Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования - центр «Лик» Принята на заседании Методического совета МБУ ДО – центр «Лик» Протокол № __ от «__»______2023 г. Утверждено Директор МБУ ДО - центр «Лик» Приказ № __ от «__»_______2023г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я - иллюстратор» Направленность: художественная Уровень: базовый Возраст обучающихся: 7-15 лет. Срок реализации: 288 часа Автор-составитель: Осипова Екатерина Михайловна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 г. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы Я - иллюстратор Публичное название Я - иллюстратор программы (для АИС) Составитель программы Осипова Екатерина Михайловна Вид программы по степени Составительская авторства Направленность программы Художественная Вид деятельности Познавательная, творческая, исследовательская…. Основная форма реализации Очная, групповая. программы Язык реализации программы Русский Срок реализации программы 288 часа Охват детей по возрастам 7-15 лет Адресат программы Учащиеся младшего, среднего, старшего школьного возраста Уровень освоения программы Базовый Краткая аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я - иллюстратор» направлена на художественное развитие ребенка и его ранее проф. ориентирование. На занятиях обучающиеся приобретут начальные знания в области книжного искусства и другой печатной продукции, таких как открытки, календари, постеры, а также создание иллюстраций для информационного поля в сети интернет. В ходе реализации программы, обучающиеся овладеют навыками в области живописи гуашью и акварелью, познакомятся с особенностями работы с графическими материалами (карандаш, тушь, мягкие материалы такие как пастель или уголь). Особое внимание в программе уделяется развитию воображения и креативного мышления. Программа предусматривает индивидуальный подход в освоении учебного материала, поэтому комфортно будет ребенку с различным уровнем художественных навыков. Обучающиеся смогут продемонстрировать свои результаты в виде готовой печатной продукции, а так же на выставках различных уровней. программы 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я иллюстратор» имеет художественную направленность. Разработана в соответствии с современными образовательными технологиями при условии личностно-ориентированного подхода в воспитании, развитии и обучении детей, с учетом сохранения заинтересованности в данном виде деятельности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с современными нормативно - правовыми документами и государственными программами, а также локально-нормативными актами МБУ ДО-центр «Лик». Актуальность программы обусловлена: решением современных задач формирования творческого восприятия и развития личности в целом, которые зафиксированы в ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р); отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном профессионально организованном досуге, в творческом и личностном развитии детей; отвечает потребностям детей, так как является отличным инструментом в раннем проф. ориентировании и возможности попробовать себя в актуальных профессиях современности. Приобретая практические умения и навыки в области иллюстраторского искусства, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание созидать и увидит плоды своего творчества в печатной продукции. В системе творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному и декоративно прикладному искусству. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным. Занятия по программе направлены на формирование у обучающихся положительной мотивации и неподдельного интереса к совершенствованию своих познаний в области изобразительного искусства, желанию активно проявлять себя в творческой деятельности индивидуально и в коллективе. На сегодняшний день среди детей школьного возраста возрастает интерес к освоению искусства создания уникальной тиражируемой продукции как утилитарной вещи и одновременно художественного произведения. Значимость обучения по программе «Я - иллюстратор» проявляется на занятиях, которые помогают в профессиональном самоопределении, стимулировании заинтересованности обучающихся к деятельности иллюстратора, дает возможность приобрести новые знания и умения, а также закрепить базовые школьные навыки. Теоретические занятия насыщены различными интересными и увлекательными заданиями и упражнениями, направленными на развитие творческого мышления и воображения, развития креативности. Практические занятия, включают выполнение различных художественных работ, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и улучшению концентрации внимания. Педагогическая целесообразность Программа «Я - иллюстратор» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем необходимым комплексом базовых знаний в иллюстраторском искусстве, научиться наблюдать и анализировать работы ведущих иллюстраторов мира и создавать на основании анализа собственные работы, а также приобрести практические навыки работы с такими материалами как гуашь, акварель, карандаш, пластилин. Программа доступна для детей не признанных в установленном порядке инвалидами, но имеющие отклонения в состоянии здоровья, которые позволяют заниматься изобразительной деятельностью. Практика показывает хороший уровень освоения программы и значительные результаты у детей с незначительными категориями ограничения. Для этого не требуется корректировки программы, обучающиеся осваивают ее наравне с остальной группой детей. С учетом наполняемости группы до 15 человек, рекомендуемо включать не более одного ребенка с ОВЗ на обучение по данной общеразвивающей программе. Форма организации: объединение. Продолжительность: 2 года. Принцип проектирования программы: двухуровневая– базовый уровень. Отличительные особенности программы Отличительная особенность программы заключается в том, что она разработана для детей, желающих обучаться изобразительному искусству, без ограничений, независимо от уровня развития навыков в изобразительном искусстве, а также способностей каждого ребенка. Структура занятий построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным методом преподавания изобразительного искусства. Так же, обучающая программа дает возможность каждому ребенку попробовать профессию иллюстратора в различных его направлениях, что дает ребенку более широкий взгляд на профессию помогая ему выбрать приоритетное для себя направление и развиваться в нем. Новизна программы Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на интерес и пожелания обучающихся, учитывает их возрастные потребности, стимулирует познавательную активность, что даёт отличную почву для развития креативного мышления и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков. Охватывает все основные стороны практической работы иллюстратора. Большое значение уделяется созданию макетов полиграфической продукции. созданию авторских иллюстраций. Рассматриваются реальные примеры работ с разбором всех тонкостей творческого процесса с привязками к конкретным способам изготовления продукции. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я иллюстратор» предназначена для детей в возрасте - 7-15 лет. Для успешного и гармоничного прохождения программы обучающиеся делятся на возрастные группы 7-10 лет и 11-15 лет. В возрасте от 7 до 10 лет (младший школьный возраст) ребенок начинает проявлять большой интерес к творческой деятельности. В этом возрасте он обладает определенными навыками и умениями, которые может применить в творческих работах (проектах). В этом возрасте активно формируются технические умения рисованию. Одной из главных особенностей детей в этом возрасте является разнообразие интересов к различным видам творчества, высокий интерес проявляется к созданию своих собственных робот (проектов) и экспериментам с различными материалами и техниками. В этом возрасте ребенок также начинает активно развивать свои навыки в области коммуникации и сотрудничества, что позволяет работать вместе с другими детьми над творческими проектами, обмениваться идеями и находить компромиссы. Возраст от 11 до 15 лет сопровождается изменениями как в физическом, так и в психологическом развитии. В этот период творческая деятельность играет важную роль в развитии личности подростка, помогая ему выразить свои эмоции и мысли, а также развивать свои таланты и способности. Одной из главных особенностей творческой деятельности в этом возрасте является конкретизация интересов. Появляется значимость и интерес к созданию собственных работ (проектов) и поиску возможности для их реализации. Также продолжается активное развитие своих технических навыков и умений, привлечение различных технологий таких как компьютерная графика, нейросети для создания собственных неповторимых работ (проектов). Подросток активно развивает свою креативность и уникальность, он придумывает свои собственные идеи для творческих работ (проектов) и создает оригинальные произведения искусства. Творческая деятельность может помочь подростку в возрасте от 11 до 15 лет развивать свою самооценку и уверенность в себе. Успех в творческих проектах может стать для него источником гордости и удовлетворения, что в свою очередь может помочь им в других областях жизни. В целом, творческая деятельность играет важную роль в развитии подростков, помогает развивать значимые навыки и умения, а также способствует социальному и эмоциональному развитию. Наполняемость учебной группы Минимальное количество обучающихся в группе - 10, максимальное - не превышает 15. При включении в состав обучающихся детей с ОВЗ, количество в группе не превышает 15. Входная диагностика представляет собой собеседование и творческое задание или презентацию имеющихся работ для определения уровня дарования и заинтересованности. Дети принимаются в течение всего учебного года при наличии свободных мест. При формировании учебных групп учитываются параметры: возраст, выбор детьми времени удобного для занятий. Условие добора – сформированный интерес, собеседование в присутствии родителя или законного представителя ребёнка, пробное занятие. Цель программы - развитие творческого и личностного потенциала обучающихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства через создание авторских иллюстраций. Задачи: Обучающие: 1. Познакомить с техниками работы над различными проектами такими как создание открытки, плаката, книжной иллюстрации; 2. Познакомить с техниками изобразительного мастерства декоративная живопись, графика, нетрадиционные техники рисования; 3. Познакомить с цветовым кругом и научить грамотно, сочетать цвета; 4. Обучить правилам композиционного построения. Развивающие: 1. Развивать фантазию, воображение, образное мышление, представление; 2. Формировать художественный вкус; 3. Стимулировать развитие экспериментальной составляющей деятельности при работе с цветом, материалами, объемом. изобразительной Воспитательные: 1. Воспитывать потребность в творческом самовыражении средствами иллюстраторского искусства; 2. Воспитывать ответственное отношение к своей деятельности, к результату своего труда и чувство уважения к результатам труда окружающих; 3. Воспитывать культуру общения и взаимодействия друг с другом через вовлечение в обсуждение Объем и срок реализации программы Срок обучения Кол-во часов Уровень Отличительные особенности уровня 1 год 144 Стартовый 2 год 144 Базовый Дает возможность попробовать себя в изобразительном и декоративноприкладном искусстве, знакомит с возможным применением различных материалов в изобразительной деятельности. Обучающиеся пробуют создавать простые композиции; учатся сочетать цвета, экспериментируют с художественными материалами и техниками исполнения на основе своих интересов. Пробуют создавать авторские иллюстрации в рамках создания различной печатной продукции (открытки, плакаты, сборник сказок). Занятия ориентированы на «пробуждение» интереса обучающихся и потребности дальнейшего изучения различных техник изобразительного и декоративноприкладного искусства, способствуют формированию творческого потенциала обучающегося. Дает возможность углубить свои знания в профессии иллюстратора, попробовать свои силы в создании собственной книги, создать уникальный принт для печати на одежде. Получить новые навыки и умения в освоении художественных материалов. Всего 288 I год обучения – 144 часа (4 часа × 36 недель) II год обучения - 144 часа (4 часа × 36 недель) 1.2.Организация образовательного процесса Формы обучения Основная форма обучения – очная. При введении ограничительных мер допускается организация обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – это занятия с использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением учебного материала, проверочными работами, тестами с использованием учебных пособий, рабочих тетрадей, определенных педагогом; занятия в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество учебных часов в год – 144 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю продолжительностью 2 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах. Учебный час – 45 минут. Между занятиями предусмотрен перерыв продолжительностью 10 минут. Недельная нагрузка - 4 часа, 144 часа в год. Структура занятия: теоретическая часть занятия составляет 30% учебного времени; 70 % - практическая часть. При организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий учитываются возрастные особенности учащихся. Продолжительность онлайн-занятия, а также время самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно превышать 20 минут (для обучающихся 1-2 классов), 25 минут (для обучающихся 3-4 классов). Продолжительность онлайн-занятия для обучающихся среднего и старшего школьного возраста - 30 минут. Особенности организации образовательного процесса Содержание и материал программы «Я - иллюстратор» организованы по принципу дифференциации в соответствии с возрастными особенностями и уровнями сложности в изучении материала. Для обучающихся владеющими основными навыками работы с художественными материалами, знающими основные законы композиции (исходя из входной диагностики), предусмотрены задания более высокой сложности. Такие задания призваны формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к получению знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства. Схема учебного занятия. 1. Подведение к проблеме (от известного к неизвестному): обращение к опыту обучающихся, наблюдения. Небольшие исследования; выявление и озвучивание проблемы (особенности технологических приемов и операций). 2. Формулирование выявленной проблемы. 3. Поиск путей решения проблемы поисковые практические упражнения (поиск определения способа выполнения технологической операции, и др.) рассуждения. Обсуждение найденных решений с опорой на реальные предметы, выбор оптимального решения определение необходимых (лучших в данной ситуации) материалов, инструментов. 4. Планирование предстоящей практической работы (в кратких предложениях озвучивание этапов практической работы). 5. Практическая работа (подготовка рабочих мест, выполнение работы, уборка рабочих мест). 6. Обобщение (что нового узнали, чему научились, формулировка открытого знания). 7. Оценка (самооценка, взаимооценка) выполненной работы, обсуждение качество выполнения работы, степень самостоятельности (с помощью педагога, под наблюдением педагога, в группе, самостоятельно) творческие находки (при обсуждении). Принципы отбора содержания. Успешная реализация поставленных задач определяет построение образовательного процесса по принципам, учитывающим возрастные особенности обучающихся: принцип интеграции - взаимосвязь различных видов деятельности; принцип актуальности и значимости - содержание программы отражает современные тенденции и интересы в области изобразительного искусства, а также имеет практическую значимость для обучающихся; принцип сотрудничества - взаимосвязь обучающегося, педагога и других участников образовательного процесса; принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные; принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно; принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, обсуждений, организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение и закрепление навыков. 2. Содержание программы № п/п 1 2.1. Учебный (тематический) план 1 года обучения. Формы контроля / Раздел, тема Количество часов аттестации всего теория практика Выполнение Введение в программу. 2 1 1 Иллюстратор - что это за профессия и где творческих заданий применяются иллюстрации. Вводная аттестация обучающихся. Стилизация в иллюстрации 22 4 18 Основные принципы стилизации предметов окружающего мира (дерево, куст, цветок, дом) Составление простой композиции (пейзаж с домом на лужайке) из нескольких стилизованных предметов Создание постера -плаката в детскую. Стилизация животного на основе геометрических фигур. Создание серии открыток «Портрет животного» Стилизация сложных форм - человек. Гиперболизм в иллюстрации как средство передачи характера персонажа. Создание стикеров-наклеек 4 1 3 4 1 3 6 1 5 8 1 7 Цвет в иллюстрации. 18 6 12 Влияние цвета на эмоциональное восприятие иллюстрации. Игра «Угадай настроение» Игра «Передача настроения музыки через цвет». Цветовой круг. Основные цвета, составные цвета. Основные цветовые схемы. 4 2 2 2 1 1 4 1 3 3.4 Создание серии постеров «Времена года» Цветовая схема выбирается самостоятельно. 8 2 6 4 Основы композиции в иллюстрации. 18 4 14 Основные композиционные схемы в иллюстрации. Игра «Угадайка» 2 1 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 4.1 Выполнение творческих заданий. Выставка творческих работ в объединении. Выставка творческих работ в объединении. Участие в 4.2 4.3 Обратная перспектива в иллюстрации. Стилизация предметов под обратную перспективу. Создание постера на кухню. Одно плановая и многоплановая композиция. Создание серии поздравительных открыток (3 шт.) 4 1 3 12 2 10 5 5.1 Проект «Календарь» 8 1 7 Выбор общей тематики календаря. Распределение месяцев и обложки. 2 1 1 5.2 Работа над иллюстрациями и обложкой 4 0 4 5.3 Промежуточная аттестация 2 0 2 Проект «Сказка в открытках» 20 1 19 6.1 Самостоятельный проект. Эскизы. 5 открыток + обложка. 6 1 5 6.2 Работа над иллюстрациями и обложкой 14 Объемная иллюстрация. 16 2 14 Особенности построения объемной композиции. Создание объемной композиции 6 2 4 10 Сборник сказок. Совместный проект 38 2 36 Подбор материала, выбор сюжета иллюстрации, раскадровка. Работа над иллюстрациями и текстом. Сканирование, сборка макета. Игра «Вооброжайка» 8 1 7 1 26 3 6 7 7.1 7.2 8 8.1 8.2 8.3 9 Итоговая аттестация Итого 26 4 14 Участие в выставках, конкурах. Открытые занятия. Участие в выставках, конкурах. Защита творческих работ и проектов. Открытые занятия. 10 2 144 выставках, конкурах. 2 20 Результаты итоговой аттестации 124 2.2. Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения Тема 1. Введение в программу. Теория: Знакомство с программой занятий. Режим занятий. Правила поведения и инструктаж по технике безопасности. Правила работы с материалами и инструментами Обсуждение задач на учебный год. Практика: Выполнение творческого задания. Вводная аттестация. Тема 2. Стилизация в иллюстрации. Тема 2.1. Основные принципы стилизации предметов окружающего мира (дерево, куст, цветок, дом). Теория: Основные принципы стилизации в иллюстрации - упрощение. Проверка формы стилизованного предмета через его силуэт. Практика: Создание стилизованного дерева, куста, цветка и дома. Каждый предмет стилизуется на отдельном листе, несколько вариантов, минимум 5. Тема 2.2. Составление простой композиции (пейзаж с домом на лужайке) из нескольких стилизованных предметов. Теория: Схемы композиций. Правила композиционного построения в листе. Практика: Создание постера в детскую комнату. Работа с эскизами, поиск наилучшей композиции. Работа в цвете. Тема 2.3. Стилизация животного на основе геометрических фигур. Создание серии открыток «Портрет животного» Теория: Основы стилизации животных, скелет животного. Сопоставление формы животного с геометрическими фигурами. Практика: Выбор животного. Стилизация геометрическими фигурами, проверка формы через силуэт. Работа над серией открыток «Портрет животного» 3 шт. Тема 2.4. Стилизация сложных форм - человек. Гиперболизм в иллюстрации как средство передачи характера персонажа. Создание стикеров-наклеек. Теория: Упрощение формы тела человека. Проверка формы через силуэт. Гиперболоизм как средство передачи характера персонажа. Практика: Схема строения человека, упрощение через геометрические формы, проверка стилизации через силуэт. Разработка эскиза стикеров-наклеек (5 штук) Тема 3. Цвет в иллюстрации. Тема 3.1. Влияние цвета на эмоциональное восприятие иллюстрации. Игра «Угадай настроение» Теория: Теория об эмоциональном восприятии цвета человеком. Составление эмоциональных цветовых схем. Игра «Угадай настроение». Практика: Игра «Передача настроения музыки через цвет». Работа над иллюстрацией, составление собственной цветовой эмоциональной схемы. Тема 3.2. Цветовой круг. Основные цвета, составные цвета. Теория: Теория о цветовом круге, изучение основных и составных цветов. Практика: Работа над созданием собственного цветового круга. Тема 3.3. Основные цветовые схемы. Теория: Теория цвета, разбор основных цветовых схем и их применение в практике иллюстратора. Практика: Составление собственных цветовых схем. Выполнение небольших работ на закрепление цветовых схем. Тема 3.3. Создание серии постеров «Времена года». Цветовая схема выбирается самостоятельно. Теория: Основные принципы создания серий постеров или открыток. Практика: Самостоятельный подбор цветовой схемы в зависимости от эмоционального настроя и времени года. Работа над эскизами к серии постеров «Времена года». Работа в цвете. Тема 4. Основы композиции в иллюстрации. Тема 4.1. Основные композиционные схемы в иллюстрации. Игра «Угадайка» Теория: зучение основных композиционных схем. анализ работ других художников. Практика: Игра на сопоставление схем с реальными иллюстрациями «Угадайка». Тема 4.2. Обратная перспектива в иллюстрации. Стилизация предметов под обратную перспективу. Создание постера на кухню. Теория: Прямая и обратная перспектива. Значимость обратной перспективы в иллюстрации. Основные законы построения. Анализ работ Томма Мура. Практика: Разработка эскиза постера на кухню с учетом обратной перспективы. Подбор цветовой схемы. Выполнение самой работы. Тема 4.3. Одно плановая и многоплановая композиция. Создание серии поздравительных открыток (3 шт.) Теория: Разбор одноплановой и многоплановой композиции. Анализ работ иллюстраторов. Основные принципы и композиция для одноплановых и многоплановых иллюстраций. Практика: Создаем серию поздравительных открыток оноплановых и многоплановых. Анализ работ других художников, поиск идей через создание мудборда. Самостоятельный подбор цветовой схемы поекта. Работа над эскизами, выбор трех лучших работ. Выполнение проекта. Тема 5. Проект «Календарь». Тема 5.1. Выбор общей тематики календаря. Распределение месяцев и обложки. Теория: Виды календарей. Подбор идей для календаря. Практика: Подбор картинок для мудборда. Подбор цветово схемы. Выбор цвета календаря. для Тема 5.2. Работа над иллюстрациями и обложкой. Теория: Разработка эскизов для всех месяцев календаря, работа в цвете. Практика: Разработка эскизов, работа в цвете. Подбор готовых работ и сборка перекидного календаря. Тема 5.3. Промежуточная аттестация. Теория: Беседа с обучающимися о пройденом материале. Практика: Выполнение тестового заания. Выполнение творческого задания. Тема 6. Проект «Сказка в открытках». Тема 6.1. Самостоятельный проект. 5 открыток + обложка. Эскизы. Теория: Повторение темы о серийности работ, что объединяет работы в серию. Композиционные законы для открыток. Цветовое единство в работе. Практика: Подбор произведения, раскадровка, подбор цветовой схемы, разработка персонажа. Тема 6.2. Работа над иллюстрациями и обложкой Теория: Повторение ранее изученного материала. Практика: Непосредственная работа над проектом, самостоятельная. Тема 7. Объемная иллюстрация. Тема 7.1. Особенности постороения объемной композиции. Теория: Что такое объемная композиция. Виды объемной композиции. знакомство с видами дизайнерской бумаги. Практика: Подготовка эскиза объемной композиции. Подбор цветовой схемы. Создание мудборда. Тема 7.2. Создание объемной композиции. Теория: Повторение пройденого ранее материала. Практика: Самостоятельная работа над проектом. Тема 8. Сборник сказок. Совместный проект. Тема 8.1. Подбор материала выбор сюжета иллюстрации, раскадоровка. Теория: Виды книжной иллстрации: полосная, 1/4, 1/2. Этапы работы над книгой. Практика: Подбор материала, выбор сюжета иллюстрации, раскадоровка, выбор типа иллюстрации. Тема 8.2. Работа над иллюстрациями и текстом. Теория: Повторение пройденого ранее материала. Практика: Самостоятельная работа над проектом. Выполнение эскизов, выбор лучшего эскиза. Работа в цвете. Тема 8.3. Сканирование, сборка макета. Игра «Вооброжайка» Теория: Знакомство с оцифровкой материалов и подготовки файлов к печати. Практика: Игра «Вооброжайка». Тема 9. Итоговая аттестация. Теория: Беседа с обучающимися о пройденом материале за год. Практика: Выполнение теста и итоговой самостоятельной аттетационной работы. № п/п 1 2 2.3. Учебный (тематический) план 2 года обучения. Формы контроля / Раздел, тема Количество часов аттестации всего теория практика Выполнение Введение в иллюстрацию для 2 1 1 творческих заданий издательств Вводная аттестация. Леттеринг в иллюстрации. 18 3 15 Основы построения букв. Виды шрифтов. Проект «Алфавит» Создание собственного алфавита на основе плакатного искусства Разработка иллюстрации на основе леттеринга. 6 2 4 8 1 7 3 Персонаж. Статика и движение. Эмоции. 14 4 10 3.1 Разработка персонажа в движении, в статическом движении. Эмоции персонажа. 6 2 4 8 2 6 Цвет в иллюстрации. 16 2 12 4.1 Цветовой круг. Сложные цветовые схемы 8 2 4 4.2 Серия иллюстраций на тему «День и Ночь» 8 Создание игры ходилки - бродилки. 18 2 16 5.1 Разработка проекта игры 8 2 6 5.2 Работа над иллюстрациями. 10 6 6.1 Книжная иллюстрация. 74 8 Виды книг и их отличительные особенности. 2 2 6.2 Книжка-малышка. Основы построения сюжета. Разработка собственной книжки-малышки. Тихая книга. Основы построения сюжета. Разработка собственной тихой книги. Классическая книга. Основы строения книги и ее составляющие. Виды иллюстраций. Разработка иллюстраций к книге (классическая сказка) 20 2 18 26 2 24 26 2 24 Итоговая аттестация 2 2.1 2.2 2.3 3.2 4 5 6.3 6.4 7 Итого 4 144 4 Выполнение творческих заданий. Выставка творческих работ в объединении. 8 Выставка творческих работ в объединении. Участие в выставках, конкурах. Участие в выставках, конкурах. Открытые занятия. 10 7 Результаты итоговой аттестации 2 20 124 2.4. Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения Тема 1. Введение в иллюстрацию для издательств. Вводная аттестация. Теория: Знакомство с программой занятий. Режим занятий. Правила поведения и инструктаж по технике безопасности. Правила работы с материалами и инструментами Обсуждение задач на учебный год. Практика: Выполнение творческого задания. Вводная аттестация. Тема 2. Леиеринг в иллюстрации. Тема 2.1. Основны построения букв. Теория: Виды шрифтов. Техника стилизации буквы. Практика: Разработка эскиза заглавной буквы своего имени, подбор цветовой схемы., работа над иллюстрацией. Подготовка макета для печати на кружке или футболке. Тема 2.2. Проект «Алфавит». Создание собственного алфавита на основе плакатного искусства Теория: Стилизация в иллюстрации. Виды алфавита и его применение. Плакатное искусство и его особенности. Практика: Разработка эскизов букв алфавита, работа с цветом и детализацией алфавита. Выполнение иллюстрации. Тема 2.3. Разработка иллюстрации на основе леттеринга. Теория: Виды шрифтовых композиций. Композиционные правила выполнения шрифтовой композиции. Выразительные средства : линия, цвет. Практика: Создание окрытки со шрифтовой иллюстрацией, самостоятельный подбор текста, композиционные поиски, выполнение иллюстрации. Тема 3. Персонаж. Статика и движение. Эмоции. Тема 3.1. Разработка персонажа в движении в статическом движении. Теория: Понятие статика и движение. Как передать движение в статике. Как передать движение. Практика: Выбор персонажа. Разработка карты движения и статики персонажа. Выбрать одного персонажа и создать с ним иллюстрацию для печати на текстиле. Тема 3.2. Эмоции персонажа. Теория: Важность передачи эмоций в иллюстрации. Принципы передачи эмоций персонажа. Карты эмоций. Практика: Составление карты эмоций персонажа. Создание наклеек-стикеров и аватарки для соц. сетей. Тема 4. Цвет в иллюстрации. Тема 4.1. Цветовой круг. Сложые цветовые схемы. Теория: Цветовой круг Иттена. Изучение схем: квадрат, триада, раздельно комплиментарная. Практика: Составление собственного цветового круга на основе асоциативного ряда. Выполнение простых иллюстраций с применением сложных цветовых схем. Тема 4.2. Серия иллюстраций на тему «День и ночь». Теория: Повторение теории о цвете. Особенности изображения дня и ночи в иллюстрации. Практика: Выбор цветовой схемы. Выполнение серии иллютраций на тему «День и ночь». Тема 5. Создание игры ходилки-бродилки. Тема 5.1. Разработка проекта игры Теория: Типы и виды настольных игр. Особенности работы над созданием игры. Практика: Выбор темы для игры, изучение и составление правил игры. Разработка эскизов игрового поля, персонажей, титульного листа с правилами игры. Тема 5.2. Работа над иллюстрациями. Теория: повторение пройденого материала. Практика: Создание мудборда, выполнение иллюстраций. Сканирование и печать проекта. Тема 6. Книжная иллюстрация. Тема 6.1. Виды книг и их отличительные особенности. Теория: Виды книг, анализ произведений и подбор вид книги к теме прозведения. Практика: Подбор для небольших художественных текстов тип книжного издательства. Тема 6.2. Книжка-малышка. Основы построения сюжета. Разработка собственной книжки-малышки. Теория: Типы иллюстраций ля детской книжки- малышки. Цвет в книге такого типа. Практика: Подбор сюжета для книги. Работа с текстом и композицией. Выполнение иллюстраций, сканирование и сборка книги. Тема 6.3. Тихая книга. Основы построения сюжета. Разработка собственной тихой книги. Теория: Тихая книга. Основы построения сюжета. Особенности иллюстраций и композиционных схем. Практика: Выбор собственной исории для тихой книги. Разработка эскизов, цветовой схемы книги, выполнение иллюстраций. Сканирование и сборка тихой книги. Тема 6.4. Классическая книга. Теория: Основы строения книги и ее составляющие. Виды иллюстраций. Практика: Выюор произведения для иллюстрации. Работа с текстом. Раскадровка, работа над иллюстрациями. Сканирование и сборка книги. Тема 7. Итоговая аттестация. Теория: Беседа с обучающимися о пройденом материале за год. Практика: Выполнение теста и итоговой самостоятельной аттетационной работы. 2.5.Планируемые результаты В ходе освоения программы у обучающихся планируются следующие образовательные результаты: Предметные: обучающиеся будут знакомы с творчеством русских и зарубежных иллюстраторов, будут знать виды иллюстраций; обучающиеся будут знать методы и техники создания книжной иллюстрации, а также открыток, настольных игр, иллюстрайий для печати на любых носителях (футболки, шоперы, кружки, стикеры и т.д.); обучающиеся будут знать цветовой круг и уметь грамотно подбирать цвета и композиции для любой иллюстрации; обучающиеся смогут создать сюжет, сценарий и иллюстрации для собственной книги; обучающиеся будут знакомы с возможностью цифровой обработки готовых иллюстраций. Личностные: у обучающихся будут формироваться духовная культура и потребность общения с искусством; обучающиеся умеют планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место; у обучающихся будет воспитываться терпение, усидчивость, трудолюбие, аккуратность. Метапредметные: − у обучающихся будет развиваться творческое самовыражение; − у обучающихся будет развиваться художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; − у обучающихся будут развиты коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение, они разовьют умения адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации. 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1.Календарный учебный график Срок обучения 1 год Дата начала обучения 1 сентября 2 год 1 сентября Зимние каникулы 1 января 10 января 1 января 10 января Дата окончания обучения 31 мая Кол-во учебных недель 36 31 мая 36 Кол-во Кол-во учебных учебных дней часов 72 144 72 144 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа 2 раза в неделю по 2 часа Выходные дни: 23 февраля. 8 марта, 4 ноября, 9 мая и др. которые выпадают по расписанию. Календарно-учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Арт-Драйв» на 2023 - 2024 учебный год в каждой учебной группе оформляется в соответствии с утвержденным расписанием занятий. (Приложение 1) Режим организации занятий определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Характеристика помещения для занятий: учебный кабинет с хорошим освещением, раковиной с водой. Перечень оборудования: № Оборудование Кол-во, шт использование % Учебные помещения Учебная аудитория, оборудованная учебной 1 мебелью (стулья, столы, шкафы, стеллажи) Наглядные пособия Библиотека образцов работ и репродукций 1 Библиотека карточек с трафаретами 1 Библиотека шаблонов и фотографий 1 Технические средства Персональный компьютер /педагога 1 Мультимедийный проектор 1 Доска магнитно-маркерная 1 Мультимедийные дидактические средства Библиотека видеофильмов 1 Библиотека презентаций 1 Инструменты, приборы и материалы 1 1 2 3 1 2 4 1 2 Материалы (оборудование) 100 50 50 50 30 10 10 90 90 № 1. Папка для хранения материалов Количество /шт. на группу 15 2. Бумага формата А3 для акварели 15 3. Плотная цветная бумага 15 4. Гуашь 15 5. Акварель 15 6. Пластилин 15 7. Цветные карандаши 15 8. Простые карандаши 15 9. Кисти разной толщины 15 10. Баночки для воды 15 11. Фломастеры 15 12. Восковые мелки 15 13. Уголь 15 14. Гелиевая ручка 15 15. Перманентный маркер и линер 15 16. Палитра 15 17. Тушь 15 18. Клей 15 19. Ножницы 15 20. Фартук 15 Требования к одежде: фартук, надежно защищающий одежду от любых загрязнений и влаги на занятиях. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1). Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, (соответствующей профилю программы), без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Методические материалы Основные формы и методы При организации занятий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества: обсуждение, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха и неформального общения. Сочетание форм деятельности на занятии повышается познавательную активность обучающихся, раскрывается их потенциал, помогает формированию умения конструктивно взаимодействовать друг с другом. Формы обучения: очная, коллективная, групповая, индивидуальная. При введении ограничительных мер, при длительной болезни обучающегося - заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Формы работы фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.); коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми обучающимися одновременно (создание коллективного творческого проекта и т.п.); групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности); индивидуальная: организуется для работы с детьми, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков; Методы обучения Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся, основанная на принципах исследования, экспериментирования и творческого подхода к решению задач. Формы организации занятий: игра, открытое занятие; творческая лаборатория, выставка, гостиная, защита проектов, конкурс, мастер-класс, праздник, творческая мастерская, творческий отчет, экскурсия. 3.3.Формы аттестации/контроля обучающихся и оценочные материалы. Для выявления образовательных результатов программы используются: входная диагностика, текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Входная диагностика - проводится в начале освоения программы в виде собеседования (рассказ о себе, опыте художественной деятельности, увлечениях), творческого задания («Клякса»), для определения входного уровня художественных данных. Текущий контроль – оценка качества усвоения обучающимися учебного материала; отслеживание активности обучающихся на занятии методом педагогического наблюдения, и по результатам творческих работ. Промежуточная аттестация – проводится по итогам каждого полугодия. Направлена на выявление степени усвоения программного материала и включает в себя проверку практических умений и навыков: выполнение творческих работ, участие в конкурсах и выставках. Итоговая аттестация – проводится по завершению освоения программы. Включает в себя: оценку степени включенности в практическую работу и участие в конкурсной и выставочной деятельности. Проходит в форме открытого занятия и итоговой выставки. Формы проведения аттестации: творческие задания, выставки творческих работ; творческие работы обучающихся: портфолио, фото и видеоматериалы. Уровень творческого роста обучающихся отслеживается через результаты участия в выставках, конкурсах. Результаты освоения программы на всех этапах контроля представляются в виде фото и видео отчетов, открытых уроков. Результаты аттестации оформляются в виде диагностических карт, фиксируются и представляются в Протоколе итогов аттестации (Приложение 2). Критерии оценки образовательных результатов В ходе мониторинга уровня развития художественных способностей у обучающихся оценка осуществляется по критериям и их показателям. Основной используемый метод – педагогическое наблюдение. Оценка качества усвоения и овладения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АртДрайв» определяется уровнем выраженности предметных, метапредметных и личностных компетенции, зафиксированных в результатах образовательной деятельности. Формой оценки качества освоения программного материала является уровень: высокий, средний, низкий. На основании критериев оценки уровня предметных, метапредметных и личностных результатов в протокол выставляется критериальный балл. − высокий уровень получает обучающийся, который успешно освоил более 70% содержания Программы, подлежащей аттестации (3 балла); − средний уровень получает обучающийся, который успешно освоил от 50% до 70% содержания Программы, подлежащей аттестации (2 балла); − низкий уровень получает обучающийся, который успешно освоил менее 50% содержания Программы, подлежащей аттестации (1 балл). Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации (Приложение 3). Система выявления и поддержки талантливых детей, поощрения достижений обучающихся. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми является создание ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и обучающегося, обучающегося и группы. Непременная отличительная черта творчески одарённого ребёнка оригинальность мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. По оригинальности, главным образом и оценивается способность к творчеству. Диагностика одаренности опирается: на комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности обучающегося; на анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; на оценку признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития. Принципы работы с одарёнными детьми: 1. Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности и самостоятельности. 2. Поощрять работу на занятиях и дома. Проявлять гуманистические принципы. 3. Создавать на занятиях доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха. 4. Формировать высокую самооценку. 5. Дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к конкурсам и выставкам творческих работ. Открытые занятия являются одной из форм контроля. Результатом, позволяющим контролировать развитие способностей каждого одарённого обучающегося, является портфолио творческих работ, результаты участия в конкурсах различного уровня, где каждый одарённый обучающийся представляет несколько творческих работ. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021г.); 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении общеразвивающих программ в МБУ ДО – центр «Лик»; 14. Устав МБУ ДО – центр Лик. Литература для педагога: 1. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994. 2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. 3. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 4. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001. 5. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000. 6. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995. 7. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000. 8. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003. 9. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982. 10. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001. 11. Пауэлл У. Ф. Цвет и как его использовать. М.2005. 12. Стэур Р., Коос Е. Скетчинг — техники рисунка для работы дизайнера. Издат.:Манн, Иванов и Фербер, 2016. 13. Эллис Элина. Взрослая книга о детской иллюстрации. Издат.: Манн, Иванов и Фербер, 2020 Литература для обучающихся 1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002. 2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002. 3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002. 4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002. 5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000. 6. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003. 7. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999. 8. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003. Литература для родителей 1. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ; Астрель, Владимир: ВТК, 2008. – 251 с. 3. ГиппенрейтерЮ.Б.Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 238 с.: ил. 4. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002. 5. Джулия Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» 6. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005. 7. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001. 8. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002. Приложение 1. Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я - иллюстратор» на 2023 - 2024 учебный год (по группам). Группа №1 (7-10 лет) Месяц Дата Форма занятия Количество часов по расписанию Тема занятия Форма контроля Форма Количество часов Тема занятия Форма контроля занятия по расписанию 15 Сентябрь 17 22 Группа № 2 (11-15 лет) Месяц Дата 16 Сентябрь 18 23 Приложение 2. Протокол итогов аттестации обучающихся ДООП «Я - иллюстратор»__________________________________________________________________________________________________________ Год обучения____________________________ Группа №___________________________ Возраст обучающихся_____________________ Иванов Петя Петров Саша Всего аттестовано ____ обучающихся, _______% от общего количества обучающихся. Из них по результатам аттестации показали: Предметные результаты Личностные результаты высокий уровень ___ чел. ____% от общего количества обучающихся высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел. ____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества обучающихся низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся Метапредметные результаты высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся Педагог дополнительного образования: _________________________/_________________________________/ Ф.И.О. Подпись Члены аттестационной комиссии: ____________________________/ __________________________________/ ___________________________/ __________________________________/ Инициативность Демонстрирует культуру общения при обсуждении и взаимодействии друг с другом. Личностные результаты Могут удовлетворить потребность в творческом самовыражении средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства Демонстрирует ответственное отношение к своей деятельности, к результату своего труда и чувство уважения к результатам труда окружающих Функциональные Уровень и динамика достижений Сформирован интерес к экспериментальной составляющей изобразительной деятельности при работе с цветом, материалами, объемом. Сформированы основы художественного вкуса; Демонстрирует проявление фантазии, воображения, образного мышления, представления в соответствии с возрастом; Метапредметные результаты Могут создавать простые художественные композиций. знания техник изобразительного мастерства декоративная живопись, графика, нетрадиционные техники Знают цветовой круг и рисования могут грамотно, сочетать цвета Предметные результаты Освоены начальные знания техник декоративно-прикладного искусства мозаика, витраж, скульптура, пластилинография, декоративная обработка текстиля; Освоены начальные Ф.И обучающегося Приложение 3. Материалы для проведения входной диагностики. «Клякса» Задание: Иллюстраторы со всего мира принимают участие во флешмобе "Meet the artist" или по-русски "Познакомься с художником". Его идея - нарисовать себя и то, что тебе нравится и вдохновляет в своём стиле. Данное задание проводится для входного контроля и направлено на определение умения обучающихся выражать свою идею и определения уровня владения художественными навыками. Материалы для проведения промежуточной аттестации: Опрос. 1. Что такое стилизация: _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ 2. Как проверить правильность стилизации: а. никак б. через силуэт в. поверить интуиции 3. Из чего составлен цветовой круг: а. только из основных цветов. б. только из смешанных цветов. в. из смешанных и основных и дополнительных цветов 4. Какая перспектива в иллюстрации используется чаще всего: а. прямая б. обратная в. зигзагообразная. 5. Порядок работы над иллюстрацией, поставь в правильном порядке цифрами от 1 до 4: а. работа в цвете б. эскиз в. поиск идеи г. подбор цветовой палитры 6. Какие цвета считаются основными: а. желтый, синий, красный б. синий, красный, зеленый в. желтый, фиолетовый, зеленый 6-4 балла - высокий уровень 3-1 балла - средний уровень 1-0 балла - низкий уровень Творческое задание: Ребенку выдается лист формата А4, листок с указанными характеристиками персонажа. Задача ребенка создать узнаваемый образ персонажа. Материал - гуашь, кисти, баночка с водой, карандаш, линер. Материалы для проведения итоговой аттестации Вопросы для итогового контроля: 1. Как называются краски, которые очень любят воду и прозрачные при нанесении их на бумагу: а. гуашь б. акварель в. пастель 2. Как называются краски, которые легко перекрывают предыдущий цвет и совершенно непрозрачные: а.восковые мелки б. гуашь в. акварель 3. Что объединяет иллюстрации в серию: а. персонажи б. цвет в. идея г. всее выше перечисленное 4. Иллюстрации можно применить: _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ 5. Основные цвета из которых, путем смешивания, можно создать любой цвет: а. желтый, синий, красный б. синий, красный, зеленый в. желтый, фиолетовый, зеленый 6. Выбери цвета, которые относятся к теплой гамме: а. желтый б. синий в. красный г. оранжевый д. коричневый 7. Выбери цвета, которые относятся к холодной гамме: а. фиолетовый б. голубой в. зеленый г. черный д. красный 8. Расставь в правильном порядке этапы работы над календарем (цифрвми от 1 до 5): а. поиск идей б. верска макета в. эскиз г. поиск цветовой гаммы д. создание иллюстраций 9. Иллюстратор это: а. профессия б. название гороа в Италии. в. Деталь машины. 10. какие художественные материалы ты знаешь: (ответь письменно) _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ 10-6 баллов - высокий уровень 5-3 балла - средний уровень 2-0 балла - низкий уровень Практика: итоговая выставка творческих работ, презентация результатов выставочноконкурсной деятельности.