ДООП Студия Арт-Драйв 24-25

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Студия Арт-драйв»

Направленность: художественная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 7-15 лет.
Срок реализации: 144 часа

Автор-составитель: Осипова Екатерина Михайловна,
педагог дополнительного образования

г.Екатеринбург.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы

Студия Арт-драйв

Публичное название

Студия Арт-драйв

программы (для АИС)
Составитель программы

Осипова Екатерина Михайловна

Вид программы по степени

Составительская

авторства
Направленность программы

Художественная

Вид деятельности

Познавательная, творческая, исследовательская….

Основная форма реализации

Очная, групповая.

программы
Язык реализации программы

Русский

Срок реализации программы

144 часа

Охват детей по возрастам

7-15 лет

Адресат программы

Учащиеся младшего, среднего, старшего школьного
возраста

Уровень освоения программы

Стартовый

Краткая аннотация

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Студия Арт-драйв»
направлена на художественное развитие ребенка.
На занятиях обучающиеся приобретут начальные
знания в области живописи, графики, декоративноприкладного искусства. В ходе реализации программы
обучающиеся овладеют начальными навыками в
области живописи гуашью и акварелью, познакомятся
с особенностями работы с графическими материалами
(карандаш, тушь, мягкие материалы такие как пастель
или уголь). Особое внимание в программе уделяется
развитию воображения и креативного мышления.
Программа предусматривает индивидуальный подход в
освоении учебного материала, поэтому комфортно
будет ребенку с различным уровнем художественных
навыков. Обучающиеся смогут продемонстрировать
свои результаты на выставках различных уровней и в
конкурсной деятельности.

программы

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия Артдрайв» имеет художественную направленность. Разработана в соответствии с современными
образовательными технологиями при условии личностно-ориентированного подхода в
воспитании, развитии и обучении детей, с учетом сохранения заинтересованности в данном
виде деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с современными нормативно - правовыми документами и государственными
программами, а также локально-нормативными актами МБУ ДО-центр «Лик».
В основу программы взяты концептуальные положения программы Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»: принципы и методы работы с
обучающимися, блочно-тематический подход в подаче материала.
Актуальность программы обусловлена:
− решением современных задач формирования творческого восприятия и развития
личности в целом, которые зафиксированы в ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ и Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р);
− отвечает потребностям родителей в доступном,
бесплатном профессионально
организованном досуге, в творческом и личностном развитии детей;
− отвечает потребностям детей, так как в эпоху доминирования компьютерной графики
всё больший интерес представляют практики классических и современных ручных техник
изобразительного искусства. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании, реализовать желание созидать.
В системе творческого воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному и декоративно прикладному искусству. Сегодня, когда во
многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится
ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему
дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Занятия по программе направлены на формирование у обучающихся положительной
мотивации и неподдельного интереса к совершенствованию своих познаний в области
изобразительного искусства, желанию активно проявлять себя в творческой деятельности
индивидуально и в коллективе.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры
чувств,
развитию
художественно-эстетического
вкуса,
воспитывает
целеустремленность, усидчивость,
дает возможность творческой самореализации
обучающихся. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои
знания и умения в различных ситуациях. Не все «дети - художники» станут в будущем
живописцами, скульпторами, но они приобретут уникальную способность тоньше
чувствовать, глубже понимать окружающий мир и себя в нем.
Значимость обучения по программе «Студия Арт-драйв» проявляется на занятиях,
которые помогают выявлять склонности обучающихся, развивать творческие способности и
формировать навыки. В современном мире, где все больше ценится индивидуальность и
креативность, умение выразить свои мысли и чувства через изобразительное искусство может
стать ключевым фактором успеха в различных областях жизни. Кроме того, изучение
изобразительного и декоративно-прикладного искусства способствует развитию визуального
мышления и улучшению навыков рисования. Это может быть полезно не только для будущих
художников, но и для людей, работающих в сферах дизайна, архитектуры, моды, маркетинга и
рекламы.

Теоретические занятия насыщены различными интересными и увлекательными
заданиями и упражнениями, направленными на развитие творческого мышления и
воображения. Практические занятия, включают выполнение различных художественных
работ, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и улучшению
концентрации внимания.
Педагогическая целесообразность
Программа «Студия Арт-драйв» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли
овладеть всем необходимым комплексом стартовых знаний в изобразительном искусстве,
научиться наблюдать и анализировать произведения искусства и создавать на основании
анализа собственные работы, а также приобрести практические навыки работы с
материалами: гуашь, акварель, карандаш, бумага, пластилин. Программа доступна для детей
не признанных в установленном порядке инвалидами, но имеющие отклонения в состоянии
здоровья, которые позволяют заниматься изобразительной деятельностью.
Практика
показывает хороший уровень освоения программы и значительные результаты у детей с
незначительными категориями ограничения. Для этого не требуется корректировки
программы, обучающиеся осваивают ее наравне с остальной группой детей. С учетом
наполняемости группы до 15 человек, рекомендуемо включать не более одного ребенка с ОВЗ
на обучение по данной общеразвивающей программе.
Форма организации: объединение.
Продолжительность: краткосрочная.
Принцип проектирования программы: одноуровневая– стартовый уровень.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что она разработана для
детей, желающих обучаться изобразительному искусству, без ограничений, независимо от
уровня развития навыков в изобразительном искусстве, а так же способностей каждого
ребенка.
Структура занятий построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает
одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным методом
преподавания изобразительного искусства. Так же, обучающая программа дает возможность
каждому ребенку попробовать свои силы в разных техниках изобразительного и
декоративного искусства, выбрать приоритетное направление и в дальнейшем реализовать
себя в нем. Занятие построено по принципу разноуровневости.
Новизна программы
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она
ориентирована на интерес и пожелания обучающихся, учитывает их возрастные потребности,
стимулирует познавательную активность, что даёт отличную почву для развития креативного
мышления и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков. Акцент делается
на нетрадиционные подходы к изобразительному искусству и рисование нетипичными
инструментами.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия Артдрайв» предназначена для детей в возрасте - 7-15 лет. Для успешного и гармоничного
прохождения программы обучающиеся делятся на возрастные группы 7-10 лет и 11-15 лет.
В возрасте от 7 до 10 лет (младший школьный возраст) ребенок начинает проявлять
большой интерес к творческой деятельности. В этом возрасте он обладает определенными
навыками и умениями, которые может применить в творческих работах (проектах). В этом
возрасте активно формируются технические умения рисованию.
Одной из главных особенностей детей в этом возрасте является разнообразие
интересов к различным видам творчества, высокий интерес проявляется к созданию своих
собственных робот (проектов) и экспериментам с различными материалами и техниками. В

этом возрасте ребенок также начинает активно развивать свои навыки в области
коммуникации и сотрудничества, что позволяет работать вместе с другими детьми над
творческими проектами, обмениваться идеями и находить компромиссы.
Возраст от 11 до 15 лет сопровождается изменениями как в физическом, так и в
психологическом развитии. В этот период творческая деятельность играет важную роль в
развитии личности подростка, помогая ему выразить свои эмоции и мысли, а также развивать
свои таланты и способности. Одной из главных особенностей творческой деятельности в этом
возрасте является конкретизация интересов. Появляется значимость и интерес к созданию
собственных работ (проектов) и поиску возможности для их реализации. Также продолжается
активное развитие своих технических навыков и умений, привлечение различных технологий
таких как компьютерная графика, нейросети для создания собственных неповторимых работ
(проектов). Подросток активно развивает свою креативность и уникальность, он придумывает
свои собственные идеи для творческих работ (проектов) и создает оригинальные
произведения искусства. Творческая деятельность может помочь подростку в возрасте от 11
до 15 лет развивать свою самооценку и уверенность в себе. Успех в творческих проектах
может стать для него источником гордости и удовлетворения, что в свою очередь может
помочь им в других областях жизни. В целом, творческая деятельность играет важную роль в
развитии подростков, помогает развивать значимые навыки и умения, а также способствует
социальному и эмоциональному развитию.
Наполняемость учебной группы
Минимальное количество обучающихся в группе - 10, максимальное - не превышает 15.
При включении в состав обучающихся детей с ОВЗ, количество в группе не превышает 15.
Входная диагностика представляет собой собеседование и творческое задание или
презентацию имеющихся работ для определения уровня дарования и заинтересованности.
Дети принимаются в течение всего учебного года при наличии свободных мест. При
формировании учебных групп учитываются параметры: возраст, выбор детьми времени
удобного для занятий. Условие добора – сформированность интереса, собеседование в
присутствии родителя или законного представителя ребёнка, пробное занятие.
Цель программы - развитие творческого и личностного потенциала обучающихся
средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с техниками декоративно-прикладного искусства мозаика, витраж,
скульптура, пластилинография, декоративная обработка текстиля;
2. Познакомить с техниками изобразительного мастерства декоративная живопись, графика,
нетрадиционные техники рисования;
3. Познакомить с цветовым кругом и научить грамотно, сочетать цвета;
4. Обучить правилам композиционного построения.
Развивающие:
1. Развивать фантазию, воображение, образное мышление, представление;
2. Формировать художественный вкус;
3. Стимулировать
развитие
экспериментальной
составляющей
изобразительной
деятельности при работе с цветом, материалами, объемом.
Воспитательные:
1. Воспитывать потребность в творческом самовыражении средствами изобразительного и
декоративно-прикладного искусства;
2. Воспитывать ответственное отношение к своей деятельности, к результату своего труда и
чувство уважения к результатам труда окружающих;

3. Воспитывать культуру общения и взаимодействия друг с другом через вовлечение в
обсуждение
Объем и срок реализации программы
Срок обучения Кол-во часов
Уровень
Отличительные особенности уровня
Дает возможность попробовать себя в
изобразительном
и
декоративноприкладном
искусстве,
знакомит
с
возможным
применением
различных
материалов
в
изобразительной
деятельности. Обучающиеся пробуют
создавать простые композиции; учатся
сочетать цвета, экспериментируют с
художественными
материалами
и
техниками исполнения на основе своих
интересов.
Занятия ориентированы на
Стартовый
1 год
144
«пробуждение» интереса обучающихся и
потребности
дальнейшего
изучения
различных техник изобразительного и
декоративно-прикладного
искусства,
способствуют формированию творческого
потенциала обучающегося.
Дополнительные задания (повышенного
уровня
сложности)
предоставляют
возможность обучающимся, которые при
входной
диагностике
показали
опережающие
знания,
предполагает
изучение материала, где большую роль
играет
исследовательская
и
экспериментальная деятельность: создание
собственных творческих работ (проектов)
совместно
с
педагогом
или
самостоятельно.
144
Всего
I год обучения – 144 часа (4 часа × 36 недель)
1.2.Организация образовательного процесса
Формы обучения
Основная форма обучения – очная. При введении ограничительных мер допускается
организация обучения с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий. Обучение с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий – это занятия с использованием бесплатных
информационных ресурсов, с изучением учебного материала, проверочными работами,
тестами с использованием учебных пособий, рабочих тетрадей определенных педагогом;
занятия в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество учебных часов в год – 144 часа.
Занятия проходят 2 раза в неделю продолжительностью 2 часа. Продолжительность занятий
исчисляется в академических часах. Учебный час – 45 минут. Между занятиями
предусмотрен перерыв продолжительностью 10 минут. Недельная нагрузка - 4 часа, 144 часа
в год. Структура занятия: теоретическая часть занятия составляет 30% учебного времени; 70

% - практическая часть.
При организации образовательного процесса с применением дистанционных
образовательных
технологий
учитываются
возрастные
особенности
учащихся.
Продолжительность онлайн-занятия, а также время самостоятельной работы младших
школьников за компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно
превышать 20 минут (для обучающихся 1-2 классов), 25 минут (для обучающихся 3-4
классов). Продолжительность онлайн-занятия для обучающихся среднего и старшего
школьного возраста - 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Содержание и материал программы «Студия Арт-драйв» организованы по принципу
дифференциации в соответствии с возрастными особенностями и уровнями сложности в
изучении материала. Для обучающихся владеющими основными навыками работы с
художественными материалами, знающими основные законы композиции (исходя из
входной диагностики), предусмотрены задания более высокой сложности. Такие задания
призваны формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к получению знаний,
умений, навыков в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Схема учебного занятия.
1. Подведение к проблеме (от известного к неизвестному):
− обращение к опыту обучающихся, наблюдения. Небольшие исследования;
− выявление и озвучивание проблемы (особенности технологических приемов и
операций).
2. Формулирование выявленной проблемы.
3. Поиск путей решения проблемы
− поисковые практические упражнения (поиск определения способа выполнения
технологической операции, и др.)
− рассуждения. Обсуждение найденных решений с опорой на реальные предметы, выбор
оптимального решения
− определение необходимых (лучших в данной ситуации) материалов, инструментов.
4. Планирование предстоящей практической работы (в кратких предложениях
озвучивание этапов практической работы).
5. Практическая работа (подготовка рабочих мест, выполнение работы, уборка рабочих
мест).
6. Обобщение (что нового узнали, чему научились, формулировка открытого знания).
7. Оценка (самооценка, взаимооценка) выполненной работы, обсуждение
− качество выполнения работы, степень самостоятельности (с помощью педагога, под
наблюдением педагога, в группе, самостоятельно)
− творческие находки (при обсуждении).
Принципы отбора содержания.
Успешная реализация поставленных задач определяет построение образовательного
процесса по принципам, учитывающим возрастные особенности обучающихся:
− принцип интегративности - взаимосвязь различных видов деятельности;
− принцип актуальности и значимости - содержание программы отражает современные
тенденции и интересы в области изобразительного искусства, а также имеет практическую
значимость для обучающихся;

− принцип сотрудничества - взаимосвязь обучающегося, педагога и других участников
образовательного процесса;
− принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала,
где новые знания опираются на ранее полученые;
− принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно;
− принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, обсуждений, организованной
деятельности сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное
усвоение и закрепление навыков.
2. Содержание программы

2.2
3

2.1.
Учебный (тематический) план.
Раздел, тема
Количество часов
всего теория практика
Введение в программу.
4
1
3
Художественная обработка бумаги.
20
4
18
Макетирование
Пластичные материалы для
2
2
макетирования
Работа над макетом
18
2
16
Основы живописи и графики
32
4
28

3.1

Живопись

16

4

12

3.2

Графика

16

4

12

Декоративная живопись с основами
цветоведения, графика.

30

4

16

Декоративная живопись с основами
цветоведения.
Графика

18

2

16

12

2

10

Нетрадиционные техники
рисования.
Художественная обработка текстиля в
технике коллаж.
Печатная графика

20

4

16

4

1

3

4

1

3

12

2

10

28

4

24

6.1
6.2
6.3

Рисование нетипичными
инструментами
Виды декоративно-прикладного
искусства
Мозаика
Витраж (имитация)
Скульптура

7
7
7

1
1
1

6
6
6

6.4

Пластилинография

7

1

6

№
п/п
1
2
2.1

4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
5.3
6

Формы контроля /
аттестации
Выполнение
творческих заданий

Выставка
творческих работ в
объединении.

Выставка
творческих работ в
объединении.
Участие в
выставках, конкурах.
Участие в
выставках, конкурах.
Защита творческих
работ и проектов.
Открытые занятия.

Участие в
выставках, конкурах.
Защита творческих
работ и проектов.
Открытые занятия.

7

Подготовка работ к участию в
выставках и конкурсах
Итого

10

0

10

144

23

121

Результаты участия
в выставках и
конкурсах

2.2.Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение в программу.
Теория: Знакомство с программой занятий. Режим занятий. Правила поведения и инструктаж
по технике безопасности. Правила работы с материалами и инструментами Обсуждение задач
на учебный год.
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 2. Художественная обработка бумаги. Макетирование.
Теория: Техника безопасности. Особенности работы с бумагой, методы соединения бумаги,
виды бумаги и ее свойства.
Практика: Подбор бумаги и других материалов для макета. Работа над макетом.
Практика (дополнительное задание): Создание эскиза будущего макета.
Тема 3. Основы живописи и графики.
Тема 3.1. Живопись
Теория: Особенности работы с акварелью и гуашью. Знакомство и изучение техник работы
с акварелью: письмо по мокрому, лессировка. Знакомство и изучение техники работы с
гуашью.
Практика: Работа с акварелью. Выполнение работ (по образцу) по акварели в техниках
лессировки и по мокрому, классическая техника. Работа с гуашью. Выполнение работ (по
образцу) в гуаши. Работа от светлого к темному. Выполнение упражнений по образцу и на
развитие воображения.
Практика (дополнительное задание): Эксперимент по совмещению акварели и гуаши в
одной работе. Работа над собственными эскизами.
Тема 3.2. Графика.
Теория: Что такое графика. Особенности работы с графическими материалами. Простой
карандаш, цветной карандаш, тушь, гелиевая ручка. Виды штриховки, работа с пятном,
линией.
Практика: Основы построения, симметрия в рисунке, основы композиции. Выполнение
работ в различных графических техниках. Выполнение упражнений по образцу, на развитие
воображение и отработку графических навыков.
Практика (дополнительное задание): Соединение нескольких графических материалов в
одной работе. Разработка сложных композиций.
Тема 4. Декоративная живопись с основами цветоведения, графика.
Тема 4.1. Декоративная живопись с основами цветоведения.
Теория: Знакомство с декоративной живописью и ее отличие от классической. Знакомство с
композиционными схемами. Знакомство с «цветовым кругом». Знакомство с 3-мя цветовыми
схемами: комплементарная, аналоговая, классическая триада.
Практика: Выполнение работ по образцу на закрепление знаний о цвете. Работа с простыми
композиционными схемами (на примере). Выполнение упражнений на развитие воображения
и закрепление знаний о цвете.
Практика (дополнительное задание): Знакомство со схемами: равноудаленные пары и

противоположные пары. Работа по образцу с дополнительными цветовыми и
композиционными схемами.
Тема 4.2. Графика
Теория: Знакомство с выразительными средствами декоративной графики (линия, точка,
пятно, фактура, силуэт). Что такое стилизации и ее основные признаки.
Практика: Выполнение упражнений (по образцу) на закрепление знаний о декоративной
графике и ее выразительных средствах. Выполнение упражнений на развитие воображения и
стилизации предметов. Нанесенное на бумагу пятно дорисовывается до узнаваемого
художественного изображения. Выполнение работы «Превращение». Используемые
материалы: акварель, цветные карандаши, фломастеры.
Практика (дополнительное задание): Разработка собственных декоративных элементов.
Тема 5. Нетрадиционные техники рисования.
Тема 5.1. Художественная обработка текстиля в технике коллаж.
Теория: Знакомство с мировыми практиками работы с текстилем, знакомство с
особенностями работы с текстилем и способами его обработки.
Практика: Создание простого эскиза (по образцу или шаблону), подбор ткани (с помощью
педагога), работа над проектом (простой вариант обработки текстиля).
Практика (дополнительное задание): Создание эскиза самостоятельно, более сложной
композиции. Выбор способа обработки ткани (из представленных) и крепления к основе.
Тема 5.2. Печатная графика
Теория: Знакомство с видами печатной графики (монотипия, линогравюра). Знакомство с
особенностями выполнения и используемыми материалами для печатной графики.
Практика: Разработка простого эскиза (с использованием образца или трафарета), создание
простейших инструментов для печати. Создание индивидуальной творческой работы
(проекта).
Практика (дополнительное задание): Разработка сложного эскиза.
Тема 5.3. Рисование нетипичными инструментами
Теория: Знакомство с нетрадиционными видами рисования. Поиск новых инструментов для
рисования (творческая лаборатория).
Практика: Эксперимент по поиску новых инструментов для рисования. Создание простого
эскиза (с использованием трафаретов и образцов) для проекта. Выполнение творческих
упражнений на развитие воображения. Создание творческой работы (проекта).
Практика (дополнительное задание): Создание сложного эскиза для проекта. Поиск новых
инструментов и подходов для выполнения творческой работы (проекта).
Тема 6. Виды декоративно-прикладного искусства.
Тема 6.1. Мозаика.
Теория: Знакомство с шедеврами мирового искусства. Особенности разработки эскиза для
мозаики.
Практика: Игра «Определение материалов и предметов на ощупь». Подготовка эскиза
будущей мозаики, используя три цвета (по образцу или шаблону). Подготовка материалов
для выполнения творческой работы. Работа над проектом.
Практика (дополнительное задание): Разработка сложного эскиза мозаики используя пять
вариантов цвета.
Тема 6.2. Витраж (имитация)
Теория: Знакомство с мировыми шедеврами выполненными в технике «Витраж». Законы

создания композиции для витража. Виды витража.
Практика: Выбор готового эскиза, подбор красок, подготовка основы и выполнение витража.
Практика (дополнительное задание): Создание эскиза для витража, подготовка основы,
подбор красок и выполнение проекта.
Тема 6.3. Скульптура.
Теория: Рассказ: «Что такое скульптура. Что такое рельеф». Знакомство с видами скульптуры
(барельеф, горельеф). Знакомство с материалами, которые используют для скульптур и
способами их обработки.
Практика: Подбор материалов (с помощью педагога), создание простого макета для будущей
отливки рельефа (по трафарету или образцу).
Практика (дополнительное задание): Создание сложного макета для будущей отливки
рельефа.
Тема 6.4. Пластилинография.
Теория: Знакомство с видом декоративно-прикладного искусства – пластилинографией.
Основы пластилинографии. Знакомство с видами пластилина и инструментами для работы с
ним. Основные элементы.
Практика: Выполнение упражнений на развитие воображения. Создание простого эскиза.
Выполнение плоскостной работы (с помощью педагога, по образцу). Фиксация и защита
работы от нагрева.
Практика (дополнительное задание): Выполнение объемной работы.
Тема 7. Подготовка работ к участию в выставках и конкурсах.
Практика: Подготовка работ к выставкам различного уровня в течение всего года.
2.3.Планируемые результаты
В ходе освоения программы у обучающихся планируются следующие образовательные
результаты:
Предметные:
1. Освоены начальные знания техник декоративно-прикладного искусства мозаика,
витраж, скульптура, пластилинография, декоративная обработка текстиля;
2. Освоены начальные знания техник изобразительного мастерства декоративная
живопись, графика, нетрадиционные техники рисования;
3. Знают цветовой круг и могут грамотно, сочетать цвета;
4. Могут создавать простые художественные композиций.
Метапредметные:
1. Демонстрирует проявление фантазии, воображения, образного мышления,
представления в соответствии с возрастом;
2. Сформированы основы художественного вкуса;
3. Сформирован интерес к экспериментальной составляющей изобразительной
деятельности при работе с цветом, материалами, объемом.
Личностные:
1. Обучающиеся могут удовлетворить потребность в творческом самовыражении
средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
2. Демонстрирует ответственное отношение к своей деятельности, к результату своего
труда и чувство уважения к результатам труда окружающих;
3. Демонстрирует культуру общения при обсуждении и взаимодействии друг с другом.
3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1.Календарный учебный график
Срок
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
1 сентября

Зимние
каникулы
1 января 10 января

Дата
окончания
обучения
31 мая

Кол-во
учебных
недель
36

Кол-во
Кол-во
учебных учебных
дней
часов
72
144

Режим
занятий
2 раза в
неделю
по 2 часа

Выходные дни: 23 февраля. 8 марта, 4 ноября, 9 мая и др. которые выпадают по
расписанию.
Календарно-учебный график реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Студия Арт-драйв» на 2023 - 2024 учебный год в каждой
учебной группе оформляется в соответствии с утвержденным расписанием занятий.
(Приложение 1)
Режим организации занятий определяется календарным учебном графиком и
соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Характеристика помещения для занятий: учебный кабинет с хорошим освещением,
раковиной с водой
Перечень оборудования:
№

Оборудование

Кол-во,
шт

использование
%

Учебные помещения
Учебная аудитория, оборудованная учебной
1
мебелью (стулья, столы, шкафы, стеллажи)
Наглядные пособия
Библиотека образцов работ и репродукций
1
Библиотека карточек с трафаретами
1
Библиотека шаблонов и фотографий
1
Технические средства
Персональный компьютер /педагога
1
Мультимедийный проектор
1
Доска магнитно-маркерная
1
Мультимедийные дидактические средства
Библиотека видеофильмов
1
Библиотека презентаций
1
Инструменты, приборы и материалы

1

1
2
3
1
2
4
1
2

Материалы (оборудование)

100

50
50
50
30
10
10
90
90

№
1.

Папка для хранения материалов

Количество /шт. на группу
15

2.

Бумага формата А3 для акварели

15

3.

Плотная цветная бумага

15

4.

Гуашь

15

5.

Акварель

15

6.

Пластилин

15

7.

Цветные карандаши

15

8.

Простые карандаши

15

9.

Кисти разной толщины

15

10.

Баночки для воды

15

11.

Фломастеры

15

12.

Восковые мелки

15

13.

Уголь

15

14.

Гелиевая ручка

15

15.

Перманентный маркер и линер

15

16.

Палитра

15

17.

Тушь

15

18.

Клей

15

19.

Ножницы

15

20.

Фартук

15

21.

Гипс (набор)

15

Требования к одежде: фартук, надежно защищающий одежду от любых загрязнений и
влаги на занятиях.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования с соответствующим
уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным
стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен
иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, (соответствующей профилю программы), без предъявления требований к стажу
работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование
и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Методические материалы
Основные формы и методы
При организации занятий сочетаются индивидуальные и групповые формы
деятельности и творчества: обсуждение, рефлексивная деятельность, выделяется время для
отдыха и неформального общения. Сочетание форм деятельности на занятии повышается
познавательную активность обучающихся, раскрывается их потенциал, помогает

формированию умения конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Формы обучения: очная, коллективная, групповая, индивидуальная. При введении
ограничительных мер, при длительной болезни обучающегося - заочная, с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Формы работы
фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ,
объяснение и т.п.);
− коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия
между всеми обучающимися одновременно (создание коллективного творческого проекта и
т.п.);
− групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в
малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется
таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (группы могут выполнять
одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели
деятельности);
− индивидуальная: организуется для работы с детьми, для коррекции пробелов в
знаниях и отработки отдельных навыков;
Методы обучения
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
− словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
− наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.);
− практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
− объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
− репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
− частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
− исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся, основанная на
принципах исследования, экспериментирования и творческого подхода к решению
задач.
Формы организации занятий: игра, открытое занятие; творческая лаборатория, выставка,
гостиная, защита проектов, конкурс, мастер-класс, праздник, творческая мастерская,
творческий отчет, экскурсия.
3.3.Формы аттестации/контроля обучающихся и оценочные материалы.
Для выявления образовательных результатов программы используются: входная
диагностика, текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Входная диагностика - проводится в начале освоения программы в виде собеседования
(рассказ о себе, опыте художественной деятельности, увлечениях), творческого задания
(«Клякса»), для определения входного уровня художественных данных.
Текущий контроль – оценка качества усвоения обучающимися учебного материала;

отслеживание активности обучающихся на занятии методом педагогического наблюдения, и
по результатам творческих работ.
Промежуточная аттестация – проводится по итогам каждого полугодия. Направлена на
выявление степени усвоения программного материала и включает в себя проверку
практических умений и навыков: выполнение творческих работ, участие в конкурсах и
выставках.
Итоговая аттестация – проводится по завершению освоения программы. Включает в себя:
оценку степени включенности в практическую работу и участие в конкурсной и выставочной
деятельности. Проходит в форме открытого занятия и итоговой выставки.
Формы проведения аттестации:
− творческие задания, выставки творческих работ;
− творческие работы обучающихся: портфолио, фото и видеоматериалы.
Уровень творческого роста обучающихся отслеживается через результаты участия в
выставках, конкурсах. Результаты освоения программы на всех этапах контроля
представляются в виде фото и видео отчетов, открытых уроков.
Результаты аттестации оформляются в виде диагностических карт, фиксируются и
представляются в Протоколе итогов аттестации (Приложение 2).
Критерии оценки образовательных результатов
В ходе мониторинга уровня развития художественных способностей у обучающихся
оценка осуществляется по критериям и их показателям. Основной используемый метод –
педагогическое наблюдение. Оценка качества усвоения и овладения обучающимися
содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Студия
Арт-драйв» определяется уровнем выраженности предметных, метапредметных и личностных
компетенции, зафиксированных в результатах образовательной деятельности. Формой оценки
качества освоения программного материала является уровень: высокий, средний, низкий.
На основании критериев оценки уровня предметных, метапредметных и личностных
результатов в протокол выставляется критериальный балл.
− высокий уровень получает обучающийся, который успешно освоил более 70% содержания
Программы, подлежащей аттестации (3 балла);
− средний уровень получает обучающийся, который успешно освоил от 50% до 70%
содержания Программы, подлежащей аттестации (2 балла);
− низкий уровень получает обучающийся, который успешно освоил менее 50% содержания
Программы, подлежащей аттестации (1 балл).
Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации (Приложение 3).
Система выявления и поддержки талантливых детей, поощрения достижений
обучающихся.
Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми является
создание ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и
обучающегося, обучающегося и группы. Непременная отличительная черта творчески
одарённого ребёнка оригинальность мышления, выражающаяся в непохожести,
нестандартности решения. По оригинальности, главным образом и оценивается способность к
творчеству.
Диагностика одаренности опирается:

− на комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности обучающегося;
− на анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени
соответствуют его склонностям и интересам;
− на оценку признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития.
Принципы работы с одарёнными детьми:
1. Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности и
самостоятельности.
2. Поощрять работу на занятиях и дома. Проявлять гуманистические принципы.
3. Создавать на занятиях доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха.
4. Формировать высокую самооценку.
5. Дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к конкурсам и
выставкам творческих работ.
Открытые занятия являются одной из форм контроля. Результатом, позволяющим
контролировать развитие способностей каждого одарённого обучающегося, является
портфолио творческих работ, результаты участия в конкурсах различного уровня, где каждый
одарённый обучающийся представляет несколько творческих работ.

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (с изменениями на 02.02.2021г.);
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении общеразвивающих
программ в МБУ ДО – центр «Лик»;
14. Устав МБУ ДО – центр Лик.
Литература для педагога:
1. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
3. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.:
Педагогическое общество России, 2002.
4. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
5. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
6. Лыкова И. «Цветные ладошки» М., 1996
7. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
8. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга,
2000.
9. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО,
2003.
10. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
11. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
12. Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
Литература для обучающихся
1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
6. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
7. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
8. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Литература для родителей
1. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ; Астрель,
Владимир: ВТК, 2008. – 251 с.
3. ГиппенрейтерЮ.Б.Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 238 с.: ил.
4. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
5. Джулия Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях»
6. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
7. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия
холдинг, 2001.
8. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.

Приложение 1.
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Студия Арт-драйв» на 2023 - 2024 учебный год (по группам).
Группа №1 (7-10 лет)

Месяц

Дата

Форма
занятия

Количество часов
по расписанию

Тема занятия

Форма контроля

Форма

Количество часов

Тема занятия

Форма контроля

занятия

по расписанию

15
Сентябрь

17
22

Группа № 2 (11-15 лет)
Месяц

Дата

16
Сентябрь

18
23

Приложение 2.

Протокол итогов аттестации обучающихся

ДООП «Студия Арт-драйв»__________________________________________________________________________________________________________
Год обучения____________________________ Группа №___________________________ Возраст обучающихся_____________________

Иванов Петя
Петров Саша
Всего аттестовано ____ обучающихся, _______% от общего количества обучающихся.
Из них по результатам аттестации показали:
Предметные результаты
Личностные результаты
высокий уровень ___ чел. ____% от общего количества обучающихся
высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел. ____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся
низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества обучающихся
низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся
Метапредметные результаты
высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся
низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся
Педагог дополнительного образования: _________________________/_________________________________/
Ф.И.О.
Подпись
Члены аттестационной комиссии: ____________________________/ __________________________________/
___________________________/ __________________________________/

Инициативность

Демонстрирует культуру
общения при обсуждении
и взаимодействии друг с
другом.

Личностные результаты
Могут удовлетворить
потребность в творческом
самовыражении
средствами
изобразительного и
декоративно-прикладного
искусства
Демонстрирует
ответственное отношение к
своей деятельности, к
результату своего труда и
чувство уважения к
результатам труда
окружающих

Функциональные
Уровень и динамика
достижений

Сформирован интерес к
экспериментальной
составляющей
изобразительной
деятельности при работе с
цветом, материалами,
объемом.

Сформированы основы
художественного вкуса;

Демонстрирует проявление
фантазии, воображения,
образного мышления,
представления в
соответствии с возрастом;

знания техник
изобразительного
мастерства декоративная
живопись, графика,
нетрадиционные техники
Знают цветовой круг и
рисования
могут грамотно, сочетать
цвета

Метапредметные результаты
Могут создавать простые
художественные
композиций.

Предметные результаты
Освоены начальные
знания техник
декоративно-прикладного
искусства мозаика, витраж,
скульптура,
пластилинография,
декоративная обработка
текстиля;
Освоены начальные

Ф.И
обучающегося

Приложение 3.
Материалы для проведения входной диагностики.
«Клякса»
Задание: Лист с заранее нарисованной кляксой, так же выдаются краски акварель, вода в
баночке, соломка (чтобы из кляксы выдувать лучики), цветные карандаши, линер.
Порядок проведения:
Ребенку выдается лист формата А3 с уже нарисованной кляксой, у которой края кляксы
раздуты соломкой. Ребенок должен посмотреть на лист, придумать во что можно превратить
кляксу (любой персонаж или часть персонажа). С помощью акварели можно добавить еще
кляксы (порядок создания кляксы такой - на лист с помощью кисти ставим большое пятно
акварельной краски, с помощью соломенки дуем в середину капли и раздуваем лучики
кляксы), дорисовать их чтобы получилась законченная композиция или сюжет.
Результат:
Для простого уровня, ребенок просто дорисовывает кляксу, дополняет персонажа не
сложными деталями.

Для уровня - продвинутый, ребенок дополнит лист кляксами, превратит их в персонажей,
создаст определенный сюжет, дополнит композицию дополнительными деталями, фоном.

Материалы для проведения промежуточной аттестации:
Опрос.
1. Какие материалы относятся к живописи:
а. цветные карандаши
б. гелевая ручка
в. акварель
г. гуашь
д. акварельные карандаши

2. Какие материалы относятся к графике:
а. цветные карандаши
б. гелевая ручка
в. акварель
г. гуашь
д. фломастеры или маркеры
3. Макетирование это:
а. создание объемного изображения из бумаги, картона, пластика.
б. вид живописи, в которм с помощью краски создается объем на плоскости.
4. Сколько цветов в радуге?
а. 9
б. 7
в. 16
г. 8
5. Назови правильный порядок расположения цветов в радуге
а. красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый
б. фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный
в. жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий, голубой, фиолетовый
6. Основные цвета из которых, путем смешивания, можно создать любой цвет:
а. желтый, синий, красный
б. синий, красный, зеленый
в. желтый, фиолетовый, зеленый
6-4 балла - высокий уровень
3-1 балла - средний уровень
1-0 балла - низкий уровень
Творческое задание:
Ребенку выдается лист формата А4, на котором приклеен кусок репродукции картины
знаменитого художника.
Задача ребенка дорисовать репродукцию, дополнить дополнительными деталями или
придумать собственный сюжет.
Материал - гуашь, кисти, баночка с водой, карандаш, линер. Пример:

Материалы для проведения итоговой аттестации
Вопросы для итогового контроля:
1. Как называются краски, которые очень любят воду и прозрачные при нанесении их на
бумагу:
а. гуашь
б. акварель
в. пастель
2. Как называются краски, которые легко перекрывают предыдущий цвет и совершенно
непрозрачные:
а.восковые мелки
б. гуашь
в. акварель
3. Как называется искусство, в котором рисунок выкладывается кусочками камня или стекла:
а. пуантель
б. мозаика
в. аппликация
4. Как называется вид искусства, в котором красками росписывают стекло:
а. оригами
б. витраж
в. гроттаж
5. Основные цвета из которых, путем смешивания, можно создать любой цвет:
а. желтый, синий, красный
б. синий, красный, зеленый
в. желтый, фиолетовый, зеленый
6. Выбери цвета, которые относятся к теплой гамме:
а. желтый
б. синий
в. красный
г. оранжевый
д. коричневый
7. Выбери цвета, которые относятся к холодной гамме:
а. фиолетовый
б. голубой
в. зеленый
г. черный
д. красный
8. Какой вид не относится к скульптуре:
а. барельеф
б. горельеф
в. монотипия
9. Вид искусства, в котором рисунок выкладывается только пластилином называется:

а. пластилинография
б. пластилинофобия
в. пластимозайка
10. какие художественные материалы ты знаешь:
(ответь письменно)
10-6 баллов - высокий уровень
5-3 балла - средний уровень
2-0 балла - низкий уровень
Практика: итоговая выставка творческих работ, презентация результатов выставочноконкурсной деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».