ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Актёрское мастерство» Направленность: художественная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 8-16 лет Срок реализации: 72 часа Автор-составитель: Мальцева Наталия Валерьевна, педагог дополнительного образования г.Екатеринбург Паспорт программы Название программы Публичное название программы Автор (составитель) программы Вид программы Направленность программы Вид деятельности Основная форма реализации программы Язык реализации программы Срок реализации программы Охват детей по возрастам Адресат программы Уровень освоения программы Краткая аннотация программы Актерское мастерство Актерское мастерство Мальцева Наталия Валерьевна Составительская Художественная Театральное творчество Очная, групповая Русский 72 часа 8-16 лет Обучающиеся младшей и средней школы Стартовый Программа предусматривает: − развитие чувства сценического пространства: свободы движения, снятие внутренних зажимов, координации, подвижности двигательного аппарата, ритмичности; − формирование выносливости, концентрации внимания речевого слуха, внимания и памяти; − развитие нетрадиционного, образного мышления, творческого диапазона и желания импровизировать. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актерское мастерство» художественной направленности. При разработке данной программы учитывался опыт аналогичных образовательных объединений и театральных студий. В ее основе лежит система обучения актерскому мастерству, разработанная К.С.Станиславским, а также знания, полученные на семинарах и мастер-классах, адаптированные с учетом возрастных особенностей обучающихся. Программа развивает личность обучающегося, его творческие способности. Актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что в наше время современный ребенок – заложник современных технологий, точнее сказать заложник гаджетов. Современным детям доступны широкие возможности игровых интернет-развлечений, их увлекает общение в социальных сетях, то есть все то, что не требует особых интеллектуальных затрат. Именно поэтому сейчас чрезвычайно остро стоит проблема интеллектуальной и духовной незанятости детей, обозначенная в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа не только содействует расширению общего и художественного кругозора обучающихся, развивает у них познавательный интерес, обогащает эстетический и развивает художественный вкус, но и помогает обучающемуся развить свои творческие и лидерские способности. Также в процессе реализации программы обучающийся взаимодействует со сверстниками, приобретает новые качества личности, которые нужны для успешного общения и развития. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для становления и формирования личности, так и для практического применения в жизни обучающегося. Целесообразность и отличительная особенность программы заключается в том, что в ходе реализации программы обучающийся посредством актерских тренингов, проявляет свою индивидуальность, свой талант, постигая язык театрального искусства. Погружаясь в культуру сценического мастерства, обучающийся становится более раскрепощенным, у него появляется возможность легче найти контакт в коллективе и с окружающими его людьми. Обучающийся становится эмоционально отзывчивее, начинает тоньше и глубже чувствовать, и познавать окружающий мир. Программа предполагает индивидуальный образовательный подход к каждому обучающемуся. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого обучающегося. Вид программы - модифицированная. По форме организации – студия. По продолжительности программа – краткосрочная (1 год). Новизна данной общеобразовательной программы заключается: − в возможности начать обучение с любого возраста и этапа программы; 3 − в доступности изучаемых дисциплин и возможности увидеть результаты своей творческой деятельности; − в комплексном использовании современных образовательных технологий: обучение в сотрудничестве, использование игровых методов, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии. Адресат программы: − программа предназначена для обучающихся младшей и средней школы. Уровень базового образования, степень предварительной подготовки и наличие способностей не имеют значения, главное, чтобы у обучающего был интерес к театральному творчеству; − возраст обучающихся, участвующих в реализации программы – 8-16 лет. Такой возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Именно в этот период решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (педагогам и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского общения. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяются в соответствии с возрастными особенностями обучающихся; − формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяются в соответствии с возрастными особенностями обучающихся; − наполняемость групп: 20-25 человек; − состав группы: обучающиеся разного возраста; − условия приема обучающихся: принимаются все желающие, специального отбора не производится. Каждый обучающийся, зачисленный на программу, проходит входной контроль, который позволяет выявить творческие способности. Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся в процессе формирования культуры личности средствами театрального искусства. Для достижения данной цели определены следующие задачи: Обучающие: 4 − научить применять навыки и умения, полученные на занятиях по актёрскому мастерству на сцене и в жизни; − научить правилам поведения на сцене. Развивающие: − развивать навыки взаимодействия в группе; − развивать навыки работы в творческой команде с педагогом, слушать и выполнять его задания; Воспитательные: − воспитывать стремление соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; − воспитывать критическое отношение к своей работе и уважение к результатам работы своих товарищей; − воспитывать чувство сопереживания, умение ценить партнеров; − воспитывать стремление к ведению здорового образа жизни. Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 1 год (72 часа – 2 часа × 36 недель). Формы обучения: очная, групповая, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (при необходимости). Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут. Недельная нагрузка – 2 часа, 72 часа в год. Структура занятия: теоретическая часть занятия составляет 20% учебного времени; 80 % - практическая часть. При организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий учитываются возрастные особенности обучающихся. Продолжительность онлайн-занятия для обучающихся младшего и среднего школьного возраста – 30 и 45 минут соответственно. Учебный план составлен с учетом интересов и возможностей обучающихся и запросов родителей. Основные формы и методы. Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие: 1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого обучающегося на данное занятие; 2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности; 3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес учащихся к театральному искусству. Принципы отбора содержания: 5 − принцип единства развития, обучения и воспитания; − принцип систематичности и последовательности; − принцип доступности; − принцип наглядности; − принцип взаимодействия и сотрудничества; − принцип комплексного подхода. Организация образовательного процесса. Формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяются в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Формы проведения занятий: теоретические, практические и интерактивные. На занятиях используются творческие задания, актерские тренинги, упражнения, этюды, репетиции и сценические показы, открытые занятия. Занятия сопровождаются наблюдениями, беседами, дискуссиями, интерактивными заданиями. Основные формы организации занятий: − тренинги на раскрепощение и снятие внутренних зажимов; − упражнения и игры на развитие памяти и внимания; − постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы; − репетиции этюдов и сценических показов. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Название раздела, темы Количество часов теория практик всего а 1 1 2 1 Введение в программу 2 Основы актерского мастерства 1 1 2 2.1 Тренинги на внимание 1 3 4 2.2 Тренинги на воздействие 1 3 4 2.3 Тренинги на восприятие 1 3 4 2.4 Работа над памятью физических действий (ПФД) 2 8 10 2.5 Работа над этюдами 2 16 18 4. Репетиционно-постановочная деятельность 28 28 63 72 Итого часов 9 Формы аттестации/ контроля беседа, игра наблюдение, опрос, открытое занятие контрольное занятие, сценический показ сценический показ 6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Раздел 1. Введение в программу. Теоретическая часть. Знакомство с программой занятий. Режим занятий. Правила поведения и безопасности. Практическая часть. Игровая программа «Давайте познакомимся». Раздел 2. Основы актерского мастерства. Теоретическая часть. Введение. Что такое театральное искусство. Знакомство с миром театра. Знакомство с театральными терминами (одежда сцены, авансцена, софиты и т.п.) Что такое актерское мастерство. Актерские тренинги. Зачем нужны тренинги. Понятие и виды актерских тренингов. Практическая часть. Словесные тренинги «Аукцион слов» и «Словаассоциации», игра «Профессия». Тема 1. Тренинги на внимание. Теоретическая часть. Наблюдение за объектами ближнего и дальнего круга. Нахождение точки внимания при общении с самим собой. Нахождение точки внимания при общении с партнером. Практическая часть. Упражнения «Тень», «Зеркало», «Печатная машинка» и т.п. Тема 2. Тренинги на воздействие. Теоретическая часть. Выбор объекта общения, установление контакта, передача информации. Практическая часть. Упражнения «Один против всех», «Случайно» и т.п., этюды на взаимодействие. Тема 3. Тренинги на восприятие: впечатления, чувства, атмосфера, предложенные обстоятельства. Практическая часть. Упражнения «Эхо», «Я здесь», «Скульптор и статуя» и т.п. Тема 4. Работа над памятью физических действий (ПФД). Теоретическая часть. Что такое ПФД. Понятие и основные элементы этюда. Что такое мизансцена. Практическая часть. Упражнения на память физических действий. Этюды с воображаемыми предметами. Тема 5. Работа над этюдами. Теоретическая часть. Предлагаемые обстоятельства: понятие, примеры. Практическая часть. Наблюдения за животными. Сценические номера «Цирк» Раздел 4. Репетиционно-постановочная деятельность. Репетиции этюдов и сценических показов, постановка сценических номеров. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Ожидаемые (прогнозируемые) результаты освоения образовательной программы в целом, формулируются на основе компетентностного подхода и соотносятся с заявленными целью и задачами обучения, развития, воспитания, а также уровнем освоения программы. 7 Год Уровень обучения личностные Возраст обучающихся 8-16 лет 1 год стартовый - способность оценивать себя; - способность активно побуждать себя к практическим действиям; - умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) Планируемые результаты метапредметные - способность взаимодействовать с с отдельными членами коллектива; - способность участвовать в диалоге предметные - соответствие теоретических знаний программным требованиям; - знание 3-5 упражнений и тренингов для развития внимания, воображения, мышления, памяти; - умение придумать и показать этюд на ПФД и этюды с животными КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. 1.Календарно-учебный график Год обучения Дата начала обучения Зимние каникулы Дата окончания обучения Кол-во учебных недель Кол-во учебных дней 1 год 1 сентября 1 января 8 января 31 мая 36 36 Кол-во Режим учебны занятий х часов 72 1 раз в неделю по 2 часа Выходные дни: 23 февраля, 8 марта, 4 ноября, 1 мая, 9 мая и др., которые выпадают по расписанию. Зимние каникулы: 1 января – 8 января Календарно-учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастерство» на учебный год оформляется в соответствии с утвержденным расписанием занятий. Режим организации занятий определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 2. Формы аттестации контроля и оценочные материалы. Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной контроль, текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация: − входной контроль: диагностика обучающихся - опрос, входная диагностическая карта. Для выявления сценических способностей, обучающемуся предлагается: рассказать о себе, разыграть игровую ситуацию, при этом ведется наблюдение, как обучающийся двигается, проявляет эмоции, 8 чувства, выразительность, фантазию, как создает оригинальные образы, насколько ему интересен сам процесс актерской игры (Приложение 1). − текущий контроль: наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе занятий, диагностическая карта текущего контроля образовательной деятельности (Приложение 2). В процессе обучения по программе применяются следующие методы воспитания, основанные на структуре деятельности. Методы формирования сознания личности Рассказ Разъяснение Беседа (диалог) Пример Методы организации деятельности, общения, опыта поведения Приучение Методы стимулирования деятельности и поведения Поощрение Упражнение Создание воспитывающих ситуаций Наставление Соревнование Методы контроля, самоконтроля и самооценки Педагогическое наблюдение Опрос (беседа) Создание ситуаций, выявляющих поведение Самоанализ и самопознание Выявление и поддержка талантливых детей, поощрение достижений обучающихся по программе. Помощь одаренным обучающимся в самореализации их творческой направленности: − создание для обучающегося ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание. Контроль за развитием познавательной деятельности одаренных обучающихся: − тематический контроль знаний в рамках образовательной деятельности. − промежуточная аттестация: проводится по окончании полугодия в форме наблюдений, показов, открытых занятий, контрольных упражнений и занятий, тестов, игровых программ и осуществляется по оценке уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы обучающимся (Приложение 3). − итоговая аттестация: по результатам освоения программы в форме индивидуального и фронтального опроса, участия в постановке спектаклей и игровых программ. Результаты освоения программы представляются в виде диагностических карт, фото и видео отчетов, сценических показов, открытых уроков. 2. Условия реализации программы: − материально-техническое обеспечение - занятия проводятся в просторном, регулярно проветриваемом помещении. В помещении оборудованы видеопроектор и сцена. Сцена оснащена: занавес, кулисы, задник, световые приборы, экран для видеопроектора. Для проведения занятий в рамках ДООП 9 необходимо наличие: музыкального оборудования: пульт, акустическая система (колонка), микрофоны; игрового и театрального реквизита; ноутбука; цифровой видеокамеры. − информационное обеспечение - USB-флеш-накопитель с музыкой, фильмами, методическим материалом, фото и видео отчетами. Электронные ресурсы, используемые при реализации ДООП: 1. Дикторы.com // diktory.com 2. Илюхов В. //iluhov.ru 3. Интерактивные обучающие модули // LearningApps.org https://learningapps.org/display?v=prhxvnmdt20 4. Книги, статьи, учебники по актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению//pmatsuk.narod.ru/teatr-knigi.html 5. Уроки логопеда//Логопед-класс.рф 6. Учебно-методический кабинет//ped-kopilka.ru № 1 1 2 1 2 3 4 1 1 2 1 2 3 − Оборудование Кол-во, шт использование % Учебные помещения Театральный зал, оснащенный сценой, 1 занавесом, кулисами, задником, световыми приборами; Наглядные пособия Фотографии 25 30 Игровой реквизит (обручи, мячи, кубы) Технические средства Персональный компьютер педагога 1 Музыкальное оборудование: пульт, 1 акустическая система, микрофоны; видеопроектор, экран 1 USB-флеш-накопитель с музыкой, фильмами, 3 методическим материалом, фото- и видеоотчетами; Аудиальные дидактические средства Музыкальная фонотека: классическая и 10 современная музыка, театральные шумы и звуки, звуки природы; Мультимедийные дидактические средства Библиотека видеофильмов 1 Видеотека: записи спектаклей, концертов, 1 открытых занятий Программно-методическое обеспечение (игры, разработки) Методические разработки занятий, сценарии 25 Книги, статьи, учебники по актерскому 30 мастерству, сценической речи, сценическому движению. Загадки, викторины, тесты 10 100 10 40 100 100 50 100 80 70 70 100 100 10 кадровое обеспечение 10 Программу реализует педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1). 11 Список литературы Нормативно-правовые акты: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года /распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996 p-r. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н ; 6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 9. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; 10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.12.2021 г. № 1245-Д "О внесении изменений в 12 приказ Министерства образования и молодежной политики СО от 26.06.2019 №70-Д "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 13. Правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – центр «Лик» утвержденные Приказом № 47-ОД от 01.03.2023г. 14. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО-центр «Лик» утвержденное Приказом № 47-ОД от 01.03.2023г. 15. Устав МБУ ДО – центр Лик. Список литературы для педагога: 1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. 2. Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. 3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. 4. Гурков А.Н. Школьный театр. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 5. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. 6. Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Верю! Как убедить, заставить верить и переживать. 300 упражнений. – М.: Астрель, 2012. 7. Станиславский К. Искусство представления: классические этюды актерского тренинга. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. 8. Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. – СПб.: Азбука-классика, 2015. 9. Станиславский К. С. Работа актера над собой. – М.: Издательство АСТ, 2018. 10. Станиславский К. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения: Дневник ученика. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 11. Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М., 2014. 12. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - СПб.: Речь, 2007. 13. Чехов М. Путь актера. – М.: АСТ, 2009. 14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. Литература для обучающихся и родителей: 1. Арто А. Театр и его двойник. - М.: Искусство, 1970. 13 2. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006. 3. Голубовский Б. Пластика в искусстве актёра. - М.: Искусство, 1986. 4. Гиппиус Г. Гимнастика чувств. –М., 1967. 5. Дидро Б. Парадокс об актере. - М.: Политиздат, 1984. 6. Ершова А., Букатов В. Актёрская грамота – детям - С.-П., 2005. 7. Каришев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. – М., 2005. 8. Ломовцев Ю.О. Представление начинается...История русского театра. – Ярославль: Белый город, 2016. 9. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»). 10. Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра: Методическое пособие по воспитанию зрительской культуры. - М., 2001. 11. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005. 12.Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. - М.: Правда, 1989. 13.Петров В.А. Нулевой класс актера. - М.: Советская Россия, 1985. 14.Станиславский К.С. Работа актёра над образом и над собой /Полн. Собр. Соч.: т. 8 –М., 1989 г. 15.Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве, М., 1962. 16. Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном классе. –Челябинск, 1991. 17. Стреллер Д. Театр для детей. - М.: Искусство, 1987. 18. Смолина К.В. «Сто великих театров мира». - М., 2001. 19. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов /Под ред. А. Б. Никитиной. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 20. Энрикеш Р., Летрия А. Театр. Театральный словарь с историями и заданиями. –М.: Самокат, 2018. Интернет-источники: 1. Актерское мастерство. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://acterprofi.ru 2. Драматешка. Детские пьесы, детская драматургия, сценарии, инсценировки, театральные шумы, музыкальное оформление детского спектакля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dramateshka.ru/ 3. Каталог: Театр и театральное искусство. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.artworld-theatre.ru 4. Культура и Образование. Театр и кино//Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino 5. Современный театр. Спектакли. Актеры. Режиссеры. Мастер-классы. 14 Лекции. Книги. Кино. Цитаты. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://vk.com/world_theater 6. Театральная Энциклопедия. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php 7. Энциклопедия : Музыка. Театр. Кино. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm 15 Приложение 1 Входная диагностическая карта № ФИО Эмоциональная выразительность Речевая выразительность Пластическая выразительность Вера в вымысел Сценическое обаяние Общй балл 1. 2. Каждый показатель оценивается в баллах: Высокий уровень (3) – яркое творческое начало Средний уровень (2) – наличие сценических способностей Низкий уровень (1) – небольшое проявление актёрских данных По результатам диагностики, баллы суммируются: 12-15 – высокий уровень 8 - 11 – средний уровень 1 - 7 – низкий уровень Приложение 2 Диагностическая карта текущего контроля образовательной деятельности практика Игровые программы теория практика Этюды теория практика Скороговорки и тексты теория практика Артикуляционные упражнения теория практика Ф И теория № Актерские тренинги Каждый показатель оценивается в баллах согласно критериям оценки уровня освоения программы: Высокий уровень – 3 балла Средний уровень – 2 балла Низкий уровень – 1 балл 16 Приложение 3 Критерии оценки уровня освоения программы Год обучения: 1 Группа: 1 Возраст обучающихся: 8-16 лет до 1,5 баллов - репродуктивный уровень 1,6 - 2,5 баллов - продуктивный уровень 2,6 - 3 баллов - творческий уровень Всего аттестовано _ обучающихся, 100% от общего количества обучающихся Из них по результатам аттестации показали: Предметные результаты репродуктивный _ чел. _% от общего количества обучающихся продуктивный _ чел. _% от общего количества обучающихся творческий_ чел. _% от общего количества обучающихся Метапредметные результаты репродуктивный _ чел. _% от общего количества обучающихся продуктивный _ чел. _% от общего количества обучающихся творческий _ чел. _% от общего количества обучающихся Личностные результаты репродуктивный _ чел. _% от общего количества обучающихся продуктивный _ чел. _% от общего количества обучающихся творческий _ чел. _% от общего количества обучающихся Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) Способность активно побуждать себя к практическим действиям Личностные результаты Способность оценивать себя Способность взаимодействовать с отдельными членами коллектива Способность участвовать в диалоге Метапредметные результаты Умение придумать и показать этюд на ПФД и этюды с животными Знание 3-5 упражнений и тренингов для развития внимания, воображения, мышления, памяти Предметные результаты Соответствие теоретических знаний программным требованиям Ф.И обучающегося