ДООП Вокальная студия Мята. Соло

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы

Вокальная студия «Мята. Соло»

Публичное название

Вокальная студия «Мята. Соло»»

программы
Автор (составитель)

Пешкова Алина Васильевна

программы
Вид программы по

составительская

степени авторства
Направленность

Художественная

Вид деятельности

Познавательная, творческая

Основная форма

Очная, групповая.

реализации
программы
Язык реализации

Русский (Английский)

программы
Срок реализации

216 часов

Охват детей по

8-16 лет

возрастам
Адресат программы

учащиеся младшего, среднего, старшего школьного возраста

Уровень освоения

углубленный (продвинутый)

Краткая аннотация

Обучение детей направлено на владение основами вокального и
вокально-ансамблевого искусства, развитие исполнительских
способностей, а также формирование системы вокальных,
музыкально - теоретических и сценических знаний, умений и
навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт
музыкально-творческой деятельности обучающихся, воспитание
самостоятельной творческой личности с устойчивым интересом
к вокально-сценическому искусству.
Программа Вокальная студия «Мята.Соло» является
здоровьесберегающей, т.к.:
• основой хорошего пения является правильное
певческое дыхание, упражнения на дыхание, являются
обязательной частью занятий вокалом;
• сценическое движение частично решает проблему
гиподинамии современных детей;
• развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогает
решению проблем в учебе;

программы

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1.

Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Вокальная студия «Мята. Соло» имеет
художественную направленность.
В программе «Вокальная студия «Мята. Соло» художественное творчество выступает как
форма певческой деятельности обучающихся через:
− слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения.
− пение мелодий и упражнений, для развития представлений о высоте, тембре,
длительности, силе звуков.
− пение с сопровождением и без него
− пение упражнений для усовершенствования певческих навыков и музыкальных знаний.
− анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, характер) под руководством
педагога, вовремя занятия вокалом.
Актуальность программы
Актуальность

предлагаемой

образовательной

программы

заключается

в

художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной
эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Целесообразность
программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности
детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное
состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его
чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом
зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с
настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к
музыкальному искусству способствует воспитанию нравственных чувств, формированию
взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. Занимаясь в вокальной студии,
учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами
современной, классической и джазовой музыки, знакомятся с музыкальной грамотой,
приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические
центры организма в целом.
Практическая значимость.
Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов:

1.

Индивидуального подхода к обучающимся.

Этот принцип предусматривает взаимодействие между педагогом и воспитанником.
Подбор индивидуальных практических заданий необходимо производить с учетом
личностных особенностей каждого обучающегося, его заинтересованности и достигнутого
уровня подготовки.
2.

Культуросообразности и природосообразности.

В программе учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
3.

Системности.

Полученные знания, умения и навыки, учащиеся системно применяют на практике,
создавая творческую работу. Это позволяет использовать знания и умения в единстве,
целостности, реализуя собственный замысел, что способствует самовыражению ребенка,
развитию его творческого потенциала.
4.

Комплексности и последовательности.

Реализация этого принципа предполагает постепенное введение обучающихся в мир
разнообразных художественных ремесел, то есть, от простого к сложному, с каждым годом
углубляя приобретенные знания, умения, навыки, по таким направлениям, как пение сольно,
пение в ансамбле, двухголосное пение.
5.

Цикличности.

Учащиеся всех лет обучения осваивают последовательно одни и те же разделы,
существует возможность предлагать вновь пришедшим детям задания сначала более простые,
соответствующие первому году обучения, а затем более сложные. Опять же упираясь на
индивидуальные способности детей.
6.

Наглядности.

Использование наглядности повышает внимание обучающихся, углубляет их интерес к
изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности,
мышления.
Педагогическая целесообразность
Программа
обеспечивает
совершенствование

совершенствование

специальных

вокальных

певческой

навыков:

деятельности

певческой

и

установки,

звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности
голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, навыков следования
дирижерским указаниям; слуховым навыкам (навыки слухового контроля и самоконтроля за
качеством своего вокального звучания).
Данная программа способствует развитию певческого голоса и формированию

культуры музыкального движения вокалиста. Обучающиеся получают
углубленного

обучения

сольному

исполнению,

определяют

свой

возможность

опыт

голосовых

возможностей, что позволяет выйти на максимально возможный уровень развития и
предъявления своих способностей благодаря концертной практике.
Вид программы:
Модифицированная. Разработана на основе дополнительных общеобразовательных
программ:
«Эстрадный вокал», автор: Пастухова Елена Ивановна, педагог дополнительного
образования.
«Эстрадный вокал – сольное пение», автор: Трубач Оксаны Андреевны
Форма организации: студия
Продолжительность: краткосрочная
Принцип проектирования программы: одноуровневая.
Отличительные особенности программы
Занятия по программе «Эстрадный вокал «Мята. Соло»» выстроены с учетом
особенностей

возраста

обучающихся

и

способствуют

улучшению

психического

и

эмоционального состояния ребенка, что очень важно для подрастающего поколения.
Регулярность занятий вокалом тренирует дикцию обучающегося, вследствие чего речь
становится четкой, последовательной, без дефектов. Подобранный арсенал упражнений, игр,
заданий развивают слух и чувство ритма, прививают музыкальный вкус, улучшают память
(поскольку нужно запоминать мелодию, текст, паузы, ритм и пр.), способствуют развитию
способностей к импровизации; стимулируют речевую активность (в процессе пения ребенок
не просто четко проговаривает слова, а пропевает их), нормализуют, развивают и улучшают
дыхательную функцию (занятия очень эффективны при астме), эффективно устраняют
речевые нарушения (например, во время пения ребенок перестает заикаться).
Новизна программы
Особенность программы в том, что она разработана для любителей сольного пения,
которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом – обучающиеся
разного возраста, которые имеют разные стартовые способности. Новизна программы, в
первую очередь, в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического
воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, последовательности,
сопровождающей систему практических занятий. Индивидуальный подход помогает
оптимально

освоить

каждую

тему

программы,

учитывая

возможности

каждого

обучающегося.
Адресат программы
Программа ориентирована на возраст обучающихся от 8 до 16 лет, с учётом

психофизиологических особенностей данных возрастных категорий.
Возрастные особенности обучающихся. У детей 8-9 лет особенности строения
голосового аппарата ограничивают их исполнительские возможности. Для них отбирается
специальный репертуар: песни с доступным содержанием, простым построением и удобным
диапазоном. В возрасте от 10 до 14 лет у детей наступает пора голосовой мутации.
Мутационные явления происходят не у одних только мальчиков, но и у девочек, поэтому
выбрасывать из поля зрения — это обстоятельство никак нельзя. Необходимо очень
внимательно подходить к выбору репертуара. Обучающиеся данного возрастного периода
отличаются повышенной эмоциональностью. Резко возрастает значение коллектива. Заметно
проявляется стремление к самостоятельности и независимости, к активной практической
деятельности. Подростки 15-16 лет имеют уже окрепший певческий аппарат, способны
управлять голосом. В этом возрасте уже складываются собственные моральные установки и
требования. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной
деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно
преодолевая препятствия.
Наполняемость учебной группы
Минимальное количество обучающихся - 2 максимальное - 6.
В студию принимаются обучающиеся, показавшие высокие результаты в ходе
обучения по программе «Вокальная студия «Мята» по результатам концертно-конкурсной
деятельности и в результате педагогического мониторинга.

Для тех, кто не посещал

программу вокальной студии «Мята» предусмотрено собеседование, прослушивание
(Приложение 3)
Цель:

развитие

заложенных

потенциальных

способностей

путём

погружения

в

художественно-эмоциональную среду, через вокальное искусство
Главная задача учебной программы «Эстрадной студии «Мята. Соло» состоит в
выработке вокальной техники не по частям, а целостно: дыхание, дикция, фразировка,
формирование гласных, плавность звуковедения, агогика звука – все это должно развиваться
одновременно и постепенно совершенствоваться в ходе целесообразных упражнений. Отсюда
следует, что основной принцип построения содержания программы – целостный и системный
подход к процессу формирования вокальных навыков.
Задачи:
Обучающие:
1. Научить целостной вокальной технике
2. Научить 2-х и 3-х- голосному исполнению.

3. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни
каждого человека.
Развивающие
1. Развить

познавательные

мотивы,

инициативность,

любознательность

и

познавательность интересов на основе связи музыкального образования с жизненным опытом
и системой ценностей ребенка;
2. Развивать индивидуальные творческие способности обучающегося на основе
исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения.
3. Расширить знания обучающегося об истории Родины, ее певческой культуре
Воспитательные.
1. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и
уважению певческих традиций.
2. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему
миру.
3. Привить основы художественного вкуса.
4. Сформировать потребности в общении и осмысление его значимости для достижения
положительного конечного результата;
Объем и срок реализации программы
Год обучения
Кол-во
Уровень
часов
Продвинутый
1 год обучения
216
уровень

Всего

Отличительные особенности уровня
Даёт
возможность
обучающимся
овладеть вокальной техникой и
углубленным
уровнем
знаний
вокально-эстрадного творчества и
теории
музыки.
Обучающиеся
приобретают
навык
сольного
исполнительского
мастерства,
являются участниками и лауреатами
конкурсов и фестивалей разного
уровня.

216

1.2.

Организация образовательного процесса

Формы обучения
Основная форма обучения – очная.

При введении ограничительных мер допускается организация обучения с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучение с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – это
занятия с использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением учебного

материала определенных педагогом; занятия в домашней обстановке с обратной связью через
электронную почту, чаты, социальные сети и др.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество учебных часов в год – 216 часов.
Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятий исчисляется в
академических часах. Учебный час – 45 минут. На каждого солиста выделяется 1 учебный
час. Недельная нагрузка - 3 часа.
Структура занятия: теоретическая часть занятия составляет 30% учебного времени; 70
% - практическая часть
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Вокальная студия «Мята»» предполагает отдельную работу с детьми с
уникальными

вокальными

данными,

а

также

детям,

проявляющим

повышенную

заинтересованность и усердие, мотивированным к более глубокой деятельности и
получающим удовольствие от участия в творческом процессе, возможность совершенствовать
свои способности. Обучение строится на основе выбранного репертуара каждого конкретного
учебного года. Концертная деятельность может быть представлена солистами, дуэтами,
ансамблем. Методика проведения занятий предусматривает как теоретическую подачу
материала (видео просмотр, анализ, беседа), так и практическую деятельность, являющуюся
основной, необходимой для закрепления информации и выработки умений и навыков.
Принципы отбора содержания.
Отбор произведений осуществляется

с

учетом

доступности,

необходимости,

художественной выразительности.
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения
в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование репертуара.
Основные формы и методы
Методы обучения
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода,
творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование

у

членов

произведения.

Понимание

ансамбля
стиля,

осознанного
методов

стилевого

исполнения,

восприятия

вокальных

вокального

характеристик

произведений.
Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественнопедагогический

метод,

определяющий

качественно-

результативный

показатель

ее

практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное,

уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во
всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении,
ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной
деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей
целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей
структуры

вокальной

программы).

Использование

системного

подхода

допускает

взаимодействие одной системы с другими.
Метод импровизации и сценического движения: это один из основной производной
программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое
исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями.
Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации,
движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование
данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный
уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые

иллюстрируются

поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция -отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для
самих обучающихся, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов,
фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
- наглядно-зрительный;
- репродуктивный;
-наглядно-слуховой
Одним из ведущих приёмов обучения пению является демонстрация педагогом
академической и эстрадной манеры пения.
Формы работы

−

индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, солистами,

отработка отдельных навыков;
Формы

проведения

занятий:

учебное

занятие;

обсуждение;

подготовка

к

выступлению.
Формы организации занятий: открытое занятие, игра, концерт, конкурс, мастеркласс, праздник, репетиция, творческий отчет, фестиваль.
2. Содержание программы

2.1.
№

Тема

Учебный план.
Общее
кол-во
часов

В том числе
Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1

Вводное занятие.

2

1

1

Опрос

2

Диагностика.
Прослушивание голосов.

2

0

2

Контрольное
упражнение

3

2

1

1

Контрольное
упражнение

4

Вокально-певческая
установка.
Постановка голоса
(вокально-ансамблевые
навыки).

150

19

131

4.1

Певческое дыхание.

25

1

24

Опрос

4.2

Распевания.

35

2

33

Опрос

4.3

Музыкальный звук. Высота
звука.

30

4

26

Открытое
занятие

4.4

Работа над дикцией и
артикуляцией.

30

10

20

Выполнение
упражнений

4.5

Формирование чувства
ансамбля.

30

2

28

Опрос

5

Формирование сценической
культуры. Работа с
фонограммой.

10

2

8

Выполнение
упражнений

6

Движения вокалистов под
музыку.

20

4

16

Открытое
занятие

7

Основы музыкальной
грамоты.

10

6

4

Выполнение
упражнений

Концертная деятельность.

8

Итого:

Участие в
конкурсах,
концертах,
фестивалях

20

0

20

216

33

183

Содержание учебного плана

2.2.
1.Вводное занятие.

Теория. Ознакомление обучающихся с кабинетом. Правила поведения на занятиях и в
образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий,
сменная обувь и т.д.) Сведения о предмете. Объяснение целей и задач вокальной студии.
Практика: Инструктаж по технике безопасности, включающий в себя профилактику
перегрузки и заболевания голосовых связок. Требования и условия нормальной работы
дыхательных органов. Болезни горла и носа: насморк, тонзиллит, фарингит, ларингит и их
влияние на голос. Строение голосового аппарата. Просмотр таблиц со строением диафрагмы
и голосовых связок. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния
голосового

аппарата.

Мутация

голоса

(информация

дается

детям

(11-15

лет).

Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и
мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение
возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения
(использование

приёмов,

определённого

возраста),

недоступных
большая

по

физиологическим

продолжительность

возможностям

занятий,

ускоренные

детям
сроки

разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. Голосовой диапазон.
Индивидуальные особенности голосового диапозона.
3. Вокально-певческая установка.
Теория. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и
головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в
процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за
ней.
Практика. Тренинг «Правильная постановка корпуса». Свобода тела. Стоять ровно, с
опорой на обе ноги. Прямая спина, руки свободно опущены, корпус ровный, голова
приподнята
4.1 Постановка голоса (вокально-ансамблевые навыки). Певческое дыхание.
Теория. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (костоабдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха,

выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок»,чувства «опоры звука» на
дыхании.
Практика. Строение дыхательного аппарата (таблицы, видео). Трахея, бронхи, легкие,
диафрагма, ключичное и нижнереберное дыхание. Дыхание перед началом пения.
Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в
зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в
процессе пения; различные его приемы. Научиться пользоваться нижнереберным дыханием
во время пения.
4.2 Распевания.
Теория. Функции распевания.
Практика:

Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.

Упражнения на развитие вокально-хоровых навыков, достижения качественного и красивого
звучания в произведениях.
4.3 Постановка голоса (вокально-ансамблевые навыки).
Музыкальный звук. Высота звука.
Теория. Формирование мягкой атаки звука. Динамические оттенки. Контрастные
динамические оттенки f и p и их оттенки mf, mp, ff , pp.
Практика: Упражнения для овладения звуковедением и чистотой интонирования:
«Свеча». Упражнения «Сова» и «Кукушка». Пение гаммы в восходящем и нисходящем
движении.
4.4.Постановка голоса (вокально-ансамблевые навыки). Работа над дикцией и
артикуляцией.
Теория. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении;
раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового
аппарата.
Практика: Упражнения на развитие и согласованность артикуляционных органов:
умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения
нижней челюсти, свободное положение языка во рту. Особенности произношения при пении:
напевность гласных, умение их округлять.
4.5.Формирование чувства ансамбля.
Теория.

Понятие

«ансамбль».

Единообразие

и

согласованность

в

характере

звукообразования, произношения, дыхания. Звучащие рядом голоса. Одновременное взятие
поющими дыхания, атаки и снятия звука. Одновременное начало и окончание песни.
Ритмическая чёткость. Метод ритмического дробления.

Практика: Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование
диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Интонирование
произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более
быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые,
пунктирный

ритм).

Устойчивое

интонирование

одноголосого

пения

при

сложном

аккомпанементе. Пение с элементами двухголосия под аккомпанемент.
5.Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
Теория: Беседа: «Музыкальная выразительность и создание сценического образа».
Фонограмма и аккомпанирующий инструмент – особенности.
Практика:

комплекс

движений

по

ритмике,

комплекс

пантомимических

упражнений. Создание сценического образа, самовыражение через движение и слово. Пение
под фонограмму и аккомпанемент.
6. Движения вокалистов под музыку.
Теория: Ориентирование в пространстве сцены.
Практика: Движения под музыку. Пластика рук и тела. Движение с микрофоном.
Использование элементов ритмики, музыкально-ритмические движения.
7.Основы музыкальной грамоты.
Теория: Нотная азбука: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ,
динамические оттенки, размер, музыкальные термины.
Практика: Находить ноты в тексте и на клавиатуре. Выполнение упражнений.
Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая. Музыкальный ритм.
Сильные и слабые доли. Тональность: мажорная и минорная. Гамма. Устойчивые и
неустойчивые ступени. Ступени. Тоника. Музыкальный размер; Паузы. Интервалы: прима,
секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
8. Концертная деятельность.
Практика: Участие в фестивалях и конкурсах. Выступления и показы для родителей,
сверстников. Участие в концертах.
Календарный учебный график МБУ ДО - центр «Лик» утверждается на учебный год
приказом

директора

и

является

обязательной

составной

частью

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы.
Календарный

учебный

график

(содержание)

реализации

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальная студия «Мята.Соло» на
учебный год в каждой учебной группе оформляется в соответствии ЛНА Центра в форме

(Приложение 1) в соответствии с утвержденным расписанием занятий и является составной
частью рабочей программы.

2.3.

Планируемые результаты

В результате обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой «Вокальная студия «Мята. Соло» у обучающихся будут сформированы
следующие компетенции:
Личностные.
− Бережно относится к музыкальным произведениям и чувству прекрасного.
− Проявлять

коммуникативные

качества:

открытость,

готовности

к

общению

бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других.
− Демонстрировать чувство ответственности перед коллективом во время совместной
работы.
− Демонстрировать артистические, качества для эмоционального выражения средствами
вокала.
Метапредметные:
− Проявлять трудолюбие, индивидуальные творческие способности и уверенность в
своих силах.
− Развивать музыкальную память, чувство ритма, речевые навыки с помощью пения.
− Оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки, анализировать
причины успеха/неуспеха.
− Работать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Предметные
− Владеть методиками разогрева голосового аппарата по В. Емельянову.
− Владеть певческими навыками: устойчивое певческое дыхание, ровность звучания на
протяжении всего диапазона голоса, высокая вокальная позиция, точное интонирование,
чёткая и ясная дикция, правильная артикуляция.
− Знать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм.
− Знать правила работы с микрофоном.
− Уметь работать с микрофоном.
− Иметь повышенный уровень знаний в области музыкальной культуры, обогащенные
музыкальные представления и художественный вкус.

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1.

Формы аттестации/контроля обучающихся и оценочные материалы.
Для

отслеживания

образовательной

динамики

деятельности

освоения

разработан

программы

педагогический

и

анализа

результатов

мониторинг.

Мониторинг

осуществляется в течение всего обучения по программе и включает входящий и текущий
контроль, промежуточную и итоговую аттестацию.
Входная диагностика производится в форме прослушивания при приеме на
обучение по программе. Без входной диагностики принимаются на обучение дети,
прошедшие подготовку по программе Вокальная студия «Мята».
Текущий контроль за качеством усвоения материала проводится систематически,
от занятия к занятию. На начальном этапе обучения контроль осуществляется
ненавязчиво

и

органично

вплетается

в

ход

занятия.

Опросы

воспринимаются

обучающимися как одна из форм общения с педагогом.
В конце полугодия предусмотрены обязательные концертные выступления всего
ансамбля и отдельных солистов, на которых обязательно исполнение разнохарактерных
музыкальных произведений различных стилей и жанров. Помимо обязательных
концертных выступлений, обучающимся рекомендуется принимать участие во всех
концертных мероприятиях как внутри Центра, так и за его пределами, а также в
конкурсах различного уровня, так как концертная деятельность воспитывает у
обучающихся выдержку, сценическую волю и чувство ответственности.
Критерии оценки образовательных результатов
Способом оценки результатов образования является аттестация обучающихся.
«Промежуточная аттестация» - проводится по окончании полугодия. Материалы для
проведения входной диагностики и промежуточной аттестации (Приложение 2).
«Итоговая аттестация» - по окончанию изучения программы. Все данные по
аттестации обучающихся фиксируются в Протоколе аттестации (Приложение 5).
Критериями оценивания являются: теоретические знания (устройство голосового
аппарата, вокальные термины и определения). Выявление усвоенных знаний проводится
с помощью тестовых заданий, опросников. Практические навыки (дыхание, дикция, звук
извлечение, чистота интонирования, артистизм, раскрепощенность, индивидуальность,
работа с микрофоном под фонограмму), выявляются с помощью практической
концертной деятельности, выступлений на сцене, как способа демонстрации вокальноисполнительских

умений.

Результаты

аттестации

представляются

в

виде

диагностических карт.
Теоретический блок.
Уровень

Критерии оценки

Низкий

Обучающийся дает неполный ответ на вопрос.

Средний

Обучающийся

дает

ответ

на

вопрос

с

неточностями.
Высокий

Абсолютно точный ответ на вопрос.

Практический блок.
Уровень

Критерии оценки

Низкий

Обучающийся

в

процессе

исполнения

вокального

произведения мало эмоционален, не проявляет активного интереса к
музыкальной деятельности. Музыкальные способности развиты
слабо.

Испытывает

исполнения

с

интонировании

затруднения

характером

при

согласовании

исполняемого

произведения:

характера

произведения.

фальшивая

интонация;

При

плохая

артикуляция, звук открытый; певческое дыхание прерывное, без
опоры на диафрагме; певческий диапазон слабо развит. Музыкальная
память недостаточно развита (обучающийся определяет на слух 2
сферы

в

музыке

«песня»,

«марш»,

не

может

дать

анализ

произведения; отгадать на слух звук, предложенный педагогом).
Творческая активность отсутствует (обучающийся затрудняется
простучать ритмический рисунок, заданный педагогом).
Средний

При

интонировании

интонации

частично

вокального

неточная,

дыхание

произведения:

чистота

короткое,

опоре.

на

Музыкальная память средне развита (обучающийся с небольшими
ошибками определяет на слух три сферы в музыке «песня», «танец»,
«марш»;

исполнить

педагогом).

на

Творческие

слух

заданный

задания

звук,

выполнены

предложенный
с

небольшими

недочетами.
Высокий

Обучающийся звуковысотно чисто и ритмически исполняет
вокальное произведение, правильно берет певческое дыхание,
интонирует

прикрытым

звуком;

чувствует

общее

настроение

произведений. Музыкальная память достаточно развита (определяет

на слух три сферы в музыке и самостоятельно делает анализ
произведения без ошибок, отгадывает на сух звук, заданный
педагогом, чисто интонирует T5/3, S5/3, D5/3). Творческие задания
выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Открытые занятия, концерты, конкурсы, фестивали.
Формы подведения итогов реализации программы
− Творческий отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации.
− Демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы:
результаты конкурсных выступлений.
− Участие в концертной деятельности и выступления.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
− Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
− Видео портфолио обучающегося по результатам участие в концертах, фестивалях,
конкурсах различного уровня.
− Выставка фотоматериалов выступлений.

3.2.

Условия реализации программы

Материально- техническое обеспечение
1.

Кабинет для теоретических и практических занятий

2.

Концертный зал (сцена)

3.

Синтезатор

4.

Зеркало

5.

Компьютер

6.

Микрофоны, микшерский пульт, микрофонные стойки, активные колонки и

монитор.
Дополнительное оборудование, обеспечиваемое родителями
-концертные костюмы, реквизит.
Информационное обеспечение
-видеоматериал «Анатомическое диафрагмное дыхание»
-видеоматериал «Методика обучения эстрадному вокалу О.Головиной
-флеш накопитель «Вокальные упражнения»
-флеш накопитель с видеоматериалом «Голос Дети»
-флеш накопитель с аудио наполнением «Репертуарный план по программе»

-видеоматериал «Детская мода»
-методические материалы:
-наглядный материал «Бронтозавик»
-методическая разработка «Сказка-распевка»
-методическое пособие А.Плужников «Механика пения»
-методическое пособие В.В Емельянов «Фонопедический метод развития голоса»
-«Развивающие голосовые игры»
Кадровое обеспечение реализации программы
Программу реализует педагог дополнительного образования с соответствующим
уровнем образования и квалификации и отвечающими квалификационным требованиям,
указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ
№273 ст.46, ч.1).
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен
иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, (соответствующей профилю программы), без предъявления требований к стажу
работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование
и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Методическое обеспечение программы
- музыкальные занятия;
– концерты;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
Дидактическое обеспечение реализации программы
-методические материалы:
-наглядный материал «Бронтозавик»
-методическая разработка «Сказка-распевка»
-методическое пособие А.Плужников «Механика пения»
-методическое пособие В.В Емельянов «Фонопедический метод развития голоса» «Развивающие голосовые игры». Материалы к учебной работе (Приложение 4).

Список литературы
Нормативные правовые акты:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года /распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996 p-r.
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
5.
Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н;
6.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
7.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
8.
Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
9.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
10.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
11.
Правила организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования – центр «Лик» утвержденные Приказом № 47-ОД
от 01.03.2023г.
12.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО-центр «Лик» утвержденное
Приказом № 47-ОД от 01.03.2023г.
13.
Устав МБУ ДО – центр Лик.
Литература для педагога:
1. Головина О.Н. Методика постановки эстрадно – джазового вокала-Екатеринбург, 2017-58
стр

Дейша – Сионицкая. Пение в ощущениях» – Искусство, 1975г стр.64
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг – Москва 1990г.
Емельянов. В.В. Фонопедические упражнения для развития голоса. - СПб.1997, 38 стр.
Зайцева В. Н Обучение с увлечением. Выпуск 12. Сост.: Соколов А. П. – М.: издательство.
Мелограф, 2006. – 16 стр.
6. Исаева. И. Эстрадное пение экспресс-курс. - М., 2006, 174 стр.
7. Кантарович В.С. Гигиена голоса. - М., 2003, 125 стр.
8. Кочнева И, Яковлева А. Вокальный словарь. - М., 2005, 307 стр.
9. Линклэйтер К. Освобождение голоса. – СПб. 2003, 94 стр.
10.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М., 1998, 207 стр.
11.
Немов Р.С. Психология. – М., 2000. – Т.2
12.
Прокопьев В.Н. Как стать певцом и сделать карьеру. – СПб. 2000, 283 стр.
13.
Риггз Сэт. Пойте как звезды. - М, СПб., 2007, 120 стр.
Литература для обучающихся:
2.
3.
4.
5.

1. Савина Е.Г. Формирование умений музыкально-сценической деятельности у детей пятивосьми лет // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски / Под ред.
К.П.Матвеевой. – Екб. 2005, 93 стр.
2. Чишко О. Певческий голос и его свойства. – М. 2001, 76 стр.
3. Юдин Р. Постановка голоса детей школьного возраста

Приложение 1
к ДООП «Вокальная студия «Мята. Соло»
Рабочая программа ДООП «Вокальная студия «Мята. Соло».
(оформляется отдельно на каждый учебный год).
Приложение 2
Материалы для проведения аттестации.
Упражнение, направленное на естественную фонацию (по методике Емельянова).
Штром-бас с последующим «вываливанием» звука с открытым ртом и расслабленным
языком. На 2-3 звука в примарной зоне.
Упражнение на озвучивание грудных резонаторов.
Резонирование губами на звук «тпру» на 2-3 звука в примарной зоне
На поднятие небной занавески
«Тпры-ы-ы» с широко открытым ртом (возможно подставить к рту сжатый кулак для
ощущения «большого» пространства во рту) выполняется на примарных тонах
Упражнение на озвучивание головных резонаторов
«Тпру» выполняется плотно прижатыми губами скольжением на квинту и обратно.
Начинать упражнение следует от фа 1октавы и продолжать по полутонам вверх до предела
«свистковым» приемом
Настройка на звукообразование в фальцетном режиме:
Упражнение должно выполняться с мягкой атакой звука или же добавить перед
гласной звук Й
Для поднятия небной занавески можно применить прием: «удивление»

Варианты гласных: о, а
Динамика: p, mp

Упражнение, направленное на головное резонирование:

Упражнение выполняется при плотном равномерном выдохе, а так же имеет значение
точное попадание на звук без «подъезда» и аккуратная атака звука.

Для точного попадания на ноту можно предложить визуализацию: «капля, падающая
сверху».
При слишком твердой атаке можно привести пример: «словно погладить котенка».
Упражнение на единообразный уклад ротовой полости при формировании гласных.
Следует четко формировать гласную губами, не меняя уклада внутри, не опуская
небную занавеску. Так же немаловажную роль в этом упражнении играет плотный поток
выдыхаемого воздуха и правильное распределение дыхания.

У------------- О-------------А-------------Э---------------И-----------Для начинающих вокалистов рекомендуется подставлять сонорную согласную М, с
требованием произносить её быстро, не закрывая рта. Также обращать особое внимание на
равномерный выдох без толчков.

Пение интервалов
Это упражнение требует точного попадания на различные звуки, расположенные друг
относительно друга на различных расстояниях (интервалах) в быстром темпе.
Начинать это упражнение также следует с примарного тона, постепенно поднимая или
опуская тональность по полутонам вверх или вниз. Петь его нужно на различных гласных:
"а", "о", "и", "у", начиная с медленного и постепенно повышая темп.
В основе упражнения также лежит одно октавная мажорная гамма (с возвратом к
нижнему основному звуку на восходящем движении или к верхнему - на нисходящем
движении). Поётся упражнение в двух вариантах: на легато (слитно) и на стаккато
(отрывисто).

Приложение 3
Программа воспитательной работы в рамках реализации
ДООП «Вокальная студия «Мята. Соло»»
Цель воспитательной работы: создание благоприятных условий для усвоения учащимися
социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором
они живут создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений
обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений.
1. Формы и содержание деятельности
−

Концертные выступления. Как правило, они приурочены к календарю праздничных дат.
В процессе выступлений формируются такие личные качества, как усидчивость, любовь к
труду, творческое мышление, чувство локтя, ответственность, целеустремлённость.

−

Конкурсные мероприятия. В ходе подготовки к соревнованиям у участников
коллектива формируется целеустремлённость, мотивация, воля к победе, воспитывается
борцовский характер.

−

Теоретико-аналитическая работа. Например, беседы о гигиене певческого голоса, о
творчестве композиторов.

−

Экскурсии и посещения достопримечательностей. Такие мероприятия расширяют
кругозор детей, воспитывают в них любознательность, коммуникабельность, творческую
раскрепощённость.

−

Индивидуальные

беседы.

Например,

обсуждение

затруднительных

моментов,

возникающих в образовательном процессе, консультирование по домашним занятиям.
−

Совместные посещения мероприятий. Например, посещение родителями концертных и
конкурсных выступлений, посещение музеев, выставок.

−

Открытые уроки для родителей. На таких

уроках

знакомят

с методикой,

демонстрируют результаты обучения.
2. Планируемые результаты
− Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и
традициям образовательного учреждения.
− Обеспечение

развития

личности

и

её

социально-психологической

поддержки,

формирование личностных качеств, необходимых для жизни.
− Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного
отношения к природной и социокультурной среде обитания.
− Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.

− Развитие общей культуры обучающихся через традиционные мероприятия объединения,
выявление и работа с одаренными детьми.
− Формирование у детей гражданско-патриотического сознания.
− Создание условий, направленных на формирование нравственной культуры, расширение
кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала.
− Пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-опасных
явлений.
Планируемые мероприятия воспитательной работы на каждый учебный год составляются
с учетом основной темы года и плана воспитательной работы Центра. Размещаются вместе с
календарно-учебным графиком на конкретный учебный год.

Приложение 4
«Материалы к учебной работе»
Тема 1. Упражнения: «Зоопарк». Для создания вокального ансамбля необходимо
произвести отбор детей для участия в нем. Здесь не следует только ограничиваться быстрым
заключением по немногим данным. У одного есть возможность запоминать спетые или
сыгранные фразы, у другого в чутком разговоре, по поводу испытываемого впечатления
музыкального порядка. Ребёнок с абсолютным слухом, может оказаться глуповатым при
восприятии некоторых музыкальных отношений, или будет лишён задатков хорошего вкуса.
Зато ученик с не обнаружившимся сразу слухом, со временем может оказать глубокий,
обширный и серьёзный интерес к музыке; когда как более одаренный будет играть по слуху и
не пойдет дальше, остановившись на примитивном. Поэтому, к подбору детей следует
относиться с осторожностью, улавливать музыкальность, выяснять интерес к музыке
(применять максимум способов).
При

прослушивании

следует

определить

качество

голоса

(тип,

диапазон),

музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти. Как правило, поступающему
предлагается исполнить какое-либо вокальное произведение. После этого определяется
диапазон голоса, тип голоса. Во время прослушивания прошу ребёнка спеть любую песенку.
Достаточно бывает одного куплета. При выполнении данного задания проверяются интонация
и умение держаться в тональности, память, диапазон, а часто и музыкальная среда, в которой
растёт ребёнок (видна по репертуару, которым владеет ребёнок). Проверка ритмического
чувства проводится в форме игры в «ЭХО». Дети прохлопывают или простукивают
карандашом ритм вслед за педагогом.

На несложных упражнениях определяется качество музыкального слуха. К примеру,
предлагается повторить за инструментом или голосом различные по высоте звуки в пределах
среднего отрезка диапазона голоса поступающего, повторить голосом проигранное на
инструменте несложное построение из трех-пяти звуков. Если поступающий имеет
музыкальное образование или опыт пения, упражнения могут быть несколько усложнены.
Например, поступающему предлагается на слух определить несложные интервалы в
мелодическом, а затем и в гармоническом виде, построить голосом от заданного звука разные
интервалы. В прослушивание целесообразно включать хроматические построения.
Тема 4.1 Обучение технике дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и
постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой
цепного дыхания. На начальном этапе обучения в репертуаре песни с короткими фразами с
последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более
продолжительными фразами.
Упражнения на освоение практических навыков вдоха и выдоха.
Закрепляем эти навыки упражнением дыхания без звука:
Маленький вдох - произвольный выдох.
Маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до
двенадцати.
Вдох со счётом на распев в медленном темпе.
Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.
Длинный вдох – длинный выдох (Д-Д)
Короткий вдох – короткий выдох (К-К)
Короткий вдох – Длинный выдох (К-Д)
Вдох быстрый, задержка и плавный, эластичный, без толчков, долгий выдох.
Ощущение диафрагмы.
Упражнение,

стимулирующее

постепенный

выдох

«Выпускаем

воздух

из

велосипедной камеры». Долгоговорка «Как у горки на пригорке…
«Ёжик ищет грибочки» упражнение с зажатием поочередно каждой ноздри дает
возможность очистить пазухи носа, взять глубоко и коротко дыхание и главное почувствовать
работу диафрагмы.
«Сдуваем шарик» - глубокий вдох и выдох на звук «С» и др. упражнения на развитие и
укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования.
Упражнения на «долгоговорки» (Долгоговорка «Как у горки на пригорке…)

Надо непременно контролировать и проверять каждого ученика, насколько он
понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы
должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и
свободных руках. При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается.
Тема 4.2 Наиболее распространенные недостатки пения у детей неумение
формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция,
короткое и шумное дыхание.
Распевание организует и дисциплинирует детей, способствует образованию певческих
навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).
Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться
систематически. При распевании (пусть и кратковременном) даются различные упражнения
на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке,
потому как дети будут знать на выработку какого навыка дано это упражнение. И с каждым
занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Чаще всего для распевки берется
изучаемый материал (обычно трудные места).
На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя.
Что бы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние начинаю
распевание как бы с «настройки», прошу детей петь в унисон закрытым ртом. Это
упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном, непрерывном (цепном) дыхании,
мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть
определёнными. В дальнейшем это упражнение можно петь с ослаблением и усилением
звучности.
Первые упражнения следует петь очень легко, в середине 1-ой октавы с последующим
расширением диапазона. Очень эффективны распевки на слог "ду", " ай-ли, "ей". Все
упражнения на начальном этапе поются в медленном темпе, который можно ускорить лишь
тогда, когда будут достигнуты легкость звука, чистота интонации и четкость в произнесении
гласных и согласных. Распевки на слоги "ай, "ей" помогают развитию дикционно артикуляционного аппарата и освобождение связок от излишнего напряжения.
Распевание можно петь на слоги ма и да. Это упражнение приучит детей округлять и
собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за
активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги лю, ле,
потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за
произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е»
поются очень близка, упругие губы.

Распевание с буквой «И» - также очень полезны. Сама буква светлая очень, помогает
уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном
формировании. Развивает энергетику. Хороша для применения в распевках.
Также применяются упражнения на пропевание сверху вниз на те же слоги. При таком
пении мы следим за формированием верхнего звука, при переходе на полутоны дети должны
петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию, и интонацию.
Примерно через 1,5-2 месяца после начала занятий начинаю применять упражнения на
филирование звука. Это позволяет детям тренировать на дыхании опору звука, и тренировать
навык динамической гибкости.
Тема 4.3 Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий
сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада».
Воспитание ладового восприятия через освоение понятий «мажор» и «минор». Типы
звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Очень важно учить детей умению петь протяжно,
вырабатывать навык кантилены (тянуть долго и ровно без лишней вибрации звук).
Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Округление
гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Добиваться
ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и
грудной регистры. Формирование звука – на улыбке.
Практическая часть. На отдельных гласных звуках (или их сочетаний с согласным
[y]) находим естественное, непринуждённое, без напряжения и форсирования интонационно
чистое и приятное по тембру звучание голоса. Этому соответствует самая удобная часть
диапазона голоса для ребёнка - средняя (примарная). Найденное правильное звучание голоса
на отдельных участках диапазона (естественных движений голосообразующей системы)
перенести на пение других гласных, слогов и целых слов в различных участках диапазона
голоса детей. Сила голоса должна быть негромкой, умеренной по звучанию.
Путём выполнения многочисленных вариантов певческих упражнений, сохраняя
найденную свободную и удобную координацию всех мышечных систем голосового аппарата
детей, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарата.
Пение на прием легато. Исполнение легких песен на закрепление и развитие
правильной атаки звука и плавного звуковедения.
включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление
мажорных и минорных последовательностей, пение a kappella.

Тема 4.4 Выработка подвижности артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык,
челюсти, верхнее и нижнее небо). Артикуляционная гимнастика, тренинг (скороговорки,
попевки). Четкое произношение согласных в середине и конце слов, утрирование окончаний.
Правильное формирование согласных. Для формирования навыка артикуляции в пении учим
детей:
-мышечной свободе ротовой полости, лица и шеи;
-положению разжатых зубов при пении гласных[ О]и [А]
-собранности губ при пении [И ]и [Ю],
-округлённости звучания гласной [Я], близкой по вертикальности к формированию
гласной [Ё].
При пении все гласные округляются, приближаясь по своему звучанию к гласному [О].
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, простукивание и массаж лица
в области певческой «маски». А также произнесение чистоговорок и скороговорок.
Гимнастика для губ и языка.
Теория: Научить разогревать артикуляционный аппарат.
Практика:
-покусать кончик языка (4-8 раз)
-пожевать язык попеременно с одной стороны и с другой стороны на коренных зубах
-пощёлкать языком, меняя конфигурацию рта
-толчки языком в верхнюю, нижнюю губы, щёки («Иголочка»).
Упражнение «Щёточка»:
- чистить зубы круговыми движениями языка,
- покусать нижнюю губу от одного края до другого. Потом верхнюю.
Упражнение «Обиженное лицо»:
-вытянуть губы трубочкой, вращение в обе стороны на звуки Н м и т. д.
Тема. Корень языка.
теория: Научить раскрепощать мышцы корня языка, гортани.
практика: Выполнить упражнения:
• «Собачка спит» плюс внутренний монолог (высунуть язык и погладить его ложкой,
как бы успокаивая его).
•«Пассажир в автобусе» (поболтать языком на звуки А Э Ы, добиваясь свободы
движения).
•«Лягушка» (язык «выпрыгивает» и «запрыгивает», загибаясь вверх. Темп меняется от
медленного к быстрому).

•«Щелчки языком» (язык присасывается к твёрдому нёбу и со щелчком резким
движением опускается).
•«Змеиное жало» (кончиком платка берётся кончик языка, приподнимается и
максимально вытаскивается изо рта)
Тема 4.5 Приведение детских голосов к общему тону, т.е. выстраивание унисона на
примарном звуке, постепенно расширяя диапазон. Работа над устойчивым интонированием
одноголосного пения.
-слушать себя и соседа по партии, звучание в целом;
-артистично и выразительно выступать в малой вокальной группе;
-сливаться своим голосом с общим звучанием партии по высоте, динамике, тембру.
Привитие навыка координации между слуховым восприятием и работой голосового
аппарата. Чистое интонирование поступенного и скачкообразного движения мелодии от
секунды до сексты вверх – вниз. Удерживание интонации при переходе из одной тональности
в другую.
Для развития точности мелодической интонации периодически использовать пение a
cappella. Например, песню, которую дети хорошо выучили с сопровождением (под
фонограмму минус) и спели самостоятельно, можно предложить им вслед за этим спеть а
cappella (поддерживая в наиболее сложных местах).
Практика.
Длительности активно отсчитываем, используя следующие способы счета:
- вслух хором ритмический рисунок.
- простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.
После этой настройки пение со словами.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию»,
осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра
«Матрешки».
Тема 5. Учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести
себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развивать артистические
способности детей, Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для
создания художественного образа. Игры на раскрепощение на развитие актёрских
способностей. Научить передавать в упражнениях эмоциональное состояние радости,
восторга, удивления, страха, печали и т.д. Особенности передачи образа.
Работа над этюдами: «Кошка и воробей», «Печатная машинка», «Голодная кошка и
сытый кот» и другие.

Освоение декламаций на дыхании на основе изучения произведений поэтов классиков
(басни, стихи). Декламация на дыхании. Читать стихи, басни, контролируя дыхание, актёрски
передавая содержание произведения.
Тема 6. Музыкально - ритмические упражнения в разных темпах и стилях. Просмотр и
анализ выступлений вокалистов.
Элементы ритмической гимнастики. За условную единицу комплекса упражнений
обычно принимают отдельное движение звеном тела:
а) движения головой: повороты в стороны обычные и с подниманием и опусканием
подбородка, наклоны вперед и назад, круговые движения;
б) движения руками: круговые, поднимания и опускания — по характеру маховые или
напряженные, одновременные и поочередные с различным сочетанием действий кистями,
предплечьями, плечами;
в) движения туловищем: наклоны и повороты, покачивания, волны, сгибания и
разгибания с различным сочетанием действий в тех или иных частях позвоночного столба,
плечевого пояса и тазобедренной области;
г) движения ногами: поднимания и опускания, взмахи, махи с промежуточной или
конечной остановкой, сгибания и разгибания прямыми и в разной степени согнутыми ногами,
с разным сочетанием действий стопами, коленями, бедрами.
Работа над возможными вариантами движений сценического образа.
Тема 7. Музыкально - слуховые упражнения, ритмизированное чтение стихотворений,
«прохлопывание» по слуху ритмических рисунков, показ двудольного дирижёрского жеста.
Запись скрипичного ключа, нот 1 октавы.
Тема 8. Составление плана концертной деятельности на год с учетом традиционных
праздников, важнейших событий текущего года в соответствии с планом учреждения,
городских мероприятий. Выступление детей с различным репертуаром на своих классных
праздниках, родительских собраниях. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов,
стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
Отчетный концерт – финал концертной работы. Обязательно выступают все дети.
Исполняется все лучшее, что накоплено за год.

Приложение 5.

Участие в делах объединения,
смотрах, конкурсах

Протокол итогов аттестации обучающихся

Устойчивый интерес к пению.

Чувство ответственности перед
коллективом во время совместной
работы.

Личностные результаты

Коммуникативные качества:
открытость, готовности к общению
бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к
мнению других.

Личностные результаты
высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся
низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся

Способность оценивать свою работу,
находить ее достоинства и недостатки,
анализировать причины
успеха/неуспеха

Метапредметные результаты

Трудолюбие, индивидуальные
творческие способности и
уверенность в своих силах.

Предметные результаты

Способность высказывать свое
мнение о причинах эмоционального
состояния людей, и образных
средствах, которые используются
для передачи настроения в музыке.

Комиссия:___________________________/___________;_________________________/______;_______________________/_____________

Предметные результаты
высокий уровень ___ чел. ____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел. ____% от общего количества обучающихся
низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества обучающихся
Метапредметные результаты
высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся
низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся

Навыки работы самостоятельно и в
сотрудничества со сверстниками и
взрослыми

ДООП _______________________________________________________________________________________________________________
Год обучения____________________________ Группа №___________________________ Возраст обучающихся_____________________
Ф.И
обучающегося

О. Головиной

Владение певческими навыками:
устойчивое певческое дыхание,
ровность звучания на протяжении
всего диапазона голоса, высокая
вокальная позиция, точное
Художественное развитие
интонирование, чёткая и ясная
(повышенный уровень знаний в
дикция, правильная артикуляция.
области музыкальной культуры,
музыкальные
обогащенные
Владение и использование
и художественный
представления
методики
здоровьесберегающих
вкус)
В.В. Емельянова, Н.Стрельниковой,

Иванов Петя
Петров Саша
Всего аттестовано ____ обучающихся, _______% от общего количества обучающихся.
Из них по результатам аттестации показали:

Владение методиками разогрева
голосового аппарата по В.
Емельянову.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».