ДООП Мастерская чудес 23-24

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования - центр «Лик».

РЕКОМЕНДОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

методическим советом

Директор МБУ ДО – центр «Лик»

Протокол №___ от «__»_________2023 г.

________________Н.В.Бетева

Председатель Метод. совета

Приказ №____от____________2023г.

_____________В.И. Беднова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Направленность: художественная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5 -7 лет.
Срок реализации: 2 года - 144 часа
Составитель: Моркова Оксана
Викторовна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2023

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы
«Мастерская чудес»
Составитель программы
Моркова Оксана Викторовна,
педагог дополнительного образования
Вид программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
Направленность программы
Художественная
Вид деятельности
Познавательная, творческая
Форма реализации программы
Очная, групповая
Срок реализации программы
1 год
Язык реализации программы
Русский
Возраст обучающихся
5-7 лет
Срок реализации программы
72 час
Категория обучающихся
Обучающиеся дошкольного возраста
Уровень освоения программы
Стартовый, базовый
Краткая аннотация программы
Цель
программы
–
приобщение
обучающихся к традиционному и современному
декоративно-прикладному творчеству через
овладение основ художественной деятельности.
В результате освоения программы обучающиеся
овладеют
основами
некоторых
видов
декоративно-прикладного
искусства,
будут
учиться конструктивно взаимодействовать со
сверстниками, попробуют по-новому взглянуть
на мир вокруг. Особое внимание в программе
уделяется развитию воображения и креативного
мышления.
Обучающиеся смогут продемонстрировать свои
результаты на выставках различных уровней и в
конкурсной деятельности.

2

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Цель прикладного искусства состоит
в том, чтобы «одушевить силою
художества» предмет материального
назначения, дать ему смысл, сделать его
привлекательным. Прикладные искусства
преображают саму жизнь, заменяя
существовавшие
до
них
нехудожественные
вещи
–
художественными, тем самым формируя
сознание, духовный облик человека.»
А.Б. Салтыков
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Мастерская чудес» художественной направленности, модифицированная,
разноуровневая, разработана на основе программы начального общего образования
«Изобразительное искусство» В.С. Кузина (профессора, члена Российской академии
образования) и Э.И. Кубышкиной.
Отличительной особенностью программы является то, что в её основу
положено обучение, ориентированное на развитие интереса и творческих
возможностей обучающихся. Все объекты труда подобранны с таким расчётом,
чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов, имели
эстетическую значимость, давали представление о традиционных и современных
художественных видах обработки различных материалов, были посильны детям 5-7летнего возраста. Широкий набор деятельности и материалов для работы позволяет
не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет каждому из них
раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику
исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее
обучение, будет способствовать выбору любимого дела (хобби), а также ранней
профориентации.
Данная программа отличается от других наличием разнообразных тем,
отвечающих запросам современных семей, а также характером и способом
изложения материала, взаимосвязью разных по структуре тем, доступностью
изложения. Обучение по данной программе построено по принципу «от простого к
сложному».
Актуальность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы обусловлена Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания
граждан России. Декоративно-прикладное творчество играет большую роль в
воспитании активной, нравственной, творческой личности, изучающей духовное
наследие предыдущих поколений, и создающей на основе полученных знаний
совершенно новые продукты творческой деятельности. Таким образом,
3

обучающиеся совершают первые шаги в освоении богатств мировой культуры,
общечеловеческих духовных ценностей.
В наш век научно-технического прогресса и стремительно развивающихся
компьютерных технологий обучающиеся очень эрудированны, быстро осваивают
теоретический материал и это здорово. Но потребность в практической
деятельности также необходимо развивать. Ведь данный вид деятельности
обеспечивает развитие эмоционально-эстетического восприятия мира.
Программа «Мастерская чудес» основана на понимании важности ручного
труда и творческой деятельности, направленной на обогащение обучающимися
представлений о мире, самовыражении, в ходе которого каждый обучающийся
пробует свои силы и совершенствует способности.
Теоретические
занятия
насыщены
различными
интересными
и
увлекательными заданиями и упражнениями, направленными на развитие
творческого мышления и воображения. Практические занятия, включают
выполнение различных художественных работ, способствуют развитию мелкой
моторики, координации движений и улучшению концентрации внимания.
В
программе
чётко
соблюдаются
принципы
наглядности
и
последовательности. Программа опирается не только на опыт предыдущих
поколений, но и на современные тенденции.
Программа направлена на решение поставленной цели и вытекающих из нее
задач.
Цель программы «Мастерская чудес» – приобщение обучающихся к
традиционному и современному декоративно-прикладному творчеству через
овладение ими основ художественной деятельности и могли овладеть всем
необходимым комплексом
стартовых знаний в декоративно-прикладном
искусстве.
Задачи.
Обучающие:
 способствовать овладению основными навыками декоративноприкладного творчества;
 формировать знания, умения и практические навыки работы с
различными материалами;
 научить экономному и разумному использованию материалов
Развивающие:
 развивать мелкую моторику;
 формировать эстетический и художественный вкус;
 развивать творческий потенциал обучающихся.
Воспитательные:
 прививать интерес к художественному творчеству и ручному труду;
 формировать положительное эмоциональное восприятие окружающего
мира;
 развивать усидчивость, внимательность, самостоятельность.
4

Новизна программы:
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она
ориентирована на интерес и пожелания обучающихся, учитывает их возрастные
потребности, стимулирует познавательную активность, что даёт отличную почву
для развития креативного мышления и позволяет мотивировать их на развитие
необходимых навыков. Акцент делается на разнообразие тем и вариативность
подходов в данной программе по декоративно-прикладному творчеству.
Адресат программы: обучающиеся старшего дошкольного возраста 5-7 лет,
желающие ближе прикоснуться к миру декоративно-прикладного искусства,
научиться своими руками делать красивые и нужные вещи.
Старший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. В это время
происходят вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение
элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. Происходит
интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной
сфер личности. Условием полноценного развития старших дошкольников является
содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Педагог старается
разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и
сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к обучающимся. При
этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи
опыта, когда педагог учит ребенка новым умениям, способам действия; по типу
равного партнерства, когда педагог – равноправный участник детской деятельности,
и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за
помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные»
взрослым, дают советы и т.п.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в
развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности
подрастающего человека.
Срок реализации программы
Год обучения /
возраст
обучающихся
1 год обучения /

Количество
часов
72

Уровень
Стартовый

Отличительные особенности
уровня
Обучение построено по принципу
«от простого к сложному». В первый
год обучения, на стартовом уровне,
обучающиеся
получают
общие
сведения о декоративно-прикладном
творчестве, овладевают начальными
знаниями, изготавливают несложные
изделия по готовым эскизами и
шаблонам.
Программа
знакомит
обучающихся
с
основными
способами владения инструментами и
использования материалов.
5

2 год обучения /

72

Базовый

У обучающихся формируется
навык взаимодействия в группе,
необходимый
для
занятий
в
образовательном учреждении.
Программа второго года обучения
предполагает усложнение материала.
Обучающиеся закрепляют полученные
знания и умения и получают новые.
Обучающиеся
знакомятся
с
новыми
инструментами
и
материалами, учатся новым способам
работы с ними.
На базовом уровне обучающиеся
стремятся
к
самостоятельной
деятельности, к творчеству. Педагог
практически не предлагает готовых
эскизов и схем, обучающемуся
необходимо самому придумывать
сюжеты своих работ.
Усложнение материала требует
повышение уровня коммуникативной
культуры. Обучающиеся стремятся
внимательнее слушать педагога и
помогать друг другу.

Итого: 144
I год обучения – 144 часа (2 часа × 36 недель×2 года)

1.2 Организация образовательного процесса

Формы обучения и режим занятий.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
рассчитана на обучающихся в возрасте 5-7 лет. Форма организации обучения –
групповая, очная. Программа рассчитана на 2 года обучения. Группы по 12-17
человек. В неделю проводится 1 занятие очно по 2 академических часа с перерывом
10 минут. Недельная нагрузка 2 часа. Продолжительность академического часа – 30
минут. Дети принимаются в течение всего учебного года при наличии свободных
мест. При формировании учебных групп учитываются параметры: возраст, выбор
детьми времени удобного для занятий. Условие добора – сформированность
интереса, собеседование в присутствии родителя или законного представителя
ребёнка. Очная организация деятельности обучающихся осуществляется в
групповой форме. Формы проведения занятий: беседа, теоретическое занятие,
практическое занятие, мастер-класс, проектная деятельность, коллективная работа,
самостоятельная индивидуальная работа, конкурс, выставка, игра, «мозговой
штурм», открытое занятие, посиделки, праздник, творческая мастерская, творческий
отчет, ярмарка и др.
6

Схема учебного занятия.
1. Подведение к проблеме (от известного к неизвестному):
 обращение к опыту обучающихся, наблюдения. Небольшие исследования;
 выявление и озвучивание проблемы (особенности технологических приемов и
операций).
2. Формулирование выявленной проблемы.
3. Поиск путей решения проблемы
 поисковые практические упражнения (поиск определения способа выполнения
технологической операции, и др.)
 рассуждения. Обсуждение найденных решений с опорой на реальные
предметы, выбор оптимального решения
 определение необходимых (лучших в данной ситуации) материалов,
инструментов.
4. Планирование предстоящей практической работы (в кратких предложениях
озвучивание этапов практической работы).
5. Практическая работа (подготовка рабочих мест, выполнение работы, уборка
рабочих мест).
6. Обобщение (что нового узнали, чему научились, формулировка открытого
знания).
7. Оценка (самооценка, взаимооценка) выполненной работы, обсуждение
 качество выполнения работы, степень самостоятельности (с помощью
педагога, под наблюдением педагога, в группе, самостоятельно)
 творческие находки (при обсуждении).
Принципы отбора содержания.
Успешная реализация поставленных задач определяет построение
образовательного процесса по принципам, учитывающим возрастные особенности
обучающихся:
 принцип интегративности - взаимосвязь различных видов деятельности;
 принцип актуальности и значимости - содержание программы отражает
современные тенденции и интересы в области декоративно-прикладного творчества,
а также имеет практическую значимость для обучающихся;
 принцип сотрудничества - взаимосвязь обучающегося, педагога и других
участников образовательного процесса;
 принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения
материала, где новые знания опираются на ранее полученые;
 принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и
доступно;

7

принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, обсуждений,
организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего
происходит более прочное усвоение и закрепление навыков.
Ожидаемые результаты. В результате обучения по программе обучающиеся
выбирают дальнейший творческий путь в различных коллективах Центра.
В результате решения поставленных задач у обучающихся будут сформированы
следующие целевые ориентиры:
 владение основными культурными способами деятельности, проявление
инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
 обладание развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности;
 развитая крупная и мелкая моторика; усидчивость и внимательность,
овладение основными навыками декоративно-прикладного творчества,
выполнение работы самостоятельно.
Результативность обучения по программе отражена в оценочной таблице с
учётом возраста и уровня художественных и коммуникативных способностей
обучающихся. Обучающиеся могут переходить от уровня к уровню, стараясь и
приобретая новые знания и умения.
Оценочная таблица
Уровень
Низкий

Средний

(1 год обучения)
- Понимает основную терминологию
после разъяснения педагогом.
- Использует инструменты
(ножницы, стека, спицы, шило, игла,
линейка, карандаш и др.) под
присмотром педагога или
наставника.
- Читает знакомые схемы с
помощью педагога или наставника.
- Владеет некоторыми
практическими умениями и
навыками в прикладной
деятельности, предусмотренной
программой.
- Участвует во внутренних
выставках.
- Налаживает взаимодействие с
членами группы.
- Знает основную терминологию,
иногда использует в речи.
- Правильно пользуется
инструментами, иногда требуется
помощь и инструкция (ножницы,
стека, спицы, шило, игла, линейка,

(2 год обучения)
- Понимает основную терминологию
после разъяснения педагогом.
- Использует инструменты (ножницы,
стека, спицы, шило, игла, линейка,
карандаш и др.) под присмотром
педагога или наставника.
- Умеет читать знакомые схемы с
помощью педагога.
- Владеет некоторыми практическими
умениями и навыками в прикладной
деятельности, предусмотренной
программой.
- Участвует во внутренних выставках.
- Налаживает взаимодействие с
членами группы.

- Знает основную терминологию,
уместно использует её в речи.
- Правильно пользуется
инструментами (ножницы, стека,
спицы, шило, игла, линейка, карандаш
и др.).
8

Высокий

карандаш и др.).
- Умеет читать знакомые схемы.
- Владеет практическими умениями
и навыками в прикладной
деятельности, предусмотренной
программой.
- Участвует в выставках и
конкурсах.
- Активно взаимодействует с
членами группы.
- Знает основную терминологию,
активно использует её в речи.
- Правильно пользуется
инструментами (ножницы, стека,
спицы, шило, игла, линейка,
карандаш и др.).
- Умеет читать знакомые схемы.
- Владеет практическими умениями
и навыками в прикладной
деятельности, предусмотренной
программой.
- Участвует в выставках и
конкурсах, занимает призовые
места.
- Активно взаимодействует с
членами группы, помогает
сверстникам.

- Умеет читать знакомые схемы.
- Владеет практическими умениями и
навыками в прикладной деятельности,
предусмотренной программой,
стремится узнать больше.
- Участвует в выставках и конкурсах.
- Активно взаимодействует с членами
группы, помогает отстающим.
- Знает основную терминологию,
активно использует её в речи,
интересуется новыми понятиями.
- Правильно пользуется
инструментами (ножницы, стека,
спицы, шило, игла, линейка, карандаш
и др.).
- Умеет читать знакомые схемы,
пытается разбираться в незнакомых
схемах.
- Владеет практическими умениями и
навыками в прикладной деятельности,
предусмотренной программой,
стремится узнать больше.
- Участвует в выставках и конкурсах,
занимает призовые места.
- Активно взаимодействует с членами
группы, помогает сверстникам.

9

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Цель первого года обучения – выявление творческого потенциала
обучающихся, знакомство с основами декоративно-прикладного искусства.
№
п/п

Раздел, тема

2

Введение в
программу.
Бумагопластика
«Солнышко
дружбы»
Бумагопластика
«Осенний клён»

3

Панно из природных
материалов

1

4
5

6

7

8

9

10
11

Панно из бумажных
шариков
Бумагопластика
«Открытка ко дню
матери»
«Подарок для
ёлочки» из
бросового материала
Бумагопластика
«Снежинки»
Народная кукла.
Рождественский
ангел
Аттестация.
Разгадывание
кроссвордов
Праздник в
коллективе «Новый
год»
Подготовка к
конкурсам ДПИ

всего

теори
я

практик
а

Формы
аттестации/
контроля

2

1

1

Опрос
Практическая
контрольная
работа
Решение
ребусов
«Деревья»

2

1

1

2

1

1

4

1

3

Опрос

2

1

1

Опрос

4

2

2

Выставка,
конкурс

2

1

1

Практическая
контрольная
работа

4

2

2

Опрос, выставка

2

0,5

1,5

Разгадывание
кроссворда по
пройденным
темам

2

0,5

1,5

Выставка

6

1

5

Выставка,
конкурс
10

12
13
14
15
16
17

18

19
20
21
22
23
24

Лепка из солёного
теста «Букет»
Лепка из солёного
теста «Портрет»
Свит-дизайн
«Цветы»
Бумагопластика.
Открытка
Игрушка из помпона
«Птичка»
Пескография
«Космические дали»
Пескография
«Любимая сказка»
Пластилинография
«Пасха».
Пластилинография
на свободную тему.
Бумагопластика
«Летят журавли»
Аттестация.
Тестирование
Лепка из пластилина
«Лето»
Выставка
«Путешествие в
мастерскую чудес»
Итого часов

4

1

3

Опрос, выставка

4

1

3

Опрос, выставка

4

2

2

Решение
ребусов
«Цветы»

2

1

1

Опрос, выставка
Решение
кроссворда
«Птицы»
Опрос, создание
видео-фильма
Практическая
контрольная
работа, показ
видео-фильма
Опрос, решение
ребуса «Пасха»
Опрос, решение
ребуса «Пасха»

4

1

3

4

1

3

4

1

3

2

1

1

2

1

1

4

2

2

Опрос, выставка

2

0,5

1,5

Тест.Творчнеско
е задание

2

1

1

Опрос

2

0,5

1,5

Выставка

26

46

72

Содержание учебного плана
1 год обучения
Обучающиеся изучают материал, исходя из своих возрастных возможностей и в
зависимости от уровня художественных способностей. Уровень выявляется на
первом занятии и в течение последующих нескольких занятий с помощью
наблюдения.
1. Введение в программу. Бумагопластика «Солнышко дружбы».
11

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях и поведению в
Центре, правила безопасного использования карандаша, ножниц, фломастеров,
клея, бумаги, линейки; бумагопластика; шаблон и заготовка; геометрические
фигуры: круг, прямоугольник, квадрат.
Практика: вырезание по шаблону, черчение по линейке, сборка солнышка по
собственному представлению.
Бумагопластика «Осенний клён».
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, организация рабочего
места, правила пользования материалами и инструментами, виды деревьев и
названия листьев, времена года, признаки осени.
Практика: вырезание листа по шаблону, складывание гармошкой, завязывание
узелков, склеивание листьев.
Панно из природных материалов.
Теория: техника безопасности, природные материалы, пейзаж.
Практика: подготовка акварельного фона для композиции, подбор сухих трав,
цветов и листьев, составление композиции, приклеивание, оформление в рамку.
Панно из бумажных шариков.
Теория: организация рабочего места, виды и свойства бумаги, гофрированная
бумага, техника безопасности при работе с клеем.
Практика: раскрашивание готового фона, скручивание бумаги в шарики,
приклеивание шариков на фон, оформление работы в рамку.
Бумагопластика «Открытка ко дню матери».
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, карандашами, клеем;
инструменты и материалы, праздник «день матери» в России, бумажный
элемент спираль.
Практика: вырезание листьев без шаблона, вырезание спирали по шаблону,
склеивание розы из спирали, оформление композиции на внешней стороне
открытки. Оформление внутренней части открытки.
«Подарок для ёлочки» из бросового материала.
Теория: бросовый материал, техника безопасности при работе с различными
материалами; организация рабочего места, понятие благотворительности.
Практика: коллективная работа от создания эскиза до материального
воплощения ёлочной игрушки для городской ёлки. Индивидуальная творческая
работа по созданию ёлочной игрушки.
Бумагопластика «Снежинки».
Теория: техника безопасности при работе с бумагой и ножницами; времена
года, признаки зимы, зимние праздники, структура снежинки.
Практика: складывание бумаги по кругу на 6 частей, вырезание снежинки,
оформление кабинета готовыми снежинками. Складывание бумаги по кругу на
6 частей, вырезание снежинки, оформление квартиры готовыми снежинками.
Народная кукла. Рождественский ангел.
Теория: техника безопасности при работе с тканями, нитками, ножницами;
народная кукла, виды народной куклы, праздник Рождества, рождественские
12

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

традиции, правила выполнения народной куклы, виды ткани, ситец, бязь, сетка;
геометрические фигуры: квадрат, треугольник; определение центра фигуры.
Практика: выполнение куклы ангела по традиционной технологии без
использования иголки. Оформление костюма ангела тесьмой.
Аттестация. Разгадывание кроссвордов.
Теория: правила разгадывания кроссворда, техника безопасности на занятии.
Практика: коллективное разгадывание кроссвордов по пройденным темам.
Индивидуальное разгадывание кроссвордов по пройденным темам.
Праздник в коллективе «Новый год».
Теория: техника безопасности на занятии, правила безопасного поведения на
улице в период новогодних каникул, праздники в России.
Практика: новогодняя викторина, вручение призов и подарков, грамот за
первые творческие успехи. Коллаж «Новогодние желания».
Подготовка к конкурсам ДПИ.
Теория: техника безопасности на занятиях, положение о конкурсе ДПИ.
Практика: обсуждение темы конкурса, мозговой штурм и генерация идей работ
для конкурса, обсуждение и выбор вариантов, подбор материалов и
инструментов, коллективная и индивидуальная работа по изготовлению
поделок на конкурс. Самостоятельная подготовка конкурсных работ.
Лепка из солёного теста «Букет».
Теория: техника безопасности при работе с солёным тестом, стекой;
инструменты и материалы, назначение теста, виды муки, рецепт солёного теста,
способы лепки из солёного теста, способы окрашивания.
Практика: лепка из солёного теста колбаски, шарика, улитки, листика, облепка
тестом стеклянной баночки, приклеивание элементов к основе, раскрашивание
и оформление готовой работы. Эскиз цветочной композиции, выполненный
цветными карандашами.
Лепка из солёного теста «Портрет».
Теория: техника безопасности при работе с солёным тестом, стекой;
организация рабочего места, рецепт солёного теста, праздник «день защитника
Отечества», портрет.
Практика: замешивание солёного теста, лепка портрета с помощью элементов
«лепёшка», «колбаска», «шарик», «глаз», раскрашивание подсохшей работы.
Оформление открытки.
Свит-дизайн «Цветы».
Теория: техника безопасности при работе с ножницами и острыми предметами;
термин «свит-дизайн», виды и свойства бумаги, гофрированная бумага,
варианты работы с гофрированной бумагой, варианты применения, виды
цветов, полевые цветы, садовые цветы, лесные цветы.
Практика: ыполнение тюльпана с помощью приёма «закручивание»,
выполнение розы с помощью приёма «растягивание», выполнение хризантемы
с помощью приёма «надрез». Выполнение цветов на выбор, оформление букета.
Бумагопластика. Открытка.
13

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Теория: техника безопасности при работе с ножницами, клеем; праздник
«международный женский день», виды цветов, способы создания тех или иных
цветов, квиллинг.
Практика: вырезание листьев по шаблону и без, надрез полоски бумаги,
создание бахромы, скручивание хризантемы, вырезание и склеивание розочек
из спирали, оформление цветочной композиции на открытке. Оформление
внутренней части открытки.
Игрушка из помпона «Птичка».
Теория: техника безопасности при работе с нитками, ножницами, термоклеем;
материалы и инструменты, применение помпонов, способы кручения помпонов,
виды пряжи, птицы России и мира, домашние птицы, международный день
птиц.
Практика: наматывание ниток на основу, завязывание помпона, приклеивание
деталей, оформление птицы, украшение готовой птицы дополнительными
деталями.
Пескография «Космические дали».
Теория: техника безопасности при работе с песком; материалы и инструменты,
способы работы с песком. Истрия дня космонавтики в России.
Практика: Придумывание сценария к фильму: виды звёзд, космических
кораблей, вид инопланетян. Рисование звёзд, космических кораблей,
инопланетян, создание видео.
Пескография «Любимая сказка».
Теория: техника безопасности при работе с песком; материалы и инструменты,
способы работы с песком. Вспомнить о детских сказках.
Практика: Придумывание сценария к фильму, создание видео.
Пластилинография «Пасха».
Теория: техника безопасности при работе с пластилином, стекой; инструменты
и материалы, виды пластилина, прямая и обратная пластилинография, приёмы
работы с пластилином.
Практика: выбор шаблона, выполнение панно в технике прямой
пластилинографии. Добавление мелких деталей на панно, оформление работы в
рамку.
Пластилинография на свободную тему.
Теория: техника безопасности при работе с пластилином, стекой; инструменты
и материалы, виды пластилина, прямая и обратная пластилинография, приёмы
работы с пластилином.
Практика: выбор шаблона, выполнение панно в технике прямой
пластилинографии. Добавление мелких деталей на панно, оформление работы в
рамку.
Бумагопластика «Летят журавли».
Теория: техника безопасности при работе с бумагой, ножницами, клеем,
карандашами; материалы и инструменты, оригами, День победы в России.
14

Практика: вырезание журавлей из бумаги по шаблону, складывание гвоздик в
технике оригами, вырезание облаков без шаблона. Подготовка фона,
составление композиции, оформление панно в рамку.
22. Аттестация. Тестирование.
Теория: техника безопасности на занятии, правила выполнения теста.
Практика: групповое тестирование по пройденным темам. Творческое задание
23. Лепка из пластилина «Лето».
Теория: техника безопасности при работе с пластилином, стекой; материалы и
инструменты, времена года, признаки весны и лета, способы объёмной лепки из
пластилина.
Практика: лепка объёмной композиции на тему «Лето». Оформление
композиции.
24. Выставка «Путешествие в мастерскую чудес».
Теория: техника безопасности на занятии, правила оформления выставки,
правила безопасного поведения на улице и дома в летний каникулярный
период, подведение итогов года, вручение грамот за творческие успехи.
Практика: оформление выставки. Выбор и подготовка работ для итоговой
выставки.

15

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
Возраст обучающихся – 6-7 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
№
п/п
1

2

3
4
5

Раздел, тема
Бумагопластика
«Семицветик»
Композиция из
природных материалов
Народная кукла,
зернушка.
Панно в технике
торцевания
Свит-дизайн «Букет»

7

«Подарок для ёлочки» из
ниток
Бумагопластика
«Объёмные снежинки»

8

«Рыбка» из бросового
материала

6

9

10
11
12
13
14

Аттестация.
Разгадывание
кроссвордов
Символ нового года из
фетра
Праздник в коллективе
«Новый год»
Подготовка к конкурсам
ДПИ
Народная кукла
«Солнечный конь»
Узелковый батик, панно
«Цветы»

Количество часов
теория
всего
Практика
очно
2

1

1

2

0,5

1,5

6

2

4

2

0,5

1,5

4

1

3

4

2

2

2

1

1

4

0,5

3,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

6

1,5

4,5

4

1

3

4

1

3

Формы
аттестации/
контроля
Опрос
Решение
ребусов
«Лесные
жители»
Опрос,
выставка
Опрос
Опрос,
выставка
Выставка,
конкурс
Практическая
контрольная
работа
Решение
ребусов
«Рыбы»
Разгадывание
кроссворда по
пройденным
темам
Викторина
«Новый год»
Выставка
Выставка,
конкурс
Опрос,
выставка
Решение
ребусов
«Цветы»
16

15

Пескография «Игрушка с
стране чудес»

2

0,5

1,5

16

Пескография «Любимая
сказка»

2

0,5

1,5

4

0,5

3,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

4

0, 5

3,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Опрос

2

0,5

1,5

Выставка

4

2

2

Представление
проекта

20

52

17
18
19
20
21
22
23
24

Лепка из солёного теста
«Луна»
Пастилинография
«Ветка с птицей»
Пластилинография
«Пасха»
Бумагопластика «Парад
победы»
Аттестация.
Тестирование
Лепка из пластилина
«Летние цветы»
Выставка «Чудеса нашей
мастерской»
Проект
«полезный
мусор»
Итого часов

72

Опрос,
создание
видео-фильма
Опрос,
создание
видео-фильма
Опрос,
выставка
Опрос,
выставка
Опрос,
решение ребуса
«Пасха»
Опрос,
выставка
Тестирование
по пройденным
темам

Содержание учебного плана
2 год обучения
Обучающиеся изучают материал, исходя из своих возрастных возможностей и в
зависимости от уровня художественных способностей. Уровень выявляется на
первом занятии и в течение последующих нескольких занятий с помощью
наблюдения.
1. Бумагопластика «Семицветик».
Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях и поведению в
Центре, правила безопасного использования карандаша, ножниц, фломастеров,
клея, бумаги; бумагопластика; шаблон и заготовка; семь цветов радуги;
геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат.
Практика: вырезание по шаблону, составление радуги, сборка цветка по
образцу с помощью клея.Оформление готовой работы.
2. Композиция из природных материалов.
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, термоклеем; природные
материалы; понятия «объём» и «композиция».
17

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Практика: подбор материалов: шишек, мха, веточек, спилов, цветов и листьев,
изготовление отдельных элементов. Составление и оформление композиции.
Народная кукла, зернушка.
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, иголкой, нитками;
народная кукла, виды народной куклы, правила выполнения народной куклы,
виды ткани, ситец, бязь, двунитка; швы вперёд и назад иголкой.
Практика: сшивание ткани в мешочек с помощью шва назад иголкой,
наполнение мешочка крупой, завязывание мешочка с помощью шва вперёд
иголкой; оформление куклы по традиционной технологии. Подбор ткани и
ниток, оформление куклы.
Панно в технике торцевания.
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, красками, клеем;
организация рабочего места, виды и свойства бумаги, гофрированная бумага.
Практика: раскрашивание готового фона, выполнение работы в технике
торцевания. Выполнение работы в технике торцевания, оформление работы в
рамку
Свит-дизайн «Букет».
Теория: техника безопасности при работе с ножницами и острыми предметами;
термин «свит-дизайн», виды и свойства бумаги, гофрированная бумага,
варианты работы с гофрированной бумагой, варианты применения, виды
цветов, полевые цветы, садовые цветы, лесные цветы.
Практика: привязывание конфеты на палочку, вырезание лепестков,
выполнение фантазийных цветов. Привязывание конфеты на палочку,
вырезание лепестков, выполнение фантазийных цветов, оформление букета
«Подарок для ёлочки» из ниток.
Теория: техника безопасности при работе с нитками, клеем, воздушными
шарами, организация рабочего места, понятие благотворительность.
Практика: коллективная работа от создания эскиза до материального
воплощения ёлочной игрушки для новогодней ёлки.
Бумагопластика «Объёмные снежинки».
Теория: техника безопасности при работе с бумагой, ножницами, степлером;
времена года, признаки зимы, зимние праздники, структура снежинки.
Практика: вырезание и склеивание снежинки по схеме, оформление кабинета
готовыми снежинками.
«Рыбка» из бросового материала.
Теория: техника безопасности при работе с клеем, ножницами; домашние
животные, виды и названия раб, понятие «бросовый материал».
Практика: вырезание по шаблону, приклеивание кружочков к основе –
аппликация, оформление лицевой стороны. Оформление изнаночной стороны
аналогичным способом.
Аттестация. Разгадывание кроссвордов.
Теория: правила разгадывания кроссворда, техника безопасности на занятии.
Практика: коллективное разгадывание кроссвордов по пройденным темам.
18

10. Символ нового года из фетра.
Теория: правила безопасности при работе с ножницами, новогодние традиции в
разных странах мира, свойства фетра.
Практика: вырезание из фетра заготовок по шаблону, склеивание деталей.
Оформление работы декоративными элементами.
11. Праздник в коллективе «Новый год».
Теория: техника безопасности на занятии, правила безопасного поведения на
улице в период новогодних каникул, новогодние традиции в России.
Практика: новогодняя викторина, вручение призов и подарков, грамот за
творческие успехи. Составление коллажа «новогоднее желание».
12. Подготовка к конкурсам ДПИ.
Теория: техника безопасности на занятиях, положение о конкурсе ДПИ.
Практика: обсуждение темы конкурса, мозговой штурм и генерация идей работ
для конкурса, обсуждение и выбор вариантов, подбор материалов и
инструментов, коллективная и индивидуальная работа по изготовлению
поделок на конкурс. Самостоятельная подготовка конкурсных работ.
13. Народная кукла «Солнечный конь».
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, нитками; народная
кукла, виды народной куклы, правила выполнения народной куклы, виды ткани,
ситец, бязь, двунитка; День защитника Отечества в России.
Практика: выполнение куклы по традиционной технологии без использования
иголки. Оформление работы.
14. Узелковый батик, панно «Цветы».
Теория: техника безопасности при работе с акриловыми красками, ножницами,
нитками, утюгом, клеем; организация рабочего места, виды батика, узелковый
батик и способы выполнения.
Практика: закручивание ткани, окрашивание, сушка. Утюжка, оформление
работы в рамку.
15. Пескография «Игрушка в стране чудес»
Теория: техника безопасности при работе с песком; материалы и инструменты,
способы работы с песком.
Практика: Придумать сюжет фильма. Создание видео-фильма.
16. Пескография «Любимая сказка»
Теория: техника безопасности при работе с песком; материалы и инструменты,
способы работы с песком. Вспомнить всеми знакомые и любимые детские
сказки.
Практика: Создание видео-фильма.
17. Лепка из солёного теста «Луна».
Теория: техника безопасности при работе с солёным тестом, стекой,
организация рабочего места, рецепт солёного теста, День космонавтики в
России.
Практика: замешивание солёного теста, лепка фантазийного космического
корабля, поверхности Луны. Раскрашивание и оформление работы.
19

18. Пластилинография «Ветка с птицей» .
Теория: техника безопасности при работе с пластилином, стекой, стеклом;
инструменты и материалы, виды пластилина, прямая и обратная
пластилинография, приёмы работы с пластилином.
Практика: выбор шаблона, выполнение панно в технике обратной
пластилинография. Чистка стекла от лишнего пластилина, оформление работы
в рамку.
19. Пластилинография «Пасха».
Теория: техника безопасности при работе с пластилином, стекой, стеклом;
инструменты и материалы, виды пластилина, прямая и обратная
пластилинография, приёмы работы с пластилином.
Практика: выбор шаблона, выполнение панно в технике обратной
пластилинографии. Очистка стекла от лишнего пластилина, оформление работы
в рамку.
20. Бумагопластика «Парад победы».
Теория: техника безопасности при работе с бумагой, ножницами,
фломастерами, клеем; материалы и инструменты, оригами, схема танка и
истребителя, День победы в России, традиции и символы.
Практика: складывание моделей танка и истребителя в технике оригами,
вырезание голубей по шаблону. Рисование и раскрашивание Красной площади,
оформление инсталляции «Парад победы».
21. Аттестация. Тестирование.
Теория: техника безопасности на занятии, правила выполнения теста.
Практика: групповое тестирование по пройденным темам.
22. Лепка из пластилина «Яблоня в цвету».
Теория: техника безопасности при работе с пластилином, стекой; материалы и
инструменты, времена года.
Практика: лепка цветов из пластилина, эскиз в цвете. Составление композиции,
оформление объёмного панно.
23. Выставка «Чудеса нашей мастерской».
Теория: техника безопасности на занятии, правила оформления выставки,
правила безопасного поведения на улице и дома в летний каникулярный
период, подведение итогов года, вручение грамот за творческие успехи.
Практика: оформление выставки. Выбор и подготовка работ для итоговой
выставки.
24. Проект «Полезный мусор».
Теория: техника безопасности на занятии, понятие «проект», правила и порядок
выполнения учебного творческого проекта, способы представления результатов
проектной деятельности, особенности работы с бросовым материалом.
Практика: подготовка теоретического материала, поиск необходимой
информации. Изготовление изделия из бросового материала, представление
готового проекта в доступной форме.
20

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ожидаемые результаты
В ходе освоения программы у обучающихся планируются следующие
образовательные результаты:
Предметные:
 владение начальными навыками декоративно-прикладного творчества;
 формирование знания, умения и практические навыки работы с
материалами, такими как: различные виды бумаги, природный и
бросовый материал, нитки для шитья и вязания, различные виды картона,
песка, декоративно- отделочного материала, солёного теста, ткани, фетр,
цветной пластилин, солёное тесто и пр.
 демонстрация экономное и разумное использование материалов
Метапредметные:
 развитие мелкой моторики;
 формирование эстетического и художественного вкуса;
 раскрытие творческий потенциал обучающихся.
Личностные
 прививание интереса к художественному творчеству и ручному труду;
 формирование
положительного
эмоционального
восприятия
окружающего мира;
 развитие усидчивости, внимательности, самостоятельности.
1 года обучения.
В результате первого года обучения обучающиеся:
 будут иметь представление о различных видах декоративно-прикладного
искусства, таких как бумагопластика, квиллинг и оригами, бисероплетение,
лепка и пластилинография, свит-дизайн, искусство народной куклы и
изготовление игрушек из ниток;
 научатся правильно пользоваться ножницами;
 пополнят имеющиеся у них знания об окружающем мире и природных
явлениях, геометрии, традиционных и современных праздниках;
 познакомятся с такими материалами как ткань, различные виды бумаги,
нитки для шитья и вязания, фетр, пластилин, солёное тесто, природные и
бросовые материалы и пр.
2 года обучения.
В результате второго года обучения обучающиеся:
 освоят различные виды и техники декоративно-прикладного творчества,
такие как бумагопластика, квиллинг и оригами, торцевание, батик,
21






аппликация, лепка и пластилинография, свит-дизайн, искусство народной
куклы и изготовление игрушек из ниток, научиться азам художественной
пескографии;
усовершенствуют навык владения ножницами и другими канцелярскими
принадлежностями;
научатся пользоваться иголкой, выполнять швы вперёд и назад иголкой;
расширят кругозор в области окружающего мира и природных явлениях,
традиционных и современных праздников, традиций и обычаев народов
России и мира;
научатся выполнять основные операции с различными материалами:
склеивание деталей из разных материалов; разрезание, надрезание,
вырезание деталей из бумаги, ткани, пластика; сшивание деталей из ткани
и фетра; скручивание и заматывание ниток; лепка из солёного теста и
пластилина и пр.
2.1. Календарный учебный график

Срок
обучения
1 год

Дата
Зимние
Дата
Кол-во Кол-во Кол-во Режим
начала каникулы окончания учебных учебных учебных занятий
обучения
обучения недель
дней
часов
1
1 января
31 мая
36
72
144
1 раз в
сентября
неделю
8 января
по 2
часа

Выходные дни: 23 февраля. 8 марта, 4 ноября, 9 мая и другие, которые
выпадают по расписанию.
Календарно-учебный
график
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская чудес» на 2023 2024 учебный год в каждой учебной группе оформляется в соответствии с
утвержденным расписанием занятий. Рабочая программа к ДООП «Мастерская
чудес» (Приложение 1)
Режим организации занятий определяется календарным учебном графиком и
соответствует
нормам,
утвержденным
СП
2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».

22

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Характеристика помещения для занятий: учебный кабинет с хорошим
освещением. Перечень оборудования:
№

1

2
3
4
1
2
3
1
2
4
1
2
3

Оборудование

Кол-во,
шт

Учебные помещения
Учебная аудитория, оборудованная
1
учебной мебелью (стулья, столы,
шкафы, стеллажи)
водонепроницаемый ящик (песочница)
1
2 стола для рисования песком,
1
инструменты для рисования песком
1
Наглядные пособия
Библиотека образцов работ и
1
репродукций
Библиотека карточек с трафаретами
1
Библиотека шаблонов и фотографий
1
Технические средства
Персональный компьютер /педагога
1
Мультимедийный проектор
1
Доска магнитно-маркерная
1
Мультимедийные дидактические средства
Библиотека видеофильмов
1
Библиотека презентаций
1
ноутбук с файлами музыкальных
1
композиций

использование
%
100

10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10

2.3 Инструменты, приборы и материалы:
 карандаши простые, цветные, фломастеры, кисти разного размера,
линейки, ножницы (для правшей и левшей);
 стеки, шпажки;
 швейные иглы с большим ушком;
 нитки швейные разных цветов, пряжа;
 ткань хлопчатобумажная белая и цветная, фетр;
 краски гуашевые, акриловые, акварель;
 природный материал: шишки, сухоцветы, семена, ягоды, крупа и т.д.
 бросовый материал: различная пластиковая и картонная упаковка,
картонные втулки, проволока, крышки, диски и т.д.
23

 клей ПВА, клеящий карандаш, силикатный клей, двусторонний и
обычный скотч, термоклей;
 бумага мелованная и немелованная разных цветов, бумага для акварели,
гофрированная бумага, салфетки, цветной и белый картон;
 пластилин, мука, соль крупная и мелкая, пищевые красители;
 фоторамки;
 видеокамера для съёмки фильма;
 стойка для видеокамеры;
 грамоты и благодарственные письма.
Требования к одежде: фартук, надежно защищающий одежду от любых
загрязнений и влаги на занятиях, нарукавники.
2.4. Основные формы и методы
При организации занятий сочетаются индивидуальные и групповые формы
деятельности и творчества: обсуждение, рефлексивная деятельность, выделяется
время для отдыха и неформального общения. Сочетание форм деятельности на
занятии повышается познавательную активность обучающихся, раскрывается их
потенциал, помогает формированию умения конструктивно взаимодействовать друг
с другом.
Формы обучения: очная, коллективная, групповая, индивидуальная. При введении
ограничительных мер, при длительной болезни обучающегося - заочная, с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Формы работы
фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно
(беседа, показ, объяснение и т.п.);
 коллективная: организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми обучающимися одновременно (создание
коллективного творческого проекта и т.п.);
 групповая: организация работы (совместные действия, общение,
взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных
задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого
обучающегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав
группы может меняться в зависимости от цели деятельности);
 индивидуальная: организуется для работы с детьми, для коррекции пробелов
в знаниях и отработки отдельных навыков;

24

Методы обучения
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся,
основанная на принципах исследования, экспериментирования и творческого
подхода к решению задач.
Формы организации занятий: игра, открытое занятие; творческая лаборатория,
выставка, гостиная, защита проектов, конкурс, мастер-класс, праздник, творческая
мастерская, творческий отчет, экскурсия.
3. Формы аттестации контроля. Оценочные материалы.
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Мастерская чудес» применяются входящий и
текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестации.
Входной контроль осуществляется при комплектовании группы в начале
учебного года. Цель – определить исходный уровень знаний обучающихся. Формы
оценки – собеседование, творческое задание.
Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем программы.
Контроль осуществляется с помощью контрольных заданий, тестов,
кроссвордов, викторин.
Промежуточная аттестация проводится по окончании каждого полугодия.
Формы проведения аттестации: опросные листы, кроссворды, викторины.
Итоговая аттестация проводится по результатам освоения программы.
Формы проведения аттестации: опросные листы, ребусы и кроссворды,
тестирование, выставки.
Результаты аттестации представляются в виде портфолио обучающегося,
диагностических карт, фото и видео отчетов.
25

Для проведения аттестации используются оценочные материалы, опросный
листы по темам:
1 год обучения: «Бумагопластика «Солнышко дружбы», Бумагопластика
«Осенний клён», Панно из природных материалов, «Панно из бумажных шариков»,
«Бумагопластика «Открытка ко Дню матери», «Подарок для ёлочки» из бросового
материала, Бумагопластика «Снежинки», «Лепка из солёного теста «Букет»,
«Народная кукла «Рождественский ангел», «Лепка из солёного теста «Букет»,
«Портрет», Свит-дизайн «Цветы», «Бумагопластика. Открытка», Игрушка из
помпона «Птичка», Пескография «Космические дали», Пескография «Любимая
сказка», «Пластилинография», «Пасха», «Бумагопластика «Летят журавли», «Лепка
из пластилина «Лето»
2 год обучения: «Бумагопластика «Семицветик», «Народная кукла, зернушка»,
«Панно в технике торцевания», «Свит-дизайн «Букет», «Подарок для ёлочки» из
ниток, Бумагопластика «Объёмные снежинки», «Рыбка» из бросового материала,
Символ нового года из фетра, «Народная кукла «Солнечный конь, Пескография
«Игрушка с стране чулес», Пескография «Любимая сказка», «Лепка из солёного
теста «Луна», Пластилинография «Ветка с птицей» «Пасха», «Бумагопластика
«Парад победы», «Лепка из пластилина «Летние цветы».
Ребусы и кроссворды по темам: «Деревья», «Цветы», «Пасха», «Птицы»,
«Рыбы», «Лесные жители».
Результаты аттестации оформляются в виде диагностических карт, фиксируются
и представляются в Протоколе итогов аттестации.
4. Система выявления и поддержки талантливых детей, поощрения
достижений обучающихся.
Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми
является создание ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности
педагога и обучающегося, обучающегося и группы. Непременная отличительная
черта творчески одарённого ребёнка оригинальность мышления, выражающаяся в
непохожести, нестандартности решения. По оригинальности, главным образом и
оценивается способность к творчеству.
Диагностика одаренности опирается:
 на комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности
обучающегося;
 на анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной
степени соответствуют его склонностям и интересам;
 на оценку признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего
развития.
4.1. Принципы работы с одарёнными детьми:
1. Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой
активности и самостоятельности.
26

2. Поощрять работу на занятиях и дома. Проявлять гуманистические принципы.
3. Создавать на занятиях доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха.
4. Формировать высокую самооценку.
5. Дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к
конкурсам и выставкам творческих работ.
Результатом, позволяющим контролировать развитие способностей каждого
одарённого обучающегося, является портфолио творческих работ, участия в
конкурсах различного уровня, где каждый одарённый обучающийся представляет
несколько творческих работ.
6. Информационные условия
1. Видеофильмы: «Чему учит экология?», «День космонавтики», «Народные
праздники».
2. Презентации: «Снежинки и их уникальность», «Экология. Бросовый
материал», «Народные куклы», «Творческий проект».
Методическое обеспечение программы
1.Наглядный материал, примеры и образцы работ по темам:
«Бумагопластика», «Поделки из природного материала», «Поделки из
бросового материала», «Лепка из солёного теста», «Лепка из пластилина,
пластилинография», «Народные куклы», «Свит-дизайн», «Бисероплетение»,
«Игрушки из ниток».
2. Раздаточный материал (шаблоны и заготовки) по темам: «Бумагопластика»,
«Народные куклы», «Свит-дизайн», «Бисероплетение», «Игрушки из
ниток», «Поделки из бросового материала».
3. Контрольные материалы: опросники, кроссворды, ребусы, бланки
тестирования.
4. Положения о конкурсах и выставках.
5. Методы и приёмы организации учебно-воспитательной работы:
интерактивные, объяснительно-иллюстративные, моделирующие ситуацию
успеха, методы проблемного обучения.
6. Формы проведения занятий: беседа, творческая мастерская, игра, групповая
работа, выставка, теоретическое занятие, «мозговой штурм», проектная
деятельность, мастер-класс, посиделки, контрольное занятие.
7. Кадровое обеспечение
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования
с
соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный
стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и
отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).
27

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу,
должен
иметь
высшее
профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное образование в области, (соответствующей профилю программы),
без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без
предъявления требований к стажу работы.
Сведения о составителе:
Моркова Оксана Викторовна, педагог дополнительного образования. Образование:
высшее, 1999 год УрГППУ г. Екатеринбург, педагог-инженер.
Квалификационная категория: первая.

28

Список литературы
Нормативные документы
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р);
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
6.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (с изменениями на 02.02.2021г.);
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении общеразвивающих
программ в МБУ ДО – центр «Лик»;
14. Устав МБУ ДО – центр Лик.

Литература для педагога
1. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение,
29

1999.
2. Волкова Я.В. Хранители дома и семьи. – М.: Хоббитека, 2018.
3. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество: традиционные
народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Выгонов В.В., Захарова И.В. Оригами для малышей. – М.: Издательский
Дом МСП, 2007. 26
5. Галанова Т.В. Игрушки из помпонов. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2010.
6. Долгова В. Славянские куклы-обереги своими руками. – Ростов н/Д:
Феникс, 2015.
7. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. – Ярославль: «Академия
развития», 1997.
8. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки,
скороговорки. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
9. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. – СПб.: ЗАО «Валерии», 1997.
10.Калугин М.А. Ребусы, кроссворды, головоломки. – Ярославль: «Академия
развития», 1998.
11.Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль:
«Академия развития», 1998.
12.Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество: изделия из
древесины и природного материала. – Волгоград: Учитель, 2009.
13.Миронова О.В. Народная кукла. – М.: Формат-М, 2015.
14.Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.:
Просвещение, 1990.
15.Трясорукова Т.П. Игры и задания по развитию внимания: интегрированные
занятия для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.
16.Шайдурова Н.В., Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое
пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Литература для обучающихся
1. Волкова Я.В. Детские куклы и обереги. – М.: Хоббитека, 2016.
2. Кириченко Г.В. Оригами. Забавные фигуры. – СПб.: Полигон, 2012.
3. Соколова М. Большая книга новогодних поделок – М.: Аст-Пресс Книга,
2015. – 128 с.
4. Чебаева С. Большая книга поделок из природных материалов – М.:
Издательство АСТ, 2011. – 224 с.
Литература для родителей
1. Белонощенко Е. Рождённые с характером – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. –
200 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Самая важная книга для родителей – М.: Издательство
АСТ, 2018. – 752 с.
3. Романушко М. Семейная сокровищница. Воспитание свободой и
творчеством – 2-е изд. доп. – М.: Гео, 2009. – 88 с.

30

Приложение 2.
Протокол итогов аттестации обучающихся
ДООП «Мастерская чудес»_ ________________________________________________________________________________________________
Год обучения____________________________ Группа №___________________________ Возраст обучающихся_____________________
Метапредметные результаты

Личностные результаты

декоративная
Знают цветовой круг
живопись,
графика,
и могут грамотно,
нетрадиционные
сочетать цвета
Могут
техникисоздавать
рисования
простые
художественные
Демонстрирует
композиций.
проявление фантазии,
воображения,
образного мышления,
Сформированы
представления в
основы
соответствии с
Сформирован
интерес
художественного
возрастом;
к
экспериментальной
вкуса;
составляющей
изобразительной
деятельности при
работе
с цветом,
Функциональные
материалами,
объемом.
Уровень и динамика
Могут
удовлетворить
достижений
потребность в
творческом
самовыражении
средствами
Демонстрирует
изобразительного и
ответственное
декоративноотношение
к своей
прикладного
деятельности,
к
искусства
результату своего
труда
и чувство
Демонстрирует
уважения
к
культуру общения
результатам
труда
при обсуждении
и
окружающих
взаимодействии
друг
Инициативность
с другом.

Предметные результаты

Освоены начальные
знания техник
декоративноприкладного
искусства мозаика,
витраж,
Освоеныскульптура,
начальные
пластилинография,
знания техник
декоративная
изобразительного
обработка
мастерстватекстиля;

Ф.И
обучающегося

Иванов Петя
Петров Саша
Всего аттестовано ____ обучающихся, _______% от общего количества обучающихся.
Из них по результатам аттестации показали:
Предметные результаты
Личностные результаты
высокий уровень ___ чел. ____% от общего количества обучающихся
высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел. ____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся
низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества обучающихся
низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся
Метапредметные результаты
высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся
низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся

Педагог дополнительного образования: _________________________/_________________________________/
Ф.И.О.
Подпись
Члены аттестационной комиссии: ____________________________/ __________________________________/

Приложение 3
Опрос по темам 1 года обучения
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Семицветик»
1. Из чего делают бумагу?
2. Что такое макулатура?
3. Сколько цветов в радуге?
4. В каком порядке располагаются цвета в радуге?
Опросный лист по теме «Панно из бумажных шариков»
1. Какие виды бумаги вы знаете?
2. Чем гофрированная бумага отличается от обычной бумаги?
3. В чём отличие гофрированной и крепированной бумаги?
4. Чем в некоторых случаях можно заменить крепированную бумагу?
Опросный лист по теме «Лепка из солёного теста «Букет»
1. Что делают из теста?
2. Из чего делают тесто?
3. Какие виды муки вы знаете?
4. Из чего делают муку?
5. Какие ингредиенты входят в состав солёного теста?
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Открытка ко Дню матери»
1. Что такое бумагопластика?
2. Для чего мы собираем макулатуру?
3. Как правильно держать ножницы?
4. Как правильно передавать ножницы?
5. С какой стороны нужно начать резать бумагу, если вы держите ножницы в
правой руке?
Опросный лист по теме «Народная кукла «Рождественский ангел»

1. Чем народная кукла отличается от современной?
2. Какие существуют виды народной куклы?
3. Какие материалы вы использовали при изготовлении рождественского ангела?
4. Из чего ещё можно сделать народную куклу?
Опросный лист по теме «Лепка из солёного теста «Портрет»
1. Что такое портрет?
2. Какие ингредиенты входят в состав солёного теста?
3. Какие способы окрашивания изделий из солёного теста вы знаете?
4. Какой праздник отмечается в России 23-го февраля?
5. Кого принято поздравлять с Днём защитника Отечества?
Опросный лист по теме «Бумагопластика. Открытка»
1. Что такое бумагопластика?
2. Какие виды бумаги вы знаете?
3. Почему открытка так называется?
4. Какие основные правила работы с бумагой вы знаете?
Опросный лист по теме «Пластилинография»
1. Что такое пластилинография?
2. Чем пластилинография похожа на рисование красками?
3. Какие материалы и инструменты вы использовали, выполняя работу в технике
пластилинографии.
4. Можно ли смешивать разные цвета пластилина? Что из этого получится?
Опросный лист по теме «Оригами «Пасха»
1. Чему посвящён праздник Пасхи?
2. Что является символом Пасхи?
3. Какие пасхальные традиции вы знаете?
4. Что такое оригами?

5. Какие материалы, кроме бумаги, можно использовать при работе в технике
оригами?
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Летят журавли»
1. Какой праздник отмечают в России 9-го мая?
2. Есть ли в вашей семье участники Великой Отечественной войны?
3. Какие традиции и символы, посвящённые войне и Дню победы, вы знаете?
4. С чем или кем связано изображение журавлей?
Опросный лист по теме «Лепка из пластилина «Лето»
1. Что необходимо сделать, прежде чем начать лепить из пластилина?
2. Какие инструменты для лепки из пластилина вы знаете?
3. Чем объёмная лепка отличается от плоскостной?
4. Чем лето отличается от других времён года?

Приложение 4
Опрос по темам 2 года обучения
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Солнышко дружбы»
1. И чего делают бумагу?
2. Почему важно собирать макулатуру?
3. Что такое бумагопластика?
4. Какие способы работы с бумагой вам известны?
5. Каким клеем можно склеить два листа бумаги?
Опросный лист по теме «Народная кукла, зернушка»
1. Какие виды народной куклы вы знаете?
2. Из чего на Руси делали кукол?
3. Почему кукла зернушка так называется?
4. Какие ещё есть названия у этой куклы?
5. Как называются куклы, изготовленные без использования иголки, только с
помощью обматывания нитками?
Опросный лист по теме «Панно в технике торцевания»
1. Какие виды бумаги вам известны?
2. Чем отличаются друг от друга разные виды бумаги?
3. Какую бумагу лучше всего использовать при работе в технике торцевания.
4. Какие материалы и инструменты необходимы для работы в технике
торцевания?
Опросный лист по теме «Свит-дизайн «Букет»
1. Какую бумагу используют при работе в технике свид-дизайна?
2. Почему свит-дизайн так называется?
3. Какие материалы и инструменты необходимы для работы в технике свитдизайна?

4. Какие изделия обычно делают в технике свит-дизайна?
5. Какие цветы можно сделать в технике свит-дизайна?
Опросный лист по теме «Народная кукла «Солнечный конь»
1. К какому виду народной куклы относится кукла солнечный конь?
2. Что олицетворяет и кому предназначена кукла солнечный конь?
3. Как называется ткань, которую вы использовали при изготовлении народной
куклы?
4. Почему в обережных куклах принято использовать красную нить?
Опросный лист по теме «Квиллинг. Открытка»
1. Что такое квиллинг?
2. Как необходимо нарезать бумагу, чтобы работать в технике квиллинг?
3. Какие элементы квиллинга вам известны?
4. Какой клей используют для приклеивания элементов к основе? Почему?
Опросный лист по теме «Лепка из солёного теста «Луна»
1. Какие рецепты приготовления теста вам известны?
2. Как сделать тесто для лепки?
3. Какие способы окрашивания теста вы знаете?
4. Какой праздник отмечают в России 12-го апреля?
5. Что произошло в истории 12-го апреля 1961 года?
Опросный лист по теме «Пластилинография»
1. Что такое пластилинография?
2. какие виды пластилинографии вам известны?
3. В чём особенность работы в технике обратной пластилинографии?
Опросный лист по теме «Пасхальная композиция из бросового материала»
1. Чему посвящён праздник Пасхи?

2. Что такое бросовый материал?
3. Где найти бросовый материал?
4. Что можно использовать в качестве бросового материала, а что нельзя?
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Парад победы»
1. Чему посвящён праздник, который в России отмечают 9-го мая?
2. Когда прошёл первый парад в честь победы в Великой Отечественной войне?
3. Кто такие ветераны?
4. Почему Великая Отечественная война так называется?
5. Почему необходимо сохранять память о тех далёких событиях?
Опросный лист по теме «Лепка из пластилина «Летние цветы»
1. Какие правила работы с пластилином вам известны?
2. Какие цветы принято высаживать в городских клумбах?
3. Какие цветы растут в полях и лесах Урала?

Приложение 5
Ребусы по темам для 1 и 2 года обучения
Деревья

Цветы

Пасха

Птицы

Рыбы

Лесные жители

Приложение 6
Кроссворды по темам для первого и второго годов обучения
Кроссворд «Птицы»

Кроссворд для промежуточной аттестации для первого года обучения
1. Искусство моделирования из бумаги объёмных композиций на плоскости.
2. Вид народной куклы, призванный оберегать своего владельца от несчастий.
3. Основной ингредиент любого теста.
4. Что получится, если перегибать лист бумаги поочерёдно вперёд и назад?
5. Вид искусства, предназначенный для декорирования, украшения стены.
6. Бумажные отходы.
7. Почтовая карточка для открытого письма.
8. Жатая тонкая бумага, которая может растягиваться.
1

2

О Б Е Р Е Г
У
3 М У К А
А
4

Г А Р М О Ш К А
О

5

П А Н Н О
Л

6 М А К У Л А Т У Р А
С
7

О Т К Р Ы Т К А
И
8

К Р Е П О В А Я
А
Кроссворд для промежуточной аттестации для второго года обучения

1. Искусство моделирования из бумаги объёмных композиций на плоскости.
2. Материал, который можно было выбросить, но он пригодился в творчестве.
3. Народная кукла, выполненная методом мотания.
4. Оказание безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается.
5. Высушенные растения.
6. Жидкий клей, часто используемый для склеивания бумаги, картона, дерева и
других материалов.
7. Составление композиций из конфет.
8. Вид бумажного конструирования, когда бумажный квадратик накручивают на
палочку и приклеивают к основе.
9. Народная кукла, выполненная на основе-мешочке.
5
С

У
Х

1
2

3
4 Б Л А

Б

Р О С О В Ы Й

У

Ц

М О Т А Н К А

В

А

Е

Г О Т В О Р И Т Е Л Ь Н О С Т Ь
О

6

П В А
Л

7 С В И Т - Д И

З

А Й Н
С

8

О

Т О Р Ц Е В А Н И Е
И

9 З Е Р Н У Ш К А
А

Ы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».