ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Мир музыки и танца Направленность: художественная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 7-15 лет. Срок реализации: 144 часа Составитель: Лещева Арина Михайловна педагог дополнительного образования г. Екатеринбург ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ. Название программы Мир музыки и танца Составитель программы Лещева Арина Михайловна Вид программы модифицированная, Направленность деятельности художественная Форма реализации программы Очная, групповая Срок реализации программы 1 год Возраст обучающихся 7 – 15 лет Категория обучающихся Обучающиеся дошкольного возраста Уровень освоения программы Стартовый Краткая аннотация программы Программа направлена на формирование и развитие у обучающихся таких данных, как подвижность, выносливость, ловкость, гибкость, пластичность и т п. Развивается также и познавательный процессе вокальноинтерес в хореографической деятельности. 2 ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа направлена на формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца, развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства; развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей, что и определяет художественную направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир музыки и танца». Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец может прибавить уверенности в себе и даже сделать счастливее. Занятия танцем формируют правильную осанку, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи. Актуальность программы создания данной образовательной программы заключается в значительной популярности хореографии как искусства среди различных возрастных групп. Данная программа предоставляет возможности обучения основам хореографического искусства. На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности обучающихся. Музыкальный материал подбирается по следующим принципам: · соответствие возрасту; · художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов; · разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен. На основе подобранного вокального материала создается танцевальный репертуар. Репертуар к программе подбирается для каждого возраста обучающихся. Обучаясь по программе, дети имеют возможность проявить себя в разнообразных видах сценического искусства: вокале, танце, актерском мастерстве. Краткая аннотация дисциплин: · работа с солистами; · основы хореографического мастерства; · соединение пластики движений с вокалом; · мероприятия по развитию обучающихся; · концертная деятельность. Направленность программы. Программа «Мир музыки и танца» направлена на приобщение обучающихся к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание обучающихся, на приобретение основ исполнения ритмики партерной гимнастики, классического танца. Программа предусматривает гармоничное сочетание разновидности искусства, развивающие музыкальность, пластичность и самоконтроль. Программа продолжительная, одноуровневая, по форме организации – коллектив. Отличительная особенность от вышеперечисленных программ в том, что программа имеет тесную взаимосвязь с занятиями вокально- хореографического мастерства. Это говорит о том, что обучающиеся могут применять полученные вокальные умения и навыки в разнообразных видах своей деятельности, в том числе и в хореографии. 3 Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию обучающихся. Программа отличается от программ Школ искусств тем, что обучение здесь доступно большему кругу детей и (нет профессионального отбора), значительно меньше объем изучаемого материала, ниже уровень требований к способностям и физическим данным обучающихся. Программа адресована детям 7-15 лет без специальной подготовки, но увлекающихся танцами и желающими научиться красиво танцевать. Как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Занятия по данной программе способствуют удовлетворению потребности в регулярной физической нагрузке, удовлетворяют интерес к познанию мира танца, способствуют развитию эстетического и художественного вкуса. Учитывая возрастные особенности обучающихся, в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир музыки и танца» учебный материал дается в интегрированной, игровой форме. На занятиях чередуются разные виды музыкально - ритмической деятельности: музыкально- ритмические игры, этюды, партерная гимнастика. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. Педагог проявляет определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности детей Необходимым условием для зачисления является наличие медицинской справки об отсутствии медицинских противопоказаний. Количество детей в группе 15-25 человек. Цель программы: Развитие личности обучающегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии, формирование навыков выполнения танцевальных упражнений. Задачи программы: Обучающие: · познакомить обучающихся с историей, терминологией и жанрами хореографии; · привить обучающимся умение слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении; · научить понимать музыкальные фразы, выразительно и легко двигаться; Развивающие: · пробуждать и развивать потребность творческого самовыражения в различных жанрах танцевального искусства (народный, эстрадный, современный); · развивать музыкально-ритмическую координацию; · приобщать обучающихся к национально-региональным особенностям искусства Дона, России через освоение хореографического искусства; Воспитательные: · воспитывать интерес к истории танцев народов мира, к жизни и особенностям профессиональной деятельность выдающихся танцоров; · воспитывать обучающихся в гармонии с собой и с миром. Срок реализации программы 1 год Продолжительность одного занятия 45 минут. 2 раза в неделю по 2 часа, с перерывом между занятиями 10 минут. Год обучения Кол-во часов Уровень Отличительные особенности уровня 4 1 год обучения 72 Итого: 72 Стартовый Дает возможность обучающимся попробовать себя в танцевальном искусстве, знакомит с основными понятиями, терминами и определениями в данной предметной области Распределение количества часов: I год обучения –72 часа (2 часа *36 недель) Форма обучения: очно, дистанционно (при необходимости). Форма проведения занятий: групповая, индивидуально-групповая, очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Виды занятий: учебное занятие, открытое занятие, беседа. Основная задача – дать обучающимся первоначальную хореографическую подготовку. На занятии сочетаются все виды деятельности: разминка, слушание и анализ музыки, элементы партерной гимнастики и классического танца, элементы народного танца, элементы историко-бытового и современного танца, упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание танцев. Параллельное изучение сразу двух-трех танцев разнообразит занятие, переключает внимание и повышает интерес обучающихся, приводит к более быстрому «растанцовыванию» обучающихся. Количество обучающихся в группе по годам обучения: 1-й год – 20-25чел, СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1 год обучения УЧЕБНЫЙ ПЛАН Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа - 72 часа в год. № Название раздела, темы 1 2 3 Вводное занятие Силовая тренировка Основы классического танца 4 Ритмические упражнения 5 Разбор музыкального репертуара по смыслу 6 Партерная гимнастика 7 Основы русского народного танца 8 Основы историко-бытового танца Количество часов Тео Практ Всего рия ика 2 1 1 6 2 4 10 2 8 6 2 4 8 2 6 10 2 8 2 1 1 4 2 2 Формы аттестации/ контроля беседа беседа беседа наблюдение, беседа, открытое занятие наблюдение, беседа, открытое занятие наблюдение, беседа, открытое занятие наблюдение, беседа, открытое занятие наблюдение, беседа, открытое занятие 5 9 10 Актерское мастерство Правила исполнения номера 11 Подбор сценического образа Растяжка Итого 12 8 6 4 2 2 2 6 4 2 наблюдение, беседа концерт, конкурс концерт. конкурс 6 72 2 22 4 50 беседа, опрос СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 год обучения Тема 1. Вводное организационное занятие. Теория: Знакомство с обучающимися. Беседа на тему роль ритмики в нашей жизни. Правила поведения. Дисциплина на занятиях. Внешний вид. Взаимоотношение «педагог – обучающийся», отношение между детьми. Инструктаж по технике безопасности. Порядок проведения занятия. Практика: Расстановка детей в танцевальном классе. Разучивание поклона. Первичная диагностика. Тема 2. Основы классического танца. Теория: тема беседы «Русский балет»; тема беседы «Классическая музыка» Практика: - постановка корпуса; - знакомства с понятиями: шеренга, колонна, интервал, дистанция, шахматный порядок. -построение и передвижение в танцевальном зале. -точки в танцевальном зале Тема 3. Ритмические упражнения. Теория: беседа на тему «Важность соблюдения ритма в танце»; беседа на тему «Что такое ритмический рисунок». Практика: -танцевальные шаги (легкий с носка), шаг на полупальцах, шаг с подскоком, шаг марша, шаг перекат, приставной шаг; -подскоки, галоп, перескоки, бег, шоссе, хлопки; -наклоны корпуса. -ритмические рисунки Тема 4. Разбор музыкального репертуара по смыслу. Теория: беседа на тему «Анализ музыкального образа»; беседа на тему «Жанр музыки». Практика: Просмотр (видеозаписи или зеркально) и анализ танцевального репертуара, работа над учебно-тренировочным материалом, направленного на формирование физических навыков в жанрах эстрадного и народного исполнения синхронного исполнения. Тема 5. Партерная гимнастика Теория: беседа на тему «Что такое эластичность мышц»; беседа на тему «Правила выполнения упражнений партерной гимнастики». Практика: -упражнения для стопы (сокращение и вытягивание стопы в положения VI и I позиций ног); -упражнения – поднимание ног вперед, в сторону, лежа на спине; -наклоны корпуса вперед, лежа на полу; 6 -упражнения: лягушка, коробочка, лодочка лежа на животе; -упражнение для мышц живота (стоя на коленях отклоняться назад); -упражнения для гибкости (наклоны корпуса в стороны, назад); -растяжки. Тема 6. Основы русского народного танца. Теория: беседа на тему «Культура нашего народа» Практика: Положения рук. Раскрывание и закрывание рук на талию, в кулачках. Полочка. Подготовительное положение рук, кисти загнуты вверх и др. Танцевальные движения: «Гармошка». Припадание на месте, с продвижением в сторону по 6-ой, 3-ей поз. « Ковырялочка». «Моталочка». Тема 7. Основы историко-бытового танца. Теория: беседа на тему «Культура поведения на светских мероприятиях» Практика: Репетиционные, прогонные занятия в кабинете, доводимые до окончательного результата подготовки номера. Строятся по усмотрению педагога-хореографа с учетом физических данных обучающихся. Тема 8. Актерское мастерство. Теория: беседа на тему «Перевоплощение на сцене»; беседа на тему «Эмоции артиста» Практика. Поклон. Марш под музыку на месте, по кругу, вокруг себя, вправо, влево. Рисунки танца: круг, диагональ, линия, строй, шахматный порядок, звездочка, перевоплощения в различные образы, упражнения на доверие в коллективе. Тема 9. Правила исполнения номера. Теория: беседа на тему «Важность взаимоуважения в коллективе» Практика: - танцевальные этюды на развитие внимания и пластики; - составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов; - сочинение с детьми танцевальных этюдов. Тема 10. Силовая тренировка. Теория: беседа на тему «В здоровом теле здоровый дух» Практика: выполнение упражнений, направленных на пресс, на ноги и спину Тема 11. Подбор сценического образа Теория: беседа на тему «Важность сочетания образа с репертуаром» Практика: репетиционная деятельность. Тема 12. Растяжка Теория: беседа на тему «Физическая культура, как образ жизни» Практика: выполнение упражнений для эластичности мышц в комплексе с силовой нагрузкой. В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир музыки и танца» у обучающихся будут сформированы следующие компетенции: Предметные − знать названия основных танцевальных движений и элементов; − знать терминологию партерного экзерсиса; − знать комбинации, рисунки, перестроения, хореографические композиции на базе простейших танцевальных движений. Личностного самосовершенствования. − различать танцевальные жанры, их специфические особенности; 7 − воспринимать танцевальную музыку; − координировать движения рук, ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе; − правила гигиены тела, тренировочной̆ одежды. Метапредметные − Уметь ориентироваться в пространстве; − Понимать культуру поведения и общения; − Обладать грамотным исполнением программных движений; Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы Формы аттестация/ контроля обучающихся и оценочные материалы − первичная диагностика: выполнение контрольных заданий. − промежуточная аттестация – в конце каждого полугодия (зачет по темам) − итоговая аттестация – по результатам освоения программы (отчетный концерт зачет по темам) Формы проведения аттестации: Для отслеживания и контроля результатов обучения проводятся: − открытые занятия, на которых обучающиеся показывают свои знания, умения, способности; − по пройденным темам проводится опрос, тестирование, контрольное задание. − отчетные концерты, который проходит в конце учебного года, где обучающиеся показывают все чему они научились за этот год, через танцы разных стилей и направлений. Механизм выявления образовательных результатов. Критерии оценки результатов программы (Приложение 1) Образовательные результаты фиксируются способом «педагогическое наблюдение», тестирование. Достижение поставленных воспитательных и развивающих задач выявляется наблюдением и фиксацией проявлений, обучающихся в коллективе. Дисциплина, опоздание, культура поведения, форма одежды Подведение итогов реализации программы проходит с использованием публичной формы презентации: открытое занятие. Выявление талантливых или проявивших выдающиеся способности обучающихся проводится путем наблюдения. И рекомендуются к поступлению в школы искусств и не только. Условия реализации программы: Для реализации данной дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы необходимо: Материально техническое обеспечение: 1 Хореографический станок 5 шт 2 Зеркала 7 шт 8 3 Коврик для растяжки 25 шт 4 Кирпичи для растяжки 25шт 5 Музыкальный центр 1 шт 6 Планшет с записями 1 шт Информационное обеспечение: Методические обеспечение, материалы: наглядное пособие по хореографии (схемы выполнения упражнений, информационные карточки, видеоматериал (видео-ресурс приложение 2)). Требования к одежде: форма для занятий - гимнастический купальник, танцевальная юбка, носки, балетки. Концертные костюмы и обувь. Дополнительное оборудование, обеспечиваемое родителями 1.Гимнастические коврики. 2.Форма для занятий (гимнастический купальник, шорты (велосипедки), танцевальная юбка, носки), балетки. 3.Концертные костюмы и обувь. Кадровое обеспечение Программу реализует(ют) педагог(и) дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1). Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный закон РФ от 29.12. 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические 9 требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021г.); 10. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 №70-Д "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 15. Постановление правительства свердловской области от 01.06.2023г.№ 371-ПП «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории Свердловской области по направлению деятельности «Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)»; 16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении общеразвивающих программ в МБУ ДО – центр «Лик»; 17. Устав МБУ ДО – центр Лик. 10 Литература для педагога: 1. Базарова Н.П. Азбука классического танца. С/П; М. 2006 г. 2. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. М. 1986 г. 3. Дневник по педагогической практике Акуловой А.Н. 2007 г. 4. Программа Развитие ребенка средствами хореографий. Дворец молодежи 2006 г 5. Программа Ритмика для начальной и средней школы. М. 1997 г. 6. Словарь терминов все о балете. Екатеринбург 2005 г. Литература для обучающихся: 1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб: «Планета музыки», 2010 2. Александрова Н. «Танцы. Мини-энциклопедия для детей» - BHV 2018г. Интернет ресурсы 1. Сайт видео-курсов педагогов URL: https://dancehelp.ru/ [ Интернет ресурс] 11 Приложение 1 Протокол итогов аттестации обучающихся ДООП _______________________________________________________________________________________________________________ Год обучения____________________________ Группа №___________________________ Возраст обучающихся_____________________ Иванов Петя Петров Саша Всего аттестовано ____ обучающихся, _______% от общего количества обучающихся. Из них по результатам аттестации показали: Предметные результаты Личностные результаты высокий уровень ___ чел. ____% от общего количества обучающихся высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел. ____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества обучающихся низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся Метапредметные результаты высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся Педагог дополнительного образования: _________________________/_________________________________/ Ф.И.О. Подпись Инициативность Функциональная грамотность Поведенческие Ориентационные Организационно-волевые Личностные результаты Уровень и динамика достижений Функциональные Коммуникативные Информационные Метапредметные результаты Учебно-познавательные Коммуникативные навыки Ценностно-смысловые навыки Предметно-практическая подготовка Предметные результаты Теоретическая подготовка Ф.И обучающегося Приложение 2 1. 2. 3. 3. 4. Оценочные материалы. Комплекс диагностических упражнений. Цель: определить уровень развития необходимых физических качеств. Гибкость: «Складка2: И.П. – сидя на полу, вытянуть ноги вперёд, руками скользить по ногам, будто намазывая масло на хлеб, полностью прижаться к ногам, удержать 3 счёта. «Улитка» – наклон назад: И.П. –стоя на коленях, руки на поясе, сделать максимальный наклон назад. - Осанка - Балетный шаг. - Выполнить у станка I позицию, сделать плие и максимально развести колени в стороны. - Выворотность: выполнить «Бабочку», «Лягушку» (лёжа на животе) и встать в Iпозицию. Из трёх оценок выводится средний балл. Прыжки (наличие толчка): И.П. – руки на поясе, стойка по 6-й позиции. Выполнить 4прыжков с прямыми ногами. Оценивается лёгкость, чистота и высота исполнения. Приседы: И.П. – руки на поясе, стойка по 6-й позиции. Выполнить 4 раз, вытягивая руки вперёд. Прыжки на скакалке – 4 раз. Музыкально-ритмическая координация (элементы игровой технологии): - игра «Повтори за мной»– воспроизведение ритмического рисунка в хлопках под музыкальное сопровождение, методом включённого наблюдения оценивается правильность и чёткость исполнения: высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; средний – допускает 2-3 ошибки; низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок. Основы акробатики и партерной гимнастики: -«Бабочка» (И.П. –сидя на полу, разведение согнутых в коленях ног до пола); - поперечный шпагат (максимальное разведение прямых ног по одной линии – 180 градусов). - кувырок вперёд, назад и в сторону; - «Кольцо» (лёжа на полу, согнуть ноги и коснуться стопами головы); - «Берёзка» – стойка на лопатках. Комплекс ОФП: - пресс – 5 раз (в парах); - сила спины – 5 раз (в парах); - касание прямыми ногами за головой– 7 раз (в парах); - «Поплавок» удержание ног в висе на шведской стенке 10 счётов (согнутые ноги подтянуты к подбородку); - «Планка» – удержание 10 секунд; - «Выкруты» плеч (скакалка сложена вдвое); - прыжки на скакалке с прямыми ногами – 20 раз (без остановки). 5. Концертная деятельность: исполнение показательных номеров на открытом занятии для родителей («Майский концерт»). 6. Уровень развития творческих способностей: Методика «Свободное движение». передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма); передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания. высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений; средний – движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений; низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении. Сочинение танца: детям на занятии предлагается прослушать мелодию, сочинить танцевальную миниатюру, передавая характер музыки и создавая художественный образ: высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны; средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; низкий –не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке. Приложение 3 Видео-ресурсы 1. КАРДИО БАЛЕТНЫЙ класс (экспресс-станок) - турбо тренировка https://www.youtube.com/watch?v=xAysnAz071Q 2. Балетный класс 2020 (дома, станок) с Марией Хоревой & живой музыкой https://www.youtube.com/watch?v=UKlem02B6kI&t=2225s 3. BALLET CORE workout with ballerina Maria Khoreva https://www.youtube.com/watch?v=n6rCWqEJ0GM 4. 10-мин БАЛЕТНАЯ тренировка на УКРЕПЛЕНИЕ СТОП с балериной Марией Хоревой https://www.youtube.com/watch?v=X5zMJRHOCJI 5. 10-min follow-along TURNOUT WORKOUT with BALLERINA Maria Khorev https://www.youtube.com/watch?v=pz8jeqbQ4CI 14