ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Уличные танцы» Направленность: Художественная Уровень: 1 год: стартовый Возраст обучающихся: 7-14 лет. Срок реализации: 144 часа Автор-составитель: Стебакова Даниэла Николаевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уличные танцы» Публичное название «Уличные танцы» программы (для АИС) Автор (составитель) Стебакова Даниэла Николаевна программы Вид программы по степени Модифицированная авторства Направленность программы Художественная Вид деятельности Творческая, физкультурно-спортивная Основная форма реализации Очная, групповая программы Язык реализации Русский программы Срок реализации программы 1 год, 144 часа Охват детей по возрастам 7-14 лет Адресат программы Дети младшего, среднего и страшего школьного возраста Уровень освоения 1 год - стартовый (ознакомительный) программы Краткая аннотация программы (писать так чтобы текст использовать в Навигаторе и для представления родителям простым доступным языком чем занимается ребенок и какие ожидаются результаты) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уличные танцы» направлена на развитие музыкальных и танцевальных способностей детей через приобщение их к общей эстетической и танцевальной культуре посредством занятий «Уличные танцы» . В ходе первого года обучения дети познакомятся с основными элементами танца, будут учиться свободно и естественно двигаться и начнут знакомиться с чувством ритма. Второй год обучения будет направлен на выполнение более сложных акробатических элементов, обучение танцевальной импровизации и выражение чувств посредством танца. В ходе реализации программы учащиеся примут участие в концертах и продемонстрируют свои умения. 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уличные танцы» имеет художественную направленность. В программе художественное творчество выступает как форма творческой деятельности обучающихся через повторение связок, элементов, импровизации и анализ ошибок под руководством педагога. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими современными нормативноправовыми документами и государственными программами, а также локально- нормативными актами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями); 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Актуальность программы Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Уличные танцы» выявлена на основе анализа детского и родительского спроса на организацию качественного досуга и обусловлена потребностями современного общества. В жизни молодежи большое значение имеет досуг, который помогает развиваться, расширить кругозор личности. В условиях свободного времени в наибольшей степени заметны рекреационновосстановительные процессы, которые снимают физические и психические нагрузки, стресс. Благодаря досугу молодое поколение имеет свободу действия в выборе формы, времени, места проведения своего времени в соответствии со своими потребностями. В настоящее время можно отметить серьезную проблему: недостаточное внимание совершенствованию организации досуга молодежи. Программа актуальна сегодня, так как в процессе её реализации создаются условия для совершенствования организации досуга детей и молодежи, формирования социально-активной личности, ориентированной на самореализацию. Программа способствует лучшей адаптации обучающихся в современном обществе, а также развитию их творческих, интеллектуальных, физических, коммуникативных и лидерских способностей. Кроме того, обучающиеся учатся дисциплине, приобретают психологическую готовность к труду, ответственность. Не менее важно, что ребенок в ходе изучения программы открывает в себе общечеловеческую способность эстетического отношения к миру, источник здоровья, радости и разрядку психологического напряжения. Практическая значимость. Обучающиеся научатся технически правильно выполнять двигательные действия, находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения, видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях человека. Научатся правильно и красиво двигаться в такт музыке, правильно начинать и заканчивать движение, чувствовать характер музыки и передавать его в движении. Содержание программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут не только научиться танцевать, но и социально важным навыкам. Например, взаимопомощи, сопереживанию, находить общий язык и интересы со сверстниками, проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. В результате освоения программы, обучающиеся будут иметь достаточный уровень развития моторных функций и координации движений, знать стилевые особенности и технические приемы танца, знать историю возникновения и распространения Уличных танцев. Будут иметь положительное и осознанное отношение к конкурсным и концертным выступлениям. Педагогическая целесообразность Дети от 6 лет и старше продолжают реализовывать свой общий потенциал развития во всех личностных аспектах: физическом, эмоционально психологическом, интеллектуальном. Они познают окружающий мир, постепенно приобретают новые личностные, социальные, предметные и метапредметные компетенции. В том числе, на занятиях по уличным танцам, дети познают и развивают своё тело, овладевают координацией движений и действий; учатся позитивным и конструктивным формам парного и группового общения, обретают опыт толерантности по отношению к различным индивидуальным и историкокультурным особенностям; осваивают стилевые элементы разных танцевальных культур и совершенствуют мыслительные процессы, связанные с анализом, сравнением, синтезом, а также развитием памяти, внимания, терпения. На занятиях по уличным танцам дети младшего школьного возраста реализуют личностные потребности в успехе и признании, здесь есть широкие возможности для повышения их устойчивой самооценки. Все эти свойства занятий способствуют социальной адаптации. Уличные танцы - это современное демократическое направление, уходящее корнями в традиции американской культуры, которое стало активно развиваться и адаптироваться к местным культурным условиям и потребностям молодёжной аудиторией во всем мире. В России также возникли свои течения и направления «Уличный танец». Каждый ребёнок может заниматься этим видом танца независимо от уровня его физической подготовленности или уровня музыкального образования, уличные танцы позволяют развить музыкальность, ритмичность, спортивность, и позволяют ребёнку проявить себя даже на начальных стадиях обучения. Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Потребность в движениях и сейчас составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма. Занятия по программе «Уличные танцы» способствуют решению этих проблем, открывая возможность приобретения разнообразного телесно-двигательного опыта самым разным детям. Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности. Вид программы: модифицированная Форма организации: объединение Продолжительность: 1 года Принцип проектирования программы: разноуровневая. Программа разработана с учетом разноуровневого принципа, а именно учитываются: возрастные и физиологические особенности детей, интересы детей, мотивированность, уровень владения своим телом. Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью данной программы является обеспечение вхождения обучающихся в танцевальное общество. Формирование танцевальных навыков для творческой работы, личностно значимой для обучаемого. При этом создаётся комфортная учебно-воспитательная среда, в которой происходит наиболее полная самореализация ребёнка. Занятия по программе ориентированы на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа «Уличные танцы» является уникальной из-за включения сразу двух более узких направлений: «Брейк-данс» и «Хип-хоп». «Брейкданс» и «Хип-хоп» являются уникальными направлениями в танцах, которые подразумевают свободу и противопоставление себя всему миру, поэтому в них свободны как движения, так и одежда. Чтобы освоить такой стиль необходимо не только владеть техникой, но и знать историю, понимать философию данной культуры. Так же, отличительная особенность заключается в том, что структура занятий построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным. Новизна программы Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей и организации занятий: баттл, джем, игровые методы обучения. Новизна образовательной программы отражается в ее комплексности, что обеспечивает единство двух компонентов: художественно-эстетического и физкультурноспортивного. В этом и есть отличительная особенность данной программы от уже существующих образовательных программ. Адресат программы Программа адресована обучающимся от 7-14 лет, увлекающихся танцевальным искусством. В образовательном процессе учитываются психологические особенности и новообразования возраста обучающихся. Исходя из возрастных особенностей формируются группы обучения по возрастам. Состав групп – постоянный. Занятия проводятся с полным составом группы, при этом по мере приобретения опыта занимающимися делается больший упор на групповые и индивидуальные формы работы. Количество обучающихся в группе – 15-20 человек. Возрастной состав групп: 1 группа – 6-8 лет, 2 группа – 9-12 лет; 3 группа – 12-16 лет; Наполняемость учебной группы Минимальное количество обучающихся в группе – 15, максимальное зависит от площади учебного пространства, но не превышает 20. В объединение принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний по заявлению на добровольной основе в течение всего учебного года, при наличии свободных мест. Программа рассчитана и на обучающихся пришедших позже (добор в группы), без какой-либо специальной подготовки. Главным определяющим фактором является желание ребенка, от него зависит и степень освоения материала. По данной программе могут обучаться дети с незначительными ограниченными возможностями здоровья (низкое зрение, сколиоз, плоскостопие), для этого требуется медицинское заключение - справка. Занятия способствуют повышению работоспособности, укреплению здоровья, коррекции двигательных нарушений и физическому развитию. Практика показала, что такие обучающиеся не только успешно проходят обучение, но и выступают на сценических площадках, демонстрирую высокие результаты, что способствует их активной социализации. Цель стартового уровня освоения содержания программы: развитие чувства ритма и музыкальных способностей обучающихся, интереса к занятиям «Уличные танцы» , в процессе овладение танцевальными приемами и начальными основами хореографического искусства. Цель базового уровня освоения содержания программы: развитие чувства ритма и музыкальных способностей обучающихся, овладение танцевальными приемами, более сложными акробатическими элементами и базовыми основами хореографического искусства, посредством включения обучающихся в исполнительскую деятельность. Задачи: Обучающие: – обучить основам хореографического искусства направления «Уличные танцы» , – изучить понятия «старой («Oldschool») и новой («NewSchool» ) школы»; – научить владеть собственным телом, используя заложенные способности; – научить правильно, двигаться под музыку, передавая ее особенности: ритм, темп, смысл, характер. – обучить применению элементам актерского мастерства; Развивающие: – развивать чувство ритма, музыкальный слух, эмоциональную отзывчивости на музыку, танцевальную выразительность; – развивать физическую выносливость и активность; – развивать координацию движений и пластики, навыки владения своим телом; Воспитательные: – сформировать нравственную культуру направления «Уличные танцы» ; – воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, единства; – воспитывать трудолюбие, дисциплину, внутреннюю организованность и чувство ответственности; – воспитывать любовь к искусству и гармоничное восприятие мира; – воспитывать стремление к здоровому образу жизни. Объем и срок реализации программы Год Кол-во Уровень Отличительные особенности уровня обучения часов 144 1 год Стартовый Дает возможность обучающимся попробовать обучения уровень себя в танцевальном искусстве, знакомит с основными понятиями, терминами и определениями в направлении «Уличные танцы» . Всего 144 I год обучения – 144 часа (4 часа × 36 недель) 1.2. Организация образовательного процесса Формы обучения Основная форма обучения – очная. При введении ограничительных мер допускается организация обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – это занятия с использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением учебного материала, выполнение упражнений, определенных педагогом; занятия в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты, социальные сети и др. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество учебных часов в год – 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с утвержденным расписанием. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут для дошкольников и 45 минут для школьников. Между занятиями установлены 10-минутные перемены. Структура занятия: теоретическая часть занятия составляет 10% учебного времени; 90% практическая часть. Недельная нагрузка на одну группу: 4 часа. При организации образовательного процесса с применением электронного обучения учитываются возрастные особенности обучающихся. При планировании учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками в условиях обучения с применением электронного обучения определяется степень участия родителей, в сопровождении обучающегося; предлагаются такие формы работы и виды деятельности, с которыми ребенок может справиться самостоятельно. Особенности организации образовательного процесса Содержание и материал Программы «Уличные танцы» организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Этот уровень ориентирован на «пробуждение» интереса обучающихся и потребности дальнейшего изучения выбранных видов деятельности по программам следующих уровней. Данный уровень ориентирован на развитие чувства ритма и музыкальных способностей обучающихся, в процессе овладение танцевальными приемами и начальными основами хореографического искусства направления «Уличные танцы» . Принципы отбора содержания - принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу; - принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений; - принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному; - принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий; - принцип гуманности в воспитательной работе (безусловная вера в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения); - принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде. Основные формы и методы Формы. Основная форма образовательной работы с детьми: музыкальнотренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, танцевальном направлении «Уличные танцы» его истории развития и традициях. Методы. Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично. Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой методы. Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения. Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений. Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определенного результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения. Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приемами педагогического воздействия на обучающихся. Формы работы − фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.) − коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми обучающимися одновременно (репетиция, постановочная работа, концерт и т.п.) − групповая (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач. Задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося − индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков. 1.3. Планируемые результаты В ходе освоения программы у обучающихся планируются следующие образовательные результаты: Предметные результаты: – знают основы хореографии направления «Уличные танцы» и понятия «старой («Oldschool») и новой («NewSchool» ) школы»; – умеют владеть собственным телом в соответствии с правилами исполнения движений на развитие суставно-мышечного аппарата; – умеют правильно, двигаться под музыку, передавая ее особенности: ритм, темп, смысл, характер. – могут применить элементы актерского мастерства в танце. Метапредметные результаты: – демонстрируют чувство ритма, музыкальный слух, эмоциональную отзывчивости на музыку, танцевальную выразительность; – проявляют физическую выносливость и активность; – демонстрируют координацию движений и пластики, навыки владения своим телом; Личностные результаты: – демоснтрируют знание основ нравственной культуры направления «Уличные танцы» ; – проявляют чувство коллективизма, взаимопомощи, единства; – демонстрируют трудолюбие, дисциплину, внутреннюю организованность и чувство ответственности; – проявляют любовь к искусству и гармоничное восприятие мира; – демонстрируют стремление к здоровому образу жизни. Обучающийся получит возможность научиться: − выполнять простые упражнения и комбинации улично-современного танца; − выполнять простые упражнения на развитие гибкости корпуса, спины, ног; − первоначальным представлениям об уличном танце, историю зарождения, уличных направлений, терминологию; − развивать силу и выносливость путем повторения пройденных движений в увеличенном количестве и более быстром темпе; 2. Содержание программы № Учебный план Количество часов всего теория практика 2 1 1 2 1 1 Название раздела Форма/аттестац ии контроля Наблюдение Наблюдение 1 2 Вводное занятие Аэробная разминка 3 Изучение стиля «Хип-хоп» 16 1 15 Практическое задание 4 Изучение стиля «Popping» 16 1 15 Практическое задание 5 Изучение стиля «Vogue» 16 1 15 Практическое задание 6 Изучение стиля «Dancehall» 16 1 15 7 Изучение стиля «Jazz-funk» 16 1 15 8 Курс по импровизации 16 1 15 9 Постановочная работа 30 2 28 Практическое задание Практическое задание Практическое задание Практическое задание 10 Сценическая практика 16 144 5 15 9 129 Итого: Наблюдение Содержание учебного плана 1. Вводное занятие Теория: краткая история о хореографическом творчестве, знакомство с работой объединения. Права и обязанности обучающихся. Техника безопасности. Практика: игры на знакомство и сплочение коллектива. 2. Аэробная разминка Теория: беседа о правильном питании, почему это необходимо танцору и о пользе спорта. Практика: выполнение аэробных связок, выполнение базовых движений, шагов и элементов. 3. Hip-hop Теория: просмотр учебного фильма об уличных танцах, изучение терминологии стиля «хип-хоп» Практика: Изучение базовых элементов, степов. Разучивание связок и хореографии в стиле «хип-хоп». Контрольное занятие, где учащиеся демонстрируют хореографию в данном стиле. 4. Тема: «Popping» Теория: краткие сведения о данном стиле. Практика: базовые элементы паппинга, знакомство с базовыми движениями. Контрольное занятие, где учащиеся демонстрируют хореографию в данном стиле. 5. Тема: «Vogue» Теория: презентация «История развития танцевального стиля Vogue». Практика: знакомство и изучение базовых движений, шагов. Отработка по техничности. Походки и падения вога. Контрольное занятие, где учащиеся демонстрируют хореографию в современном стиле. 6. Тема: программа в стиле «Dancehall» Теория: презентация «Знакомство со стилем «Dancehall». Практика: знакомство и изучение базовых движений, постановка хореографии и её исполнение. 7. Тема: «Jazz-funk» Теория: видео «Знакомство со стилем «Jazz-funk», рассказ. Практика: знакомство и изучение базовых движений, отработка, изучение связок и хореографии. 8. Тема: Курс по импровизации Теория: разбор «Для чего нужна импровизация?» Практика: упражнения на развитие фантазии, умение импровизировать, джемы и батлы. 9. Тема: Постановочная работа Практика: Работа над танцевальным репертуаром. Разучивание хореографии, рисунка танца, закрепление материала, сдача комбинаций. 10. Тема: «Сценическая практика» Теория: сценическая и танцевальная этика, форма и манера исполнения хореографии. Анализ танцевальных выступлений. Практика: знакомство с приемами актерского мастерства в танце, игра «Город эмоций», концертная деятельность. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2.1. Формы аттестации/контроля обучающихся и оценочные материалы. Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входная диагностика, текущий контроль и итоговая аттестация. Входная диагностика представляет собой собеседование, наблюдение и оценки общей физической подготовки (ОФП). Текущий контроль осуществляется в рамках промежуточной аттестации – в форме систематической проверки учебных достижений, проводимых педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Представляет собой контрольные упражнения, наблюдение, результативность творческой деятельности. Итоговый контроль, в форме итоговой аттестации – по результатам освоения программы. Представляет собой открытый урок, отчетное выступление, результативность творческой деятельности. Результаты аттестации оформляются в виде диагностических карт, фиксируются и представляются в Протоколе итогов аттестации. Критерии оценки образовательных результатов Оценка качества усвоения и овладения обучающимися содержания Программы «Уличные танцы» определяется уровнем выраженности предметных, метапредметных и личностных компетенции, зафиксированных в результатах образовательной деятельности. Формой оценки качества освоения программного материала является уровень: высокий, средний, низкий. На основании критериев оценки уровня предметных, метапредметных и личностных результатов в протокол (Приложение 3) выставляется критериальный балл. − высокий уровень получает обучающийся, который успешно освоил более 70% содержания Программы, подлежащей аттестации (3 балла); − средний уровень получает обучающийся, который успешно освоил от 50% до 70% содержания Программы, подлежащей аттестации (2 балла); − низкий уровень получает обучающийся, который успешно освоил менее 50% содержания Программы, подлежащей аттестации (1 балл). Материалы для проведения входной диагностики, промежуточной аттестации, итоговой аттестации по годам обучения. (Приложение 4). Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится входной контроль, текущий контроль в виде контрольного среза знаний освоения программы в конце освоения темы. В процессе обучения образовательные результаты обучающихся фиксируются в личном портфолио обучающегося, фото и видео отчетах. Формы подведения итогов реализации программы Открытое занятие, выступление на сцене, конкурс, результативность творческой деятельности. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов Занятие в конце каждого полугодия является открытым занятием для родителей. Обучающиеся второго года принимают активное участие в выступлениях, конкурсах, концертах, собирают личное портфолио обучающегося. Система выявления и поддержки талантливых детей, поощрения достижений обучающихся. Выявление талантливых детей происходит на занятиях в ходе педагогических наблюдений, а так же при анализе контрольных работ и публичных выступлений. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми является создание ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и обучающегося, обучающегося и группы. Система поощрения успехов одарённого обучающегося: − создание ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание; − организация и участие в разномасштабных конкурсах, фестивалях, сбор индивидуального портфолио с грамотами, показывающими одаренность ребенка; − организация награждений способных и талантливых обучающихся по итогам конкурсов, олимпиад и других мероприятий разного уровня и направленности; − организация объективного информирования: публикации о победителях, призерах в открытых источниках. 2.2. Условия реализации программы Материально- техническое обеспечение № 1 2 Оборудование Количество, Использование % шт. Учебные помещения Танцевальный зал со сценическим 1 100% покрытием, оборудованный зеркалами и матами. Малый спортивный зал с мягким покрытием 1 30% Уличная сцена 3 Музыкальный центр 1 1 Технические средства обучения 1 20% 100% 2 3 Жесткий диск с музыкальным сопровождением Комплект: ноутбук, проектор, экран 1 100% 1 30% Информационное обеспечение реализации программы Наглядные пособия по хореографии: плакаты, фотографии, DVD фильмы, записи выступлений. Кадровое обеспечение реализации программы Программу реализует педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1). Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, (соответствующей профилю программы), без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. При необходимости сетевого взаимодействия, интеграции с другими программами, приглашения специалистов для реализации отдельных тем и т.п. Сведение о составителе Ударцева Инна Михайловна Образование:Уральский Государственный Педагогический Университет, образовательная программа бакалавриата «Педагогическое образование», профиль «Дополнительное образование (хореографическое образование)» Методическое обеспечение программы На занятиях по программе «Уличные танцы» применяются методы обучения, которые обеспечивают получение обучающимися необходимых навыков физического и творческого развития, активизируют мышление, усвоение обучающимися программного материала, развивают и поддерживают интерес к хореографии. I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Аспект передачи и восприятия учебной информации: -словесный (беседа, диалоги, объяснения) -наглядный (показ упражнений, элементов, связок, техники выполнения) -практический (самостоятельное выполнение упражнений, самостоятельное повторение и закрепление элементов и связок, выполнение практических заданий совместно с педагогом) Логический аспект: -индуктивный -дедуктивный Аспект мышления и степень познавательной самостоятельности: Метод Деятельность педагога обучающегося Репродуктивный Рассказывает, показывает Выполняет по образцу ЧастичноУправляет: ставит вопросы, Работает самостоятельно. поисковый консультирует. II. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: − создание «ситуации успеха»; − предъявление требований и приучение к их выполнению; − эмоциональное воздействие. III. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности: − методы устного контроля и самоконтроля. − методы взаимоконтроля IV. Методы воспитания. − метод формирования познания: убеждение, объяснение, рассказ, пример. − метод организации деятельности и формирования опыта поведения: личный пример педагога, упражнение, приучение, воспитывающие ситуации. − метод стимулирования мотивации: оценка, поощрение. Изучение каждого раздела или темы программы состоит из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно - оценочного. Главные педагогические условия: 1. Индивидуальный подход к развитию физических и нравственных качеств, предполагающий органическое слияние физкультурно-спортивной и художественной направленностей дополнительного образования. 2. Ориентация на самостоятельное совершенствование физических возможностей и духовного потенциала. 3. Педагогический мониторинг развития психических, физических качеств и духовно-нравственной основы здоровья обучающегося. Дидактическое обеспечение реализации программы Демонстрационные пособия сопровождают объяснение педагога и помогают преодолеть возникающий иногда разрыв между словом и представлением в сознании обучающегося. Демонстрационные пособия реализуют принцип наглядности обучения. Видеоролики с примерами выполнения упражнений и элементов танца: https://www.youtube.com/watch?v=zrHv3KBXbmQ https://www.youtube.com/watch?v=PTbo28Q9ZVc https://www.youtube.com/watch?v=WF1dqp6IG4A https://www.youtube.com/watch?v=JL1ufL2SP6Y https://www.youtube.com/watch?v=D0ue5WwJU4M Список литературы Нормативные правовые акты: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года /распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996 p-r. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н ; 6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 9. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; 10.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 11.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.12.2021 г. № 1245-Д "О внесении изменений в приказ Министерства образования и молодежной политики СО от 26.06.2019 №70Д "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; 12.Правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – центр «Лик» утвержденные Приказом № 47-ОД от 01.03.2023г. 13.Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО-центр «Лик» утвержденное Приказом № 47-ОД от 01.03.2023г. 14.Устав МБУ ДО – центр Лик. Список литературы для педагога: 1. Бирюк, Е.В. Особенности физической подготовки [Текст]: Метод. рекомендации / Е.В. Бирюк, Е.А. Овчинникова. – Киев: ГКИФГ, 1991. – 74 с. 2. Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания [Текст] / М.С. Боголюбская. - М., 1986. – 93 с. 3. Боттомер, Пол Учимся танцевать [Текст] / Пол Боттомер. – М.: Эксно- экспресс, 2018. – 256 с. 4. Волконский, С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста [Текст] / С.М. Волконский. – М.: Ленанд, 2020. – 248 с. 5. Горанов, К. Содержание и формы в искусстве [Текст] / К. Горанов. – М.,1962. – 271 с. 6. Зуева, И.А. Современные танцы [Текст] / И.А. Зуева. - Краснодар, 2008. – 206 с. 7. Гиршон, А. С. Импровизация и хореография. Танцевальная импровизация [Текст] / А.С. Гиршон. – Москва, 1999. – 89 с. 8. Захаров, Р. Искусство балетмейстера [Текст] / Р. Захаров. - М.: Искусство,2014. – 431 с. 9. Захаров, Р. Сочинение танца [Текст] / Р. Захаров.- М.: Искусство, 2014. – 237 с. 10. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства хореографическим коллективом [Текст] / Л.Д. Ивлева. - Челябинск, 2003. – 58 с. 11. Каргин, А.С. Самодеятельное творчество: история, теория, практика [Текст] / А.С. Каргин. - М.: Просвещение, 1988. – 272 с. 12. Кирсанов, В. Спорт, музыка, грация [Текст] / В. Кирсанов. – М.: МФКиС,1986. – 119 с. 13. Мерзликин, А.М. Брейк-данс для начинающих [Текст] / А.М. Мерзликин.- Спб: Нева, 2000. – 118 с. 14. Морель, Р.Ф. Хореография в спорте [Текст] / Р.Ф. Морель. – М., 1998. – 110с. 15. Панферов, В.И. Мастерство хореографа [Текст]: учебное пособие / В.И. Панферов. – ЧГАКИ: Полиграф - Мастер, 2009. - 368 с. 16. Сергеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости [Текст] / Б.В. Сергеев. – М., Физкультура и спорт, 1970. – 61 с. 17. Судакова М.В. Композиция танца [Текст]: информационный сборник / М.В. Судакова. – Хабаровск, КНОТОК, 2003. - 72с. Для обучающихся и родителей: 1. Гавликовский, Н.Л. Руководство для изучения танцев [Текст] / Н.Л. Гавликовский. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2010. - 256 с. 2. Зуева, И. А. Современные танцы [Текст] / И.А. Зуева. - Краснодар, 2011. - 472с. 3. Меланьин, А.А. Теоретические аспекты изучения хореографического искусства: методы анализа танцевального движения [Текст] / А.А. Меланьин. - М., 2010. - 234 с. Интернет-источники: 1. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/catalog.asp 2. Дополнительное образование http://dopedu.ru/ 3. Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ 4. Внешкольник. Рф http://dop-obrazovanie.com/ 5. Библиотекарь.Ру http://www.bibliotekar.ru/index.htm 6. Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/ 7. Брейк-данс и хип-хоп. http://www.breakhop.ru/ Приложение 1 Рабочая программа ДООП «Уличные танцы. Hip-hop» (оформляется отдельно) Приложение 2 Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Уличные танцы. Hip-hop» на 2024 - 2025 учебный год (по группам). Группа №1 (7-9 лет) Месяц Дата Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Форма контроля Группа №1 (9-12 лет) Месяц Дата Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Форма контроля Возраст обучающихся Всего аттестовано обучающихся, % от общего количества обучающихся. Из них по результатам аттестации показали: Предметные результаты высокий уровень чел. % от общего количества обучающихся средний уровень чел. % от общего количества обучающихся низкий уровень чел. % от общего количества обучающихся Метапредметные результаты высокий уровень чел. % от общего количества обучающихся средний уровень чел. % от общего количества обучающихся низкий уровень чел. % от общего количества обучающихся Педагог дополнительного образования: Члены аттестационной комиссии: / Ф.И.О. Личностные результаты высокий уровень чел. % от общего количества обучающихся средний уровень чел. % от общего количества обучающихся низкий уровень чел. от общего количества обучающихся / Подпись / / / / % Инициативность: решительность в выступлениях перед публикой Поведенческие: настойчивость в достижении результата Личностные результаты Организационно-волевые: терпение, самоконтроль Уровень и динамика достижений работы индивидуально, коллективе Функциональные: осознанное владение своим телом, понимает правильности движений Учебно-познавательные: умение чувствовать и владеть своим телом Коммуникативные навыки: умение работать в команде, парах Ценностно-смысловые навыки: слушать и слышать педагога, самоконтроль упражнения Практическая подготовка: умение выполнять базовые Метапредметные результаты Ориентационные: поддержка здорового образа жизни Группа № Предметные результаты Теория: знание названий основных элементов Уличных танцев Ф.И обучающегося Протокол итогов аттестации обучающихся Информационные: владение изученным материалом ДООП «Уличные танцы. Hip-hop» Год обучения Приложение 3 Приложение 4 Контрольные материалы для проведения аттестации Теоретические задания: 1. Хип-хоп – это…? - стиль танца, в котором все движения смотрятся легко и широко за счет пружинистого кача в ногах и корпусе. - стиль танца, который включает в себя элементы поппинга, локинга, брейкинга, джаза, балета, чечетки и других стилей и обычно исполняется под хип-хоп, R&B, фанк, электронную или поп- музыку - стиль танца, отличающийся своей пластичностью и акробатикой 2. В основе хип-хоп танца лежит? - стили - кач - направления 3. Базу хип-хопа разделяют по времени на ...? (выберете несколько вариантов ответа) - Старая школа - Средняя школа - Новая школа - Высокая школа - Базовая школа - Школа вэйвинга 4. Какой стиль называется Локинг? - Один из самых позитивных фанковых стилей танца, характеризующийся шуточной и даже комичной манерой исполнений. - Cтиль фанкового и уличного танца, основанный на технике быстрого сокращения и расслабления мышц, чтобы вызвать толчки в теле танцора, называемые поп или хит. - Cтиль, при исполнении которого танцор использует пластичные движения, имитируя движение по телу одной или нескольких волн. 5. В какой стране был придуман танцевальный стиль Денсхолл? - США - Бразилия - Ямайка 6. Какой стиль танца стал Олимпийским видом спорта? - Хип хоп - Паппинг - Брейкинг 7. Из приведенных ниже базовых движений выберете базовые движения Хип хопа: - лок - пап - кик - крис кросс - ранинг мэн - поинт - фермер - ап - стив мартин - барт симпсон - скубиду - ту степ - рибок - пати машин Критерии оценки: Уровень освоения программы: 1-8 б - «низкий» 9-12 б - «средний» 13-16 б - «высокий» Практические задания: Задание 1. На основе выученных базовых элементов сочинить короткую связку в стиле «Хипхоп» Задание 2. На основе выученных базовых элементов выступить перед учениками с импровизацией Критерии оценки: Уровень освоения программы: «низкий» - обучающийся с не может вспомнить самостоятельно базовые движения без помощи педагога, с трудом сочиняет собственный танцевальный отрезок «средний» - обучающийся с трудом вспоминает базовые движения, без труда сочиняет собственный танцевальный отрезок «высокий» - обучающийся быстро вспоминает базовые элементы, без труда сочиняет собственный танцевальный отрезок