ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТВОРЧЕСКИЕ ЛИКУНЧИКИ. СТАРТ» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-10 лет Срок реализации: 144 часа Составитель: Тверитина Валерия Вячеславовна, педагог дополнительного образования Брагина Ольга Андреевна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы Составитель программы Вид программы Творческие Ликунчики.Старт Тверитина Валерия Вячеславовна, педагог дополнительного образования Брагина Ольга Андреевна, педагог дополнительного образования Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Направленность программы Художественная Форма реализации программы очная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Срок реализации программы 144 часа Возраст обучающихся 5-10 лет Категория обучающихся Обучающиеся дошкольного и младшего школьного возраста Уровень освоения программы Стартовый Краткая аннотация программы Развитие художественно-изобразительных навыков через виды изобразительного искусства: живопись, графика, смешанные техники. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческие Ликунчики.Старт» разработана на основе программы начального общего образования «Изобразительное искусство» В.С. Кузина, профессора, члена Российской академии образования и писателя Э.И. Кубышкиной. Направленность: художественная. Вид программы: модифицированная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Форма организации: групповая. Наполняемость учебных групп: 12-15 человек. Обучающиеся изучают материал, исходя из своих возрастных возможностей и в зависимости от уровня художественных способностей. Уровень выявляется на первом занятии и в течение последующих нескольких занятий с помощью наблюдения. Комплектование учебных групп осуществляется с учетом возрастных особенностей: 5-6 лет, 6-7 лет, 8-10 лет. Продолжительность: нормативная продолжительность программы 144 часа. Программа одноуровневая – стартовый уровень Адресат программы: обучающиеся старшего дошкольного 5-10 лет, желающие ближе прикоснуться к миру изобразительного искусства и научиться, своими руками создавать красочные рисунки. Старший дошкольный возраст 5-7 лет– важный период в жизни ребенка. В это время происходят вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Характерными особенностями в этом возрасте, неспособность долго концентрироваться на определенном занятии и быстрая утомляемость. Поэтому на занятиях предусмотрена смена деятельности, динамическая пауза, само занятие длиться 30 минут. В этом возрасте интересен сам процесс рисования, а не его результат. На занятиях предусмотрены игровые моменты и организовано обсуждение во время процесса рисования, поскольку в рисунке обучающиеся пытаются рассказать о том, что они уже знают, чувствуют. Младший школьный возраст 7-10 лет. Обучающиеся этого возраста дружелюбны, любят участвовать в групповой деятельности. Это дает каждому обучающемуся чувство уверенности в себе, так как его личные недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься различными видами изобразительной деятельности, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Обучающийся начинает быть самостоятельным, приспосабливается к обществу вне семейного круга. В возрасте 7 – 10 лет механизмы творческого воображения особенно влияют на эмоциональное состояние ребенка. В этом возрасте дети часто теряют жизненную уверенность из-за неумения выразить свои мысли. Изобразительное искусство и художественное творчество играют решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия в психике ребенка. Занятия по программе помогут ребенку осознать свои чувства, выбрать средства и способы их выражения, формировать навыки «пространственного видения», развивать способность преобразовывать видимый мир по законам красоты. Новизна и отличительная особенность программы заключается в том, что обучение рисованию детей осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Педагог загружает на интернет-ресурс (например группа ВКонтакте) видеозанятия (в записи), где объясняет и показывает необходимые задания, упражнения, порядок выполнения на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения. Формой передачи знаний и умений, обмена опытом является форма «мастер-класс». Занятия организованы с привлечением взрослых (родителей или воспитателей). В процессе обучения организованна обратная связь, с использованием чат–технологии. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческие Ликунчики.Старт» также реализуется с помощью онлайн-платформы LearningApps.org. для поддержки обучения с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (далее – упражнений). Упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д. Упражнения создаются онлайн и в дальнейшем используются в образовательном процессе и для проведения промежуточной и итоговой аттестации. Упражнения не являются законченными учебными единицами и интегрированы в сценарий обучения. Онлайн-платформа LearningApps.org не требует регистрации, задания выполняются при помощи QR-кода, есть возможность зарегистрировать каждого обучащегося и создать группу для отслеживания выполнения задания. Актуальность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обусловлена «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания граждан России» с учетом, изменившихся социально – культурных условий деятельности современных учреждений дополнительного образования и «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: «…развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…» В век научно-технического прогресса и стремительно развивающихся компьютерных технологий обучающиеся очень эрудированны, быстро осваивают теоретический материал и это здорово. Особую роль в обучении сегодня занимает формирование потребности в практической деятельности, соответствующих этой деятельности компетенций и личностного потенциала обучающихся. Важной и актуальной задачей современного образования является ориентация на развитие творческой, мобильной и социально активной личности. Применение интернеттехнологий в образовании детей 5-10-летнего возраста позволяет дифференцировать процесс обучения дошкольников и младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, способствует их увлечённости и мотивированности. Кроме обучения навыкам рисования занятия способствуют: − развитию речи (в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников, обсуждения сюжета и самого рисования происходит непрерывный разговор с обучающимися, что в свою очередь стимулирует их речевую активность, развивается связная речь детей в виде высказываний, а также расширяет активный и пассивный словарь); − ознакомлению с окружающим миром (педагог уточняет и расширяет знания о различных явлениях природы, животных); − развитию фантазии и творчества (обучающимся демонстрируются способы действий с изобразительным материалом, оказывается помощь на начальном этапе, а затем направляется их активность, на выполнение задания эмоционально, увлекательно); − личностному развитию (демонстрируется очень бережное и внимательное отношение к рисункам, представление работ на выставках, конкурсах, чтобы обучающиеся чувствовали уважение к своим творениям); − эстетическому развитию (формируются начальные понимания в композиции и колористике); Цель программы – развитие художественно-изобразительных навыков через виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, графика, композиция. Задачи. Обучающие: − способствовать овладению начальными навыками изобразительного искусства: композиционным и графическим; − формировать знания, умения и практические навыки работы с акварельными и гуашевыми красками, кистями, фломастерами и карандашами, и дополнительными материалами; Развивающие: − формировать эстетический и художественный вкус; − развивать творческий потенциал обучающихся; − развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: − прививать интерес к художественному творчеству; − формировать положительное эмоциональное восприятие окружающего мира; − развивать усидчивость, внимательность, самостоятельность. Объем программы: Общий объем программы «Творческие Ликунчики.Старт» составляет 144 часа, из них теория – 36 часов, практика -108 часов. Формы и режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Продолжительность академического часа – 30 минут. Согласно требованиями СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" продолжительность онлайн-занятия, а также время самостоятельной работы учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста за компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно превышать 20 минут. Для соблюдения требований на занятии выстроено соотношение учебного времени просмотр видеоконтента/практическая деятельность – 10/80 и количество видов деятельности от 4 до 7 (включая физкультминутки, пальчиковые игры). Форма обучения: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучение проводится на русском языке. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческие Ликунчики.Старт» предусматривает использование следующих форм организации образовательного процесса: – индивидуальная; – групповая. Виды занятий при организации дистанционного обучения: − оfline-занятие (видеозанятие в записи); − фрагменты и материалы образовательных интернет-ресурсов; − контрольные задания на онлайн-платформе LearningApps.org − адресные дистанционные консультации. Принципы отбора содержания. − принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности; − принцип сотрудничества обучающегося и педагога; − принцип систематичности и последовательности – новые знания опираются на ранее полученные; − принцип доступности - обучение посильно и доступно; − принцип проблемного обучения – обучающиеся в процессе игр, организованной деятельности сами достигают новых знаний и умений. Структура занятия: Занятия строится следующим образом: объяснение в начале занятия занимает 3-5 минут. Остальное объяснение подается порционно в течение всего занятия. Основная мысль занятия сужается до одной фразы и повторяется все занятие. Все объяснения, происходят, на окружающих предметах или на доступных, близких обучающимся примерах, которые знакомы и понятны. В процессе обучения происходит пересмотр отношения обучающегося к процессу изображения, подобное изменение касается перехода от улучшения рисунка «присоединением деталей» к совершенствованию изображаемого. На занятиях используется разнообразная практическая часть общения с каждым обучающимся, педагог использует несколько моделей взаимодействия: − по типу прямой передачи опыта, когда педагог учит новым умениям, способам действия; − по типу равного партнерства, когда педагог – равноправный участник детской деятельности, − по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается за помощью в разрешении проблем и обучающиеся исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п. Одним из основных методов обучения на занятиях является метод «Специальные упражнения», который позволят отработать отдельные изобразительные приемы. Этот метод состоит из применений упражнений: − для развития руки и подготовки ее к рисованию; − упражнения в создании и нахождении красивых форм; − упражнения для развития воображения; − упражнения в геометрическом рисовании предметов; − упражнения на рисование в перспективе. Ожидаемые результаты обучения. В результате решения поставленных учебных задач у обучающихся будут сформированы следующие компетенции: Предметные: − владение начальными навыками изобразительного искусства: композиционным и графическим; − демонстрация знания, умения и практических навыков работы с акварельными и гуашевыми красками, кистями, фломастерами и карандашами, и дополнительными материалами; − демонстрация знания, умения и практических навыков работы в техниках рисования: «акварель и соль», «акварель по-сырому», «смешанная техника». Метапредметные: − демонстрируют проявление эстетического и художественного вкуса; − демонстрируют способность к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов проявляя творческий потенциал; − демонстрируют ручную умелость при включении мелкой моторики рук. Личностные: − проявляют интерес к художественному творчеству и ручному труду; − демонстрируют положительное эмоциональное восприятие окружающего мира; − демонстрируют усидчивость, внимательность, самостоятельность. № п/п Раздел, тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. Возможности простого карандаша Мухоморы На морозе Осенние заготовки Зебра «Съедобные» оттенки Улитка Подсолнухи Яблочные дольки Цветы. Графика Кактусы Натюрморт с арбузом Альпака Техника «Оверлеппинг» Фонарь Одуванчики Вот ёжик – ни головы, ни ножек… Сон медведя Храбрый петушок Каллиграфия. Красиво пишем букву имени Щенок Рисуем человека. Пропорции По тропам ягуара Домик в деревне Лягушонок Лубочный кот Белые березы Домики. Графика Северное сияние Зима. Каллиграфия Моряк Хамелеон Снеговики в шапочках и шарфиках. Пернатый друг Вкус снежинок. Собачка Ракушка Чайки По волнам Гусеница превращается в… Зайчик УЧЕБНЫЙ ПЛАН I год обучения (144 часа) Количество часов всего теория практика Формы аттестации/ контроля 2 0,5 1,5 Онлайн-выставка 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0.5 0,5 0.5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1.5 1,5 1.5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 Просмотр Просмотр Просмотр Просмотр Онлайн-выставка Просмотр Просмотр, выставка Онлайн-выставка Фотоотчет Онлайн-выставка Фотоотчет Фотоотчет Онлайн-выставка Онлайн-выставка Фотоотчет 2 0.5 1.5 Рефлексия 2 2 0,5 0.5 1,5 1.5 Онлайн-выставка Онлайн-выставка 2 0,5 1,5 Онлайн-выставка 2 0.5 1.5 Рефлексия 2 0,5 1,5 Просмотр 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0,5 0,5 0.5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1.5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 Просмотр Онлайн-выставка Просмотр Просмотр, выставка Просмотр Онлайн-выставка Онлайн-выставка Онлайн-выставка Онлайн-выставка Онлайн-выставка 2 0,5 1,5 Онлайн-выставка 2 2 2 2 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 Фотоотчет Фотоотчет Фотоотчет Фотоотчет Онлайн-выставка 2 0,5 1,5 Просмотр 2 0,5 1,5 Просмотр 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 1. 2. 3. 4. Совушка Самолет Индийский слон Эскимос Ананас Креветка Синий кит Курочка Путешествие на воздушном шаре Цветы для мамочки Гортензия Динозаврик Павлин Ракеты и кометы Красная ягода Улей Лисичка Львенок Силуэт (Пейзаж) Светлячки Ласточки Тукан Стрекоза Краб Друзья Майский жук Скворечник Уточка Долька апельсина Рыбка Фруктовый фреш. Скетчинг Божья коровка Итого часов 2 2 2 2 2 2 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 Онлайн-выставка Онлайн-выставка Просмотр, выставка Онлайн-выставка Онлайн-выставка Просмотр Фотоотчет 2 0,5 1,5 Онлайн-выставка 2 2 0,5 0,5 1,5 1,5 Онлайн-выставка Онлайн-выставка 2 0,5 1,5 Онлайн-выставка 2 0,5 1,5 Онлайн-выставка 2 0,5 1,5 Просмотр 2 0,5 1,5 Онлайн-выставка 2 0,5 1,5 Просмотр, выставка 2 2 2 2 2 2 2 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 Онлайн-выставка Онлайн-выставка Фотоотчет Онлайн-выставка Онлайн-выставка Онлайн-выставка Онлайн-выставка Онлайн-выставка 2 0,5 1,5 Фотоотчет 2 144 0,5 36 1,5 108 Онлайн-выставка СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Тема: Возможности простого карандаша Теоретическая часть: Какие бывают карандаши? Как правильно держать карандаш. Практическая часть: Упражнение «Подготовка руки к рисованию». Тема: Мухоморы Теоретическая часть: Загадки про ядовитые и съедобные грибы. Практическая часть: Рисование композиции. Гуашь. Тема: На морозе. Теоретическая часть: Обсуждение необходимых материалов. Портрет девочки в варежках. Орнаменты на варежках. Практическая часть: Рисование в карандаше и фломастерами. Тема: Осенние заготовки. Огурцы Теоретическая часть: Беседа «Что такое заготовки», Практическая часть: Рисование банки по шаблону и огурцы в ней. Гуашь. 5. Тема: Зебра Теоретическая часть: Загадки. Просмотр фотоматериала «Путешествие в Африку» Практическая часть: Изображение зебры с характерным для нее окрасом. Акварель. 6. Тема: «Съедобные» оттенки Теоретическая часть: разговор о сливовом, клубничном, ореховом, шоколадном, лимонном, апельсиновом, сливочном, вишневом оттенках. Схемы смешения оттенков. Практическая часть: «Собираем» торт. Эскиз угощения. Работа в цвете. 7. Тема: Улитка Теоретическая часть: Рассказ «Где домик улитки» Практическая часть: Выполнение упражнения «Спиралька», рисование раковины улитки, рожек и хвостика. Раскрашивание домика для улитки. Гуашь. 8. Тема: Подсолнухи Теоретическая часть: Беседа «Солнечные цветы». Практическая часть: Выбор подходящей цветовой гаммы. Эскиз. Работа акварелью. Смешивание разных красок, получение нужных оттенков. 9. Тема: Яблочные дольки. Теоретическая часть: Лабораторная работа разрезание яблок на части. Практическая часть: Рисование долек яблок. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы. 10. Тема: Цветы. Графика Теоретическая часть: Беседа «что такое графика?». Рассматривание иллюстраций. Практическая часть: Заготовка фона. Эскизы цветов. Работа графическими материалами. Смешанная техника 11. Тема: Кактусы Теоретическая часть: Рассказ о кактусах и их применении. Практическая часть: Создание творческой композиции. Гуашь. 12. Тема: Натюрморт с арбузом Теоретическая часть: Беседа: «Что такое натюрморт». Понятие «передний план, задний план, предметы, драпировка». Рассматривание фотоматериалов. Практическая часть: Разработка эскиза. Работа в цвете 13. Тема: Альпака Теоретическая часть: уточнить и закрепить имеющиеся знания детей об альпаке. Практическая часть: Рисование образа ламы с помощью различных видов штриховки. 14. Тема: Техника «Оверлеппинг» Теоретическая часть: Беседа «Оверлеппинг-это…». Просмотр примеров Практическая часть: Эскиз простым карандашом. Работа акварелью. Создание узоров художественными материалами. 15. Тема: Фонарь Теоретическая часть: Просмотр фотографий. Рассказ «История первого фонаря» Практическая часть: Передача с помощью гуаши свечения фонаря. 16. Тема: Одуванчики Теоретическая часть: Беседа «Легкий, как пушинка». Понятия «Черно-белый», «Графика». Практическая часть: Эскиз простым карандашом. Техника «Коллаж» 17. Тема: Вот ёжик – ни головы, ни ножек. Теоретическая часть: Беседа «Чем питается ежик» Практическая часть: Рисование ёжика с передачей характерных особенностей внешнего вида. Гуашь 18. Тема: Сон медведя Теоретическая часть: Почему мишка спит зимой? Практическая часть: Разработка эскиза. Работа в цвете. Завершение композиции 19. Тема: Храбрый петушок». Теоретическая часть: Сказка. Практическая часть: Рисование петушка акварельными красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. 20. Тема: Каллиграфия. Красиво пишем букву имени Теоретическая часть: Что такое каллиграфия? Виды шрифтов. Практическая часть: Пишем имя. Украшение букв на свой вкус 21. Тема: Щенок Теоретическая часть: Рассказ «Породы собак». Практическая часть: Рисование щенка гуашевыми красками. 22. Тема: Рисуем человека. Пропорции. Теоретическая часть: Что такое набросок. Понятие «Пропорции» Практическая часть: Эскиз простым карандашом. Работа в цвете 23. Тема: По тропам ягуара» Теоретическая часть: Просмотр видеоролика о жизни ягуаров. Практическая часть: Рисование ягуара с передачей характерных особенностей внешнего вида. Акварель. Маркер. 24. Тема: Домик в деревне Теоретическая часть: Понятие «Скетчинг». Практическая часть: быстрая зарисовка деревенского вида 25. Тема: Лягушонок Теоретическая часть: Просмотр фрагмента мультфильма «Лягушкапутешественница». Беседа «Умеют ли лягушки летать» Практическая часть: Рисование лягушонка. Акварель. Маркер. 26. Тема: Лубочный кот Теоретическая часть: стихотворение «Лубочный кот». Декоративное изображение животных Практическая часть: зарисовка простым карандашом поэтапно. Работа в цвете 27. Тема: Белые березы Теоретическая часть: Чтение стихотворения Практическая часть: Рисование берез при помощи пластикой карты. Гуашь. 28. Тема: Домики. Графика Теоретическая часть: Строение зданий. Теоретические вводные «какие бывают здания» Практическая часть: Зарисовка карандашом. Работа графическими материалами. Заполнение в технике «Линия. Пятно» 29. Тема: Северное сияние Теоретическая часть: Просмотр видеоролика. Практическая часть: Рисование акварелью мягких, плавных переходов на ночном небе. 30. Тема: Зима. Каллиграфия Теоретическая часть: Повторение понятия «Каллиграфия». Характеристика слова «Зима» Практическая часть: Разработка авторского шрифта. Завершение композиционного замысла 31. Тема: Моряк. Теоретическая часть: Понятие «портрет». Рисование портрета. Практическая часть: Техника рисования акварельными красками. Акварель. 32. Тема: Хамелеон Теоретическая часть: «Кто такой хамелеон?» Факты о животном Практическая часть: Строение туловища. Работа над композицией 33. Тема: Снеговики в шапочках и шарфиках. Теоретическая часть: Просмотр видеоряда «снеговики в шапочках и шарфиках». Обсуждение. Практическая часть: Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развитие глазомера, чувства цвета, формы и пропорции. 34. Тема: Пернатый друг Теоретическая часть: Беседа «О птицах». Рассматривание примеров Практическая часть: Работа над эскизом. Работа в цвете 35. Тема: Вкус снежинок. Собачка Теоретическая часть: Беседа «Разнообразные снежинки» Практическая часть: Композиция. Акварель. Фломастеры. 36. Тема: Ракушка Теоретическая часть: техника «Зентагл». Беседа «Жители океана» Практическая часть: Эскиз. Работа в технике «Зентагл». Графические материалы 37. Тема: Чайки Теоретическая часть: Рассматривание иллюстрации и фотографий. Практическая часть: Рисование композиции. Гуашь. 38. Тема: По волнам Теоретическая часть: Беседа «Корабль мчится по морям…» Строение кораблей. Рассматривание аналогов Практическая часть: Составление собственной композиции, задача – использовать разнообразие «морских» оттенков 39. Тема: Гусеница превращается в… Теоретическая часть: Беседа «Из гусеницы в бабочку». Понятие «Симметрия». Просмотр видеоролика Практическая часть: Эскиз бабочки. Работа в цвете. Смешанная техника 40. Тема: Зайчик Теоретическая часть: Просмотр фотографий. Практическая часть: Рисование зайчика гуашью. Передача пушистости животного. Освоение приёмов работы жесткой кистью. 41. Тема: Совушка Теоретическая часть: Беседа «Совушка-сова, большая голова». Строение туловища птицы. Виды штриховки Практическая часть: Разработка эскиза, работа графическими материалами. 42. Тема: Самолет Теоретическая часть: Знакомство с историей возникновения первых самолетов. Практическая часть: Рисование самолета. Гуашь. 43. Тема: Индийский слон Теоретическая часть: Беседа «Жаркие страны», «Интересные факты о слонах». Понятие «Орнамент» Практическая часть: Рисование туловища слона. Украшение нарядом. Завершение композиционного замысла. 44. Тема: Эскимос Теоретическая часть: Знакомство с бытом и традициями народов севера. Практическая часть: рисование портрета. Гуашь 45. Тема: Ананас Теоретическая часть: Беседа «Где растут ананасы. Интересное о фрукте» Практическая часть: Составление композиции по теме. Смешанная техника 46. Тема: Креветка Теоретическая часть: Просмотр видеоматериала. Практическая часть: Эскиз. Работа в цвете. 47. Тема: Синий кит Теоретическая часть: Беседа «Киты». Практическая часть: Выбор техники. Работа над композицией. 48. Тема: Курочка Теоретическая часть: Видеоряд «Домашние птицы». Практическая часть: Рисование формы полукруг, овал. Гуашь. 49. Тема: Путешествие на воздушном шаре Теоретическая часть: Беседа «На большом воздушном шаре». Мини-книга Практическая часть: Создание собственной мини-истории с иллюстрациями 50. Тема: Цветы для мамочки Теоретическая часть: Беседа о мамах. Практическая часть: Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе в виде сапожков. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. Гуашь. 51. Тема: Гортензия Теоретическая часть: Беседа «Особенности цветка». Практическая часть: Работа над композицией. Работа в цвете 52. Тема: Динозаврик Теоретическая часть: Рассказ и просмотр иллюстраций «Виды динозавров» Практическая часть: Рисование рептилий. Фломастеры. 53. Тема: Павлин Теоретическая часть: Беседа «Факты о павлинах». Строение туловища. Украшениехвост. Рассматривание примеров, фотографий птицы. Практическая часть: Эскиз. Работа в цвете 54. Тема: Ракеты и кометы Теоретическая часть: Викторина «Первый космонавт» Практическая часть: Создание картин на космическую тему. Гуашь 55. Тема: Красная ягода Теоретическая часть: Беседа «Польза ягод». Клубника. Как ее рисовать Практическая часть: Эскиз. Работа в цвете 56. Тема: Улей Теоретическая часть: Беседа о пчелах. Просмотр фотографий Практическая часть: Рисование пчел пальцем. Улей аппликация. гуашь. 57. Тема: Звери Теоретическая часть: Стилизация туловища животного. Практическая часть: Эскиз. Работа в цвете 58. Тема: Львенок Теоретическая часть: Повторение понятия «орнамент». Практическая часть: Создание орнамента на гриве львенка. Чередование узора. Цветные карандаши. Фломастеры. 59. Тема: Силуэт Теоретическая часть: Что такое силуэт. Понятие «контур» Практическая часть: Работа акварелью 60. Тема: Светлячки Теоретическая часть: Чтение стихотворений. Рассказ «От чего светятся светлячки» Практическая часть: Работа светлыми и темными оттенками. 61. Тема: Ласточки Теоретическая часть: «Беседа «Весна». Просмотр видеоролика с птицами. Интересные факты о ласточках. Практическая часть: Рисование ласточки в полете. 62. Тема: Тукан Теоретическая часть: Игра «Назови цвет». Беседа «Что это за птица» Практическая часть: Рисование тукана из простых форм. Фломастеры. 63. Тема: Стрекоза Теоретическая часть: Беседа «Где живут стрекозы». Басня «Стрекоза и муравей». Особенности строения туловища Практическая часть: Зарисовка простым карандашом, работа в цвете 64. Тема: Краб Теоретическая часть: Рассматривание образца. Обсуждения. Практическая часть: Рисование краба. Восковые мелки и акварель. 65. Тема: Друзья Теоретическая часть: Беседа «Домашние питомцы». Кто дружит с птичками? Практическая часть: Эскиз «Кот и птицы». Работа гуашью 66. Тема: Майский жук Теоретическая часть: Рассказ «Жизнь жука» Практическая часть: Рисование жука Гуашь. 67. Тема: Скворечник Теоретическая часть: Беседа «Домик для птиц». Польза скворечников. Практическая часть: Рисунок домика для птиц. 68. Тема: Уточка Теоретическая часть: Просмотр иллюстраций «Утки» Практическая часть: Рисование уточки. Передача движения полета. Акварель, маркер. 69. Тема: Долька апельсина Теоретическая часть: Беседа «каков фрукт на вкус». Ботанические зарисовки, примеры Практическая часть: Составление композиции, работа в цвете 70. Тема: Рыбка Теоретическая часть: Просмотр видео «Подводный мир». Практическая часть: Рисование рыбки в пакете. Изображение прозрачности. Фломастеры. 71. Тема: Фруктовый фреш. Скетчинг Теоретическая часть: Что такое фреш? Понятие «Скетчинг». Просмотр примера Практическая часть: Составление «технологической карты» коктейля. Рисование фруктов, входящих в него, внешнего вида, презентабельное яркое оформление . 72. Тема: Божья коровка Теоретическая часть: Просмотр видео про божью коровку. Практическая часть: Рисование выразительного, эмоционального образа божьей коровки на цветке. Развитие чувства цвета и формы. Гуашь. Формы аттестации, контроля. Оценочные материалы. Для выявления образовательных результатов программы используются: входящий контроль, текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Входная диагностика - проводится в начале обучения по программе в виде собеседования (рассказ о себе, семье, увлечениях), творческого задания для определения уровня художественных способностей. Текущий контроль – оценка качества усвоения обучающимися учебного материала, отслеживание активности обучающихся на занятии методом педагогического наблюдения, и по результатам выполненных художественных работ. Промежуточная аттестация – по итогам каждого полугодия – отслеживание освоения программного материала - уровень творческого роста обучающихся отслеживается через выполнение контрольных упражнений, участие в выставках работ и конкурсах. Итоговая аттестация – в конце освоения программы - онлайн-выставка, фотоотчет со всеми работами, выполненными за год, игра, викторина. Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творческие Ликунчики.Старт» применяются такие методы, как онлайн-выставка, фотоотчет. Онлайн-выставка осуществляется на платформе социальной сети ВКонтакте, контрольные задания на онлайн-платформе LearningApps.org Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения занятия используются следующие способы дистанционного взаимодействия: – регистрация учащихся на электронном ресурсе (при возможности); – размещение учащимися учебного материала в сети Интернет (в группе ВКонтакте); – выполнение учащимися контрольных или тестовых заданий, предъявляемых педагогу в электронном виде; – выполнение учащимися небольших по объему творческих, проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети Internet, предъявляемых педагогу дистанционно. Уровень творческого роста обучающихся отслеживается через результаты итоговых работ по темам, представленных на выставках. Результаты освоения программы на всех этапах контроля представляются в виде фото и видео отчетов, открытых занятий. Результаты аттестации оформляются в виде диагностических карт, фиксируются и представляются в Протоколе итогов аттестации (Приложение 2). Критерии оценки образовательных результатов В ходе мониторинга уровня развития художественных способностей, у обучающихся оценка осуществляется по критериям и их показателям. Основной используемый метод – педагогическое наблюдение. Оценка качества усвоения и овладения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творческие Ликунчики.» определяется уровнем выраженности предметных, метапредметных и личностных компетенции, зафиксированных в результатах образовательной деятельности. Формой оценки качества освоения программного материала является уровень: высокий, средний, низкий. Таблица уровней усвоения программы: Уровни Качественные характеристики Обучающийся по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует предложенные техники рисования. Высокий уровень Экспериментирует с изобразительными материалами для создания художественного образа. Обучающийся использует предложенные техники рисования Средний уровень фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога. Обучающийся использует предложенные техники рисования только под руководством педагога. Не умеет и не желает Низкий уровень экспериментировать с изобразительными материалами для создания художественного образа. На основании критериев оценки уровня предметных, метапредметных и личностных результатов в протокол выставляется критериальный балл. − высокий уровень получает обучающийся, который успешно освоил более 70% содержания Программы, подлежащей аттестации (3 балла); − средний уровень получает обучающийся, который успешно освоил от 50% до 70% содержания Программы, подлежащей аттестации (2 балла); − низкий уровень получает обучающийся, который успешно освоил менее 50% содержания Программы, подлежащей аттестации (1 балл). Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации (Приложение 3). Система выявления и поддержки талантливых детей, поощрения достижений обучающихся. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми является создание ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и обучающегося, обучающегося и группы. Непременная отличительная черта творчески одарённого ребёнка оригинальность мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. По оригинальности, главным образом и оценивается способность к творчеству. Диагностика одаренности опирается: − на комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности обучающегося; − на анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; − на оценку признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития. Принципы работы с одарёнными детьми: 1. Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности и самостоятельности на занятиях. 2. Поощрение работы на занятиях и дома. Проявление гуманистических принципов. 3. Создание на занятиях доброжелательной атмосферы и ситуации успеха. 4. Формирование высокой самооценки обучающихся. 5. Дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к выставкам. Условия реализации программы. Период обучения Календарный учебный график. Кол-во Кол-во Кол-во учебных учебных учебных недель дней часов 36 72 144 Режим занятий 1 сентября – 2 раза в неделю 31 мая по 2 часа Выходные дни: 23 февраля. 8 марта, 4 ноября, 1 мая, 9 мая и др. которые выпадают в календаре по расписанию. Календарный-учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творческие Ликунчики.Старт» на учебный год в каждой учебной группе оформляется в соответствии с утвержденным расписанием занятий. Режим организации занятий определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Материально-техническое обеспечение − рабочее место педагога, оснащенным персональным компьютером; − локальной сетью с выходом в сеть Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам; − проектор, экран; − учебная мебель (столы, стулья, мольберты) Техническое обеспечение обучающегося при реализации оfline-занятий и контрольных заданий на онлайн-платформе LearningApps.org : − персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео; − стабильный канал подключения к сети Интернет. Материалы и инструменты: - акварельные краски - гуашь - простой карандаш - кисти - бумага для акварели формата а3 -тонированная бумага формата а3 - палитра - бумажные салфетки - фломастеры - маркеры - гелевые ручки - перманентный маркер чёрного цвета Методическое обеспечение: Основные формы и методы При организации занятий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества: обсуждение, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха и неформального общения. Сочетание форм деятельности на занятии повышает познавательную активность обучающихся, раскрывается их потенциал, помогает формированию умения конструктивно взаимодействовать друг с другом и педагогом. Формы обучения: очная, с применением ДОТ, коллективная, групповая, индивидуальная. При введении ограничительных мер, при длительной болезни обучающегося – заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Формы работы − фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.); − индивидуальная: организуется для работы с детьми, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных приемов и действий; − групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося Методы обучения Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: − словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); − наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом техник и приемов, работа по образцу и др.); − практический (выполнение работ по инструкции). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: − объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; − репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; − частично-поисковый – участие детей в решении поставленной задачи совместно с педагогом с элементами экспериментирования и творческого подхода. Формы организации занятий: мастер-класс, игра, выставка, открытое занятие, праздник. Способы осуществления обратной связи Возможные формы осуществления текущей и итоговой диагностики результатов обучения, связанные с использованием возможностей дистанционного и электронного обучения (онлайн, фотоотчет, онлайн-беседа, онлайн-выставка). Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1). Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, (соответствующей профилю программы), без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Сведения о составителе: Тверитина Валерия Вячеславовна, 1 КК, член Международного Союза педагогов-художников. Образование – высшее профессиональное, ФГБОУ ВПО УрГПУ, 2016, направление подготовки «Художественное образование», квалификация "Бакалавр", направленность (профиль) образовательной программы "Дизайн и компьютерная графика в образовании"; ФГБОУ ВПО УрГПУ, 2019, направление подготовки «Художественное образование», Квалификация – «Магистр» Брагина Ольга Андреевна, 1 КК. Образование – высшее. ФГБОУ ВПО УрГПУ, 2012, направление подготовки «Художественное образование», квалификация "Бакалавр", направленность (профиль) образовательной программы "Дизайн и компьютерная графика СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» /№273- ФЗ от 29.12. 2012 г/; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.; 4. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); 6. Паспорт Федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018г., протокол №3) 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими обра зовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовате льных технологий при реализации образовательных программ". 9. Приказ Минпросвещения России от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам». 10.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/; 11.Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020г. 12.Устав МБУ ДО - центр «Лик»; 13.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МБУ ДО - центр «Лик»; 12.Положение о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся МБУ ДО - центр «Лик». Литература для педагога 1. Трясорукова Т.П. Игры и задания по развитию внимания: интегрированные занятия для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. 2. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольников и по изобразительной деятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2002 3. Гершкович Е.В. Детям об искусстве. Дизайн Многоликий . – М.: Искусство ХХI век, 2020 г. 4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. - М.: Просвещение, 2008. 5. Скулкина Е.А. Уроки рисования и лепки/ интернет-ресурс : https://www.youtube.com/user/urokitvorchectva/about 6. Скулкина Е.А. 9 техник гуашевой живописи для детей / интернет-ресурс : https://www.youtube.com/watch?v=TdwPEeGA8nE&ab_channel= 7. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А. - Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 200 – 114 с. Литература для обучающихся и родителей 1. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г. 2. Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г. 3. Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г 4. Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г. 5. Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г. 6. Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г. 7. Позина Е. Времена года в стихах, рассказах и загадках./Издательство «Стрекоза», 2007. Приложение 1 Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творческие Ликунчики.Старт» на _________учебный год (по группам). Группа №1 (5-6 лет) Месяц Дата Форма занятия Количество часов по расписанию Тема занятия Форма контроля Форма Количество часов Тема занятия Форма контроля занятия по расписанию Группа № 2 (7-8 лет) Месяц Дата Приложение 2. Протокол итогов аттестации обучающихся ДООП «Творческие Ликунчики.Старт»_______________________________________________________________________________________ Год обучения____________________________ Группа №___________________________ Возраст обучающихся_____________________ Всего аттестовано ____ обучающихся, _______% от общего количества обучающихся. Из них по результатам аттестации показали: Предметные результаты высокий уровень ___ чел. ____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел. ____% от общего количества обучающихся низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества обучающихся Метапредметные результаты высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся Демонстрируют терпение в работе, целеустремлённость, аккуратность Демонстрирует культуру общения при обсуждении и взаимодействии друг с другом. Проявляют эмоциональную отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании; Личностные результаты Проявляют интерес к изобразительному творчеству Демонстрируют наблюдательность в изобразительной деятельности Демонстрируют интерес к экспериментальной составляющей изобразительной деятельности при работе с цветом демонстрируют ручную умелость, используя мелкую моторику рук. Метапредметные результаты Демонстрирует проявление фантазии, воображения, образного мышления, представления в соответствии с возрастом; Могут создавать простые художественные композиций. Демонстрируют умение рассуждать на тему; Умеют выделять и применять средства выразительности: линии, цвет, форма; знакомы с понятиями «симметрия», «силуэт». Предметные результаты Умеют применять основные формообразующие движения круг, овал, прямоугольник в изобразительной деятельности Ф.И обучающегося Личностные результаты высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся Педагог дополнительного образования: _________________________/_________________________________/ Ф.И.О. Подпись Члены аттестационной комиссии ____________________________/ __________________________________/ ___________________________/_______________________________/ Приложение 3. Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации. 1.«Упражнение «Змейка» Задание: Нарисуйте несколько точек или звездное небо. А теперь поиграйте в змейку! Соедините эти точки. 2.«Замкнутые формы» Задание: Нарисуйте овалы, а затем быстро заштрихуйте их. 3. «Тест – игра «Закорючка» Задание: рассмотрите и дорисуйте картинки 4. Тест «Основы живописи». Выполни задание по инструкции. 5.Практическое задание. «Нарисуй рисунок тремя красками». Задание: выбрать белую, черную краску, и третью на выбор обучающегося, например: зеленую, желтую, красную. В палитре с помощью только этих трех красок смешать как можно большее количество оттенков (Рассмотрим на примере: Белый + желтый, Желтый + Черный, Белый + черный, в разных цветовых пропорциях) - На чистом листе создать простые формы на усмотрение обучающегося (Например: листья, замкнутые фигуры, Просто изогнутые линии) Принцесса Красной страны «Рыцарь Красной страны (Примеры работ) - Закрасить получившиеся предметы оттенками из палитры 6.Задание «Кляксы». Однажды девочка Вика рисовала рисунок красками. Она рисовала радугу и море, летящих в небе птиц и облака. Вике рисунок очень нравился, и вдруг с кисти прямо на нарисованный берег моря упала капля черной краски, и превратилось в пятно. Случайное пятно, появившееся на бумажном листе из-за неосторожности, сначала очень огорчило девочку, но потом пригляделась Вика к пятну и поняла, что оно имеет интересную форму и такой узор больше не повторить. Добавив немного фантазии, девочка превратила кляксу в ……. Задание 1. Подумайте, как девочка Вика смогла испорченный рисунок превратить в неповторимую картину? Ребята на столах лежат листы бумаги, на которых нанесены чернильные кляксы (образцы). Нанесенные чернильные кляксы в хаотичном порядке и разного размера. Рассмотрите карточки с кляксами и попытайтесь отгадать в их очертаниях предметы или животных, затем придумайте «Что это может быть?». Возможно, у вас появится собственный новый вариант Творческое задание «Кляксы» (образцы). Используя предложенные инструменты для рисования, создай свою картину. 23