ДООП Записки юных Уральцев.Начало 23-24

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования - центр «Лик»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Записки юных Уральцев.Начало.»

Направленность: туристическо-краеведческой
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)

Составитель: Костоусова Марина Игоревна,
педагог дополнительного образования.

Екатеринбург, 2023
Название программы

Паспорт Программы
Записки юных Уральцев. Начало.

Автор (составитель)

Костоусова Марина Игоревна

программы
Вид программы по степени

Составительская

авторства
Направленность программы

туристско-краеведческая

Вид деятельности

Познавательная

Форма реализации программы

Очная, групповая.

Срок реализации программы

1 год

Охват детей по возрастам

5-7 лет

Адресат программы: категория

Обучающиеся младшей школы и дошкольники

участников на которых она
рассчитана
Уровень освоения программы

Стартовый

Краткая аннотация программы

Программа
«Записки
юных
Уральцев.Начало» направлена на расширение
знаний у ребенка о его малой Родине. В ходе
занятий дети получают основы знаний в области
окружающего и экологии.
Программа состоит из двух частей:
теоретическая часть подкреплена творческой
(практической) частью в которой ребенок,
выполняя творческую работу на заданную тему
занятия,
закрепляет
полученные
знания
позитивными
эмоциями,
что
способствует
лучшему усвоению полученного материала.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Записки
юных
Уральцев.Начало.»
является
общеразвивающей программой туристско-краеведческой направленности. Программа
модифицирована на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Мир на ладошке» Костоусова М.И. для детей 5-7 лет 2020 год.
В программе краеведение выступает как форма исследовательской деятельности
обучающихся через проведение простейших исследовательских опытов под руководством
педагога, в природной среде во время походов выходного дня (с вовлечением родителей в
образовательный процесс) и занятий на местности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22.12.2021 г. № 1245-Д "О внесении изменений в приказ Министерства
образования и молодежной политики СО от 26.06.2019 №70-Д "Об утверждении
методических
рекомендаций
по
подготовке
правил
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области";

- Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования
детей
Свердловской области в 2021 году» (вместе с методическими рекомендациями
«Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях»;
- Устав МБУ ДО – центр Лик.
Актуальность
Программа «Записки юных Уральцев. Начало» направлена на расширение знаний у
ребенка о месте где он живет. В ходе занятий дети получают основы (пропедевтические
знания в области) географии (знакомятся с понятием гора, озеро, река), биологии
(знакомятся с биологическим разнообразием растений Урала, научатся различат хвойные
и лиственные растения, понаблюдают за особенностями каждого сезона года; так же
познакомятся с представителями животного мира и их поведенческими особенностями в
зависимости от сезона года) и экологии.
Программа состоит из двух частей, гармонично сочетающихся между собой.
Теоретическая часть подкреплена творческой (практической частью) в которой ребенок,
выполняя творческую работу на заданную тему занятия, закрепляет полученные знания
позитивными эмоциями, что способствует лучшему усвоению полученного материала.
Теоретическая часть проходит в форме дискуссий или рассказов, где дети могут
самостоятельно высказывать свое мнение и выдвигать гипотезы (предположения),
получая доказательства своей правоты или опровергая ее.
Все выполненные работы обучающихся собираются в индивидуальную «книгу»
(для каждого), которая называется «Записки юного Уральца - ФИО» и вручается на
итоговом занятии.
Новизна
Программа «Записки юных Уральцев. Начало»направлена на изучение родного
края, через изучение пропедевтического курса биологии, зоологии, ботаники, географии и
рассматривая человека как часть биосистемы, минуя историческое и культурное развитие
человека.
Наличие творческого компонента, как итога занятия (рефлексия по пройденной
теме), помогает развитию мелкой моторики, способствует самовыражению,
формированию коммуникативных навыков, совершенствование художественного
восприятия мира.
Наличие этих компонентов позволяет говорить о развитии гармоничной личности
ребенка.
Отличительные особенности данной программы:
−
комплексный подход к образовательному процессу;
−
внедрение нейрогенетических упражнений в занятиях для развития памяти,
речи, внимания и т.д;
−
использование современных образовательных технологий: проектная
деятельность, дифференцированного обучения; игровые технологии; технологии
проблемного обучения и здоровьесберегающие технологии.
Построение программы предлагает постепенное расширение и углубление знаний,
совершенствование навыков и знаний обучающихся.

Направленность: туристско-краеведческая.
Форма обучения: очная, групповая. Допускается сочетание различных форм получения
образования и форм обучения.
Продолжительность: Срок реализации -144 часа
Уровневость: стартовый
Цель программы: развитие интереса к познанию природы родного края -Урала.
Задачи программы:
Обучающие:
✓ Познакомить обучающихся с многообразием животного и растительного мира Урала;
✓ Вызвать интерес к освоению теоретических биологических, географических знаний;
✓ Научить оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков,
рисунков, описаний, выводов.
Развивающие:
✓ Способствовать усвоению важных знаний о значимости и уникальности каждого
живого организма.
✓ Сформировать умения самовыражения в вопросах познания природы через
творчество;
Воспитательные:
✓ Воспитывать бережное отношение к родной природе, окружающей среде.
✓ Воспитывать культуру общения и взаимодействия друг с другом через вовлечение в
обсуждение.
Основополагающие принципы программы:
Комплексность – для всестороннего развития обучающихся предусматривается
тесная взаимосвязь всех видов обучения (общая и специальная теоретическая подготовка,
краеведение и начальные навыки экспериментальной подготовки), воспитательной работы
и педагогического контроля. Вариативность – предусматривает, в зависимости от
индивидуальных особенностей каждого обучающегося включение в учебный план
разнообразного набора дидактического, наглядного и методического материалов.
Адресат программы
Программа адресована детям дошкольного возраста: 5-7 лет и составлена с учетом
возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и
умений.
Возрастные особенности.
Старший дошкольный возраст – период познания окружающего мира,
человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития
физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным
способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет
подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в
школе. В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие
из них или придумать свою версию ответа. Очень развито воображение и ребенок
задействует его постоянно. Он часто привлекает к себе внимание, чтобы показать себя
миру. В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через
общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в
этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по правилам. В
таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим,
но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые
дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям. Продолжительность игры
увеличивается. Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может

многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не
интересно. К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности
и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения
других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку
т. к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из
оценок, которые слышит в свой адрес. Способен сосредотачиваться не только на той
деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых волевых
усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться. Ребенок легко
отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное. В 5-7 лет ребенок, как губка,
впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом
возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни.
В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением
его кругозора. Лучшим подспорьем в этом является туристско-краеведческая
деятельность,
Наполняемость учебных групп
Минимальное количество обучающихся - 12, максимальное - 15.
В группы принимаются все желающие, в том числе дети от 5 до 7 лет, не
признанные в установленном порядке инвалидами, но имеющие отклонения в состоянии
здоровья, которые позволяют заниматься познавательной деятельностью. Специального
отбора не производится. Возможен добор детей в группы в течение учебного года на
вакантные места. Группы формируются по возрастным категориям: 5-6 лет, 6-7лет.
Объем программы.
Количество
Уровень
Отличительные особенности уровня
учебных
часов

144

Стартовый

Обеспечение минимального стандарта знаний,
умений и навыков и основ (пропедевтические знания
в области) географии (знакомятся с понятием гора,
озеро, река), биологии (знакомятся с биологическим
разнообразием растений и животных
Урала), и
экологии.
Овладение специальной терминологией.
Выполнение работ по образцу, по алгоритму.

Срок реализации программы:
Данная программа рассчитана на 144 учебных часа.
Режим и продолжительность занятий.
Занятие проводится 2 раз в неделю и включает два учебных часа по 30 минут с 10минутным перерывом:
Структура занятия: теоретическая часть занятия составляет 30% учебного времени;
70 % - практическая часть.
30 мин. – изучение теоретического материала в кабинете, с использованием
видеоматериалов, рассматриванием наглядных пособий, выполнение практической,
творческой работ;
10 мин. – перерыв (физкультминутка),
30 мин. – практическая часть по изучаемой теме практическое задание, проведение
эксперимента.
Количество обучающихся в группе – 12-15 человек.

Организация образовательного процесса.
Организация образовательного процесса происходит в учебном кабинете, в
природной среде во время походов выходного дня (с вовлечением родителей в
образовательный процесс) и занятий на местности.
Формы обучения: очная, в группе с возможностью применения дистанционных
образовательных технологий, с индивидуальным подходом.
Виды занятий. Программа предусматривает два вида занятий: теоретические и
практические занятия. На теоретические занятия отводится - 24 часа, на практические – 48
часов. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом,
включающая обучение в малых группах. Учитывая возрастные особенности
обучающихся, все занятия проводятся в игровой форме.
Большое значение имеет принцип индивидуализации и дифференциации в подборе
соответствующих методов и приемов дополнительного образования и воспитания каждого
ребенка.
Педагогическая эффективность туристско-краеведческой деятельности будет выше,
если каждый занимающийся будет включаться в эту деятельность посредством
выполнения посильных его возрастным особенностям и индивидуальным творческим
способностям, мотивам и интересам. При этом необходимо формировать у обучающихся
ответственное отношение к исполнению обязанностей, коллективизм, инициативность
Формы работы:
−
фронтальная - одновременная работа со всеми обучающимися;
−
коллективная - организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми детьми;
−
групповая - организация работы по малым группам (от 3 до 5 человек),
выполнение заданий, последующая презентация результатов выполненного задания и
обобщение;
−
в парах - организация работы по парам, выстраивание диалоговой формы
общения;
−
индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, преодоление
трудностей.
Выбор педагогических технологий, применяемых при реализации данной
программы, определяется целями и задачами, возрастными особенностями детей и
спецификой содержания учебного материала. Личностно ориентированные технологии,
технологии сотрудничества, развивающие. Для достижения результатов при реализации
задач программы используются следующие разнообразные педагогические методы и
приемы:
Методы обучения:
Словесные:
− изучение материала, используя рассказ, беседу и обсуждение. В основу этих
методов положено слово, как источник информации;
− изучение инструкции и правил техники безопасности при работе.
Наглядные:
− показ опытов;
− использование наглядных пособий: плакаты, презентации, видеоматериалы;
Практические:
−
проведение простейших исследовательских опытов самостоятельно;
−
упражнения на закрепление пройдённого материала;
−
упражнения, направленные на общее развитие ребенка: память, внимание,
моторика.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
Объяснительно-иллюстративный. Цель – проиллюстрировать информацию с
помощью наглядных средств. Приемы: словесный, работа с наглядным материалом, с
видеоматериалами. Дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
Игровые методы. Применяются при изучении материала нового и закреплении
полученных знаний. Приемы: игры на местности, в помещении, упражнения на развитие
памяти, внимания и мышления.
Метод проблемного обучения. Цель – новые знания достигаются обучающимися в
решении проблемных вопросов. Приемы – создание проблемной ситуации, ролевые игры.
Метод взаимодействия. Приемы: работа во временных группах, ситуации
совместных переживаний.
Метод мотивации и стимулирования. Цель – формирование познавательного
интереса. Приемы: проведение простейших исследовательских опытов самостоятельно,
самостоятельная творческая работа обучающихся, проведение наблюдений, анализ.
Метод «Портфолио». Цель - развитие навыков рефлексивной деятельности:
способность анализировать собственную деятельность, совершенствовать ее, проявлять
инициативу для достижения успехов. Прием: полное собрание всех работ обучающегося
в книжку.
Форма организации и проведения занятий.
Формами и методами реализации программы учитывают психофизические
особенности детей дошкольного возраста.
Занятия проводятся в кабинете и на прилегающей территории. Формы проведения
занятий меняются в зависимости от темы и могут быть представлены: играми и
викторинами, экскурсиями, целевыми прогулками, наблюдениями, беседами, элементами
исследовательской деятельности и экспериментированием, экологическими конкурсами
(рисунка, рассказов, сказок и др.), экологическими акциями (совместно с родителями),
художественным прикладным творчеством.
Программой предусматривает индивидуальные задания и работу в команде.
Проведение наблюдений за погодными и сезонными изменениями в природе
родного края, наблюдение и уход за домашними животными, комнатными растениями,
труд на участке – организация этих традиционных видов самостоятельной и совместной
со взрослыми деятельности дошкольников остается первостепенным методом
приобщения детей к природе родного края, развития у них интереса, неравнодушия,
знаний и трудовых навыков во взаимодействии с природными объектами.
Ожидаемые результаты
Для оценки качества знаний, умений и навыков, обучающихся проводятся
различного рода контрольно-проверочные мероприятия. При оценке результатов
принимается во внимание способность понимания задания педагога, умение выполнять
задания с использованием приобретенных навыков и умений, творческий подход к
выполнению задания. В ходе освоения программы у обучающихся планируются
следующие образовательные результаты:
Предметные результаты.
1. Обучающиеся, знакомы с многообразием животного и растительного мира
Урала;
2. Сформирован интерес к познанию теории биологических, географических
знаний;
3. Обучающиеся умеют оформлять результаты наблюдений в виде
простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов
Метапредметные результаты.
1. Освоены начальные знания и демонстрируется понимание значимости и
уникальности каждого живого организма.

2. Сформированы умения самовыражения в вопросах познания природы через
творчество;
Личностные результаты.
1. Проявление бережного отношения к родной природе, окружающей среде.
2. Демонстрация культуры общения в процессе взаимодействия друг с другом.
Формы контроля/аттестации
С целью выявления начального уровня владения учебным материалом проводится
входной контроль в виде беседы, опроса.
Для
оценки
результативности
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Записки юных Уральцев. Начало» применяются входной
контроль, промежуточная и итоговая аттестация.
Промежуточная аттестация проводится в течении учебного периода.
Формы проведения аттестации: опрос, игра, викторина.
Итоговая аттестация проводится по результатам освоения программы. Для
проведения итоговой аттестации используется Методика «Портфолио», которая является
одной из современных форм оценивания достижений и компетентности, в том числе
творческих успехов обучающегося. Результаты итоговой аттестации оформляются в виде
творческой работы «Записки юного Уральца», которая представляет полное собрание
всех работ обучающегося.
В качестве методов диагностики личностных изменений обучающихся
используются педагогическое наблюдение (основной метод), диагностическая беседа,
метод рефлексии.
Оценочные и контрольно-измерительные материалы
Оценочные и контрольно-измерительные материалы представлены в приложениях.
Входной контроль проводится в формате опроса. Варианты вопросов представлены
в Приложении 1.
Промежуточный контроль
проводится в форме игры. Разработка игры
представлена в Приложении 2.
Итоговая аттестация проходит в форме опроса, игры с вручением, обучающимся
книжки «Записки юного Уральца». Варианты вопросов представлены в Приложении 3.
Форма протокол итогов аттестации представлена в Приложении 5.
Материально- техническое и информационно-техническое обеспечение программы.
1.
Рабочая тетрадь (для личного заполнения обучающегося)
2.
Раздаточный материал для заполнения рабочей тетради ученика (шаблоны,
рисунки, схемы и т.д.)
3.
Классная комната с учебной лабораторией;
4.
Столы – 4 штуки;
5.
стулья – 15 штук;
6.
Красная книга – 15 штук;
7.
Компьютер, проектор, экран;
8.
Дисковый и флеш-накопители;
9.
Горшки и кашпо для комнатных растений;
10.
Ящики для хранения природного материала;
11.
Совочки – 15 шт.;
12.
Пульверизаторы – 15 шт.;
13.
Земля для посадки комнатных растений;
14.
Семена однолетних культур;
15.
Картон
16.
Цветная бумага

№

17.
18.
19.

Цветные карандаши
Клей карандаш
Зёрна для подкормки птиц, мука, вода.
Оборудование
Учебные помещения

Кол-во,
шт

использование
%

1

100

1

Учебная аудитория

1
2
3
4

Глобус
1
10
Библиотека карточек животных
1
50
Библиотека карточек с растениями
1
50
Коллекция минералов
1
30
Технические средства
Персональный компьютер /педагога
1
30
Телевизор
1
30
Мультимедийный проектор
1
10
Интерактивная доска
1
10
Аудиальные дидактические средства
Звуки природы
1
20
Мультимедийные дидактические средства
Библиотека видеофильмов
1
90
Библиотека презентаций
1
90
Программно-методическое обеспечение (игры, разработки)
Ирга «Найди пару»
1
10
Игра «Золотая рыбка»
1
10
Загадки
1
10
Книжка- разработка
36
100

1
2
3
4
1
1
2
1
2
3
4

Наглядные пособия

Информационное обеспечение:
− Видеоматериалы (учебно-методический комплекс программы).
− Фотоматериалы (учебно-методический комплекс программы).
− Интернет источники:
https://www.youtube.com/watch?v=Ws0lKJVwWUM Дикая природа Урала
https://vk.com/video472217403_456239051 Природные ресурсы Урала
https://uraloved.ru/?from=logo Ураловед – портал знатоков и любителей Урала
https://pustunchik.ua/online-school Детский портал «Пустунчик»

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Количество часов

№
п/п.

Название темы

1

Вводное занятие

2

0

2

2
3
4

Родной край
Растения родного края
Животные родного края

2
6
10

1
2
4

1
4
6

5

Домашние животные

4

1

3

6
7
8
9
10

Красная книга
Промежуточная аттестация
Новый год
Снег
Следы на снегу

2
2
4
2
4

1
1
0
1
2

1
1
4
1
2

11

Горы

2

1

1

12
13

Реки
Озёра

2
2

1
1

1
1

14

Ресурсы родного края

4

1

3

15

Животные весной на Урале.

2

1

1

16

Растения весной на Урале.

12

4

8

17

Экология родного края

6

2

4

18

Реализация проекта
путешествие «Хомы»

72

24

48

Фотоотчёт группы

19

Итоговое занятие

4

0

4

Книжки «Мои записки о
родном крае»

144

24

48

Итого

Всего Теорет. Практ.

Форма аттестации /
контроля
Вводные занятия.
Входная аттестация.
Раскраска на тему
Игра «Найти пару»
Проект «Кормушка»
Игра «Найди моего
предка»
Беседа
Игра
Праздник «Новый год»
Беседа
Рисунок «Мой след»
Рисунок «Уральские
горы».
Рисунок «Схема река».
Рисунок «Озеро».
Раскраска «Моя
коллекция минералов»
Поделка «Птичка».
Мини проект «Мой
цветочек»
Я помощник. «Поделка из
ТБО»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теоретическая часть:
Знакомство. Решение организационных вопросов.
Практическая часть:
Входная аттестация.
Тема 2. Родной край
Теоретическая часть:
Понятие родного края. Где мы с Вами живем. Свердловская область на карте
Российской Федерации. Екатеринбург на карте Свердловской области. Легенды Урала.
Многообразие природы Урала: минералы, животные, растения. Прекрасные изменения в
природе.
Практическая часть:
Раскраска «Я живу», раскраска «О чем говорили на занятии»
Тема 3. Растения родного края
Теоретическая часть:
Растения родного края. Лиственные и хвойные растения. Отличительные признаки.
Хвойные растения: ель обыкновенная, пихта, сосна обыкновенная, сосна кедровая
сибирская, сосна горная, можжевельник, туя.
Осень. Листопад. Значение. Красота осеннего времени года. Знакомство с
листопадными видами деревьев: береза, рябина, клен остролистный, клен ясенелистный и
др.
Практическая часть:
Раздаточный материал «Хвоинки и шишки» (рассматриваем и зарисовывавшем
количество и длину хвоинки, раскрашиваем шишки).
Рассматриваем листочки. Раскрашиваем листочки.
Поделка из сухих листьев.
Игра «Найти мне пару».
Тема 4. Животные родного края
Теоретическая часть:
Животные родного края. Хищные и растительноядные животные. Особенности
питания. Зимовка. Изменение в поведении животных с наступлением осени и зимы.
Физиологические процессы: изменение в питании, шерсть. Спячка.
Птицы родного края. Зерноядные и насекомоядные птицы. Перелетные птицы.
Зимующие птицы Урала.
Подкормка птиц. Сроки подкормки. Чем кормить. Кормушки. Виды кормушек.
Альтернативная кормушка.
Практическая часть:
Игра «Накорми друга».
Игра «Узнай птичку».
Создание альтернативной кормушки. Подкормка зимующих птиц и животных на
территории учреждения.
Коллективный проект «Кормушка».
Тема 5. Домашние животные
Теоретическая часть:
Дикие и домашние животные. История одомашнивания животных. Значение
одомашнивания животных для человека. Знакомство с дикими предками домашних
животных.
Практическая часть:
Игра «Найди моего предка»

Тема 6. Красная книга родного края
Теоретическая часть:
Красная книга. Зачем она нужна. Знакомство с животными Красной книги.
Знакомство с растениями красной книги.
Практическая часть:
Беседа «Зачем человек создал Красную Книгу?».
Обсуждение «Как Мы можем помочь исчезающим видам?»
Тема 7. Промежуточная аттестация
Теоретическая часть:
Объяснения правил игры. Организационные моменты
Практическая часть:
Игра.
Тема 8. Новый год
Теоретическая часть:
Беседа: Зимний лес. Почему елка-дерево праздника «Новый год».
Практическая часть:
Изготовление масок животных. Вырезание снежинок. Праздник «Новый год».
Тема 9. Снег
Теоретическая часть:
Снег. Как растет снежинка. Почему снежинки разные? Чистый ли снег.
Практическая часть:
Опыт «Талый снег». Поделка «Снежинка».
Тема 10. Следы на снегу
Теоретическая часть:
Снег – книга леса. Следы животных на снег (заяц, волк, лиса, медведь, мышь, белка
и др.).
Практическая часть:
Рисунок «Мой след».
Тема 11. Горы.
Теоретическая часть:
Горы. Происхождение. Уральские горы. Самые высокие горы Урала. Самые
необычные горы крала.
Практическая часть:
Рисунок «Уральские горы».
Тема 12. Реки
Теоретическая часть:
Реки. Устье. Притоки. Реки Урала. Исеть. Чусовая.
Практическая часть:
Рисунок «Схема река». Просмотр видеофильмов. Беседа
Тема 13. Озера
Теоретическая часть:
Озера. Озера Урала.
Практическая часть:
Рисунок «Озеро».
Тема 14. Ресурсы родного края.
Теоретическая часть:
Ресурсы. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Минералы. Ресурсы Урала.
Самые известные минералы родного края.
Практическая часть:
Изучение коллекции минералов. Раскраска «Моя коллекция минералов».
Тема 15. Животные весной на Урале
Теоретическая часть:

Повторение тем: «Животные родного края», «Хищные и растительноядные
животные». Особенности питания с наступлением весны. Изменение в поведении
животных с наступлением весны и лета. Физиологические процессы: изменение в
питании, шерсть. Выход из спячки.
Повторение тем: «Птицы родного края», «Зерноядные и насекомоядные птицы».
Возвращение перелетных птиц. Поведенческие особенности птиц весной.
Практическая часть:
Поделка «Птичка».
Тема 16. Растения весной на Урале
Теоретическая часть:
Повторение тем: «Растения родного края», «Лиственные и хвойные растения».
Весна в жизни растений Урала. Первоцветы. Части растения и их значение. Почки и
листочки. Цветок и плод. Семя и его значение в природе. Значение воды и солнышка в
прорастании семян.
Практическая часть:
Игра «Найди пару». Раскраска «Первоцветы». Рисунок-схема «Строение растения».
Посадка и высадка однолетников. Опыт «Расти семечко». Мини проект «Мой цветочек»
Тема 17. Экология родного края
Теоретическая часть:
Влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние человека.
Переработка ТБО.
Практическая часть:
Я помощник. «Поделка из ТБО»
Тема 18. Реализация проекта путешествие «Хомы»
Теоретическая часть:
Цель проекта: расширить знания обучающихся о Родном крае.
Задачи проекта:
1. Посетить музеи и исторические общественные места города Екатеринбурга;
2. Познакомиться с природой, историей, культурой г. Екатеринбурга;
3. Привить культуры посещения общественных мест.
Практическая часть:
Подготовить фотоотчет и рассказы о музеях города Екатеринбурга
Список музеев и исторических общественных мест, рекомендованных к
посещению:
1. Дом-музей П. П. Бажова
2. Музей истории Екатеринбурга
3. Музей радио им. А. С. Попова
4. Уральский геологический музей
5. Фотографический музей «Дом Метенкова»
6. Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
7. Екатеринбургский зоопарк
8. Ботанический сад УрО РАН
9. Археологический памятник Каменные палатки (Каменный остров)
10. Палеопарк на Шарташе
Тема 19. Итоговая аттестация
Теоретическая часть:
Подведение итогов года.
Практическая часть:
Вручение книжки «Мои записки о родном крае».
Опрос.

Литература для педагога

Список литературы

1. Дерябо С. Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. — РостовнаДону; Изд-во «Феникс». 1996. - 480 с.
2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного
воспитания / Автор-сост. С.Н, Николаева М: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998
3. Энциклопедический словарь юного натуралиста — М Педагогика, 1981, - 406 с.
4. Иванова А.И. Мир природы: Четыре времени года. -М.: ТЦ Сфера, 2018.-128с.
(Мир, в котором я живу)
5. Иванова А.И.,Уманская Н.В. Мир природы: Мир, в котором я живу. -М.: ТЦ Сфера,
2017.-160с.
6. Иванова А.И. Человек. Эксперименты и наблюдения в детском саду. Что могут
знать дошкольники о человеке. -М.: ТЦ Сфера, 2017.-224с.
7. Иванова А.И. Мир природы: Мир растений. Эксперименты и наблюдения в
детском саду. -М.: ТЦ Сфера, 2017.-160с.
8. Иванова А.И. Мир природы: Мир животных. Эксперименты и наблюдения в
детском саду. -М.: ТЦ Сфера, 2017.-336с.
9. Иванова А.И. Мир природы: Организация детской исследовательской
деятельности. Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2017.-96с.
10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и
эксперименты для дошкольников. -М.: ТЦ Сфера, 2019.-192с.
Литература для обучающихся
1. Султанова Марин, Простые опыты с бумагой. Для дошкольников. -М.: Хатберпресс, 2014.-16с.
2. Султанова Марин, Простые опыты с водой. Для дошкольников. -М.: Хатбер-пресс,
2014.-16с.
3. Султанова Марин, Простые опыты с природными материалами. Для дошкольников.
-М.: Хатбер-пресс, 2014.-16с.
Литература для родителей:
1. Минишева Т. Мир в картинках. Наглядно-дидактическое пособие. Космос. – М.:
Мозаика-Синтез, 2017. – 8с.
2. Минишева Т. Мир в картинках. Наглядно-дидактическое пособие. Насекомые. -М.:
Мозаика-Синтез, 2015. – 8с.
3. Минишева Т. Мир в картинках. Наглядно-дидактическое пособие. Растения. М.:
Мозаика-Синтез, 2015. – 8с.
4. Минишева Т. Мир в картинках. Наглядно-дидактическое пособие. Животные. - М.:
Мозаика-Синтез, 2015. – 8с.
5. Минишева Т. Мир в картинках. Наглядно-дидактическое пособие. Ягоды. –М.:
Мозаика-Синтез, 2015. – 8с.
6. Минишева Т. Мир в картинках. Наглядно-дидактическое пособие. Цветы. –М.:
Мозаика-Синтез, 2015. – 8с.
7. Минишева Т. Мир в картинках. Наглядно-дидактическое пособие. Овощи. –М.:
Мозаика-Синтез, 2015. – 8с.
8. Минишева Т. Мир в картинках. Наглядно-дидактическое пособие. Птицы. –М.:
Мозаика-Синтез, 2015. – 8с.
9. Минишева Т. Мир в картинках. Наглядно-дидактическое пособие. Деревья и
листья. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 8с.
10.Минишева Т. Мир в картинках. Наглядно-дидактическое пособие. Домашние
животные. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 8с.

ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Опрос №1.
Какие вы знаете времена года?
Какие отличительные признаки времен года вы знаете?
Какие вы знаете деревья?
Каких вы знаете животных?
Что вы о них знаете?
Кто в вас живет дома?
Что любит ваш питомец?
Каких птиц вы знаете?

Приложение 1

Приложение 2

Игра №1.
Все обучающиеся делятся на 4 команды путем вытягивания листочков. На
листочках написаны времена года. Команды называют себя по ассоциации с данным
временем года (Зима – «Снежинки», «Ветерок»; Осень – «Капельки»; Лето –
«Солнышки»; Весна – «Цветочки»).
Игра «Найди пару»
На каждую парту выдается комплект из карточек с изображение растений. На экран
выводится листочки. Обучающиеся должны найти карточку с растением, которому
принадлежит этот листочек. Команда сделавшая праведно задание получает звезду.
Игра «Кто? Как? зимует»
На каждую парту выдается комплект из карточек с изображение животных.
Обучающиеся обсуждают как зимует их животное. Капитан рассказывает. Другие
обучающиеся оцениваю правильность ответа. Если ответ правильный, команда получает
звезду.
Игра «Кто? Что? кушает»
По классу заранее прячутся карточки изображение птиц. Команда ищет птичек и
«садит» их по клеткам по типу питания или по месту зимовки (На усмотрение педагога).
За каждую птичку правильно «посаженную» в клетку команда получает звезду.
По результатам все участники получают сладкие призы.

Опрос №2.
1. Какие вы знаете времена года?
2. Какие отличительные признаки времен года вы знаете?
3. Какие вы знаете деревья?
4. Каких вы знаете животных?
5. Что вы о них знаете?
6. Кто в вас живет дома?
7. Что любит ваш питомец?
8. Каких птиц вы знаете?
9. Какие реки родного края вы знаете?
10. Какие озера родного края вы знаете?
11. Какие горы родного края вы знаете?
12. Какие полезные ископаемые вы знаете?

Приложение 3

Приложение 4.
Календарно-учебный график реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Записки юных Уральцев.Начало» на 2023 - 2024 учебный год.
Группа №1
Месяц
Число
Форма
занятия

сентябрь

Количество
часов по
расписанию

Тема занятия

Форма контроля


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».