего края, участвуя в
играх – викторинах и творческих
заданиях. Знакомятся с писателями и
поэтами родного края, с умельцами
– мастерами, живущими в нем.
Через познавательную игровую и
творческую
деятельность
они
знакомятся с богатствами родного
края, получают первоначальные
знания об обычаях и традициях
уральских
народов,
познают
растительный и животный мир
Урала, играя, узнают правила
поведения в лесу и в городских
парках и садах.

Итого
144
Распределение количества часов:
I год обучения -144 часа (4 часа *36 недель)
Форма, вид и режим занятий

5

Форма организации обучения – групповая. Виды занятий: теоретические,
практические и интерактивные (беседа, викторины, игры-путешествия, сюжетно-ролевые
игры, практические занятия, аттестации, праздники, экскурсии).
Режим занятий: учебный час 45 минут, перерыв между занятиями 5-10 минут.
Наполняемость учебной группы от 12 до 15 человек.
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Для обучающихся 7 -9 лет – 144 часа в год,
занятия 2 раза в неделю по 2 часа.
№
п/п

Наименование раздела,
темы

Всего
часов

Екатеринбург – столица
Урала
Краткая история рождения
города
Основатели города

24

8

16

4

2

2

Блиц - опрос

4

2

2

Опрос

Символы города
Достопримечательности
Екатеринбурга
Стихи и песни о родном
городе

4
4

2
2

2
2

4

2

2

6.

Творческое занятие

2

0

2

7.

Игра-викторина
«Мой
город»
Край, в котором я живу
История
возникновения
Урала в картинках и
легендах.
Уральские горы. Богатство
Уральских гор.
Легенды
об
Уральских
горах.
Наш сказочный Урал.
П. П. Бажов – уральский
писатель, мудрец, сказочник
Любимые герои сказов
Бажова
Уральские писатели и поэты
об Урале, о людях Урала.
Конкурс стихов и рассказов
об Урале, о сказах Павла

2

0

2

опрос
опрос, игра викторина
Стихи
о
родном
городе
конкурс
рисунков
о
городе
Игравикторина

68
4

24
2

44
2

4

2

2

8

4

4

4
4

2
2

2
2

12

4

8

8

2

6

4

0

4

1.
2.
3.
4.
5.

8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Содержание
деятельности
Теория
Практика

Форма
аттестации
(контроля)

опрос
Работа
с
картой
Творческое
задание
опрос
опрос, игра викторина
Инсценировка
сказов Бажова
Творческое
задание
Стихи
об
Урале

6

17.
18.

Бажова
Викторина «В гостях у
Хозяйки Медной горы»
Образы родной природы
«Во поле березка стояла»

19.

«Ой, рябина кудрявая»

4

2

2

20.

Правила поведения в лесу и
в парке
Игра-викторина
«Родная природа»
Народное
творчество
Урала.
Уральские мастера
Русская игрушка
Уральские росписи и узоры
на подносах
Уральский фарфор
Каслинское литье
Уральская резьба по дереву
Народные промыслы Урала.

2

0

2

2

0

2

28

12

16

4
4
4

2
2
2

2
2
2

опрос
опрос
опрос

4
4
4
4

2
2
2
0

2
2
2
4

опрос
опрос
опрос
Творческое
задание

Культурно-обрядовые
праздники на Урале
Осенний праздник урожая
Рождество. Святки.
Народные
сказки,
пословицы и поговорки
Уральские народные песни

24

6

18

4
4
8

2
2
2

2
2
6

4

0

4

Культурно – обрядовые
праздники на Урале
Итоговое занятие
Итого

2

0

2

2
144

0
50

2
94

16.

21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.
30.
31.
32.
33.
34

4

0

4

4
4

2
2

2
2

опрос, игра викторина
опрос
Стихи
и
пословицы о
березке
Творческое
задание
опрос
Игравикторина

опрос
опрос
Игра
«Повтори!»
Творческое
задание
Игравикторина

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел: Екатеринбург – столица Урала.
1. Тема «Краткая история рождения города».
Теория: Эвристическая беседа: Первое знакомство с историей рождения Екатеринбурга.
Практика: Участие в блиц- опросе «История рождения города».
2. Тема «Основатели города».
Теория: Рассказ сопровождающий виртуальную экскурсию.
Практика: Участие в виртуальной экскурсии по историческому скверу к памятнику
основателям города Татищеву и де Геннину. Участие в опросе «Основатели города».
3. Тема «Символы города».
Теория: Знакомство с понятиями «символ», «флаг», «герб».
Практика: Игра «Я знаю символ города Екатеринбурга».
4. Тема «Достопримечательности города Екатеринбурга».
Теория: Эвристическая беседа: Знакомство с интересными местами города

7

Практика: Участие в игре – викторине «Мой город». Разучивание стихов о городе.
5. Тема «Стихи и песни о родном городе».
Практика: Прослушивание Свердловского вальса. Знакомство с творчеством композитора
Е. Родыгина. Чтение стихов о городе Екатеринбурге.
6. Творческое занятие. Конкурс рисунков о родном городе.
7. Тема «Игра -викторина «Мой город».
Практика: Знакомство с правилами игры – викторины. Участие в игре – викторине.
Награждение победителей.
Раздел: Край, в котором я живу.
8.Тема «История возникновения Урала в картинках и легендах».
Теория: Рассказ «Первое знакомство с историей родного края».
Практика: Просмотр видеоматериалов по теме. Участие в опросе «Что такое Урал?»
9. Тема «Уральские горы. Богатство Уральских гор».
Теория: Знакомство с понятием «карта Урала». Беседа «Уральские горы и их богатство».
Практика: Просмотр видеоматериалов по теме. Виртуальное путешествие по карте Урала.
Участие в опросе «Уральские горы».
10. Тема «Легенды об Уральских горах».
Теория: чтение легенд о горах Урала.
Практика: Слушание легенд. Просмотр видеоматериалов к читаемому тексту. Творческое
домашнее задание: нарисовать рисунок к легенде.
11. Тема «Наш сказочный Урал».
Теория: чтение уральских народных сказок.
Практика: Просмотр мультфильмов по сказкам. Участие в опросе «Сказочный Урал».
12. Тема «П. Бажов – уральский писатель, мудрец и сказочник».
Теория: Рассказ «П. Бажов – уральский писатель, мудрец и сказочник».
Практика: Просмотр презентаций, видеоматериалов, фотоматериалов. Участие в игре –
викторине «Дедушка Бажов».
13. Тема «Любимые герои сказов Бажова».
Теория: Рассказ «Герои сказов Бажова».
Практика: Просмотр видеоматериалов, мультфильмов про героев сказов: Серебряное
копытце и Дарёнка, Хозяйка Медной горы, Данило -мастер, Танюшка и Федюнька, Дед
Ефим и дедушкой Слышь-ко. Участие в инсценировке отрывков из произведений Павла
Бажова.
14.Тема «Уральские писатели и поэты об Урале, о людях Урала».
Теория: Рассказ «Писатель
Д.Н. Мамин – Сибиряк», «Уральская поэтесса Людмила
Татьяничева».
Практика: Просмотр мультфильма «Серая шейка». Прослушивание стихов Л.
Татьяничевой. Творческое домашнее заклание: выучить стихотворение об Урале.
15.Тема «Конкурс стихов и рассказов об Урале, о писателе П. Бажове и его сказах».
Практика: представление домашнего задания – читают стихи, пересказывают рассказы о
родном крае.
16.Тема «Викторина «В гостях у Хозяйки Медной горы».
Практика: Участие в игре – викторине. Награждение победителей.
17.Тема «Образы родной природы».
Теория: Беседа: «Образы родной природы»
Практика: Просмотр презентаций, фотоматериалов. Участие в опросе «Образы родной
природы».
18.Тема «Во поле березка стояла…»
Теория: Рассказ: «Волшебное дерево - береза», «Символ России – береза»
Практика: Просмотр видеоматериалов. Прослушивание песни о березке. Знакомство с
изделиями из бересты – туески, лапти, шкатулки и др. Разучивание стихов и разбор
пословиц о березке.

8

19. Тема «Ой, рябина кудрявая…».
Теория: Рассказ: «Рябина -символ Урала».
Практика: Просмотр видеоматериалов. Прослушивание песен о рябине. Творческое
домашнее задание- нарисовать рисунок о березке или рябине.
20. Правила поведения в лесу и в парке. Повторение правил. Опрос.
21.Тема «Игра - викторина «Родная природа».
Практика: Деление на команды. Участие в игре – викторине «Родная природа».
Награждение победителей.
Раздел: Народное творчество Урала.
22. Тема «Уральские мастера».
Теория: Рассказ: «Уральские мастера».
Практика: Просмотр видеоматериалов. Участие в опросе.
23. Тема «Русская игрушка».
Теория: Рассказ: «Игрушка из глины и дерева»
Практика: Просмотр видеопрезентаций, картинок с изображениями игрушек. Участие в
опросе «Русская игрушка».
24. Тема «Уральские росписи и узоры на подносах».
Теория: Рассказ об изделиях Нижне – Тагильских мастеров.
Практика: Рассматривание подносов с росписью. Участие в опросе» Уральские росписи и
узоры на подносах».
25. Тема «Уральский фарфор».
Теория: Рассказ о фарфоровой фабрике г. Сысерти из фото, картинок и презентации.
Практика: Рассматривание изделий из фарфора, роспись фарфора. Участие в опросе
«Уральский фарфор».
26. Тема «Каслинское литье».
Теория: Знакомство с работами Каслинских мастеров – экспонатами музея ИЗО
Екатеринбурга.
Практика: Виртуальная экскурсия в музей ИЗО г. Екатеринбурга. Участие в опросе
Каслинское литье».
27. Тема «Уральская резьба по дереву».
Теория: Виртуальная экскурсия в музей-заповедник деревянного зодчества в селе Нижняя
Синячиха. с помощью картинок и презентации.
Практика: Просмотр видеоматериалов. Участие в опросе «Уральская резьба по дереву».
28.Тема Народные промыслы Урала.
Практика: Выполнение творческого задания: составить рассказ или выполнить рисунок о
понравившемся народном промысле Урала.
Раздел: культурно – обрядовые праздники на Урале.
29. Тема «Осенний праздник урожая».
Теория: Рассказ: «Традиции и обычаи праздника «Осенины».
Практика: Просмотр видеоматериалов. Проигрывание обрядовых припевок. Участие в
опросе «Осенний праздник урожая».
30. Тема «Рождество. Святки».
Теория: Рассказ «Рождество и Святки на Урале».
Практика: Просмотр видеоматериалов. Участие в опросе «Рождество. Святки».
31. Тема «Народные сказки, пословицы и поговорки».
Теория: Беседа: «Сказки, пословицы и поговорки народов Урала».
Практика: Прослушивание народных уральских сказок. Разбор и повторение в круге
пословиц и поговорок по очереди. Игра «Повтори!»
32. Тема «Уральские народные песни».
Теория: Беседа: «Уральские народные песни». Прослушивание и разучивание народных
песен Урала.

9

Практика: Прослушивание и разучивание народных песен Урала. Творческое задание
«Расскажи, о чем песня».
33. Тема «Культурно – обрядовые праздники на Урале»
Практика: Деление на команды. Участие в игре - викторине «Культурно – обрядовые
праздники на Урале». Награждение победителей.
34.Итоговое занятие. Подведение итогов. Награждение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:
1. Знакомы с историей Урала и родного города Екатеринбурга.
2. Знают традиции и обычаи народов Урала.
3. Знакомы с творчеством Уральского писателя-сказителя П. П. Бажова.
4. Обновлены и расширены прежние знания о природе Урала.
Метапредметные:
1. Демонстрируют познавательную и творческую активность.
2. Проявляют интерес к истории родного края.
3. Сформированы начальные представления об экологических проблемах города и
Урала.
Личностные:
1. Проявляют чувство любви к своему краю, демонстрируют уважение к его традициям
и обычаям.
2. Демонстрируют бережное, ответственное отношение к родной природе.
3. Демонстрирует культуру общения при обсуждении и взаимодействии друг с другом
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
Календарный учебный график
Срок
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
1 сентября

Дата
окончания
обучения
31 мая

Кол-во
Кол-во
Кол-во
учебных учебных учебных
недель
дней
часов
36
72
144

Режим
занятий
2 раза в
неделю
по 2 часа

Выходные дни: 1 января - 10 января, 23 февраля, 8 марта, 4 ноября, 9 мая и др. которые
выпадают по расписанию.
Календарно-учебный график реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Урал: легенды и сказки» на 2023 - 2024 учебный год в
каждой учебной группе оформляется в соответствии с утвержденным расписанием
занятий. (Приложение 1.)
Режим организации занятий определяется календарным учебном графиком и
соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Формы аттестации, контроля обучающихся и оценочные материалы

10

Для выявления образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Урал: легенды и сказки»
применяются входная диагностика, текущий контроль, промежуточная и итоговая
аттестации.
Входная диагностика проводится в начале освоения программы в виде собеседования
(рассказ о себе, о месте в котором проживает ребенок), творческого задания («Легенды и
сказки»), для определения входного уровня знаний.
Текущий контроль оценка качества усвоения обучающимися учебного материала;
отслеживание активности обучающихся на занятии методом педагогического
наблюдения, и после изучения отдельных тем программы по результатам творческих
работ. Контроль осуществляется с помощью творческих работ, викторин.
Промежуточная аттестация проводится по окончании полугодия.
Формы проведения аттестации: викторины, контрольный опрос.
Итоговая аттестация проводится по результатам освоения программы
Формы проведения аттестации: викторина, контрольный опрос, творческая работа,
открытое занятие.
Результаты аттестации представляются в виде диагностических карт, фото и видео
отчетов, проектов.
Оценочные материалы:
Викторины: «Мой город», «Достопримечательности Екатеринбурга», «В гостях у
Хозяйки Медной горы», «Родная природа», «Самоцветный Урал», «Жители Урала»,
«Природа – наш общий дом».
Контрольный опрос: «Наш сказочный Урал», «Образы родной природы», «Уральские
мастера», «Край самоцветный», «Правила поведения в лесу и в городе».
Творческие работы (творческие задания): «Стихи о родном городе. Выучить наизусть»,
Рисунок «Легенда Уральских гор», «Стихи о родном крае», « Рисунок о родном городе»,
«Рисунок Народные промыслы Урала», «Животные и птицы Урала».
Результаты освоения программы представляются на всех этапах контроля.
Результаты аттестации оформляются в виде диагностических карт, фиксируются и
представляются в Протоколе итогов аттестации (Приложение 2).
Критерии оценки образовательных результатов
В ходе мониторинга уровня образовательных результатов обучающихся оценка
осуществляется по критериям и их показателям. Основной используемый метод –
педагогическое наблюдение. Оценка качества усвоения и овладения обучающимися
содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Урал:
легенды и сказки» определяется уровнем выраженности предметных, метапредметных и
личностных компетенции, зафиксированных в результатах образовательной деятельности.
Формой оценки качества освоения программного материала является уровень: высокий,
средний, низкий.
На основании критериев оценки уровня предметных, метапредметных и личностных
результатов в протокол выставляется критериальный балл.
− высокий уровень получает обучающийся, который успешно освоил более 70%
содержания Программы, подлежащей аттестации (3 балла);
− средний уровень получает обучающийся, который успешно освоил от 50% до 70%
содержания Программы, подлежащей аттестации (2 балла);
− низкий уровень получает обучающийся, который успешно освоил менее 50%
содержания Программы, подлежащей аттестации (1 балл).
Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации (Приложение 3).

11

Система выявления и поддержки талантливых детей, поощрения достижений
обучающихся.
Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми
является создание ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности
педагога и обучающегося, обучающегося и группы. Непременная отличительная черта
одарённого ребёнка оригинальность мышления, выражающаяся в непохожести,
нестандартности.
Диагностика одаренности опирается:
 на комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности
обучающегося;
 на анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени
соответствуют его склонностям и интересам;
 на оценку признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего
развития.
Принципы работы с одарёнными детьми:
1. Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям активности и
самостоятельности.
2. Поощрять работу на занятиях и дома. Проявлять гуманистические принципы.
3. Создавать на занятиях доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха.
4. Формировать высокую самооценку.
5. Дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к конкурсам и
творческим работам.
Открытые занятия являются одной из форм контроля. Результатом, позволяющим
контролировать развитие способностей каждого одарённого обучающегося, является
портфолио работ, результаты участия в конкурсах различного уровня.
Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение
Занятия проходят в учебном классе или в музее Центра в соответствии с требованиями
СанПиН. В учебном классе имеется оборудование: проектор, колонки, компьютер, экран,
видеофильмы, иллюстрации, проигрыватель с пластинками, образцы флага и герба города.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования с соответствующим
уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным
стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен
иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование
в области, (соответствующей профилю программы), без предъявления требований к стажу
работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Информационное обеспечение

12

Фото-материалы (альбомы, стенды), репродукции с картин и журналов, видео - материалы
(фильмы, презентации, ролики, CD,DVD диски, флэш карты), музейные коллекции,
музейные экспонаты, коллекции камней и минералов, физические карты города, области,
Урала, книги, журналы, энциклопедии, справочники.
Интернет источники:
http://zanimatika.narod.ru/RF31.htm -занимательное краеведение
https://nashural.ru/mesta/uralskie-gory/ - наш Урал (Уральские горы)
http://krasotyrossii.ru/ - фото материал об Урале
Учебно-методическое обеспечение
Основные формы и методы
При организации занятий сочетаются индивидуальные и групповые формы
деятельности и творчества: обсуждение, рефлексивная деятельность, выделяется время
для отдыха и неформального общения. Сочетание форм деятельности на занятии
повышается познавательную активность обучающихся, раскрывается их потенциал,
помогает формированию умения конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Формы обучения: очная, коллективная, групповая, индивидуальная. При введении
ограничительных мер, при длительной болезни обучающегося - заочная, с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Формы работы
фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа,
показ, объяснение и т.п.);
 коллективная:
организация
проблемно-поискового
или
творческого
взаимодействия между всеми обучающимися одновременно;
 групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь)
в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание
выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (группы
могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в
зависимости от цели деятельности);
 индивидуальная: организуется для работы с детьми, для коррекции пробелов в
знаниях и отработки отдельных навыков;
Методы обучения
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
 репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
 частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся, основанная
на принципах исследования, экспериментирования и творческого подхода к
решению
задач.

13

Формы организации занятий: игра, открытое занятие, выставка, конкурс, мастеркласс, праздник, творческая мастерская, творческий отчет, экскурсия.
Название учебного
Форма и название учебно-методического материала
раздела/темы
Екатеринбург
– Презентации, видео фильмы, герб и флаг города Екатеринбурга,
столица Урала
сценарий игры - викторины, сценарии блиц-опросов, бесед,
аудиозаписи, сборник стихов и песен о родном городе
Край, в котором я Презентации, виртуальные экскурсии, видео фильмы, физическая
живу
карта Урала, сценарий игры-викторины, блиц-опросов и бесед,
творческих заданий, тематических игр, сборник сказов П.П.
Бажова, мультфильмы, сборник стихов об Урале, Детская
энциклопедия о природе родного края, пословицы и стихи о
природе, коллекция минералов, коллекция шишек, семян деревьев
и кустарников
Народное творчество Презентации, видео фильмы, сценарий опросов, бесед,
Урала
творческого задания, коллекция изделий из бересты, набор
подносов с росписью, коллекция Сысертского фарфора, изделия и
украшения из самоцветов Урала.
Культурно-обрядовые Презентации, видео фильмы, сценарий игры – викторины,
праздники на Урале
опросов, творческого задания, аудиозаписи, сборник пословиц и
песен Урала.

14

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / №273- ФЗ от
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями на 02.02.2021г.);
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
11. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении общеразвивающих
программ в МБУ ДО – центр «Лик»;
12. Устав МБУ ДО – центр Лик.
Литература для педагога
1. Виноградов Н. Б., Чагин Г. Н., Шкерин В. А. История Урала с древнейших времён
до конца XVIII века: Учебное пособие для учащихся основной школы.
Екатеринбург: Изд-во "Сократ", 2005
2. Долгушина А.И., Истоки уральского характера. Екатеринбург: Центр «Учебная
книга», 2005
3. Долгушина А.И., Истоки творчества. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005
4. История Урала: В двух томах. Пособие для студентов, учителей и самообразования
/ Под общей редакцией доктора исторических наук Ф.С.Горового. - Пермь, 19631965.
5. Колбовский Е.Ю., Изучаем природу в городе. Ярославль: Изд. «Астрель», 2005
6. Мурзина И.Я. Наумова Т.М., Мир родного Урала. Екатеринбург: Центр «Учебная
книга», 2005

15

7. Мурзина И.Я., Художественная культура Урала. Екатеринбург: Изд. Дом Учителя,
1996
8. Наумова Т.М., Урал. Человек. Истоки. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005
9. Огоновская И. С. Исторический атлас Урала. - Екатеринбург: ИД "Сократ", 2006
10. Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XV — первой
половине XIX века.- Пермь: Кн. изд-во, 1995.- 173 с.: ил.
11. Шабурова Т., История Урала. Екатеринбург: ООО «СВ – 96», 1997
Литература для родителей
1. Алексеев В.В., Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург: Изд.
«Екатеринбург», 1998
2. Бажовская энциклопедия. Блажес В.В. Литовская М.А., ИД «Сократ»,
Екатеринбург, 1999
3. Варламов А.В., Золотая книга Екатеринбурга и Свердловской области.
Екатеринбург: ООО Изд. «Макс-Инфо», 2011
4. Кириллов А.Д. Каёта Г.М., Столица Урала. Исторические хроники. Екатеринбург:
ОАО «Уральский рабочий», 2018
5. Колпакова О.В., Каменный пояс России. Екатеринбург: Изд. «Генри Пушель», 2013
6. Логинова С.А. Жил – был седой Урал – Екатеринбург: ООО «Издательство
«Азимут», 2013
7. Мурзина И.Я. Кряжева Н.Г Екатеринбург – мой любимый город.., Екатеринбург:
Изд. «Уральский рабочий», 1998
8. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002
9. Черноскутов А.П. Шинкаренко Ю.В., Зеленые горы, пестрый народ.Екатеринбург., Изд. «Сократ», 2008
Литература для обучающихся
1. Бажов П. П. Огневушка-Поскакушка : сказы / П. Бажов ; худ. В. Самойлов. - М. :
Детская литература, 1992. - 32 с. : ил. - (Книга за книгой)
2. Бажов П. П. Хрупкая веточка : сказы / П. Бажов ; худ. О. Коровин. - М. : Детская
3. Кулагина Г.А. Весёлая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории,
культуре, географии Урала / Общая ред. и научн. перераб. И.С. Огоновской.–
Екатеринбург: Издательство «Сократ», 512 с.: ил. 2004
4. Лаврова, С. А. Сказания земли Уральской - Екатеринбург : Сократ, 2017.
5. Мамин-Сибиряк Д. Н. Серая Шейка : сказки и рассказы / Д. Мамин-Сибиряк. - М. :
Астрель : АСТ, 2005. - 223 с. : ил. - (Хрестоматия школьника).
6. Человек пришёл на Урал: мифы и легенды, были и былички, записанные юными
летописцами в уральских сёлах и деревнях. - Екатеринбург: Банк культурной
информации, издательство «Сократ» , 1998, 160с., (серия «Летопись уральских
деревень).Литература, 1989. - 112 с. : ил.

16

Приложение 1
Календарный тематический план
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Урал: легенды и сказки» на 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка: краеведческая работа с детьми младшего школьного возраста
(беседы, игры, викторины, прогулки) в данный период будет направлена на знакомство с
родным городом, с родным краем, с его историческими, культурными и природными
особенностями.
Группа №1 (7-8 лет)
Месяц
Дата
Форма
занятия

Количество
часов по
расписанию

Тема занятия

Форма контроля

Форма

Количество часов

Тема занятия

Форма контроля

занятия

по расписанию

1
Сентябрь

5
8

Группа № 2 (8-9лет)
Месяц

Дата

4
Сентябрь

7
11

17

Приложение 2.
Протокол итогов аттестации обучающихся
ДООП «Урал: легенды и сказки»_______________________________________________________________________________________________________________
Год обучения____________________________ Группа №___________________________ Возраст обучающихся_____________________

Демонстрирует культуру
общения при обсуждении
и взаимодействии друг с
другом
Инициативность

Демонстрирует бережное,
ответственное отношение
к родной природе.

Личностные результаты
Проявляет чувство любви
к своему краю,
демонстрируют уважение
к его традициям и
обычаям.

Сформированы
начальные представления
об экологических
проблемах города и
Урала.

Проявляет интерес к
истории родного края.

Демонстрируют
познавательную и
творческую активность.

Метапредметные результаты
Знания о природе Урала.

Знание творчества
Уральского писателясказителя П. П. Бажова.

Знание традиции и
обычаев народов Урала.

Предметные результаты
Знание истории Урала и
родного города
Екатеринбурга.

Ф.И
обучающегося

Иванов Петя
Петров Саша
Всего аттестовано ____ обучающихся, _______% от общего количества обучающихся.
Из них по результатам аттестации показали:
Предметные результаты
Личностные результаты
высокий уровень ___ чел. ____% от общего количества обучающихся
высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел. ____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся
низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества обучающихся
низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся
Метапредметные результаты
высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся
низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся
Педагог дополнительного образования: _________________________/_________________________________/
Ф.И.О.
Подпись
Члены аттестационной комиссии: ____________________________/ __________________________________/
___________________________/ __________________________________/

Приложение 3
Оценочные материалы
Игра - Викторина «Мой город»
1. Где находится «сердце» города? Почему? (на «Плотинке», там родился наш
город)
2. Кто основатели нашего города? (Татищев и де Геннин)
3. Где находится памятник основателям города? (в Историческом сквере)
4. Что есть еще в Историческом сквере? (музеи, аллеи, река)
5. Как называется река, текущая через весь город? (Исеть)
6. В честь кого город получил свое название? (в честь императрицы Екатерины II)
7. Что было раньше на месте нашего города? (леса и болота)
8. Кто издал указ о строительстве здесь города Екатеринбурга (Царь –батюшка
Петр1, император Руси)
9. Какие символы города вы знаете? (герб, флаг, гимн)
10. Кто написал Свердловский вальс? (композитор Евгений Родыгин)
Игра - Викторина «В гостях у Хозяйки Медной горы?
1. Назовите Уральского писателя – сказителя (Павел Петрович Бажов)
2. Где родился писатель Бажов? ( в городе Сысерть)
3. С какими сказами Павла Бажова вы знакомы? (Голубая змейка, Хозяйка Медной
горы и другими)
4. Во что превращались слезы Хозяйки Медной горы, когда она плакала? ( в изумруд)
5. Какие камешки люди стали находить там, где скакал козлик «Серебряное
копытце»? (хризолиты)
6. Как звали мальчиков из сказа «Голубая змейка»? (Ланко Пужанко да Лейко
Шапочка)
7. «…В нем навсегда застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивший Урал? (малахит)
8. Что подарила Хозяйка Медной горы Степану? (малахитовую шкатулку)
9. Чем богаты Уральские горы? (минералами, самоцветами, рудами)
10. В кого превращается Хозяйка медной горы в сказах? (в ящерку)

1.
2.
3.
4.
5.

Игра – Викторина «Природа – наш общий дом»
Кто живет в Уральских лесах? (волк, лиса, заяц, косуля, белка, куница, ёж и другие)
Какие птицы остаются зимовать дома? (воробьи, вороны, голуби, синицы, совы, и
другие)
Какие деревья живут в лесу? (ели, сосны, кедры, лиственницы, осины, рябины,
березы и другие)
Рябина – символ чего? (Екатеринбурга), березка - символ чего? (Урала, России)
Чем для человека полезна березка? Какие части дерева? (сок, смола, почки, гриб
«чага» - для лечения; веник березовый – для бани,; береста – для изготовления
изделий: туески, шкатулки, баночки для меда, украшения для девочек и женщин:
браслеты, ободки, гребешки и расчески и др.)

6. Какие животных можно встретить в горах Урала? (горный козел, горный баран,
лошади)
7. Как можно помочь птицам зимой? (построить скворечник, кормушку, покормить
птиц)
8. Как называется парк, в котором живут птицы и звери? (зоологический)
9. Чем богаты Уральские леса? (ягодами, грибами, цветами, лекарственными
травами)
10. Зачем нужно беречь природу, родной лес? (растения очищают воздух, человек
отдыхает от шума, пыли, выхлопных газов, зеленый цвет успокаивает и т.д.)

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.