ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Творческая мастерская «Разноцветный мир» Направленность: художественная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 5-9 лет. Срок реализации: 72/ 144часа Автор-составитель: Махмутова Любовь Леонидовна педагог дополнительного образования г. Екатеринбург. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы Творческая мастерская «Разноцветный мир» Публичное название программы (для АИС) Автор (составитель) программы Вид программы по степени авторства Направленность программы Разноцветный мир Вид деятельности творческая Основная форма реализации программы Язык реализации программы Срок реализации программы Очная, групповая. Охват детей по возрастам 5-8 лет Адресат программы Обучающиеся старшего дошкольного (обучающиеся группы продленного дня) Стартовый (ознакомительный) Уровень освоения программы Краткая аннотация программы (писать так чтобы текст использовать в Навигаторе и для представления родителям простым доступным языком чем занимается ребенок и какие ожидаются результаты) Махмутова Любовь Леонидовна составительская художественная Русский 72 часа, 144 часа возраста Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Творческая мастерская «Разноцветный мир» направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру. Программа состоит из двух частей: теоретическая часть подкреплена творческой (практической) частью в которой обучающиеся, выполняя творческую работу на заданную тему, закрепляет полученные знания позитивными эмоциями, что способствует лучшему усвоению полученного материала. 2 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать воспитанников. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит кружковца анализировать задание, планировать ход его выполнения. Предлагаемая программа имеет художественно – эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для воспитанников, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей. ДООП «Разноцветный мир» разработан в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О 3 направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Устав МБУ ДО – центр Лик. Данная программа предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно – эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого проживающего и его самореализации. Она предусматривает развитие у них изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Актуальность программы: Программа направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у обучающихся развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. 4 Практическая значимость. В результате освоения программы, обучающиеся освоят практические навыки: − правильно организовывать рабочее место; − пользоваться ручными инструментами для обработки разных материалов и безопасно их использовать; − изготавливать элементарные поделки из природных и синтетических материалов; − выбирать материалы, инструменты и приспособления в зависимости от художественно-трудовых задач; − распределять обязанности во время коллективной работы в составе творческих групп; − оценивать собственные изделия и результаты труда других обучающихся. Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на содействие: − формированию практических умений и навыков; − интеллектуальному и эстетическому развитию; − стремлению к самостоятельной работе; − всестороннему развитию личности (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, эмоционально переживать). Данная программа составлена таким образом, что в её основу положено обучение, ориентированное на развитие интереса и раскрытие творческих возможностей обучающихся, наличием разнообразных тем, отвечающих запросам современных семей, а также характером и способом изложения материала, взаимосвязью разных по структуре тем, доступностью изложения. Обучение по данной программе построено по принципу «от простого к сложному». По программе могут обучаться дети группы продленного дня, для них учебный план составляет нагрузку 72 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Вид программы: Программа составительская, разработана с использованием материалов дополнительной общеобразовательной программы детского творческого объединения «Мастерская чудес» педагога дополнительного образования Сивцевой Г.И. 2022г., «Золотые ручки» Барановой И.В. 2018г. Форма организации: объединение Продолжительность: краткосрочная 1 год Принцип проектирования программы: одноуровневая Отличительные особенности данной программы: − комплексный подход к образовательному процессу; 5 − пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм. − использование самодельных инструментов, природных и бросовых материалов; В программе «Разноцветный мир» все объекты труда подобранны с таким расчётом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов, имели эстетическую значимость, были посильны детям 5-7-летнего возраста. Широкий набор деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет каждому из них раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать выбору любимого дела (хобби). Новизна программы. Новизна программы состоит в том, что данная программа создает для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития. Осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно – творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Адресат программы: Программа адресована детям старшего дошкольного возраста 5 - 8 лет и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Программа предусматривает сокращенный вариант нагрузки для детей группы продленного дня. Возрастные особенности Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним. В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с равными себе. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя. Ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно. 6 Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. Ребенок 7-9 лет практически готов к расширению своего микромира, если он умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Происходит и кардинальное изменение его самооценки. Если в 5 - 6 лет детям свойственно только положительное отношение к себе, то к семи годам самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может с ними сотрудничать, понимает относительность оценок. Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Наполняемость учебной группы Минимальное количество обучающихся - 10, максимальное -15 человек. Это обусловлено индивидуальным подходом на занятии к каждому обучающемуся. Состав группы: разновозрастный. В группы принимаются все желающие, в том числе дети от 5 до 8 лет, не признанные в установленном порядке инвалидами, но имеющие отклонения в состоянии здоровья, которые позволяют заниматься творческой деятельностью. Специального отбора не производится. Возможен добор детей в группы в течение учебного года на вакантные места Цель программы: создание условий для самореализации личности воспитанников через творческую деятельность. Задачи программы: Обучающие: • обучение техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги, бросового и природного материалов; • формирование технические умения и навыки в работе с различными инструментами и материалами; • обогащение и закрепление знаний об окружающем мире (природе, свойствах различных материалов). 7 Развивающие: • развивать интеллектуально творческий потенциал: мышление, внимание, воображение, память, фантазию; • развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности; • развивать положительные эмоции, волевые качества и мелкую моторику рук; Воспитательные: • воспитывать интерес к художественному труду, эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату; • воспитывать аккуратность, целеустремленность и творческую самореализацию; • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, вежливость, готовность сотрудничать. Объем программы. Количество Уровень учебных часов 144/72 Стартовый Отличительные особенности уровня Обеспечение минимального стандарта знаний, умений и навыков в декоративноприкладном творчестве с использованием в качестве сырья бумагу, картон, природный и бросовый материал. Выполнение работ по образцу, по алгоритму привнося индивидуальный творческий компонент. Подготовка обучающихся к самостоятельному изготовлению поделок и совершенствованию своих умений, что дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Срок реализации программы: Данная программа рассчитана на 144 /72 учебных часа. 8 1.2. Организация образовательного процесса Формы обучения. Основная форма обучения – очная, с индивидуальным подходом. Стартовый уровень – предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания Программы. Этот уровень ориентирован на «пробуждение» интереса обучающихся и потребности дальнейшего изучения выбранных видов деятельности по программам следующих уровней. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Занятия проводятся 2 раз в неделю, и включает два учебных часа. Для возрастной категории 5-6 лет, учебный час 30 минут, для детей 7-8 лет учебный час 45 минут с 10- минутным перерывом. Недельная нагрузка на одну группу - 4 или 2 часа. Структура занятия: теоретическая часть занятия составляет 30% учебного времени; 70 % - практическая часть. Каждое занятие условно разбивается на 3 части: I часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж (вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный), планирование и распределение работы для каждого обучающегося на данное занятие; II часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы деятельности. Физкультминутки. III часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Приведение в порядок рабочего места. Особенности организации образовательного процесса Организация образовательного процесса происходит в учебном кабинете. Программа ориентирована на обучающихся старшего дошкольного возраста с учётом их психологического и физиологического развития. Обучающимся предоставляется возможность заниматься 1 или 2 раза в неделю, с соблюдением требований общей учебной нагрузки на ребенка, учитывая школьную нагрузку. Программа рассчитана на 1 год обучения, по разработанным учебным планам. Работа по Программе организуется через очные аудиторные занятия. Продолжительность учебного года по Программе устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком. 9 Принципы отбора содержания: • принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); • принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей); • принцип систематичности (обучение, переход от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей); • принцип комфортности (атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха). Виды занятий. Программа предусматривает два вида занятий: теоретические и практические занятия. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом. Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Формы работы: − фронтальная - одновременная работа со всеми обучающимися; − коллективная - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми; − групповая - организация работы по малым группам (от 3 до 5 человек), выполнение заданий, последующая презентация результатов выполненного задания и обобщение; − индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, преодоление трудностей. Методы обучения: Словесные: − изучение материала, используя рассказ, беседу и обсуждение. В основу этих методов положено слово, как источник информации; − изучение инструкции и правил техники безопасности при работе. Наглядные: − показ технологических приемов исполнения и оформления; − использование наглядных пособий - образцы изделий; 10 Практические: − отрабатываются навыки и приемы оформления; − выполнение работ по образцу, по алгоритму привнося индивидуальный творческий компонент; − самостоятельное изготовление поделок и совершенствование своих умений. 2. Содержание программы 2.1. Учебный план. Учебный план рассчитан на 144 часа: 2 раз в неделю по 2 часа, № п/п 1 2 3 4 5 модуль Введение в программу. «Рисунок» «Поделки из природных материалов» «Бумагопластика» «Поделки из бумаги и бросового материала» Итого часов Количество часов всего теория практика Формы аттестации/ контроля Педагогическое наблюдение Беседа, просмотр 2 0,5 1,5 24 6 18 14 3,5 10,5 Опрос, минивыставка 76 19 57 Наблюдение, просмотр 7 21 Опрос, просмотр мини выставка 38 114 28 144 Учебный план рассчитан на 72 часа 1 раз в неделю по 2 часа № п/п модуль Количество часов всего теория практика 2 0,5 1,5 2 Введение в программу. «Рисунок» 12 2 10 3 «Поделки из 7 3 4 1 Формы аттестации/ контроля Педагогическое наблюдение Беседа, просмотр Опрос, мини11 4 5 природных материалов» «Бумагопластика» «Поделки из бумаги и бросового материала» Итого часов выставка 36 14 72 30 Наблюдение, просмотр 4 10 Опрос, просмотр мини выставка 15,5 56,5 6 2.2 . Содержание учебного плана 1. Модуль «Введение в программу». Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях и поведению в Центре, правила безопасного использования карандаша, ножниц, фломастеров, клея, бумаги; бумагопластика; шаблон и заготовка; семь цветов радуги; геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат. Практика: Выполнение тестово-игровых заданий по изобразительной деятельности, выявление умений на начало учебного года. 2. Модуль «Рисунок» Теория: организация рабочего места, правила пользования материалами и инструментами, правила работы с графическими материалами; беседы о материалах, используемых для данного раздела, их особенности; просмотр и обсуждение образцов и изображений, выполненных в графических материалах. Практика: выполнение творческих работ по схемам на форматах А3 и А4 3. Модуль «Поделки из природных материалов»» Теория: организация рабочего места, правила пользования материалами и инструментами; беседы о материалах, используемых для данного раздела, их особенности; просмотр образцов и изображений. Практика: выполнение творческих работ на форматах А3 и А4, а также оформление поздравительных рисунков и открыток к значимым датам. 4. Модуль «Бумагопластика» Теория: техника безопасности при работе с ножницами, организация рабочего места, правила пользования материалами и инструментами; беседы. Практика: вырезание, склеивание, рисование по схеме, прорисовывание мелких деталей. Выполнение плоскостных и объемных композиций. 5. Модуль «Поделки из бумаги и бросового материала» Теория: организация рабочего места, правила пользования бросовыми 12 материалами и инструментами; беседы о материалах, используемых для данного раздела, их особенности; просмотр образцов и изображений выполненных из бросовых материалов. Практика: выполнение творческих работ на форматах А3 выполнение плоскостных и объемных работ, таких как – натюрморт, цветы. 2.3.Планируемые результаты В ходе освоения программы «Разноцветный мир» планируются следующие образовательные результаты: Предметные: • владеют техническими приемами и способами создания различных поделок из бумаги, бросового и природного материала; • формированы технические умения и навыки в работе с такими материалами как акварельные краски, кисти, различные виды бумаги, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, перманентный маркер, пластилин, природные и бросовые материалы и пр. • имеют представление об окружающем мире (природе, свойствах различных материалов). Метапредметные: • сформирован интеллектуально творческий потенциал: мышление, внимание, воображение, память, фантазия; • проявляются познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности; • сформированы положительные эмоции, волевые качества и мелкая моторика рук. Личностные: • демонстрируют интерес к декоративно-прикладному творчеству принимая участие в выставках и конкурсах; • демонстрируют трудолюбие, аккуратность, усидчивость в работе над изделием, правильно пользоваться ножницами, линейкой, карандашом; • демонстрируют доброжелательное отношение к окружающим: дружелюбие, вежливость, готовность сотрудничать. 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 13 3.1. Формы аттестации/контроля обучающихся и оценочные материалы. Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: 1. Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель – определить исходный уровень знаний обучающихся. Формы оценки уровня – собеседование, творческое задание (Приложение 2) 2. Текущий контроль осуществляется в форме систематической проверки учебных достижений, проводимых педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Текущий контроль успеваемости проводится педагогом на занятиях в конце каждой темы в форме опроса и выставки работ. 3. Промежуточная аттестация успеваемости проводится педагогом на занятиях по итогам 1 –го полугодия, в форме опроса и викторины (Приложение 2) 4. Итоговая аттестация проводится по результатам освоения программы (Приложение 2) Результаты аттестации оформляются в виде диагностических карт, фиксируются и представляются в Протоколе итогов аттестации (Приложение 3). Критерии оценки образовательных результатов Оценка качества усвоения и овладения обучающимися содержания программы «Разноцветный мир» определяется уровнем выраженности предметных, метапредметных и личностных компетенции, зафиксированных в результатах образовательной деятельности. Формой оценки качества освоения программного материала является уровень: высокий, средний, низкий. На основании критериев оценки уровня предметных, метапредметных и личностных результатов в протокол выставляется критериальный балл. − высокий уровень получает обучающийся, который успешно освоил более 70% содержания Программы, подлежащей аттестации (3 балла); − средний уровень получает обучающийся, который успешно освоил от 50% до 70% содержания Программы, подлежащей аттестации (2 балла); − низкий уровень получает обучающийся, который успешно освоил менее 50% содержания Программы, подлежащей аттестации (1 балл). Результативность обучения по программе отражена в оценочной таблице Оценочная таблица 14 Низкий (1 балл) - Понимает основную терминологию после разъяснения педагогом. Использует инструменты (ножницы, линейка, карандаш и др.) под присмотром педагога Пользуется шаблонами с помощью педагога. Владеет некоторыми практическими умениями и навыками в прикладной деятельности, предусмотренной программой. Участвует во внутренних выставках. Налаживает взаимодействие с членами группы. Средний (2 балла) Знает основную терминологию, иногда использует в речи. Правильно пользуется инструментами, иногда требуется помощь и инструкция (ножницы, линейка, карандаш и др.). Умеет пользоваться шаблонами самостоятельно. Владеет практическими умениями и навыками в прикладной деятельности, предусмотренной программой. Участвует в выставках и конкурсах. Активно взаимодействует с членами группы. Высокий (3 балла) Знает основную терминологию, активно использует её в речи. Правильно пользуется инструментами (ножницы, линейка, карандаш и др.). Умеет пользоваться шаблонами самостоятельно. Владеет практическими умениями и навыками в прикладной деятельности, предусмотренной программой. Участвует в выставках и конкурсах, занимает призовые места. Активно взаимодействует с членами группы, помогает сверстникам. Проявляет творческий подход к прикладной деятельности. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится входной контроль (знание цветов, геометрических фигур, инструментов для рисования и т.д.) и текущий контроль в ходе практической деятельности по освоению основного содержания программы в конце каждого занятия. В процессе обучения образовательные результаты обучающихся фиксируются по количеству выполненных работ, участию в конкурсной деятельности. Прилагаются результаты участия в конкурсной деятельности, фотоматериалы, отзывы детей и родителей. Итоговый контроль проводится в виде промежуточной (по окончанию полугодия обучения) или итоговой аттестации (по окончанию освоения 15 программы). Итоги результатов аттестации обучающихся, отражаются в протоколе установленного образца (Приложение 1) Формы подведения итогов реализации программы: • кроссворды, викторины, выставки; • портфолио обучающегося; • фото и видео отчеты. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов Обучающиеся участвуют в выставках внутреннего (Центр Лик), районного, муниципального уровня, например: «Осенние шалости», «Новогодняя игрушка», и т.д. Также принимают участие в открытых занятиях, демонстрируя своим родителям полученный опыт и знания. Система выявления и поддержки талантливых детей, поощрения достижений обучающихся. Выявление одаренных детей проходит поэтапно в процессе обучения. На первом этапе выявления учитываются сведения о достижении высоких успехов в деятельности обучающегося, в том числе от родителей. Второй этап диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей обучающегося. На третьем этапе используются наиболее эффективные педагогические технологии продуктивного обучения, позволяющие смотреть на вещи с разных точек зрения, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности. Планируется активное участие обучающегося в выставках, конкурсах и т.п. На четвертом этапе создается «портфолио» работ и достижений обучающихся. Обучающийся получает возможность накапливать свои достижения, раскрывая потаенные способности своего таланта. Это одна из форм предъявления и демонстрации выдающихся образовательных результатов. Поощрение одаренных детей: - информация о достижениях на сайте Центра и социальных сетях; - награждение обучающихся в коллективе и на внутренних мероприятиях. 3.2. Условия реализации программы Материально- техническое обеспечение Для успешной реализации программы необходим следующий минимум оборудования, предоставляемого Центром: − Стол и посадочное место для преподавателя – 1 шт; − Столы - 7 шт. 16 − − − − − − − Стулья - 28 шт. Шкафы для хранения инструментов, материалов - 4 шт. Компьютер –1 шт. Экран – 1 шт. Проектор – 1 шт. Доска ученическая (магнитно-меловая) – 1 шт. учебно-методический комплекс, включающий дидактические материалы, для каждого раздела программы. А также материалы и инструменты, предоставляемые родителями обучающихся: − карандаши простые, цветные, фломастеры, кисти разного размера, линейки, ножницы (для правшей и левшей); − стеки, шпажки; − краски гуашевые, акварель; − природный материал: шишки, сухоцветы, семена, ягоды, крупа и т.д. − бросовый материал: различная пластиковая и картонная упаковка, картонные втулки, проволока, крышки, диски и т.д. − клей ПВА, клеящий карандаш, силикатный клей, двусторонний и обычный скотч, термоклей; − бумага мелованная и немелованная разных цветов, бумага для акварели, гофрированная бумага, салфетки, цветной и белый картон; − пластилин; − фоторамки; − грамоты и благодарственные письма. Материалы для декорирования: ткани различных оттенков, фурнитура, бумага, войлок, декоративные глаза, носики, проволока, леска, тесьма, пенопласт, шишки, мох, кора дерева, пластиковые бутылки б/у, CD -диски б/у, капрон, синтепон. Хранение в отдельных коробках. Шило, маркеры, нож (канцелярский). Хранение инструментов по коробочкам или ящичкам. Комплекты шаблонов и лекал. Хранение в папках с файлами. Информационное обеспечение реализации программы Интернет - источники: − Сайт. Ru.pinterest.com [Электронный ресурс] Кадровое обеспечение реализации программы Программу реализует педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и 17 отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1). Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области (декоративно-прикладного искусства), без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Сведение о составителе: Махмутова Любовь Леонидовна - педагог дополнительного образования. Методическое обеспечение программы На занятиях по программе «Разноцветный мир» применяются методы обучения, которые обеспечивают получение обучающимися необходимых навыков в области декоративно-прикладного искусства, активизируют мышление, усвоение обучающимися программного материала, развивают и поддерживают интерес к творчеству. I.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Аспект передачи и восприятие учебной информации: − словесный (беседа, диалоги, объяснения); − наглядный (демонстрация приемов техники выполнения); − практический (самостоятельное выполнение заданий, составление технологических карт и эскизов, выполнение практических заданий совместно с педагогом). Логический аспект: − индуктивный; − дедуктивный; − аналитический. Аспект мышления и степень познавательной самостоятельности: Метод Деятельность педагога Репродуктивный обучающегося Рассказывает, показывает Выполняет по образцу, по технологической карте Частично-поисковый Управляет: ставит вопросы, создает Работает проблемные ситуации, консультирует. самостоятельно. II. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: − создание «ситуации успеха»; 18 − предъявление требований и приучение к их выполнению; − эмоциональное воздействие. III. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: − методы устного контроля и самоконтроля. − методы взаимоконтроля IV. Методы воспитания. − метод формирования познания (убеждение: объяснение, рассказ, пример). − метод стимулирования (мотивации: оценка, поощрение). Изучение каждого модуля или темы программы состоит из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивнооценочного. В программе «Разноцветный мир» применяется комплекс педагогических условий, в рамках которых обеспечивается формирование и развитие творческого мышления и художественного вкуса у старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства. 1. Ориентация процесса развития художественного вкуса на выработку личностных эстетических оценок действительности с опорой на индивидуальный опыт обучающегося. 2. Включение в образовательный процесс творческих задач, организующих художественно-эстетическую деятельность старших дошкольников, направленных на развитие художественного и эстетического восприятия, нравственноэстетических качеств личности, выработку знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства. 3. Оказание педагогической поддержки развитию индивидуальности обучающегося через создание эмоционально - комфортной атмосферы на занятиях. При соблюдении данных педагогических условий будет возможна целенаправленная и систематическая работа развития каждого ребенка на занятиях декоративно-прикладным искусством, которая будет способствовать развитию художественного вкуса у детей. Методические пособия: «Пособие, видеоматериалы по технике выполнения модулей по программе «Разноцветный мир» № п / п Раздел или тема программы Форма проведения занятий Модуль «Введение Беседа, опрос. 1. в программу» Методы и приемы организации УВП Объяснительный Дидактический материал, техническое оснащение занятия (источники) Инструктаж по Журнал по Т.Б. Т.Б. 19 № п / п Раздел или тема программы Форма проведения занятий Методы и приемы организации УВП Дидактический материал, техническое оснащение занятия (источники) Беседа, опрос. 2. Модуль «Рисунок» Практическая работа Объяснительноиллюстративный, проблемнопоисковый Технологическая карта Образец в натуральном исполнении. Модуль «Поделки 3. из природных материалов» Беседа, опрос. Практическая работа Технологическая карта Образец в натуральном исполнении. Модуль 4. «Бумагопластика» Беседа, игра. Практическая работа Объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемнопоисковый Объяснительноиллюстративный Технологическая шаблоны Модуль «Поделки из бумаги и 5. бросового материала» Беседа, опрос. Практическая работа Объяснительноиллюстративный, проблемнопоисковый карта, Технологическая карта, иллюстрации из книг, Образец в натуральном исполнении. Дидактическое обеспечение реализации программы Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: − индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого обучающегося (трафареты, шаблоны, дидактические карточки и пр.), учебные задания для индивидуальной и групповой работы; − таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени, видеозаписи; − наглядные пособия, альбомы с образцами, фотографиями, образцы в натуральном исполнении. − контрольные задания, тесты Электронные дидактические материалы хранятся на рабочем столе персонального компьютера педагога, планшете, телефоне, на CD и DVD дисках, USB-флеш-накопителях, картах памяти; педагог сохраняет интернет-ссылки на нужный материал на образовательных сайтах. Аккумулируется материал в Учебно-методическом комплексе программы 20 Список литературы Нормативные правовые акты 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года /распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996 p-r. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н ; 6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 9. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 11.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.12.2021 г. № 1245-Д "О внесении изменений в приказ Министерства образования и молодежной политики СО от 26.06.2019 №70-Д "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 12.Правила организации и осуществления образовательной деятельности по 21 дополнительным общеобразовательным программам Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – центр «Лик» утвержденные Приказом № 47-ОД от 01.03.2023г. 13.Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДОцентр «Лик» утвержденное Приказом № 47-ОД от 01.03.2023г. 14.Устав МБУ ДО – центр Лик. Литература для педагога 1. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1999. 2. Волкова Я.В. Хранители дома и семьи. – М.: Хоббитека, 2018. 3. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество: традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009. 4. Выгонов В.В., Захарова И.В. Оригами для малышей. – М.: Издательский Дом МСП, 2007. 5. Галанова Т.В. Игрушки из помпонов. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2010. 6. Долгова В. Славянские куклы-обереги своими руками. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. 7. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. – Ярославль: «Академия развития», 1997. 8. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль: «Академия развития», 1996. 9. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. – СПб.: ЗАО «Валерии», 1997. 10.Калугин М.А. Ребусы, кроссворды, головоломки. – Ярославль: «Академия развития», 1998. 11.Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998. 12.Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество: изделия из древесины и природного материала. – Волгоград: Учитель, 2009. 13.Миронова О.В. Народная кукла. – М.: Формат-М, 2015. 14.Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 1990. 15.Трясорукова Т.П. Игры и задания по развитию внимания: интегрированные занятия для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. 16.Шайдурова Н.В., Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. 22 Литература для обучающихся 1. Волкова Я.В. Детские куклы и обереги. – М.: Хоббитека, 2016. 2. Кириченко Г.В. Оригами. Забавные фигуры. – СПб.: Полигон, 2012. 3. Соколова М. Большая книга новогодних поделок – М.: Аст-Пресс Книга, 2015. – 128 с. 4. Чебаева С. Большая книга поделок из природных материалов – М.: Издательство АСТ, 2011. – 224 с. Литература для родителей 1. Белонощенко Е. Рождённые с характером – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 200 с. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Самая важная книга для родителей – М.: Издательство АСТ, 2018. – 752 с. 3. Романушко М. Семейная сокровищница. Воспитание свободой и творчеством – 2-е изд, доп. – М.: Гео, 2009. – 88 с. 23 Рабочая программа ДООП «Разноцветный мир» Приложение 1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветный мир», которая ставит своей целью развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру. Адресована обучающимся 5 -7 лет и рассчитана на 1 год обучения. В 2023-2024 учебном году по программе обучаются дети 5-7 лет. Особенности организуемого образовательного и воспитательного процесса на 2023-24 учебный год: − создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия ее творческого потенциала; − в зависимости от индивидуального образовательного маршрута, составленного с учетом запросов и особенностей каждого ребенка, количество часов, отводимое на каждый модуль, а также порядок изучения и число модулей в учебном году может меняться; − изменение количества занятий, объединение тем в связи с праздничными нерабочими и не учебными датами. Виды, формы и содержание деятельности на 2023-24 учебный год. Основной формой организации процесса обучения является групповое комбинированное занятие, включающее в себя предъявление нового материала в виде беседы, показа иллюстративного материала (видео) или мастер-класса с последующей отработкой умений и навыков на практике, выполнение самостоятельной творческой работы и по желанию участие в конкурсной деятельности. Формы демонстрации результатов обучения. Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме выставки работ и открытого занятия с использованием приема «мастер-класс». Формы диагностики результатов обучения. Беседа, опрос, викторина, результаты участия в конкурсной деятельности. Планируемые конкурсные мероприятия в 2023-24 учебном году. 1. Осенние шалости 2. Новогодняя игрушка 3. Радуга талантов 24 Календарно-учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветный мир» на 2023 - 2024 учебный год. Период обучения Дата начала занятий Промежуто чная аттестация 01.09.2023 31.05.2024 01.09.2023 23.12.202329.12.2023 Итоговая (промежуто чная) аттестация 23.05.202430.05.2024 Дата окончания занятий Кол-во учебных недель Кол-во учебных дней Кол-во учебны х часов 31.05.2024 36 72 144 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа Выходные дни: 23 февраля. 8 марта, 4 ноября и др. которые выпадают по расписанию. Летние каникулы: 01.06.2024 - 31.08.2024 г. Зимние каникулы: 01.01.2024 - 10.01.2024 г. Календарно-учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветный мир» на 2023 2024 учебный год в каждой учебной группе оформляется в соответствии с утвержденным расписанием занятий. Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 25 Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветный мир» на 2023 - 2024 учебный год (по группам). Количест во часов по расписан ию Форма контроля Вводное занятие. Правила ТБ 6 2 Осеннее дерево 11 2 Ежики 2 Гриб 2 Павлин 2 Радуга 25 2 Лягушки 27 2 Букет – ладошки 2 2 Долматинцы 4 2 Дворец 9 2 Кошка 2 Львенок (Рисунок) Фронтальный опрос во время учебных занятий (бумагапластика) Поэтапный контроль (бумагапластика) исполнения Творческая работа (Рисунок) 2 Слоник (бумагапластика) 2 Букет в лейке (бумагапластика) 2 Цветы (бумагапластика) 25 2 Ежик 30 2 Подсолнухи 1 2 Рыбки 13 18 16 18 23 Групповая, очно 2 11 октябрь Тема занятия 4 20 ноя брь Форма занятия дата Групповая, очно Сентябрь Месяц Группа №1 Роспись в журнале по ТБ (Рисунок) Фронтальный опрос во время учебных (Рисунок) занятий Поэтапный контроль (Рисунок) исполнения Творческая работа (бумагапластика) (Рисунок) (бумагапластика) (Рисунок) (Рисунок) (бумагапластика) (Рисунок) 26 декабрь январь 6 2 Клоун (бумагапластика) 8 2 Бабочка 13 2 Львенок (бумагапластика) 15 2 Лягушки 3D (бумагапластика) 20 2 Осьминожки (бумагапластика) 22 2 Бабочка 27 2 Елочка 29 2 4 2 Животные из шишек (Природный материал) Гном на шаре (бумагапластика) 6 2 Елочка из шишек 11 2 Снеговики 13 2 Маска бабочка 18 2 Снежинки 20 2 Дракон 25 2 Овечка (бросовый) 27 2 Кактус (бумагапластика) 10 2 Подсолнух (Природный материал) 15 2 Ежик (Природный материал) 17 2 Слоник и пальма 22 2 Букет 24 2 Цветы (ват.палоч) 29 2 Гусеница на груше (Природный материал) (бросовый) (Природный материал) Фронтальный опрос во время учебных занятий (Природный материал) Поэтапный контроль (бумагапластика) исполнения Творческая работа (бумагапластика) (бумагапластика) (бросовый) (Рисунок) (бумагапластика) Фронтальный опрос во время учебных занятий Поэтапный контроль исполнения Творческая работа (Рисунок) (бумагапластика) 27 февраль март апрель 31 2 Акула (бумагапластика) 5 2 Шар из сердечек (бумагапластика) 7 2 23 февраля (бумагапластика) 12 2 Бабочка втулка (бросовый) 14 2 Гриб втулка (бросовый) 19 2 Букет (бумагапластика) 21 2 Тюльпаны в горшке (бумагапластика) 26 2 Клоун (бросовый) 28 2 Кактус объемный (бросовый) 4 2 Тигр втулка (бросовый) 6 2 Слоник втулка (бросовый) 11 2 Одуванчик втулка (Рисунок) 13 2 18 2 Цветы – верталетики (Природный материал) Ежик иголки из карт (бумагапластика) 20 2 Цыпленок (бумагапластика) 25 2 Рыбки (бумагапластика) 27 2 Клоун (бросовый) 1 2 Бабочка крылья машет 3 2 Львенок (бросовый) 8 2 Девочка втулка (бросовый) 10 2 Букет из лотков (бросовый) 15 2 Хризантемы (бумагапластика) Фронтальный опрос во время учебных занятий Поэтапный контроль исполнения Творческая работа Фронтальный опрос во время учебных занятий Поэтапный контроль исполнения Творческая работа Фронтальный опрос во время учебных занятий Поэтапный контроль исполнения Творческая работа (бумагапластика) 28 май 17 2 9 мая (бумагапластика) 22 2 Город (бумагапластика) 24 2 Рыбки пасть (бумагапластика) 29 2 Клоун – органайзер 6 2 Бабочка на круге 8 2 Гусеница на листе (бумагапластика) 13 2 Одуванчик (бумагапластика) 15 2 Дерево 4 времени года (бумагапластика) 20 2 Кошка и мышка (бумагапластика) 22 2 Лотос (бросовый) (бумагапластика) Фронтальный опрос во время учебных занятий Поэтапный контроль исполнения Творческая работа (бумагапластика) 144 Приложение 1 29 Программа воспитательной работы в рамках реализации ДООП «Разноцветный мир» на 2023-24 учебный год. 1.Цель воспитательной работы: создание благоприятных условий для обогащение мировосприятия ребенка, т.е. развитие творческой культуры, развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового. Воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса. При организации учебного процесса по программе, используется воспитательный потенциал учебного занятия. При вовлечении обучающихся в разноплановые мероприятия, воспитательного характера, учитывается особенность обучающихся старшего дошкольного возраста в восприятии действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками. 2. Формы и содержание деятельности Познавательная деятельность. Передача обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор. Художественное творчество. Самореализация обучающихся, через раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; развитие вкуса и умения ценить прекрасное, проявление ценностного отношения к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. При создании творческого продукта, в процессе деятельности и взаимодействий проявляя коммуникативные и лидерские компетенций, культуру общения, умение слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов, демонстрация самостоятельности и ответственности за свою деятельность. Трудовая деятельность. Развитие творческих способностей обучающихся, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, формирование навыков самообслуживающего труда. Работа с родителями Участие в совместной с ребенком творческой и трудовой деятельности в процессе изготовления творческой работы. 3. Планируемые результаты 30 Познавательная деятельность. Сформированы знания в использовании различных материалов с минимальным экологическим ущербом. Художественное творчество. Созданный обучающимся творческий продукт: поделки, композиции из природного и бросового материала. Проблемно-ценностное общение. Проявление самостоятельности при выборе материалов деятельности, ответственности и отстаивание своей точки зрения при изготовлении творческой работы, терпимое отношение к разнообразию взглядов и проявление собственной толерантности. Трудовая деятельность. Демонстрация умелого владения инструментами (иголка, шило, ножницы и т.д.) аккуратности, усидчивости в работе над изделием. Работа с родителями. Понимание родителем важности привития трудолюбия ребенку, совместное творчество с ребенком и своевременное распознавание таланта. 1. Календарный план воспитательной работы № п/п 1. 2. Направление воспитательной работы. ** Гражданскопатриотическое Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Наименование мероприятия (события), возраст. «АТЫ-БАТЫ» «Осенние шалости» Конкурс карнавальных костюмов «Новогодний FASHION» «Новогодняя игрушка» Форма проведения, сроки проведения Согласно графику Согласно графику проведения в течение года Конкурс 3. Здоровьесберегающ ее воспитание Конкурс для бабушек и дедушек «Спорт ACTI VITI-Здоровье» 4. Воспитание семейных ценностей 5. Экологическое воспитание Открытые Открытое занятия занятие совместно с родителями Оформление В течение года локации Центра картинами, из бросового материала 6. Работа с родителями Согласно графику Краткое содержание Планируемый результат Конкурс фотографий Традиционна я ярмарка креативных идей Фотографии Украшение территории Центра, дома Участие детей, родителей, бабушек и дедушек в конкурсе Совместное выполнение творческой работы Создание картин Изготовление новогодних игрушек Соревнование Участие родителей Презентация полученного результата Участие родителей Картины Участие обучающихся Изготовление поделок, костюмов Участие родителей, общественности Участие детей и родителей Участие детей и родителей Участие детей, родителей, бабушек и дедушек в конкурсе Экологический конкурс «Бумаге – вторую жизнь» Согласно графику проведения в течение года Сбор макулатуры Сдача макулатуры Участие детей и родителей Родительские собрания в коллективах Август – Сентябрь Декабрь Май Участие в жизни Центра Администрация ПДО Родители Созданию родительского комитета Сентябрь октябрь Участие в мероприятиях коллектива обучающихся Включенность родителей коллектива в решение вопросов Центра Оперативна помощь в решении задач объединения ПДО, родители Приложение 2 31 Материалы для входного контроля. 1.КАКИЕ ЦВЕТА ТЫ ЗНАЕШЬ? (НАЗОВИ). 2.НАЗОВИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, КОТОРЫЕ ТЫ ЗНАЕШЬ? 3.КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ КРАСКАМИ? 1.КИСТОЧКА ПОНАДОБИТСЯ 4.СКОЛЬКО ЦВЕТОВ В РАДУГЕ? 1.6 ХУДОЖНИКУ, ЧТОБЫ НАРИСОВАТЬ КАРТИНУ 2.ФЛОМАСТЕРЫ 2.7 5.НАРИСУЙ КРУГ 6.НАРИСУЙ КРВАДРАТ 7.НАРИСУЙ ОВАЛ 8.КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КИСТОЧКУ? 9.ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА НЕПРОЛИВАЙКА? 10.КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ НОЖНИЦЫ? Материалы для проведения текущей и промежуточной аттестации. 32 Материалы для проведения итоговой аттестации. 33 1. КАК НАЗЫВАЮТСЯ КРАСКИ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В БАНОЧКАХ? 1.АКВАРЕЛЬ 2.ГУАШЬ 2.ЧЕМ (КАКИМ МАТЕРИАЛОМ) В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НАЧИНАЕТ РИСОВАТЬ ХУДОЖНИК? 1. КРАСКАМИ 2. ПРОСТЫМ КАРАНДАШОМ 3.КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРЕДМЕТ ДЛЯ РАЗРЕЗАНИЯ БУМАГИ И КАРТОНА? 1. НОЖНИЦЫ 2.НОЖ 4.КАКОЙ ЦВЕТ ПОЛУЧИТСЯ ЕСЛИ СМЕШАТЬ БЕЛЫЙ+СИНИЙ? 1. ФИОЛЕТОВЫЙ 2. ГОЛУБОЙ 5.СКОЛЬКО ЦВЕТОВ В РАДУГЕ? 1. 7 2. 9 6.НАЗОВИ ВСЕ ЦВЕТА В РАДУГЕ? 7.КАКУЮ КИСТОЧКУ НАДО ВЗЯТЬ ЧТОБЫ ЗАКРАСИТЬ БОЛЬШОЙ КВАДРАТ? 1. ТОНКУЮ 2. ТОЛСТУЮ 8.КАКИЕ ЦВЕТА ТЕБЕ ПОНАДОБЯТЬСЯ, ЧТОБЫ ЗАКРАСИТЬ: НЕБО, СОЛНЦЕ И ТРАВКУ? 1. КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ 2. ГОЛУБОЙ, ЖЁЛТЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ 9.ПОКАЖИ, как ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ ИЛИ КИСТОЧКУ? (ПОКАЖИ) 10.НАРИСУЙ КРУГ 11.НАРИСУЙ КВАДРАТ 12.НАРИСУЙ ВОЛНИСТУЮ ЛИНИЮ 13.КАКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТЫ ЗНАЕШЬ? (НАЗОВИ ИХ) 34 14.НАЗОВИ СВОЮ САМУЮ ЛЮБИМУЮ РАБОТУ, КОТОРУЮ ТЫ НАРИСОВАЛ В ЭТОМ ГОДУ? 15.КАК НАЗЫВАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЛЕПКИ РАЗЛИЧНЫХ ФИГУР? 1. МУКА 2.ПЛАСТИЛИН 16.КАК ПРАВИЛЬНО ПЕРЕДАВАТЬ НОЖНИЦЫ? 1. КОЛЬЦАМИ ВПЕРЁД 2.ЛЕЗВИЕМ ВПЕРЁД Приложение 3 Протокол промежуточной аттестации обучающихся Форма 1 (Индивидуальный протокол промежуточной аттестации) Детское объединение_______________________________________________ Педагог_________________________________________________________ Группа________________________ Год обучения________________________ Учебный год___________________ Дата проведения аттестации______________ Теоретическая подготовка Фамилия, имя обучающегося 1 полугодие В С Н Учебный год В С Н Практическая подготовка 1 полугодие В С Н Учебный год В С Н Результативность участия в конкурсах 1 Учебный год полугодие В С Н В С Н Условные обозначения: В – высокий: С – средний; Н – низкий В данной таблице проставляется количество набранных баллов и соответствующий им уровень. 1. Теоретическая и практическая подготовка Высокий уровень – 8-10 баллов Средний уровень – 4 - 7 баллов Низкий уровень – 0 - 3 баллов 2. Результативность участия в конкурсах Оценивание результативности обучающихся в конкурсах. Обучающийся не принимал участие в конкурсах – 0 баллов. Результаты участия: участник одного конкурса – 2 балла; лауреат одного конкурса – 3 балла; победитель одного конкурса – 5 баллов Форма 2 (Сводный протокол промежуточной аттестации) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа_______________________________________________________ 35 Педагог_________________________________________________________ Группа________________________ Год обучения________________________ Учебный год___________________ Дата проведения аттестации______________ Общие данные по группе Теоретическая подготовка Учебный год 1 полугодие В С Н В С Н Практическая подготовка Учебный год 1 полугодие В С Н Результативность участия в конкурсах В С Н Учебный год 1 полугодие В С Н В С Н % Протокол итоговой аттестации обучающихся Форма 1 (Индивидуальный протокол итоговой аттестации) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа_______________________________________________________ Педагог_________________________________________________________ Группа________________________ Год обучения________________________ Учебный год___________________ Дата проведения аттестации______________ № п/ п 1 Фамилия, имя обучающегося Уровень образовательных результатов обучающегося Теоретическая Практическая Результаты участия подготовка подготовка в конкурсах Иванова Екатерина В В С 2 Форма 2 (Итого по группе. Данная таблица заполняется по итогам промежуточной и итоговой аттестаций) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа_______________________________________________________ Педагог_________________________________________________________ Группа________________________ Год обучения________________________ Учебный год___________________ Дата проведения аттестации______________ Общие данные по группе Теоретическая подготовка 1 полугодие В С Н Практическая подготовка Учебный год В С Н 1 полугодие В С Н Учебный год В С Н Результативность участия в конкурсах 1 полугодие В С Н Учебный год В С Н Итого ( % соотношение) Протокол итогов аттестации обучающихся 36 Форма 1 ДООП ________________________________________________________________________________________ _______________________ Год обучения____________________________ Группа №___________________________ Возраст обучающихся_____________________ Иванов Петя Петров Саша Всего аттестовано ____ обучающихся, _______% от общего количества обучающихся. Из них по результатам аттестации показали: Предметные результаты высокий уровень ___ чел. ____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел. ____% от общего количества обучающихся низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества обучающихся Метапредметные результаты высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся Личностные результаты высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся Педагог дополнительного образования: _________________________/_________________________________/ Ф.И.О. Подпись 37 Инициативность Функциональная грамотность Поведенческие Ориентационные Организационноволевые Личностные результаты Уровень и динамика достижений Функциональные Коммуникативные Информационные Метапредметные результаты Учебнопознавательные Коммуникативные навыки Ценностносмысловые навыки Предметнопрактическая подготовка Предметные результаты Теоретическая подготовка Ф.И обучающегося