Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей - центр «Лик» РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДАЮ методическим советом Директор МБУ ДО – центра «Лик» Протокол № от « » 2023 г. Председатель метод. совета Н.В.Бетева Приказ № от 2023 г. В.И. Беднова ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ИНТЕЛЛЕКТ. КУЛЬТУРА. РАЗВИТИЕ» Возраст обучающихся: 7 – 12 лет Срок реализации: 1 год Уровень: стартовый (ознакомительный) Составитель:Поспелова Нина Олеговна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург2023 г ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы Автор программы (составитель) Вид программы Направленность программы Вид деятельности Форма программы реализации Срок реализации программы Охват детей по возрастам Адресат программы: категория участников, на которых она рассчитана Уровень освоения программы Краткая программы аннотация Интеллект. Культура. Развитие Поспелова Нина Олеговна модифицированная туристско-краеведческая Экскурсионная. Краеведение. очная 1 год 7-12 лет обучающиеся младшего и среднего школьного возраста стартовый Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интеллект. Культура. Развитие.» историко-краеведческой и культурологической направленности. Ориентирована на воспитание гражданственности личности ребенка, актуализацию его культурно-творческой деятельности. Основу программы составляет историко-природоведческий и культурно-эстетический компонент, которые традиционно являются эффективными средствами воспитания, обладают большим образовательным потенциалом и создают условия для духовного, интеллектуального, культурно-эстетического и физического развития ребенка. Данная программа заключается в сочетании различных методов обучения и видов деятельности таких как: экскурсионная и игровая деятельность, метод творческих заданий, что позволяет расширить кругозор обучающихся, дает возможность для духовного роста, для реализации творческого потенциала. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интеллект. Культура. Развитие» туристско-краеведческой направленности. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключаются в сочетании различных методов обучения и видов учебной деятельности, таких как игровая, экскурсионная, метод творческих заданий, что выводит обучающихся за рамки привычного образовательного процесса, расширяет кругозор и дает возможность для духовного роста, позволяет ребенку непринужденно погрузиться в ситуацию и проявить себя в новой роли, реализовать свой творческий потенциал. АКТУАЛЬНОСТЬ Разработка программы соответствует целям и задачам, определенным в Концепции развития дополнительного образования в РФ и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. На сегодняшний момент наблюдается острая необходимость в изучении истории и духовных ценностей своего народа, восстановления его традиций, обращения к своим корням, к своей истории семьи, к своей малой Родине, что является основой формирования духовнонравственной личности гражданина и патриота. Знакомство с родным краем, его историческими, национальными, культурными и природными особенностями содействует привитию ребятам любви, интереса и уважения к истории и культуре своего Отечества. Занятия позволяют расширить кругозор представлений о родном крае, дать о нем исторические сведения, доступные для обучающихся младшего и среднего школьного возраста, показав все, что свято чтут люди, зародив детям искорку любви к своей Родине. Реализация программы "Интеллект. Культура. Развитие" организована в форме проведения регулярных занятий, краеведческих экскурсий, прогулок и походов (в городе и области), посещение музеев, выставочных центров, проведение тематических игр, мастер классов, выполнение творческих заданий. Экскурсионная и туристско-краеведческая деятельность предполагает активное сопровождение и участие неравнодушных родителей. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Задачи: Обучающие 1. Изучать историю родного города Екатеринбурга (2023г. - 300 лет со дня основания). 2. Ознакомить с традициями и обычаями народов Урала 3. Расширить знания о природе Урала 4. Познакомить с творчеством уральских писателей. Развивающие 1. Развивать познавательную и творческую активность 2. Развивать интерес к истории и культуре родного края 3. Формировать потребность к исследованию родного края Воспитательные 1. Воспитывать чувство любви к своему краю, уважению к его традициям,его историческому прошлому и настоящему, гордость за достижения уральцев. 2. Способствовать формированию бережного и ответственного отношения к родной природе и культурному наследию родного края. Адресат программы Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана наобучающихся в возрасте 9-12 лет: В этом возрасте отмечается высокий уровень активности, стремление к общению вне семьи, стремление к различению того, что хорошо и что плохо, любознательность. У всех детей этого возраста разный уровень интеллектуальных знаний. Энергичны, инициативны, настойчивы, быстры в действиях, нуждаются в постоянной деятельности, любят коллективные игры, но не боятся проигрывать, чувствительны к критике, обидчивы, интересы постоянно меняются. Формируется осознаниепринадлежности к своему народу, городу, краю . Сроки реализации программы Год обучения Количество часов 1 год обучения 144 Итого: Уровень Отличительные особенности уровня Стартовый Обучающиеся, двигаясь от простого к сложному, раскрывают для себя значение экскурсионной деятельности в изучении истории и жизни людей. Познают удивительный мир природы своего края, участвуя в очных экскурсиях, прогулках в парки и сады нашего города, музеи и учреждения культуры. Выполняют творческое задание по выбранной теме. 144 Распределение количества часов: I год обучения – 144 часа (4 часа * 36 недель) Формы вид и режим занятий Форма организации учебного процесса – групповая с индивидуальным подходом. Виды занятий: краеведческие и музейные экскурсии, прогулки и походы, музейные уроки и мастерклассы, беседа, выполнение творческих заданий, деловая игра. Режим занятий: учебный час 45 минут, перерыв между занятиями 5-10 минут. Форма организации занятий предполагает длительность занятия - 4 академических часа. Наполняемость учебной группы от 10 до 15 человек. Ожидаемые результаты Предметные: 1. Знают историю родного города Екатеринбурга (2023г. - 300 лет со дня основания). 2. Знакомы с традициями и обычаями народов Урала 3. Демонстрируют знания природы Урала 4. Знакомы с творчеством уральских писателей. Метапредметные: 1. Проявляют интерес к познавательной и творческой активности 2. Демонстрируют интерес к познанию истории и культуры родного края 3. Проявляют интерес к исследованию родного края Личностные: 1. Проявляют уважительное отношение к месту где они живут, к его традициям,его историческому прошлому и настоящему. 2. Демонстрируют бережное и ответственное отношения к родной природе и культурному наследию родного края. В результате решения поставленных задач у обучающихся будут сформированы следующиекомпетенции: Общекультурная умение ориентироваться в историческом и культурном пространстве города. Учебно-познавательная возникновение потребности к исследовательской работе и развитию познавательнойдеятельности, творческой активности и самостоятельности. Коммуникативная владение навыками работы с различными источниками информации. умение работать в команде. владение навыками коммуникативной культуры и умение правильно вести себя в социуме. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Стартовый уровень Возраст обучающихся 7-12 лет 144 часа в год,занятия 1 раз в неделю по 4 часа. Наименование разделов и тем Формы аттестации/контроля Количество часов Всего Теория Практика 1.Природа моего края 32 8 24 1.1 Прогулка в лесопарк «Каменные палатки» (история, геология, природа). 8 2 6 Опрос 1.2. Озеро «Шарташ»- главная природная достопримечательность города (история и природа). 1.3. Шарташский лесной парк, в гости к доисторическим животным 1.4. Природные особенности родного края. Посещение музея природы. 2. Мой город Екатеринбург: история и современность 2.1. История города. Символика города. Обзорная пешеходная прогулка по историческому центру. Площадь 1905г.,ул.Вайнера. 2.2. Исторический скверсердце города(обзорная экскурсия), Посещение музея 8 2 6 Викторина 8 2 6 Блиц - опрос 8 2 6 Творческий отчет 54 6 48 6 2 4 Опрос 8 0 8 Блиц-опрос истории Екатеринбурга. 2.3. Особенности архитектуры города 19-21 в.в. Обзорная прогулка. Посещение музея архитектуры и дизайна 2.4. Современный Екатеринбург. Деловой квартал «Екатеринбург-Сити». Обзорная прогулка. Посещение Ельцин-центра. 2.5. Екатеринбург-научный центр страны. Посещение Ньютон-парка, Парка Галилео, музей космоса. 2.6. Урал-опорный край страны. Прогулка по площади Российской армии. Посещение музея ВДВ «Крылатая гвардия». 3.Мой край и его жители 8 2 6 Блиц-опрос 6 0 6 Блиц-опрос 12 0 12 Викторина 12 0 8 1 6 3.1.История заселения Среднего 4 Урала. ЖителиЕкатеринбурга. Экскурсия в краеведческий музей(этнографический отдел). 3.2. Обычаи и традиции народов 4 Среднего Урала. Посещение центра традиционной народной культуры Среднего Урала 4.Культурная жизнь города 44 1 3 Творческое задание 0 4 Творческое задание 12 32 4.1. Художественная жизнь города Екатеринбурга 2 2 Опрос 1 3 Отзыв. 4 4.2. Посещение Музея ИЗО 4 12 Блиц-опрос 4.3.Посещение музея Эрмитаж Урал 4 1 3 Блиц-опрос 4.4.. Город Екатеринбург-город мастеров. Экскурсия в музей камнерезного искусства. 4.5. Литературная жизнь края. Прогулка по литературному кварталу. Посещение музея детской книги и кукол «Страна чудес» 4.6.Командор В.П.Крапивин. В гостях у отряда «Каравелла» 4.7. Театральная жизнь города. Театральное закулисье. Экскурсия в один из театров города. 4 1 3 Отзыв 4 1 3 Блиц-опрос 4 1 3 Отзыв 5 2 3 Блиц-опрос 4.8. Посещение спектакля одного из детских театров города 4.9. Танцующий город. Экскурсия в Екатеринбургскую Академию Современного Искусства 4.10.Посещение танцевального спектакля. 5 1 4 Отзыв 5 1 4 Блиц-опрос 5 1 4 Отзыв 5. Екатеринбурггород мастеров 5.1. Екатеринбург-город мастеров. Посещение музея наивного искусства (мастерских) 5.2.Посещение музейного центра народного творчества Гамаюн Итого 6 1 5 3 1 2 Отзыв 3 0 3 Отзыв 144 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1.Раздел: Природа моего края. 1.1. Тема «Каменные палатки. Пешеходная прогулка в лесопарк». Теория: Беседа Строение уральских гор, причины возникновения, географическое расположение города Екатеринбурга. История образования каменных палаток, природные особенности лесопарка (растительный и животный мир, климат). Практика: Участие в прогулке. Работа с картами. Участие в опросе. 1.2. Тема «Озеро Шарташ- главная природная достопримечательность города». Теория: История образования, природные особенности, животный и растительный мир. Влияние человеческого фактора на сохранность озера и прилегающей территории Практика: Участие в опросе «Особенности уральской природы»,участие в пешеходной прогулке, викторина. 1.3.Тема «Шарташский лесной парк, в гости к доисторическим животным» Теория: История появления доисторических животных на Среднем Урале, их виды. Понятие о палеонтологии. Практика: Экскурсия в палеопарк, интерактив, участие в блиц-опросе 1.4. Тема: «Природные особенности родного края» Теория: Природные и климатические особенности Среднего Урала Практика: Посещение музея природы. Знакомство с экспозицией музея. Подготовка творческого задания. 2.Раздел: Мой город Екатеринбург: история и современность 2.1.Тема «История города.Символика города»». Теория: Знакомство с историей рождения города, его основателями. Знакомство с историей названиягорода, вариантами названия города. Знакомство с символикой: герб и флаг города. Практика: Обзорная пешеходная прогулка по историческому центру (Площадь 1905г.ул.Вайнера). Опрос. 2.2.Тема «Исторический центр города. Исторический сквер – сердце Екатеринбурга». Практика: Участие в пешей экскурсии по историческому скверу. Знакомство с основными сохранившимися объектами города-завода, города-крепости. Посещение музея истории города. Знакомство с экспозициями музея. Участие в блиц-опросе. 2.3.Тема «Особенности архитектуры города 19-20 веков.» Теория: Знакомство с планировкой города, его границами. Знакомство с историей появления Главного проспекта города, с историей названия и появления первых улиц города. Знакомство с основными архитектурными стилями Екатеринбурга 19-20 веков. Практика: Посещение музея архитектуры и дизайна. Знакомство с экспозициями музея. Блиц-опрос. 2.4.Тема «Современный Екатеринбург. Деловой квартал « Екатеринбург-Сити». Практика: Участие в обзорной экскурсии. Деловой квартал история создания и развитие. Посещение «Ельцин-центра». 2.5. Тема «Екатеринбург- научный центр страны. Практика: Посещение экскурсионных программ музеев и выставочных центров научнотехнической направленности: Ньютон-парка, Парка-Галилео,музея космонавтики и ракетнокосмической техники, др. Знакомство с экспозициями , участие в интерактивных программах. Викторина 2.6.Тема «Урал - опорный край страны». Практика: Пешеходная прогулка по площади Российской армии. История, знакомство с объектами площади. Экскурсия в музей ВДВ « Крылатая гвардия» Знакомство с экспозицией музея. Участие в блиц-опросе. 3. Раздел: Мой край и его жители. 3.1.Тема «История заселения Среднего Урала. Жители Екатеринбурга». Теория: Знакомство с основными этапами заселения Среднего Урала. Коренные жители. Практика: Экскурсия в краеведческий музей. Отдел этнографии. Участие в мастер-классе. 3.2.Тема «Обычаи и традиции народов Среднего Урала». Теория: Знакомство с обычаями и традициями коренных жителей края в прошлом и сохранившиеся до наших дней. История их формирования. Практика: Посещение центра традиционной народной культуры Среднего Урала. Участие в программе центра. 4. Раздел: Культурная жизнь города. 4.1. Тема «Художественная жизнь города Екатеринбурга». Теория: Знакомство с работами художников, отображающих Урал в своих произведениях (в разныхжанрах художественного творчества: живопись, скульптура, декоративно прикладное искусство). Практика: Участие в виртуальной экскурсии и опросе. 4.2. Тема «Посещение Музея ИЗО». Практика: Обзорная экскурсия по музею. Знакомство с живописными полотнами художников,с работами мастеров по чугунному литью, обработке камня, дерева, уральской росписи. Подготовка отзыва. 4.3.Тема «Посещение музея Эрмитаж Урал». Практика: Знакомство с экспозицией музея. История создания Эрмитаж-Урал. Участие в квесте и мастер-классе.Блиц-опрос. 4.4.Тема «Город Екатеринбург-город мастеров» Теория: Знакомство с народными промыслами и ремеслами на примере камнерезного искусства. Знакомство с работами известных уральских мастеров-камнерезов. Практика: Посещение музея камнерезного искусства. Знакомство с экспозицией. Участие в интерактиве. 4.5. Тема «Литературная жизнь края. Теория: Краткое знакомство с творчеством уральских детских писателей:Д.Н.Мамин-Сибиряк, П.П.Бажов, В.П.Крапивин. Практика: Обзорная пешеходная экскурсия по литературному кварталу, посещение музея детской книги и кукол»Страна чудес».Знакомство с экспозицией. Участие в мастер-классе. 4.6. Тема «Командор В.П.Крапивин». Теория: Знакомство с биографией и творчеством писателя,с историей создания отряда «Каравелла» и его деятельностью. Практика: «В гостях у отряда «Каравелла». Экскурсия в Центр гражданско-патриотического воспитания «Каравелла». Подготовка отзыва. 4.7. Тема «Театральная жизнь города». Теория: Знакомство с театрами города. История становления театральной жизни в Екатеринбурге Детские театры. Практика: Посещение экскурсии одного из театров - театральное закулисье. Блиц-опрос. 4.8. Тема «Посещение театра» Практика: Посещение спектакля одного из детских театров города. Подготовка отзыва. 4.9. Тема «Танцующий город». Теория: Знакомство с танцевальным искусством, его направлениями и их развитием в городе. Практика: Участие в экскурсионной программе Екатеринбургской Академии Современного Искусства. Участие в мастер-классе по хореографии 4.10. Тема «Посещение музыкального театра» Практика: Посещение танцевального спектакля. Подготовка отзыва. 5. Раздел: Екатеринбург- город мастеров 5.1. Тема «Посещение музейного центра народного творчества Гамаюн» Практика: Знакомство с центром. Участие в программе центра. Интерактив. Подготовка отзыва. 5.2. Тема «Посещение музея наивного искусства» Практика: Экскурсия в музей. Знакомство с экспозицией. Подготовка отзыва. МЕХАНИЗМ ВЫЯЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Уровень освоения программы Теоретическая подготовка Практическая подготовка Результативность участия в экскурсионной деятельности Высокий Знание истории основаниягорода. Знания и представление о малой Родине, Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа Знание истории основаниягорода. Знания и представление о малой Родине, Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа не в полном объеме. Частичное представление омалой Родине и социокультурных ценностях. Неполное знание истории города. Активное участие и самостоятельное выполнение творческихзаданий. Участие во всех экскурсиях по программе Навыки самостоятельного выполнения творческой работы. Умение четко выражать свои мысли. Частичное участие в экскурсиях по программе Навыки участия в коллективной творческойработе. Умение пересказать услышанное. Не принимает участие в экскурсиях Средний Низкий Демонстрируют бережное и ответственное отношения к родной природе и культурному наследию родного края. Проявляют уважительное отношение к месту где они живут, к его традициям,его историческому прошлому и настоящему. Личностные результаты Организационно-волевые качества Проявляют интерес к исследованию родного края Демонстрируют интерес к познанию истории и культуры родного края Метапредметные результаты Проявляют интерес к познавательной и творческой активности Навыки соблюдения впроцессе деятельностиправил безопасности Знание творчества уральских писателей. Демонстрируют знания природы Урала Знание традиции и обычаев народов Урала Предметные результаты Знание истории родного города Екатеринбурга (2023г. - 300 лет со дня основания). Ф.И обуча ющего ся Всего аттестовано обучающихся, % от общего количества обучающихся % Из них по результатам аттестации показали: Предметные Личностные результаты чел. % от общего высокий уровень чел. % от общего результатывысокий уровень количества обучающихся количества обучающихся средний уровень чел. % от средний уровень чел. % от общегоколичества обучающихся общегоколичества обучающихся низкий уровень чел. % от общего низкий уровень чел. % от количества общегоколичества обучающихся обучающихся Метапредметные результаты высокий уровень чел. % от общего количества обучающихся средний уровень чел. % от общегоколичества обучающихся низкий уровень чел. % от общегоколичества обучающихся КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ 1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, КОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Интеллект. Культура. Развитие.» применяются текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем программы. Контроль осуществляется с помощью контрольных заданий, викторин, опросов. Промежуточная аттестация проводится по окончании каждого полугодия. Формы проведения аттестации: кроссворды, викторины, контрольные задания, творческие задания Итоговая аттестация проводится по результатам освоения программы. Формы проведения аттестации: творческое задание. Результаты аттестации представляются в виде диагностических карт, фото и видео отчетов. Оценочные материалы: Викторины: «Мой город Екатеринбург», «Природа родного Урала», «Писатели Ураладетям». Блиц-опрос:«Богатства Уральских гор», «Животный и растительный мир города», «Первый завод Екатеринбурга», «Ремесла и промыслы Урала». Творческие работы: «Обычаи и традиции народов Среднего Урала». Тематические выставки: фото, коллажи, рисунки, эссе. 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Занятия проходят в учебном классе или в музее центра «Взвейтесь кострами!» в соответствии с требованиями СанПиН. В учебном классе (музее) имеется оборудование: • Проектор • Колонки • Компьютер • Экран • Видеофильмы • Иллюстрации • Портфель экскурсовода по каждой экскурсии и прогулке • Громкоговоритель ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Фото-материалы (альбомы, стенды), репродукции с картин и журналов, видео-материалы (фильмы, презентации, ролики, CD, DVD диски, флэш карты), музейные коллекции, музейные экспонаты, коллекции камней и минералов, физические карты города, области, Урала, книги, журналы, энциклопедии, справочники. Интернет источники: http://zanimatika.narod.ru/RF31.htm - краеведческие викториныhttps://nashural.ru/mesta/uralskiegory/ - путешествуем по Уралу http://krasotyrossii.ru/- фото природы Урала wikipedia.org/wiki/ - энциклопедический справочник https://infourok.ru – сценарии интересных занятий prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie –методические разработкиhttps://dm-centre.ru/kraevedenie – актуальные вопросы в краеведении МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (что готовит педагог для занятий) Природа моего края: Видео фильмы, блиц-опросы, творческие задания, викторина, фото-видео и раздаточный материал, карты, образцы коллекций. Мой город Екатеринбург: История родного края, города, района, разработка маршрутных листов, экскурсий, викторин, блиц–опросов, фото и видео материалов, раздаточный материал, конструкт беседы. Мой край и его жители: Разработка бесед, презентаций, экскурсий, фото и видео материалов, творческих заданий, мастер -классов. Культурная жизнь города: Разработка плана бесед, блиц-опросов, творческих заданий, викторины. Проектная деятельность: разработка бесед, презентаций, проектов. Экскурсионная работа: разработка бесед, экскурсий, презентаций, викторин, игр, блиц– опросов, мастер-классов. Воспитательная работа: разработка тематических бесед, сценариев занятий, тематических встреч с гостями. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы 1. Федеральный закон РФ от 29.12. 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях правребенка в РФ»; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи» 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (рзд. VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи) 5. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03 2022 г. № 678-р); 6. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г.№ 996-р); 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам». 10. Приказ Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществления образовательной деятельности по сетевой форме образовательным программам»; 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ»; 12. Устав МБУ ДО - центр «Лик». 13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МБУ ДО - центр «Лик»; 14. Положение о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся МБУ ДО - центр «Лик». 15. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д ( в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). Литература для педагога и обучающихся: 1. Бажовская энциклопедия. Блажес В.В. Литовская М.А., ИД «Сократ», Екатеринбург, 1999 Екатеринбург – мой любимый город. Мурзина И.Я. Кряжева Н.Г., Изд. «Уральский рабочий», Екатеринбург, 1998 2. Екатеринбург спортивный. Непобежденные. Грановская О.В. Петровская В.И., ООО «Гарантия качества», Екатеринбург, 2015 3. Жил – был седой Урал. Логинова С.А., ООО «Издательство «Азимут», Екатеринбург, 2013 4. Зеленые горы, пестрый народ. Черноскутов А.П. Шинкаренко Ю.В., Изд . «Сократ», Екатеринбург. 2008 5. Золотая книга Екатеринбурга и Свердловской области. Варламов А.В., ООО Изд. «МаксИнфо», Екатеринбург, 2011 6. История Урала. Шабурова Т., ООО «СВ – 96», Екатеринбург, 1997 7. История родного края. Кулагина Г.А., Средне -Уральское книжное изд-во, Свердловск, 1983 8. Истоки уральского характера. Долгушина А.И., Центр «Учебная книга», Екатеринбург, 2005 9. Истоки творчества. Долгушина А.И., Центр «Учебная книга», Екатеринбург, 2005 10. Екатеринбург путеводитель по городу МАУ «Город 2019» 11. Изучаем природу в городе. Колбовский Е.Ю., Изд. «Астрель», Ярославль, 2005 12. Кировский – перекресток маршрутов разных. Администрация Кировского р-на, Изд. «Ассорти», Екатеринбург, 2013 13. Каменный пояс России. Колпакова О.В., Изд. «Генри Пушель», Екатеринбург, 2013 14. Мир родного Урала. Мурзина И.Я. Наумова Т.М., Центр «Учебная книга», Екатеринбург, 2005 15. Музеи Свердловской области. Зорина Л.И., ООО Изд. «Квадрат», Екатеринбург,2006 16. Народы и культуры Урала. Чагин Г.Н., ИД «Сократ», Екатеринбург, 2002 17. Столица Урала. Исторические хроники. Кириллов А.Д. Каёта Г.М., ОАО «Уральский рабочий», Екатеринбург, 2018 18. Уральская историческая энциклопедия. Алексеев В.В., Изд. «Екатеринбург», Екатеринбург,1998 19. Урал. Человек. Истоки. Наумова Т.М., Центр «Учебная книга», Екатеринбург, 2005 20. Художественная культура Урала. Мурзина И.Я., Изд. Дом Учителя, Екатеринбург, 1996 21. Наш Екатеринбург путеводитель по центру столицы Урала «Больше, чем «Красная линия»ИП М.В. Чеботарева ОАО «ИПП «Уральский рабочий» 2011 22. Екатеринбург ЗАО «УРСИБ»-2006 ОАО «ИПП«Уральский рабочий» 2011 23. Удивительный Екатеринбург- выпуск 1 Ю.Г. Бриль Уральское литературное агентство ОАО «ИПП «Уральский рабочий» 2006 24. Путеводитель по старому Екатеринбургу М.Ю. Нечаева В.А. Шкерин Издательство «Дом учителя» 1998 25. Семейная летопись Т. Шевкунов ООО «Издательство «Русский Дом» 2003 26. Большая родословная книга нашей семьи Ж. Фролова ООО «Издательство АСТ» 2016 27. Птицы Среднего Урала Воробьиные и неворобьиные- определитель В.К. Рябицев Екатеринбург: Кабинетный ученый 2022 28. Шарташ П.Распопов Издательские решения,2022 КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Программу реализует(ют) педагог(и) дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1). Сведения об авторе – составителе: Поспелова Нина Олеговна педагог дополнительного образования. Высшее образование. Приложение 1. Рабочая программа ДООП «Интеллект.Культура.Развитие» Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Интеллект.Культура.Развитие» на 2023 - 2024 учебный год (по группам). Срок обучения 1 год Дата начала обучения 01 сентября Зимние каникулы 1 января 10 января Дата окончания обучения 31 мая Кол-во Кол-во Кол-во учебных учебных учебных недель дней часов 36 72 144 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа Календарно-тематический план реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Интеллект.Культура.Развитие» на 2023-2024 учебный год. Место, дата и время проведения занятий в соответствии с расписанием утверждённым приказом директора Центра Месяц Число Форма занятия 02.09 Группа № 1,2 Количество часов по расписанию Экскурсия 2 сентябрь 03.09 Экскурсия 2 Тема занятия Прогулка в лесопарк «Каменные палатки» (история, геология, природа). Прогулка в лесопарк «Каменные палатки» (история, геология, природа). Формы аттестации/ контроля Опрос Опрос Приложение 2 Викторина «Мой город Екатеринбург» 1. Место для завода было выбрано на берегу реки (Исеть); 2. Дата основания г. Екатеринбурга (1723г); 3. Что сейчас находится на месте первого завода в г. Екатеринбурге? (Исторический сквер). 4. В 1722 году горным начальником был назначен (В.И. де Геннин), который руководил уральскими заводами 12 лет. 5. 1763 год – появляются новые заводы и фабрики, перечислите их: (гончарные, кожевенные,мыловаренные, суконные, ватные и другие). 6. 19 век – Екатеринбург становится золотым центром Урала и Сибири. Где впервые Е. Марковым было найдено золото? (Долина реки Берёзовки). 7. С 1924 по 1991 г.г – Екатеринбург называется Свердловском, в честь кого? (Я.М. Свердлова. 8. Какое событие произошло в г. Екатеринбурге летом 1918 года, которое до сих пор волнуетмировую общественность? (Расстрел семьи Романовых). 9. Что изображено на гербе города? (Плавильная печь и рудокопная шахта) 10. В «Книгу рекордов Гиннеса» записаны две мощнейшие машины, выпускаемые Уралмашзаводом. Назовите их. (Буровая установка «Уралмаш – 15000», шагающий экскаватор). 11. Что сейчас находится на месте бывшего особняка инженера Ипатьева, где была расстреляна царская семья? (Храм на Крови). 12. В честь кого назван город Екатеринбург? (В честь Екатерины II).