ДООП Основы сценического искусства

Паспорт программы
Название программы
Публичное название программы
Автор (составитель) программы
Вид программы
Направленность программы
Вид деятельности
Основная форма реализации
программы
Язык реализации программы
Срок реализации программы
Охват детей по возрастам
Адресат программы
Уровень освоения программы
Краткая аннотация программы

Основы сценического искусства
Основы сценического искусства
Мальцева Наталия Валерьевна
Составительская
Художественная
Театральное творчество
Очная, групповая
Русский
288 часов
7-14 лет
Обучающиеся младшей и средней
школы
Стартовый
Программа предусматривает:
- развитие и реализацию творческих
способностей через участие в
театральных
постановках,
организации праздников и т.п.;
- развитие чувства сценического
пространства: свободы движения,
снятие
внутренних
зажимов,
координации,
подвижности
двигательного
аппарата,
ритмичности;
формирование
выносливости,
концентрации внимания речевого
слуха, внимания и памяти;
развитие
нетрадиционного,
образного мышления, творческого
диапазона
и
желания
импровизировать;
развитие
общей
культуры
художественного
вкуса
и
эстетического чувства прекрасного
через
посещение
мероприятий,
концертов, спектаклей, и т.п.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Основы сценического искусства» художественной направленности. При
разработке данной программы учитывался опыт аналогичных образовательных
объединений и театральных студий. В ее основе лежит система обучения
актерскому мастерству и сценической речи, разработанная К.С.Станиславским, а
также знания, полученные на семинарах и мастер-классах, адаптированные с
учетом возрастных особенностей обучающихся. Программа развивает личность
обучающегося, его творческие способности, оптимизирует процесс развития
речи, голоса, чувства ритма, учит к вдумчивому отношению к художественному
слову.
Актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что в наше время
современный ребенок – заложник современных технологий, точнее сказать
заложник гаджетов. Современным детям доступны широкие возможности
игровых интернет-развлечений, их увлекает общение в социальных сетях,
то есть все то, что не требует особых интеллектуальных затрат. Именно поэтому
сейчас чрезвычайно остро стоит проблема интеллектуальной и духовной
незанятости детей, обозначенная в концепции духовно-нравственного развития и
воспитания
личности
гражданина
России.
Данная
дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа не только содействует
расширению общего и художественного кругозора обучающихся, развивает у
них познавательный интерес, обогащает эстетический и развивает
художественный вкус, но и помогает обучающемуся развить свои творческие и
лидерские способности. Также в процессе реализации программы обучающийся
взаимодействует со сверстниками, приобретает новые качества личности,
которые нужны для успешного общения и развития. Программа объединяет в
себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как
для становления и формирования личности, так и для практического применения
в жизни обучающегося.
Целесообразность и отличительная особенность программы заключается в
том, что в ходе реализации программы обучающийся посредством актерских
тренингов и тренингов по сценической речи, разработанных К.С.Станиславским,
проявляет свою индивидуальность, свой талант, постигая язык театрального
искусства. Погружаясь в культуру сценического мастерства, обучающийся
становится более раскрепощенным, у него появляется возможность легче найти
контакт в коллективе и с окружающими его людьми. Обучающийся становится
эмоционально отзывчивее, начинает тоньше и глубже чувствовать, и познавать
окружающий мир. Программа предполагает индивидуальный образовательный
подход к каждому обучающемуся. Сценическая деятельность базируется на
единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом
проявлении каждого обучающегося.
Вид программы - модифицированная. По форме организации – студия. По
продолжительности программа – краткосрочная (2 года).
3

Новизна данной общеобразовательной программы заключается:
−
в комплексном подходе к образовательному процессу, а именно
интеграции образовательных дисциплин, таких как: актерское мастерство,
сценическая речь и сценическое движение;
−
в возможности начать обучение с любого возраста и этапа программы;
−
в доступности изучаемых дисциплин и возможности увидеть
результаты своей творческой деятельности;
−
в комплексном использовании современных образовательных
технологий: обучение в сотрудничестве, использование игровых методов,
проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Адресат программы:
−
программа предназначена для обучающихся младшей и средней
школы; возраст обучающихся, участвующих в реализации программы – 7-14 лет.
Такой возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям
(интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим
(непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Именно в
этот период решаются специфические задачи личностного развития и взросления
человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в
дальнейшем его главные жизненные предпочтения. В этот период детям
свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит
уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку
становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной
жизни. Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с
особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для
сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что
позволяет взрослым (педагогам и родителям) строить отношения с ними на
основе диалога, на принципах партнерского общения. Заметно проявляется
стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к
собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные
формы мышления. Резко возрастает значение коллектива, его общественного
мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он
стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе.
формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяются в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся;
−
наполняемость групп: 10-15 человек;
−
состав группы: обучающиеся разного возраста;
−
условия приема обучающихся: на первый год обучения зачисляются
обучающиеся 7-12 лет. Дополнительный набор на вакантные места происходит
следующим образом: на 2 год обучения зачисляются обучающиеся возраст
которых от 8 до 13 лет. Каждый обучающийся, зачисленный на программу,
проходит входной контроль, который позволяет выявить сценические
способности.
Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся в
процессе формирования культуры личности средствами театрального искусства.
4

Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Обучающие:
− познакомить с основными понятиями и терминами сценического искусства;
− познакомить с основными позициями театральной «школы переживания»;
− научить приемам, концентрирующим внимание, развивающим
наблюдательность, память, ассоциативное мышление, чувство ритма, такта;
− научить правилам поведения на сцене;
− научить самостоятельно создавать различные этюды и номера.
Развивающие:
− развивать навыки взаимодействия в группе;
− развивать навыки работы в команде с педагогом, слушать и выполнять его
задания;
− научить применять навыки и умения, полученные на занятиях по
актёрскому мастерству и сценической речи, на сцене и в жизни.
Воспитательные:
− воспитытвать стремление соответствовать нормам и правилам
взаимодействия в группе;
− воспитывать критическое отношение к своей работе и уважение к
результатам работы своих товарищей;
− воспитывать чувство сопереживания, умение ценить партнеров;
− воспитывать стремление к ведению здорового образа жизни.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Год обучения

Кол-во часов

Уровень

1 год обучения

144

Стартовый

2 год обучения

144

Стартовый

Отличительные
особенности уровня

Обучающийся знакомится с
основными
понятиями
театрального
искусства;
знакомится с тренингами по
актерскому
мастерству
и
сценической
речи;
умеет
фантазировать на заданную
тему; учится четко и правильно
произносить
отработанные
скороговорки.
Обучающийся знает основные
понятия
и
термины
сценического искусства; учится
проводить основные тренинги
по актерскому мастерству и
сценической речи; умеет четко
и
правильно
произносить
скороговорки; учится работать
с текстом; учится работать на
сцене; может придумать этюд
на заданную тему.
5

Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы – 2 года.
1 год обучения – 144 часа (4 часа × 36 недель)
2 год обучения – 144 часа (4 часа × 36 недель)
Формы обучения: очная, групповая, с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (при необходимости).
Режим занятий.
Занятия 1 и 2 годов обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с
перерывом 10 минут. Недельная нагрузка 4 часа, 144 часа в первый год обучения
и 144 часа – во второй год обучения. Структура занятия: теоретическая часть
занятия составляет 20% учебного времени; 80 % - практическая часть.
При организации образовательного процесса с применением дистанционных
образовательных
технологий
учитываются
возрастные
особенности
обучающихся. Продолжительность онлайн-занятия для обучающихся младшего
и среднего школьного возраста - 20 минут.
Учебный план составлен с учетом интересов и возможностей обучающихся и
запросов родителей.
Основные формы и методы.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по
закреплению этого материала. Каждое занятие условно разбивается на 3 части,
которые составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового
материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого
обучающегося на данное занятие;
2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая,
самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь
происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и
приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это
коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого
обучающегося, педагога и всех вместе. Это позволяет в увлекательной и
доступной форме пробудить интерес учащихся к театральному искусству.
Принципы отбора содержания:
−
принцип единства развития, обучения и воспитания;
−
принцип систематичности и последовательности;
−
принцип доступности;
−
принцип наглядности;
−
принцип взаимодействия и сотрудничества;
−
принцип комплексного подхода.
Организация образовательного процесса.
Формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяются в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Формы проведения занятий: теоретические, практические и интерактивные.
На занятиях используются творческие задания, актерские и сценические
6

тренинги, упражнения, этюды, репетиции и сценические показы, открытые
занятия, конкурсные и игровые программы. Занятия сопровождаются
наблюдениями, беседами, дискуссиями, интерактивными заданиями.
Процесс обучения, направлен на развитие компетенций 4К (критического
мышления, креативности, коммуникации и кооперации) и творческих
способностей обучающихся:
−
творческие задания (зачины, капустники), упражнения, этюды
развивают нетрадиционное, образное мышление, творческий диапазон и желание
импровизировать, учат умению анализировать, оценивать, рефлексировать, а
также видеть что есть, но относиться к этому, как задано;
−
актерские и речевые тренинги (тренинги на внимание, воздействие,
восприятие, дыхательная и артикуляционная гимнастика) формируют
необходимые способности (выносливость, концентрация внимания, умение
работать в коллективе, развитие памяти, речевого слуха), помогают в работе с
партнером и с группой, позволяют научиться слушать и слышать партнера;
−
репетиционно-постановочная деятельность, сценические показы,
открытые занятия, организация и проведение массовых мероприятий, а также
участие в конкурсах способствуют развитию и реализации творческих
способностей, снимают внутренние зажимы, помогают реализовать лидерские
способности и выявить одаренных детей.
Основные формы организации занятий:
−
речевая разминка, артикуляционно-дыхательная гимнастика;
−
тренинги на раскрепощение и снятие внутренних зажимов;
−
упражнения и игры на развитие памяти и внимания;
−
постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;
−
организация и проведение игровых программ;
−
разбор текстов литературных произведений;
−
навыки чтения текстов со сцены;
−
репетиции спектаклей.

7

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа – 144 часа в год
№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов
теория практика
всего

1

Введение в программу

1

1

2

2

Основы актерского мастерства

1

1

2

2.1

Тренинги на внимание

1

3

4

2.2

Тренинги на воздействие

1

3

4

2.3
2.4

1
2

3
8

4
10

2.5

Тренинги на восприятие
Работа над памятью физических
действий (ПФД)
Работа над этюдами

4

20

24

3.
3.1
3.2
3.3

Основы сценической речи
Артикуляционная гимнастика
Артикуляция звуков
Работа над дикцией

1
3
3
4

1
8
8
18

2
11
11
22

4.

Репетиционно-постановочная
деятельность
Итого часов

48

48

122

144

22

Формы
аттестации/
контроля
Беседа, игра
Наблюдение
опрос, игра,
открытое
занятие

Контрольное
занятие,
сценический
показ
Опрос,
контрольные
упражнения,
контрольное
занятие;
сценический
показ
Сценический
показ

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Введение в программу.
Теоретическая часть. Знакомство с программой занятий. Режим занятий.
Правила поведения и безопасности.
Практическая часть. Игровая программа «Давайте познакомимся».
Раздел 2. Основы актерского мастерства.
Теоретическая часть. Введение. Что такое театральное искусство. Знакомство с
миром театра. Знакомство с театральными терминами (одежда сцены, авансцена,
софиты и т.п.) Что такое актерское мастерство. Актерские тренинги. Зачем
нужны тренинги. Понятие и виды актерских тренингов.
Практическая часть. Словесные тренинги «Аукцион слов» и «Словаассоциации», игра «Профессия».
Тема 1. Тренинги на внимание.
Теоретическая часть. Наблюдение за объектами ближнего и дальнего круга.
Нахождение точки внимания при общении с самим собой. Нахождение точки
внимания при общении с партнером.
Практическая часть. Упражнения «Тень», «Зеркало», «Печатная машинка» и т.п.
Тема 2. Тренинги на воздействие.
Теоретическая часть. Выбор объекта общения, установление контакта, передача
информации.
Практическая часть. Упражнения «Один против всех», «Случайно» и т.п., этюды
на взаимодействие.
Тема 3. Тренинги на восприятие: впечатления, чувства, атмосфера,
предложенные обстоятельства.
Практическая часть. Упражнения «Эхо», «Я здесь», «Скульптор и статуя» и т.п.
Тема 4. Работа над памятью физических действий (ПФД).
Теоретическая часть. Что такое ПФД. Понятие и основные элементы этюда. Что
такое мизансцена.
Практическая часть. Упражнения на память физических действий. Этюды с
воображаемыми предметами.
Тема 5. Работа над этюдами.
Теоретическая часть. Предлагаемые обстоятельства: понятие, примеры.
Практическая часть. Наблюдения за животными. Сценические номера «Цирк».
Раздел 3. Основы сценической речи.
Теоретическая часть. Введение в предмет. Техника безопасности.
Практическая часть. Мини-показ «Я – чтец!»
Тема 1. Артикуляционная гимнастика.
Теоретическая часть. Правила выполнения артикуляционной гимнастики.
Практическая часть. Упражнения для нижней челюсти, губ, языка. Гимнастика
для укрепления диафрагмы и межреберных мышц. Массаж резонаторов.
Тема 2. Артикуляция звуков.
Теоретическая часть. Понятие гласных и согласных звуков. Правила
произношения гласных и согласных звуков. Звукоряд гласных.
9

Практическая часть. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных звуков в
отдельности.
Тема 3. Работа над дикцией.
Теоретическая часть. Зачем нужны скороговорки.
Практическая часть. Отработка скороговорок. Мини-показ на тему:
«Скороговорки».
Раздел 4. Репетиционно-постановочная деятельность.
Репетиции этюдов и сценических показов, постановка сценических номеров,
подготовка к различным мероприятиям.

10

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
занятия 2 раза в неделю по 2 часа – 144 часа в год
№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов
теория практика
всего

1

Введение в программу

1

1

2

2

Основы актерского мастерства

1

1

2

2.1

Актерские тренинги

2

10

12

2.2

Этюд как основное средство
воспитания актера

3

19

22

2.3

Работа над спектаклем

2

14

16

3.
3.1
3.2
3.3

Основы сценической речи
Артикуляционная гимнастика
Артикуляция звуков
Постановка и развитие речевого
дыхания
Развитие силы голоса
Работа над дикцией
Анализ художественного
произведения
Репетиционно-постановочная
деятельность

1
2
1
2

1
8
2
4

2
10
3
6

1
1

4
6
11

5
6
12

2

44

46

Итого часов

19

125

144

3.4
3.5
3.6
4.

Формы
аттестации/
контроля
Беседа, игра
Наблюдение
опрос, игра
Сценический
показ,
открытое
занятие
Сценический
показ,
открытое
занятие
Опрос,
контрольные
упражнения,
контрольное
занятие,
сценический
показ
Спектакль,
сценический
показ

11

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Введение в программу.
Теоретическая часть. Знакомство с программой занятий. Режим занятий.
Правила поведения и безопасности.
Практическая часть. Игровая программа «Я знаю все!»
Раздел 2. Основы актерского мастерства.
Теоретическая часть. Повторение изученного материала: Театральное искусство
– что это? Определение понятий: одежда сцены, авансцена, софиты и т.п. Что
такое актерское мастерство. Актерские тренинги: зачем нужны тренинги,
понятие и виды. Что такое ПФД. Понятие и основные элементы этюда. Что такое
мизансцена. Предлагаемые обстоятельства: понятие, примеры.
Практическая часть. Упражнения на память физических действий. Этюды с
воображаемыми предметами. Наблюдения за животными.
Тема 1. Актерские тренинги: тренинги на внимание, на воздействие, на
восприятие.
Теоретическая часть. Проводятся на каждом занятии в течение 10-15 минут.
Практическая часть. Упражнения «Тень», «Зеркало», «Печатная машинка»,
«Один против всех», «Случайно», «Эхо», «Я здесь», «Скульптор и статуя»,
этюды на взаимодействие и т.п.
Тема 2. Этюд как основное средство воспитания актера.
Теоретическая часть. Понятие и структура этюда, зачина. Определение события,
зачем оно нужно.
Практическая часть. Этюды «Я – предмет».
Тема 3. Работа над спектаклем.
Теоретическая часть. Спектакль – понятие и виды. Этюдный метод работы при
подготовке спектакля.
Практическая часть. Этюды на заданную тему.
Раздел 3. Основы сценической речи.
Теоретическая часть. Введение в предмет. Техника безопасности.
Практическая часть. Применение полученных знаний на практике.
Тема 1. Артикуляционная гимнастика.
Теоретическая часть. Проводится на каждом занятии по сценической речи в
течение 10-15 минут.
Практическая часть. Упражнения для нижней челюсти, губ, языка. Гимнастика
для укрепления диафрагмы и межреберных мышц. Массаж резонаторов.
Тема 2. Артикуляция звуков.
Теоретическая часть. Правила произношения гласных и согласных звуков в
сочетании. Звукоряд гласных.
Практическая часть. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных звуков в
отдельности и в сочетании (глухой, звонкий). Гимнастика для укрепления
диафрагмы и межреберных мышц. Работа по укреплению и активизации мышц
дыхательно-голосовой опоры. Вибрационный массаж.
Тема 3. Постановка и развитие речевого дыхания.
12

Теоретическая часть. Правильное дыхание – залог сильного и красивого голоса.
Определение короткого вдоха и длинного выдоха.
Практическая часть. Задания на выработку умения делать короткий вдох и
длинный выдох. Упражнения на распределение выдоха на нужное количество
текста.
Тема 4. Развитие силы голоса.
Теоретическая часть. Как развить голос и сделать его благозвучным. Изменение
высоты голоса и расширение его диапазона.
Практическая часть. Упражнения для развития голоса, отработка
благозвучности. Упражнения на изменение высоты голоса и расширение его
диапазона.
Тема 5. Работа над дикцией.
Теоретическая часть. Произношение согласных звуков в слогах. Слова со
стечением согласных звуков. Четкое произношение звуков и слов в речи.
Практическая часть. Упражнения для четкого произношения согласных звуков в
слогах. Отработка слов со стечением согласных звуков. Отработка чистоговорок
и скороговорок.
Тема 6. Анализ художественного произведения.
Теоретическая часть. Выбор произведения. Определение темы и идеи.
Композиция произведения: сюжет, конфликт, пролог, экспозиция, завязка,
развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Работа над текстом.
Практическая часть. Пересказ художественного произведения (рассказа).
Раздел 4. Репетиционно-постановочная деятельность.
Репетиции спектаклей, сценических показов.

13

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты освоения образовательной
программы в целом, формулируются на основе компетентностного подхода и
соотносятся с заявленными целью и задачами обучения, развития, воспитания, а
также уровнем освоения программы.
Год
Уровень
обучения
личностные
Возраст обучающихся 7-12 лет
1 год
стартовый - способность

оценивать себя;
- способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям;
- умение
контролировать свои
поступки (приводить к
должному свои
действия)

Возраст обучающихся 8-13 лет
2 год
стартовый - способность

оценивать себя
адекватно реальным
достижениям;
- способность занять
определённую
позицию в
конфликтной ситуации

Планируемые результаты
метапредметные

предметные

- способность
взаимодействовать с
отдельными членами
коллектива;
- способность
участвовать в диалоге

- соответствие
теоретических знаний
программным
требованиям;
- знание правил
выполнения
артикуляционной
гимнастики;
- знание 3-5
упражнений и
тренингов для развития
внимания, воображения,
мышления, памяти;
- умение четко и
правильно произносить
отработанные
скороговорки (1-3 шт);
- умение придумать и
показать этюд (ПФД,
этюды с животными,
цирк)

- способность
взаимодействовать с
коллективом;
- способность понять
инструкцию, описание
технологии, алгоритма
деятельности, четкое
соблюдение технологии
деятельности;
- способность
участвовать в диалоге и
публичном выступлении

- соответствие
теоретических знаний
программным
требованиям;
- знание 5-10
упражнений и
тренингов по
актерскому и
сценической речи;
- умение четко и
правильно произносить
скороговорки;
- умение проводить 1-2
тренинга по актерскому
мастерству и
сценической речи;
- умение придумать и
показать этюд «Я
предмет»

14

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1.Календарно-учебный график
Год
обучения

Дата
начала
обучения

Зимние
каникулы

Дата
окончания
обучения

Кол-во
учебных
недель

Кол-во
учебных
дней

1 год

1
сентября

1 января 8 января

31 мая

36

72

Кол-во Режим
учебны занятий
х часов
144

2 раза в
неделю
по 2
часа

Выходные дни: 23 февраля, 8 марта, 4 ноября, 1 мая, 9 мая и др., которые
выпадают по расписанию.
Зимние каникулы: 1 января – 8 января
Летние каникулы: 1 июня – 31 августа
Календарно-учебный
график
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы сценического
искусства» на 2024-2025 учебный год в каждой учебной группе оформляется в
соответствии с утвержденным расписанием занятий.
Режим организации занятий определяется календарным учебном графиком и
соответствует
нормам,
утвержденным
СП
2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
2. Формы аттестации контроля и оценочные материалы.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по
программе проводятся: входной контроль, текущий контроль, промежуточная и
итоговая аттестация:
−
входной контроль: диагностика обучающихся - опрос, входная
диагностическая карта.
Для
выявления
сценических
способностей,
обучающемуся предлагается: рассказать о себе, разыграть игровую ситуацию,
прочитать стихотворение, при этом ведется наблюдение, как обучающийся
двигается, проявляет эмоции, чувства, выразительность, фантазию, меняет силу
голоса, тональность, как создает оригинальные образы, насколько ему интересен
сам процесс актерской игры (Приложение 2).
−
текущий контроль: наблюдение за деятельностью обучающегося в
процессе занятий, диагностическая карта текущего контроля образовательной
деятельности (Приложение 3).
В процессе обучения по программе применяются следующие методы воспитания,
основанные на структуре деятельности.
Методы
формирования

Методы организации
деятельности,

Методы
стимулирования

Методы контроля,
самоконтроля и
15

сознания личности
Рассказ
Разъяснение
Беседа (диалог)
Пример

общения, опыта
поведения
Приучение

деятельности и
поведения
Поощрение

Упражнение
Создание
воспитывающих
ситуаций

Наставление
Соревнование

самооценки
Педагогическое
наблюдение
Опрос (беседа)
Создание ситуаций,
выявляющих поведение
Самоанализ и
самопознание

Выявление и поддержка талантливых детей, поощрение достижений обучающихся по
программе.

Помощь одаренным обучающимся в самореализации их творческой
направленности:
−
создание для обучающегося ситуации успеха и уверенности через
индивидуальное обучение и воспитание;
−
организация и участие в творческих конкурсах и фестивалях разного
уровня.
Контроль за развитием познавательной деятельности одаренных
обучающихся:
−
тематический контроль знаний в рамках образовательной
деятельности;
−
контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в
конкурсах и фестивалях разного уровня.
Поощрение одаренных детей:
−
информация о достижениях на сайте Центра и социальных сетях;
−
награждение обучающихся в коллективе и на внутренних
мероприятиях Центра.
−
промежуточная аттестация: проводится по окончании полугодия в
форме наблюдений, показов, открытых занятий, контрольных упражнений и
занятий, тестов, игровых программ и осуществляется по оценке уровня
сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов
освоения программы обучающимся (Приложение 4, Приложение 5).
−
итоговая аттестация: по результатам освоения программы в форме
индивидуального и фронтального опроса, участия в постановке спектаклей и
игровых программ.
Результаты освоения программы представляются в виде диагностических
карт, фото и видео отчетов, сценических показов, открытых уроков.
2. Условия реализации программы:
−
материально-техническое обеспечение - занятия проводятся в
просторном, регулярно проветриваемом помещении. В помещении оборудованы
видеопроектор и сцена. Сцена оснащена: занавес, кулисы, задник, световые
приборы, экран для видеопроектора. Для проведения занятий в рамках ДООП
16

необходимо наличие: музыкального оборудования: пульт, акустическая система
(колонка), микрофоны; игрового и театрального реквизита; ноутбука;
цифровой видеокамеры.
−
информационное обеспечение - USB-флеш-накопитель с музыкой,
фильмами, методическим материалом, фото и видео отчетами.
Электронные ресурсы, используемые при реализации ДООП:
1. Дикторы.com // diktory.com
2. Илюхов В. //iluhov.ru
3. Интерактивные обучающие модули // LearningApps.org
https://learningapps.org/watch?v=pxw6bk7z220
https://learningapps.org/watch?v=pgnue7cyc20
https://learningapps.org/watch?v=p3xc2g6on20
https://learningapps.org/watch?v=po0u0thot20
https://learningapps.org/watch?v=p4wpf6ekn20
https://learningapps.org/watch?v=pzpmfotcc20
https://learningapps.org/watch?v=pwxgngk0320
https://learningapps.org/display?v=prhxvnmdt20
4. Книги, статьи, учебники по актерскому мастерству, сценической речи,
сценическому движению//pmatsuk.narod.ru/teatr-knigi.html
5. Сайт театрального института им.Б. Щукина//htvs.ru
6. Уроки логопеда//Логопед-класс.рф
7. Учебно-методический кабинет//ped-kopilka.ru
№

1

1
2
3
4

1
2
3
4

1

Оборудование

Кол-во,
шт

использование
%

1

100

15
25

10
10

5
30

30
40

1
1

100
100

1
3

50
100

10

80

Учебные помещения
Театральный зал, оснащенный сценой,
занавесом, кулисами, задником, световыми
приборами;
Наглядные пособия
Таблицы
Фотографии
Презентации
Игровой реквизит (обручи, мячи, кубы)
Технические средства
Персональный компьютер педагога
Музыкальное оборудование: пульт,
акустическая система, микрофоны;
видеопроектор, экран
USB-флеш-накопитель с музыкой, фильмами,
методическим материалом, фото- и
видеоотчетами;
Аудиальные дидактические средства
Музыкальная фонотека: классическая и
современная музыка, театральные шумы и
звуки, звуки природы;

17

1
2

1
2

3

Мультимедийные дидактические средства
Библиотека видеофильмов
1
70
Видеотека: записи спектаклей, концертов,
1
70
открытых занятий
Программно-методическое обеспечение (игры, разработки)
Методические разработки занятий, сценарии
25
100
Книги, статьи, учебники по актерскому
30
100
мастерству, сценической речи, сценическому
движению.
Загадки, викторины, тесты
10
10

−
кадровое обеспечение
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования
с
соответствующим уровнем образования и квалификации. (Профессиональный
стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») и
отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года
/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996 p-r.
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5.
Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования
детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н;
6.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
7.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
8.
Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06
18

«О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
9.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области»;
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 22.12.2021 г. № 1245-Д "О внесении изменений в
приказ Министерства образования и молодежной политики СО от 26.06.2019
№70-Д "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в Свердловской области";
13. Правила организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования – центр «Лик»
утвержденные Приказом № 47-ОД от 01.03.2023г.
14. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ
ДО-центр «Лик» утвержденное Приказом № 47-ОД от 01.03.2023г.
15. Устав МБУ ДО – центр Лик.
Список литературы для педагога:
1.
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для
постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
2. Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
3. Груздева З., Куцкая С. Руководство по технике речи. – М., 1966.
4. Жиренка О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением:
формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания,
2005.
5. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4
класс. – М.: Баласс, 2004.
6.
Гурков А.Н. Школьный театр. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
7. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. Сборник упражнений по сценической
речи. – М.: Просвещение, 1967.
19

8. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей
школьного возраста. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005.
9. Науменко Г. Тридцать три Егорки: русские народные скороговорки. – М.:
Дет.лит., 1989.
10. Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Верю! Как
убедить, заставить верить и переживать. 300 упражнений. – М.: Астрель,
2012.
11. Сарабьян Э., Лоза О. Актерское мастерство. Лучшие методики и техники
знаменитых мастеров театра и кино. – Москва.: Издательство АСТ, 2023.
12. Станиславский К. Искусство представления: классические этюды
актерского тренинга. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2023.
13. Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. – СПб.: Азбука-классика,
2015.
14. Станиславский К. С. Работа актера над собой. – М.: Издательство АСТ,
2018.
15. Станиславский К. Работа актера над собой в творческом процессе
воплощения: Дневник ученика. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016.
16. Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М., 2014.
17. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с
детьми и подростками. - СПб.: Речь, 2007.
18. Чехов М. Путь актера. – М.: АСТ, 2009.
19. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности:
Программа и репертуар. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Арто А. Театр и его двойник. - М.: Искусство, 1970.
2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и
рукотворным материалом. – НОУ «СОЮЗ», 2005.
3. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное
пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
4. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
5. Голубовский Б. Пластика в искусстве актёра. - М.: Искусство, 1986.
6. Гиппиус Г. Гимнастика чувств. –М., 1967.
7. Дидро Б. Парадокс об актере. - М.: Политиздат, 1984.
8. Ершова А., Букатов В. Актёрская грамота – детям - С.-П., 2005.
9. Каришев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей
школьного возраста. – М., 2005.
10. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению
дикции. –М., 2003.
11. Ломовцев Ю.О. Представление начинается...История русского театра. –
Ярославль: Белый город, 2016.
12. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ
ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и
20

детей»).
13. Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра: Методическое пособие по
воспитанию зрительской культуры. - М., 2001.
14. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
15. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. - М.: Правда, 1989.
16. Петров В.А. Нулевой класс актера. - М.: Советская Россия, 1985.
17. Станиславский К.С. Работа актёра над образом и над собой /Полн. Собр.
Соч.: т. 8 –М., 1989 г.
18. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве, М., 1962.
19. Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в
школьном классе. –Челябинск, 1991.
20. Стреллер Д. Театр для детей. - М.: Искусство, 1987.
21. Смолина К.В. «Сто великих театров мира». - М., 2001.
22. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских
театральных коллективов /Под ред. А. Б. Никитиной. М.: Гуманит. изд.
Центр ВЛАДОС, 2001.
23. Энрикеш Р., Летрия А. Театр. Театральный словарь с историями и
заданиями. –М.: Самокат, 2018.
Интернет-источники:
1. Актерское мастерство. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://acterprofi.ru
2. Драматешка. Детские пьесы, детская драматургия, сценарии,
инсценировки, театральные шумы, музыкальное оформление детского
спектакля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dramateshka.ru/
3. Каталог: Театр и театральное искусство. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.artworld-theatre.ru
4. Культура и Образование. Театр и кино//Онлайн Энциклопедия
«Кругосвет».
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino
5. Современный театр. Спектакли. Актеры. Режиссеры. Мастер-классы.
Лекции. Книги. Кино. Цитаты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://vk.com/world_theater
6. Театральные постановки:
http://vcht.center/wp-content/uploads/2022/02/Prilozhenie-3.pdf
7. Театральная
Энциклопедия.
Режим
доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
8. Учебно-методические пособия // Сайт театрального института им. Б.
Щукина:
https://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/uchebno-posobiya/
9. Энциклопедия : Музыка. Театр. Кино. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm
21

Приложение 1
Классические артикуляционные упражнения.
1. Учимся правильно выполнять артикуляционные упражнения
Выполнять артикуляционные упражнения следует перед зеркалом: ребёнок должен
визуально контролировать работу своих речевых органов. На одно занятие с ребёнком в
домашних условиях берите 2-3 упражнения. Продолжительность тренировки – до 15-20
минут. Начните с 5 минут и постепенно увеличивайте продолжительность занятий.
2. Упражнение для языка и нижней челюсти «Язык-кисточка»
Ребёнок должен войти в роль маляра. Его язык превращается в кисточку: во рту надо
делать ремонт! Потолки в домике Язычка высокие, поэтому рот надо раскрыть как можно
шире. Язычок-кисточка тянется вверх и красит потолок-нёбо вдоль и поперёк.
Обязательное условие: кончик языка крепко прижимается к поверхности нёба, иначе
«потолок окажется не прокрашенным»! И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать
нельзя! Закончив покраску потолка-нёба, язык–кисточка красит и двери-зубки, и дверигубки с наружной и внутренней стороны. Это упражнение динамическое.
3. Упражнение для языка и нижней челюсти «Печём блинчики»
Кто сказал, что блинчики можно испечь только на сковородке? На нижней губе они тоже
неплохо получаются, особенно если в качестве «блинчика» выступает сам язычок!
Итак, «печём блинчики». Рот приоткрыт, губы не напряжены и расслаблены. Широкий,
плоский язык-блинчик спокойно лежит ни нижней губе: остывает… Удерживать это
положение не менее 10 секунд. Один блинчик остыл? Печём второй, третий, четвёртый…
Одним словом, пока не устанем. Это упражнение – статическое.
4. Упражнение для языка «Доберёмся до вершины!»
Для постановки звуков очень важна «растяжка» языка. Как её добиться? Постоянными
тренировками! Ребёнок растёт? Вот и язык должен «расти», вытягиваясь вверх, к носу.
Трудно? Очень трудно! Губы каменеют, язык синеет… Но только так можно добраться до
«вершины» (носа), пусть и не с первого, и даже не с сотого раза. Упражнение на
«растяжку».
5. Упражнения для губ «Улыбка», «Заборчик»
Губы ребёнка растянуты в естественной улыбке. Зубы сжаты. Все передние зубы, клыки и
часть коренных зубов хорошо видны. Удерживать это положение под счёт максимально
долго (не менее 10 секунд). Упражнение статическое.
6. Упражнение для губ и языка «Дудочка»
Язык сначала лежит на нижней губе (как в упражнении «Блинчик», затем – сворачивается
в «трубочку»). Губы при этом округляются и помогают языку свернуться. Проделать не
менее 5 раз. Не факт, что упражнение получится с первого раза. Но с сотой попытки точно
должно получиться! Упражнение динамическое и статическое одновременно: трубочку
надо удерживать какое-то время. Высший пилотаж, - когда в эту трубочку ребёнок сможет
ещё и подуть. Тогда это упражнение будет ещё и на дыхание.
7. Упражнение для губ и щёк «Полощем рот»
Губы плотно сжаты. Набрать воздух в ротовую полость и «полоскать» им рот по очереди,
двумя способами:
-перекатывая воздух за щеками;
-полоща рот воздухом, направлять его за губы, с передней стороны зубов (но губы при
этом не разжимать!).
Очень часто дети не набирают воздух за щёки, а просто двигают губами из стороны в
сторону. Это неправильное выполнение упражнения. Проверить: есть ли воздух за щеками
очень просто: надо надавить на щёчку. Если воздух есть, «шарик лопнет»!

22

Приложение 2

Входная диагностическая карта
№ ФИО

Эмоциональная
выразительность

Речевая
выразительность

Пластическая
выразительность

Вера в
вымысел

Сценическое
обаяние

Общй
балл

1.
2.

Каждый показатель оценивается в баллах:
Высокий уровень (3) – яркое творческое начало
Средний уровень (2) – наличие сценических способностей
Низкий уровень (1) – небольшое проявление актёрских данных
По результатам диагностики, баллы суммируются:
12-15 – высокий уровень
8 - 11 – средний уровень
1 - 7 – низкий уровень
Приложение 3
Диагностическая карта текущего контроля образовательной деятельности

практика

Игровые
программы

теория

практика

Этюды

теория

практика

Скороговорки
и тексты

теория

практика

Артикуляционные
упражнения

теория

практика

Ф
И

теория

№

Актерские
тренинги

Каждый показатель оценивается в баллах согласно критериям оценки уровня
освоения программы:
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
23

Приложение 4
Тест «Основы актерского мастерства и сценической речи»
1. Что такое «Предлагаемые обстоятельства»?
A) Жизненная ситуация, условия жизни действующего лица театральной
постановки, в которые должен себя в своём воображении поместить актёр,
исполняющий роль этого лица.
B) Внешний вид героя
C) Отличительные особенности пьесы
D) Перечень необходимого реквизита, декорация и музыкального
оформления спектакля
2. Орфоэпия – это:
А) четкое, внятное произношение гласных и согласных звуков
В) правильное дыхание
С) совокупность норм и правил литературного произношения
3. Что такое пантомима?
A) Разновидность театра танца
B) Разновидность театра теней
C) Театр «без слов»
D) Юмористическая театральная зарисовка
4. Дикция – это:
А) четкое, внятное произношение гласных и согласных звуков
В) правильное дыхание
С) совокупность норм и правил литературного произношения
5. Беспредметное действие - это...
A) Сцена в спектакле, где актеры взаимодействуют между собой, не
используя предметов и реквизита
B) Это действие с «воображаемым предметом», т.е обыгрывание актером
несуществующих предметов
6. Тембр – это:
А) сила голоса
В) «окраска» звучания
С) скорость речи
7. Что такое мимика?
A) выразительные движения лицевых мышц соответственно переживаемым
чувствам, эмоциям, настроениям
B) от слова «мимикрия» - умение подстраиваться под обстоятельства
(предлагаемые обстоятельства)
24

C) основные эмоции человека: гнев, радость, грусть, испуг и удивление
D) искусство выражать чувства и мысли движениями мускулов лица и
соответствующими жестами.
8. К органам артикуляции не относятся:
А) мягкое небо и полость глотки
В) губы и нижняя челюсть
С) диафрагма
9. Сценическое отношение - это
A) Отношение актера к своему образу, его личное восприятие
B) Комплекс взаимосвязей персонажей внутри сюжета пьесы
C) Умение воспринимать (т. е. видеть, слышать, осязать и т. д.) всякий
объект таким, каким он реально ему дан, относиться же к этому объекту он
должен так, как ему задано
10. Люфтпауза – это:
А) пауза между речевыми тактами
В) пауза между группами речевых тактов
С) незначительная, воздушная пауза, служащая для добора дыхания или
выделения главного слова

25

Способность участвовать
в диалоге

Метапредметные
результаты

оценивать

Умение контролировать
свои поступки (приводить
к должному свои
действия)

Приложение 5

Способность активно
побуждать себя к
практическим действиям

Личностные результаты

Способность занять
определённую позицию в
конфликтной ситуации

Способность
взаимодействовать с
отдельными членами
коллектива

Способность
себя

Личностные
результаты

Способность оценивать
себя адекватно реальным
достижениям

Метапредметные
результаты

Способность участвовать
в диалоге и публичном
выступлении

Умение четко и
правильно произносить
отработанные
скороговорки (1-3 шт)
Умение придумать и
показать этюд (ПФД ,
этюды с животными,
цирк)

Способность
взаимодействовать с
коллективом
Способность понять
инструкцию, описание
технологии, алгоритма
деятельности, четкое
соблюдение технологии
деятельности

Знание правил
выполнения
артикуляционной
гимнастики
Знание 3-5 упражнений и
тренингов для развития
внимания, воображения,
мышления, памяти

Критерии оценки уровня освоения программы (промежуточная аттестация)
Год обучения: 1 Группа: 1 Возраст обучающихся: 7-12 лет

Умение придумать и
показать этюд «Я
предмет»

Соответствие
теоретических знаний
программным
требованиям

Предметные
результаты

Умение проводить 1-2
тренинга по актерскому
мастерству и сценической
речи

Предметные
результаты

Умение четко и
правильно произносить
скороговорки

Ф.И
обучающегося

Знание 5-10 упражнений и
тренингов по актерскому
мастерству и сценической
речи

Год обучения: 2 Группа: 1 Возраст обучающихся: 8-14 лет

Ф.И
обучающегося
Соответствие
теоретических знаний
программным
требованиям

до 1,5 баллов - репродуктивный уровень
1,6 - 2,5 баллов - продуктивный уровень
2,6 - 3 баллов - творческий уровень

Всего аттестовано _ обучающихся, 100% от общего количества обучающихся
Из них по результатам аттестации показали:
Предметные результаты
Личностные результаты
репродуктивный _ чел. _% от общего количества
репродуктивный _ чел. _% от общего количества
обучающихся
обучающихся
продуктивный _ чел. _% от общего количества
продуктивный _ чел. _% от общего количества
обучающихся
обучающихся
творческий_ чел. _% от общего количества обучающихся
творческий _ чел. _% от общего количества обучающихся
Метапредметные результаты
репродуктивный _ чел. _% от общего количества
обучающихся
продуктивный _ чел. _% от общего количества
обучающихся
творческий _ чел. _% от общего количества обучающихся

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».