ДООП Жар-птица

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы
«Жар-птица»
Публичное название программы «Жар-птица»
Составитель программы
Кротова Полина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Вид программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
Направленность программы
Художественная
Вид деятельности
Репродуктивная и творческая художественная
деятельность
Форма реализации программы
Очная, групповая
Язык реализации программы
Русский
Срок реализации программы
2 года
Возраст обучающихся
5-7 лет
Адресат программы
Обучающиеся старшего дошкольного возраста,
желающие ближе прикоснуться к миру
декоративно-прикладного искусства, научиться
своими руками делать красивые и нужные вещи
Уровень освоения программы
Стартовый
Краткая аннотация программы
Цель
программы
–
приобщение
обучающихся к традиционному и современному
декоративно-прикладному творчеству через
овладение основ художественной деятельности.
В
результате
освоения
программы
обучающиеся овладеют основами некоторых
видов
декоративно-прикладного
искусства,
самостоятельно выполнят учебный проект, будут
учиться конструктивно взаимодействовать со
сверстниками, попробуют по-новому взглянуть
на мир вокруг.

2

СОДЕРЖАНИЕ
№
Содержание
п/п
Пояснительная записка
1
Учебный план
2
Содержание программы
3
Методическое обеспечение программы
4
Материально-техническое обеспечение программы
5
Список литературы
6
Сведения о составителе
7
Краткая аннотация программы
8

Стр.
5
15
17
21
24
25
26
27

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Цель прикладного искусства состоит
в том, чтобы «одушевить силою
художества» предмет материального
назначения, дать ему смысл, сделать его
привлекательным. Прикладные искусства
преображают саму жизнь, заменяя
существовавшие
до
них
нехудожественные
вещи
–
художественными, тем самым формируя
сознание, духовный облик человека.»
А.Б. Салтыков
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена на основе:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
/№273- ФЗ от 29.12. 2012 г/;
 Концепции развития дополнительного образования /распоряжение Правительства
РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки РФ
№09-3242 от 18.11.2015);
 Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в
РФ до 2020 года;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года / распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.;
 Национального проекта «Образование» от 24.12.2018 г. №16;
 Постановления Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
 Устава МБУ ДО - центр «Лик»;
 Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы МБУ ДО - центр «Лик»;
 Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации
обучающихся МБУ ДО - центр «Лик».
4

Жар-птица, в ней воплощены людские мечты, надежды. Она убеждает нас в том,
что красота, доброта, справедливость – это вечные ценности, которые мы должны
беречь и передать следующему поколению.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жарптица» художественной направленности, модифицированная, одноуровневая,
разработана на основе Федеральной образовательной программы дошкольного
образования.
Отличительной особенностью программы является то, что в её основу
положено обучение, ориентированное на развитие интереса и творческих
возможностей обучающихся. Все объекты труда подобранны с таким расчётом,
чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов, имели
эстетическую значимость, давали представление о традиционных и современных
художественных видах обработки различных материалов, были посильны детям 5-7летнего возраста. Широкий набор деятельности и материалов для работы позволяет
не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет каждому из них
раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику
исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее
обучение, будет способствовать выбору любимого дела (хобби), а также ранней
профориентации.
Данная программа отличается от других наличием разнообразных тем,
отвечающих запросам современных семей, а также характером и способом
изложения материала, взаимосвязью разных по структуре тем, доступностью
изложения. Обучение по данной программе построено по принципу «от простого к
сложному».
Актуальность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы обусловлена Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания
граждан России. Декоративно-прикладное творчество играет большую роль в
воспитании активной, нравственной, творческой личности, изучающей духовное
наследие предыдущих поколений, и создающей на основе полученных знаний
совершенно новые продукты творческой деятельности. Таким образом,
обучающиеся совершают первые шаги в освоении богатств мировой культуры,
общечеловеческих духовных ценностей.
В наш век научно-технического прогресса и стремительно развивающихся
компьютерных технологий обучающиеся очень эрудированны, быстро осваивают
теоретический материал и это здорово. Но потребность в практической
деятельности также необходимо развивать. Ведь данный вид деятельности
обеспечивает развитие эмоционально-эстетического восприятия мира.
Программа «Жар-птица» основана на понимании важности ручного труда и
творческой деятельности, направленной на обогащение обучающимися
представлений о мире, самовыражении, в ходе которого каждый обучающийся
пробует свои силы и совершенствует способности.

5

В
программе
чётко
соблюдаются
принципы
наглядности
и
последовательности. Программа опирается не только на опыт предыдущих
поколений, но и на современные тенденции.
Программа направлена на решение поставленной цели и вытекающих из неё
задач.
Цель программы «Жар-птица» – приобщение обучающихся к традиционному
и современному декоративно-прикладному творчеству через овладение ими основ
художественной деятельности.
Задачи.
Обучающие:
 способствовать овладению основными навыками декоративноприкладного творчества;
 формировать знания, умения и практические навыки работы с
различными материалами;
 научить экономному и разумному использованию материалов
 способствовать ранней профориентации обучающихся.
Развивающие:
 развивать мелкую моторику;
 формировать эстетический и художественный вкус;
 развивать творческий потенциал обучающихся.
Воспитательные:
 прививать интерес к художественному творчеству и ручному труду;
 формировать положительное эмоциональное восприятие окружающего
мира;
 развивать усидчивость, внимательность, самостоятельность.
Адресат программы: обучающиеся старшего дошкольного возраста (5-7 лет),
желающие ближе прикоснуться к миру декоративно-прикладного искусства,
научиться своими руками делать красивые и нужные вещи.
Старший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. В это время
происходят вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение
элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. Происходит
интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной
сфер личности. Условием полноценного развития старших дошкольников является
содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Педагог старается
разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и
сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к обучающимся. При
этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи
опыта, когда педагог учит ребенка новым умениям, способам действия; по типу
равного партнерства, когда педагог – равноправный участник детской деятельности,
и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за
помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные»
взрослым, дают советы и т.п.
6

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в
развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности
подрастающего человека.
Срок реализации программы
Программа имеет два учебных плана: одногодичный и двухгодичный.
Обучающиеся 5-летнего возраста поступают на два года обучения, а 6-летнего – на
один, сразу на второй год обучения. Таким образом, к школьному возрасту
обучающиеся пройдут программу целиком, получив начальные знания о
декоративно-прикладном творчестве, освоив основные способы владения
инструментами и использования материалов. Так программа послужит хорошим
стартом для дальнейшего творческого пути обучающихся.
Год обучения /
возраст
обучающихся
2й год обучения /
6-7 лет

Итого:
Год обучения /
возраст
обучающихся
1й год обучения /
5-6 лет

Количество
часов
72

Уровень
Стартовый

Отличительные особенности
уровня
Обучение построено по принципу
«от простого к сложному». В течение
года обучающиеся получают общие
сведения о декоративно-прикладном
творчестве, овладевают начальными
знаниями, изготавливают несложные
изделия по готовым эскизами и
шаблонам, а также выполняют
самостоятельные учебные проекты,
побуждая
к
самостоятельной
деятельности, к творчеству.
Программа
знакомит
обучающихся
с
основными
способами владения инструментами и
использования материалов.
У обучающихся формируется
навык взаимодействия в группе,
необходимый
для
занятий
в
образовательном учреждении.

72
Количество
часов
72

Уровень
Стартовый

Отличительные особенности
уровня
Обучение построено по принципу
«от простого к сложному». В первый
год обучения, на стартовом уровне,
обучающиеся
получают
общие
сведения о декоративно-прикладном
творчестве, овладевают начальными
знаниями, изготавливают несложные
изделия по готовым эскизами и
шаблонам.
Программа
знакомит
7

2й год обучения /
6-7 лет

Итого:

76

Стартовый

обучающихся
с
основными
способами владения инструментами и
использования материалов.
У обучающихся формируется
навык взаимодействия в группе,
необходимый
для
занятий
в
образовательном учреждении.
Программа второго года обучения,
также
стартового
уровня,
предполагает усложнение материала.
Обучающиеся закрепляют полученные
знания и умения и получают новые.
Обучающиеся
знакомятся
с
новыми
инструментами
и
материалами, учатся новым способам
работы с ними.
На базовом уровне обучающиеся
стремятся
к
самостоятельной
деятельности, к творчеству. Педагог
практически не предлагает готовых
эскизов и схем, обучающемуся
необходимо самому придумывать
сюжеты своих работ.
Усложнение материала требует
повышение уровня коммуникативной
культуры. Обучающиеся стремятся
внимательнее слушать педагога и
помогать друг другу.

148

Формы и режим занятий.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
рассчитана на обучающихся в возрасте 5-7 лет.
Форма организации обучения – групповая. Программа рассчитана на 2 года
обучения для детей 5 лет (72 часа в год для первого года обучения, 76 часов в год
для второго года обучения) и 1 год обучения для детей 6 лет (72 часа в год). Группы
до 30 человек. Для всех обучающихся в неделю проводится 1 занятие по 2
академических часа с перерывом 10 минут. Недельная нагрузка 2 часа.
Продолжительность академического часа – 30 минут.
Организация деятельности обучающихся осуществляется в групповой форме.
Формы проведения занятий: беседа, теоретическое занятие, практическое
занятие, мастер-класс, проектная деятельность, коллективная работа, конкурс,
выставка, игра, «мозговой штурм», открытое занятие, посиделки, праздник,
творческая мастерская, творческий отчет, ярмарка и др.
Ожидаемые результаты. В результате обучения по программе «Жар-птица»
обучающиеся выбирают дальнейший творческий путь в различных коллективах
Центра.
8

В результате решения поставленных задач у обучающихся 5-7 лет будут
сформированы следующие целевые ориентиры:
 владение основными культурными способами деятельности, проявление
инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
 обладание развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности;
 развитая крупная и мелкая моторика; усидчивость и внимательность,
овладение основными навыками декоративно-прикладного творчества,
выполнение работы самостоятельно.
Ожидаемые результаты обучения по программе «Жар-птица» представлены в
таблице с учётом возраста и уровня художественных и коммуникативных
способностей обучающихся. Обучающиеся могут переходить от уровня к уровню,
стараясь и приобретая новые знания и умения.
Ожидаемые результаты на основе целевых ориентиров
Возраст
Уровень
Низкий

Средний

5-6 лет

6-7 лет

- Понимает основную терминологию
после разъяснения педагогом.
- Использует инструменты
(ножницы, стека, спицы, шило, игла,
линейка, карандаш и др.) под
присмотром педагога или
наставника.
- Читает знакомые схемы с
помощью педагога или наставника.
- Владеет некоторыми
практическими умениями и
навыками в прикладной
деятельности, предусмотренной
программой.
- Участвует во внутренних
выставках.
- Налаживает взаимодействие с
членами группы.
- Знает основную терминологию,
иногда использует в речи.
- Правильно пользуется
инструментами, иногда требуется
помощь и инструкция (ножницы,
стека, спицы, шило, игла, линейка,
карандаш и др.).
- Умеет читать знакомые схемы.
- Владеет практическими умениями
и навыками в прикладной

- Понимает основную терминологию
после разъяснения педагогом.
- Использует инструменты (ножницы,
стека, спицы, шило, игла, линейка,
карандаш и др.) под присмотром
педагога или наставника.
- Умеет читать знакомые схемы с
помощью педагога.
- Владеет некоторыми практическими
умениями и навыками в прикладной
деятельности, предусмотренной
программой.
- Участвует во внутренних выставках.
- Налаживает взаимодействие с
членами группы.

- Знает основную терминологию,
уместно использует её в речи.
- Правильно пользуется
инструментами (ножницы, стека,
спицы, шило, игла, линейка, карандаш
и др.).
- Умеет читать знакомые схемы.
- Владеет практическими умениями и
навыками в прикладной деятельности,
предусмотренной программой,
9

Высокий

деятельности, предусмотренной
программой.
- Участвует в выставках и
конкурсах.
- Активно взаимодействует с
членами группы.
- Знает основную терминологию,
активно использует её в речи.
- Правильно пользуется
инструментами (ножницы, стека,
спицы, шило, игла, линейка,
карандаш и др.).
- Умеет читать знакомые схемы.
- Владеет практическими умениями
и навыками в прикладной
деятельности, предусмотренной
программой.
- Участвует в выставках и
конкурсах, занимает призовые
места.
- Активно взаимодействует с
членами группы, помогает
сверстникам.

стремится узнать больше.
- Участвует в выставках и конкурсах.
- Активно взаимодействует с членами
группы, помогает отстающим.
- Знает основную терминологию,
активно использует её в речи,
интересуется новыми понятиями.
- Правильно пользуется
инструментами (ножницы, стека,
спицы, шило, игла, линейка, карандаш
и др.).
- Умеет читать знакомые схемы,
пытается разбираться в незнакомых
схемах.
- Владеет практическими умениями и
навыками в прикладной деятельности,
предусмотренной программой,
стремится узнать больше.
- Участвует в выставках и конкурсах,
занимает призовые места.
- Активно взаимодействует с членами
группы, помогает сверстникам.

Формы аттестации, контроля. Оценочные материалы.
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Жар птица» применяются входящий и текущий
контроль, промежуточная и итоговая аттестации.
Входящая контроль осуществляется в начале учебного года. Цель – определить
исходный уровень знаний и умений обучающихся. Формы оценки – беседа,
творческое задание.
Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем программы.
Контроль осуществляется с помощью контрольных заданий, тестов,
кроссвордов, викторин.
Промежуточная аттестация проводится по окончании каждого полугодия.
Формы проведения аттестации: опросные листы, кроссворды, викторины.
Итоговая аттестация проводится по результатам освоения программы.
Формы проведения аттестации: опросные листы, ребусы и кроссворды,
выставки.
Результаты аттестации представляются в виде творческих дневников,
портфолио обучающегося, диагностических карт, фото и видео отчетов, проектов.
Оценочные материалы (Приложение).
Опросный листы.
10

1 год обучения: «Бумагопластика «Семицветик», «Панно из бумажных
шариков», «Лепка из солёного теста «Букет», «Бумагопластика «Открытка ко Дню
матери», «Народная кукла «Рождественский ангел», «Лепка из солёного теста
«Портрет», «Бумагопластика. Открытка», «Пластилинография», «Оригами
«Пасхальная курочка», «Бумагопластика «Летят журавли», «Лепка из пластилина
«Лето»
2 год обучения: «Бумагопластика «Солнышко дружбы», «Народная кукла,
зернушка», «Панно в технике торцевания», «Свит-дизайн «Букет», «Народная кукла
«Солнечный конь», «Квиллинг. Открытка», «Лепка из солёного теста «Луна»,
«Пластилинография», «Пасхальная композиция из бросового материала»,
«Бумагопластика «Парад победы», «Лепка из пластилина «Летние цветы».
Ребусы и кроссворды по темам: «Деревья», «Цветы», «Пасха», «Птицы»,
«Рыбы», «Лесные жители».

11

УЧЕБНЫЙ ПЛАН № 1 для первого года обучения (72 часа)
Возраст обучающихся первого года – 5-6 лет. Учебный план рассчитан на 72
часа: 1 раз в неделю по 2 часа.
Цель первого года обучения – выявление творческого потенциала
обучающихся, знакомство с основами декоративно-прикладного искусства.
№
п/п

1

2

3

4
5
6

7

8

9

10

11

Количество часов
Раздел, тема
Введение в
программу.
Бумагопластика
«Семицветик»
Бумагопластика
«Осенний клён»
Панно из
природных
материалов
Панно из
бумажных
шариков
Лепка из солёного
теста «Букет»
Бумагопластика
«Открытка ко дню
матери»
«Подарок для
ёлочки» из
бросового
материала
Бумагопластика
«Снежинки»
Народная кукла.
Рождественский
ангел
Аттестация.
Разгадывание
кроссвордов
Праздник в
коллективе

всего

2

теория практика

1

1

Формы
аттестации/
контроля
Опрос
Практическая
контрольная
работа
Решение
ребусов
«Деревья»

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

4

1

3

Опрос

4

1

3

Опрос, выставка

2

0,5

1,5

Опрос

4

2

2

Выставка,
конкурс

2

1

1

Практическая
контрольная
работа

4

2

2

Опрос, выставка

2

0,5

1,5

Разгадывание
кроссворда по
пройденным
темам

2

0,5

1,5

Выставка
12

12
13
14
15
16

17
18
19
20
21

22

23

«Новый год»
Подготовка к
конкурсам ДПИ
Лепка из солёного
теста «Портрет»
Свит-дизайн
«Цветы»
Бумагопластика.
Открытка
Игрушка из
помпона «Птичка»
Бисероплетение
«Космические
дали»
Пластилинография
Оригами
«Пасхальная
курочка»
Бумагопластика
«Летят журавли»
Аттестация.
Тестирование
Лепка из
пластилина
«Лето»
Выставка
«Путешествие
жар-птицы»
Итого часов

8

3

5

Выставка,
конкурс

4

1

3

Опрос, выставка

4

1

3

Решение
ребусов
«Цветы»

2

0,5

1,5

Опрос, выставка
Решение
кроссворда
«Птицы»
Практическая
контрольная
работа
Опрос, выставка

4

1

3

4

1

3

4

1

3

2

0,5

1,5

Опрос, решение
ребуса «Пасха»

4

2

2

Опрос, выставка

2

0,5

1,5

Тестирование
по пройденным
темам

2

0,5

1,5

Опрос

2

0,5

1,5

Выставка

23

49

72

13

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ первого года обучения (72 часа)
Обучающиеся изучают материал, исходя из своих возрастных возможностей и в
зависимости от уровня художественных способностей. Уровень выявляется на
первом занятии и в течение последующих нескольких занятий с помощью
наблюдения.
1. Введение в программу. Бумагопластика «Семицветик».
Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях и поведению в
Центре, правила безопасного использования карандаша, ножниц, фломастеров,
клея, бумаги; бумагопластика; шаблон и заготовка; семь цветов радуги;
геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат.
Практика: вырезание по шаблону, составление радуги, сборка цветка по
образцу с помощью клея, оформление по желанию.
2. Бумагопластика «Осенний клён».
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, организация рабочего
места, правила пользования материалами и инструментами, виды деревьев и
названия листьев, времена года, признаки осени.
Практика: вырезание листа по шаблону, складывание гармошкой, завязывание
узелков, склеивание листьев.
3. Панно из природных материалов.
Теория: техника безопасности, природные материалы, пейзаж.
Практика: подбор сухих трав, цветов и листьев, составление композиции,
приклеивание, оформление в рамку.
4. Панно из бумажных шариков.
Теория: организация рабочего места, виды и свойства бумаги, гофрированная
бумага, техника безопасности при работе с клеем.
Практика: раскрашивание готового фона, скручивание бумаги в шарики,
приклеивание шариков на фон, оформление работы в рамку.
5. Лепка из солёного теста «Букет».
Теория: техника безопасности при работе с солёным тестом, стекой;
инструменты и материалы, назначение теста, виды муки, рецепт солёного теста,
способы лепки из солёного теста, способы окрашивания.
Практика: лепка из солёного теста колбаски, шарика, улитки, листика, облепка
тестом стеклянной баночки, приклеивание элементов к основе, раскрашивание
и оформление готовой работы.
6. Бумагопластика «Открытка ко дню матери».
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, карандашами, клеем;
инструменты и материалы, праздник «день матери» в России, бумажный
элемент спираль.
Практика: вырезание листьев без шаблона, вырезание спирали по шаблону,
склеивание розы из спирали, оформление композиции на открытке.
7. «Подарок для ёлочки» из бросового материала.
14

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Теория: бросовый материал, техника безопасности при работе с различными
материалами; организация рабочего места, понятие благотворительности.
Практика: коллективная работа от создания эскиза до материального
воплощения ёлочной игрушки для городской ёлки.
Бумагопластика «Снежинки».
Теория: техника безопасности при работе с бумагой и ножницами; времена
года, признаки зимы, зимние праздники, структура снежинки.
Практика: складывание бумаги по кругу на 6 частей, вырезание снежинки,
оформление кабинета готовыми снежинками.
Народная кукла. Рождественский ангел.
Теория: техника безопасности при работе с тканями, нитками, ножницами;
народная кукла, виды народной куклы, праздник Рождества, рождественские
традиции, правила выполнения народной куклы, виды ткани, ситец, бязь, сетка;
геометрические фигуры: квадрат, треугольник; определение центра фигуры.
Практика: выполнение куклы ангела по традиционной технологии без
использования иголки.
Аттестация. Разгадывание кроссвордов.
Теория: правила разгадывания кроссворда, техника безопасности на занятии.
Практика: коллективное и индивидуальное разгадывание кроссвордов по
пройденным темам.
Праздник в коллективе «Новый год».
Теория: техника безопасности на занятии, правила безопасного поведения на
улице в период новогодних каникул, праздники в России.
Практика: новогодняя викторина, вручение призов и подарков, грамот за
первые творческие успехи.
Подготовка к конкурсам ДПИ.
Теория: техника безопасности на занятиях, положение о конкурсе ДПИ.
Практика: обсуждение темы конкурса, мозговой штурм и генерация идей работ
для конкурса, обсуждение и выбор вариантов, подбор материалов и
инструментов, коллективная и индивидуальная работа по изготовлению
поделок на конкурс.
Лепка из солёного теста «Портрет».
Теория: техника безопасности при работе с солёным тестом, стекой;
организация рабочего места, рецепт солёного теста, праздник «день защитника
Отечества», портрет.
Практика: замешивание солёного теста, лепка портрета с помощью элементов
«лепёшка», «колбаска», «шарик», «глаз», раскрашивание подсохшей работы,
оформление открытки.
Свит-дизайн «Цветы».
Теория: техника безопасности при работе с ножницами и острыми предметами;
термин «свит-дизайн», виды и свойства бумаги, гофрированная бумага,
варианты работы с гофрированной бумагой, варианты применения, виды
цветов, полевые цветы, садовые цветы, лесные цветы.
15

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Практика: выполнение тюльпана с помощью приёма «закручивание»,
выполнение розы с помощью приёма «растягивание», выполнение хризантемы
с помощью приёма «надрез», оформление букета.
Бумагопластика. Открытка.
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, клеем; праздник
«международный женский день», виды цветов, способы создания тех или иных
цветов, квиллинг.
Практика: вырезание листьев по шаблону и без, надрез полоски бумаги,
создание бахромы, скручивание хризантемы, вырезание и склеивание розочек
из спирали, оформление цветочной композиции на открытке.
Игрушка из помпона «Птичка».
Теория: техника безопасности при работе с нитками, ножницами, термоклеем;
материалы и инструменты, применение помпонов, способы кручения помпонов,
виды пряжи, птицы России и мира, домашние птицы, международный день
птиц.
Практика: наматывание ниток на основу, завязывание помпона, приклеивание
деталей, оформление птицы.
Бисероплетение «Космические дали».
Теория: техника безопасности при работе с мелкими деталями, проволокой;
материалы и инструменты, виды бисера, день космонавтики в России, схемы
для плетения, способы плетения.
Практика: плетение на проволоку по цветной схеме звёзд, космических
кораблей, инопланетян, оформление панно.
Пластилинография.
Теория: техника безопасности при работе с пластилином, стекой; инструменты
и материалы, виды пластилина, прямая и обратная пластилинография, приёмы
работы с пластилином.
Практика: выбор шаблона, выполнение панно в технике прямой
пластилинографии, оформление работы в рамку.
Оригами «Пасхальная курочка».
Теория: техника безопасности при работе с бумагой, клеем, ножницами,
фломастерами; материалы и инструменты, история оригами, праздник Пасхи в
России и мире, пасхальные традиции и символы.
Практика: складывание из бумаги курочки в технике оригами, оформление
дополнительными элементами пасхального сувенира.
Бумагопластика «Летят журавли».
Теория: техника безопасности при работе с бумагой, ножницами, клеем,
карандашами; материалы и инструменты, оригами, День победы в России.
Практика: вырезание журавлей из бумаги по шаблону, складывание гвоздик в
технике оригами, вырезание облаков без шаблона, составление композиции,
оформление панно в рамку.
Аттестация. Тестирование.
Теория: техника безопасности на занятии, правила выполнения теста.
16

Практика: индивидуальное и групповое тестирование по пройденным темам.
22. Лепка из пластилина «Лето».
Теория: техника безопасности при работе с пластилином, стекой; материалы и
инструменты, времена года, признаки весны и лета, способы объёмной лепки из
пластилина.
Практика: лепка объёмной композиции на тему «Лето».
23. Выставка «Путешествие жар-птицы».
Теория: техника безопасности на занятии, правила оформления выставки,
правила безопасного поведения на улице и дома в летний каникулярный
период, подведение итогов года, вручение грамот за творческие успехи.
Практика: выбор работ для итоговой выставки, оформление выставки.

17

Ожидаемые результаты 1 года обучения.
В результате первого года обучения обучающиеся:
 будут иметь представление о различных видах декоративно-прикладного
искусства, таких как бумагопластика, квиллинг и оригами, бисероплетение,
лепка и пластилинография, свит-дизайн, искусство народной куклы и
изготовление игрушек из ниток;
 научатся правильно пользоваться ножницами;
 пополнят имеющиеся у них знания об окружающем мире и природных
явлениях, геометрии, традиционных и современных праздниках;
 познакомятся с такими материалами как бисер, ткань, различные виды бумаги,
нитки для шитья и вязания, фетр, пластилин, солёное тесто, природные и
бросовые материалы и пр.

18

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 года обучения (76 часов)
Возраст обучающихся второго года – 6-7 лет. Учебный план рассчитан на 76
часов: 1 раз в неделю по 2 часа.
Цель второго года обучения – развитие творческого потенциала обучающихся,
приобщение к декоративно-прикладному искусству.
№
п/п
1

2

3
4
5
6
7

8

9

10
11
12
13

Количество часов
Раздел, тема
Бумагопластика
«Солнышко
дружбы»
Композиция из
природных
материалов
Народная кукла,
зернушка.
Панно в технике
торцевания
Свит-дизайн
«Букет»
«Подарок для
ёлочки» из ниток
Бумагопластика
«Объёмные
снежинки»
«Рыбка» из
бросового
материала
Аттестация.
Разгадывание
кроссвордов
Символ нового
года из фетра
Праздник в
коллективе
«Новый год»
Подготовка к
конкурсам ДПИ
Народная кукла
«Солнечный конь»

всего
2

теория практика
1

Формы
аттестации/
контроля

1

Опрос

2

0,5

1,5

Решение
ребусов
«Лесные
жители»

6

2

4

Опрос, выставка

2

0,5

1,5

Опрос

4

1

3

Опрос, выставка

4

2

2

2

1

1

2

0,5

1,5

Выставка,
конкурс
Практическая
контрольная
работа
Решение
ребусов «Рыбы»
Разгадывание
кроссворда по
пройденным
темам
Викторина
«Новый год»

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Выставка

8

2,5

5,5

Выставка,
конкурс

6

2

4

Опрос, выставка
19

14
15

16

17
18
19

20
21

22
23
24

Узелковый батик,
панно «Цветы»
Квиллинг.
Открытка
Игрушка из
бросового
материала
«Птичка»
Лепка из солёного
теста «Луна»
Пластилинография
Пасхальная
композиция из
бросового
материала
Бумагопластика
«Парад победы»
Аттестация.
Тестирование
Лепка из
пластилина
«Летние цветы»
Выставка «Чудеса
жар-птицы»
Проект «полезный
мусор»
Итого часов

4

1

3

Решение
ребусов
«Цветы»

2

0,5

1,5

Опрос, выставка

2

0,5

1,5

Решение
кроссворда
«Птицы»

4

1

3

Опрос, выставка

2

0,5

1,5

Опрос, выставка

2

0,5

1,5

Опрос, решение
ребуса «Пасха»

4

2

2

Опрос, выставка

2

0,5

1,5

Тестирование
по пройденным
темам

2

0,5

1,5

Опрос

2

0,5

1,5

Выставка

6

2

4

Представление
проекта

76

24

52

20

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ второго года обучения (76 часов)
Обучающиеся изучают материал, исходя из своих возрастных возможностей и в
зависимости от уровня художественных способностей. Уровень выявляется на
первом занятии и в течение последующих нескольких занятий с помощью
наблюдения.
1. Бумагопластика «Солнышко дружбы».
Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях и поведению в
Центре, правила безопасного использования карандаша, ножниц, фломастеров,
клея, бумаги, линейки; бумагопластика; шаблон и заготовка; геометрические
фигуры: круг, прямоугольник, квадрат.
Практика: вырезание по шаблону, черчение по линейке, сборка солнышка по
собственному представлению.
2. Композиция из природных материалов.
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, термоклеем; природные
материалы; понятия «объём» и «композиция».
Практика: подбор материалов: шишек, мха, веточек, спилов, цветов и листьев,
составление композиции, приклеивание, оформление.
3. Народная кукла, зернушка.
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, иголкой, нитками;
народная кукла, виды народной куклы, День пожилого человека в России,
правила выполнения народной куклы, виды ткани, ситец, бязь, двунитка; швы
вперёд и назад иголкой.
Практика: сшивание ткани в мешочек с помощью шва назад иголкой,
наполнение мешочка крупой, завязывание мешочка с помощью шва вперёд
иголкой; оформление куклы по традиционной технологии.
4. Панно в технике торцевания.
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, красками, клеем;
организация рабочего места, виды и свойства бумаги, гофрированная бумага.
Практика: раскрашивание готового фона, выполнение работы в технике
торцевания, оформление работы в рамку.
5. Свит-дизайн «Букет».
Теория: техника безопасности при работе с ножницами и острыми предметами;
термин «свит-дизайн», виды и свойства бумаги, гофрированная бумага,
варианты работы с гофрированной бумагой, варианты применения, виды
цветов, полевые цветы, садовые цветы, лесные цветы.
Практика: привязывание конфеты на палочку, вырезание лепестков,
выполнение фантазийных цветов, оформление букета.
6. «Подарок для ёлочки» из ниток.
21

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Теория: техника безопасности при работе с нитками, клеем, воздушными
шарами, организация рабочего места, понятие благотворительность.
Практика: коллективная работа от создания эскиза до материального
воплощения ёлочной игрушки для городской ёлки.
Бумагопластика «Объёмные снежинки».
Теория: техника безопасности при работе с бумагой, ножницами, степлером;
времена года, признаки зимы, зимние праздники, структура снежинки.
Практика: вырезание и склеивание снежинки по схеме, оформление кабинета
готовыми снежинками.
«Рыбка» из бросового материала.
Теория: техника безопасности при работе с клеем, ножницами; домашние
животные, виды и названия раб, понятие «бросовый материал».
Практика: вырезание по шаблону, приклеивание кружочков к основе аппликация, оформление работы.
Аттестация. Разгадывание кроссвордов.
Теория: правила разгадывания кроссворда, техника безопасности на занятии.
Практика: коллективное и индивидуальное разгадывание кроссвордов по
пройденным темам.
Символ нового года из фетра.
Теория: правила безопасности при работе с ножницами, новогодние традиции в
разных странах мира, свойства фетра.
Практика: вырезание из фетра заготовок по шаблону, склеивание деталей.
Праздник в коллективе «Новый год».
Теория: техника безопасности на занятии, правила безопасного поведения на
улице в период новогодних каникул, новогодние традиции в России.
Практика: новогодняя викторина, вручение призов и подарков, грамот за
творческие успехи.
Подготовка к конкурсам ДПИ.
Теория: техника безопасности на занятиях, положение о конкурсе ДПИ.
Практика: обсуждение темы конкурса, мозговой штурм и генерация идей работ
для конкурса, обсуждение и выбор вариантов, подбор материалов и
инструментов, коллективная и индивидуальная работа по изготовлению
поделок на конкурс.
Народная кукла «Солнечный конь».
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, нитками; народная
кукла, виды народной куклы, правила выполнения народной куклы, виды ткани,
ситец, бязь, двунитка; День защитника Отечества в России.
Практика: выполнение куклы по традиционной технологии без использования
иголки.
Узелковый батик, панно «Цветы».
Теория: техника безопасности при работе с акриловыми красками, ножницами,
нитками, утюгом, клеем; организация рабочего места, виды батика, узелковый
батик и способы выполнения.
22

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Практика: закручивание ткани, окрашивание, сушка, утюжка, оформление
работы в рамку.
Квиллинг. Открытка.
Теория: техника безопасности, праздник «международный женский день», виды
цветов, способы создания тех или иных цветов, квиллинг, элементы «капля» и
«глаз».
Практика: скручивание полосок бумаги в спираль, склеивание, выполнение
элементов, оформление цветочной композиции на открытке.
Игрушка из бросового материала «Птичка».
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, нитками, термоклеем;
материалы и инструменты, способы выполнения помпонов, виды пряжи, птицы
России и мира, перелётные птицы, международный день птиц.
Практика: вырезание заготовки по шаблону, наматывание ниток на основу,
завязывание помпона, приклеивание деталей, оформление птицы.
Лепка из солёного теста «Луна».
Теория: техника безопасности при работе с солёным тестом, стекой,
организация рабочего места, рецепт солёного теста, День космонавтики в
России.
Практика: замешивание солёного теста, лепка фантазийного космического
корабля, поверхности Луны, раскрашивание подсохшей работы.
Пластилинография.
Теория: техника безопасности при работе с пластилином, стекой, стеклом;
инструменты и материалы, виды пластилина, прямая и обратная
пластилинография, приёмы работы с пластилином.
Практика: выбор шаблона, выполнение панно в технике обратной
пластилинографии, оформление работы в рамку.
Пасхальная композиция из бросового материала.
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, термоклеем, скотчем,
прочими материалами; материалы и инструменты, праздник Пасхи в России и
мире, пасхальные традиции и символы.
Практика: раскрашивание половинки от упаковки в форме яйца, оформление
веточками, цветочками внутреннюю часть яйца, оформление подвески.
Бумагопластика «Парад победы».
Теория: техника безопасности при работе с бумагой, ножницами,
фломастерами, клеем; материалы и инструменты, оригами, схема танка и
истребителя, День победы в России, традиции и символы.
Практика: складывание моделей танка и истребителя в технике оригами,
вырезание голубей по шаблону, рисование и раскрашивание Красной площади,
оформление инсталляции «Парад победы».
Аттестация. Тестирование.
Теория: техника безопасности на занятии, правила выполнения теста.
Практика: индивидуальное и групповое тестирование по пройденным темам.
Лепка из пластилина «Яблоня в цвету».
23

Теория: техника безопасности при работе с пластилином, стекой; материалы и
инструменты, времена года.
Практика: лепка цветов из пластилина, оформление объёмного панно.
23. Выставка «Чудеса жар-птицы».
Теория: техника безопасности на занятии, правила оформления выставки,
правила безопасного поведения на улице и дома в летний каникулярный
период, подведение итогов года, вручение грамот за творческие успехи.
Практика: выбор работ для итоговой выставки, оформление выставки.
24. Проект «Полезный мусор».
Теория: техника безопасности на занятии, понятие «проект», правила и порядок
выполнения учебного творческого проекта, способы представления результатов
проектной деятельности, особенности работы с бросовым материалом.
Практика: подготовка теоретического материала, поиск необходимой
информации, практическое изготовление изделия из бросового материала,
представление готового проекта в доступной форме.
Ожидаемые результаты 2 года обучения.
В результате второго года обучения обучающиеся:
 освоят различные виды и техники декоративно-прикладного творчества, такие
как бумагопластика, квиллинг и оригами, торцевание, батик, аппликация,
лепка и пластилинография, свит-дизайн, искусство народной куклы и
изготовление игрушек из ниток;
 усовершенствуют навык владения ножницами и другими канцелярскими
принадлежностями;
 научатся пользоваться иголкой, выполнять швы вперёд и назад иголкой;
 расширят кругозор в области окружающего мира и природных явлениях,
традиционных и современных праздников, традиций и обычаев народов
России и мира;
 научатся выполнять основные операции с различными материалами:
склеивание деталей из разных материалов; разрезание, надрезание, вырезание
деталей из бумаги, ткани, пластика; сшивание деталей из ткани и фетра;
скручивание и заматывание ниток; лепка из солёного теста и пластилина и пр.

24

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Методическое обеспечение программы
№
п/п

Раздел/тема
программы

Форма
проведения
занятий

1

Выставки

2

Лепка из
солёного
теста,
пластилина

3

Работа с
бумагой:
бумагопласт
ика,
квиллинг,
торцевание,
бумажные
шарики,свит
-дизайн и
оригами
Художестве Теоретическое Объяснительнонная
занятие,
иллюстративные,
обработка
мозговой
интерактивные,
ткани:
штурм,
моделирующие
узелковый
творческая
ситуацию успеха,
батик,
мастерская
методы проблемного
работа с
обучения
фетром
Народная
Беседа,
Объяснительнокукла
посиделки,
иллюстративные,
мастер-класс
интерактивные,
моделирующие
ситуацию успеха
Работа с
Беседа,
Объяснительнонитками
мастер-класс
иллюстративные,
(помпоны)
интерактивные,
моделирующие
ситуацию успеха
Работа с
Круглый стол,
Объяснительно-

4

5

6

7

Беседа,
выставка
Беседа,
творческая
мастерская,
игра

Методы и приёмы
организации УВП
Интерактивные

Объяснительноиллюстративные,
интерактивные,
моделирующие
ситуацию успеха
Беседа,
Объяснительнокруглый стол, иллюстративные,
групповая
интерактивные,
работа,
моделирующие
творческая
ситуацию успеха
мастерская

Дидактический
материал,
техническое
оснащение занятия
Наглядный материал
Наглядный материал,
образцы работ

Наглядный материал,
схемы, образцы,
раздаточный
материал

Наглядный
раздаточный
материал, образцы

Наглядный материал,
фотоматериалы,
образцы
Наглядный материал,
образцы оформления
работ
Наглядный
25

бросовым
материалом

проектная
деятельность

8

Работа с
природным
материалом

Дискуссия,
творческая
мастерская

9

Бисероплете
ние

Теоретическое
занятие,
творческая
мастерская

10

Подготовка
к конкурсам
ДПИ

11

Праздники в
коллективе

Мозговой
штурм,
беседа,
творческая
мастерская,
коллективная
работа
Посиделки

12

Аттестация
обучающихс
я

Контрольное
занятие

иллюстративные,
интерактивные,
моделирующие
ситуацию успеха,
методы проблемного
обучения
Объяснительноиллюстративные,
интерактивные,
моделирующие
ситуацию успеха
Объяснительноиллюстративные,
интерактивные,
моделирующие
ситуацию успеха
Объяснительноиллюстративные,
интерактивные,
моделирующие
ситуацию успеха
Интерактивные

Объяснительноиллюстративные

раздаточный
материал, примеры
работ

Образцы оформления
работ

Наглядный материал,
схемы, раздаточный
материал, образцы
Наглядный материал,
образцы, положения
о конкурсах

Наглядные
материалы о
проводимом
празднике
Опросники,
кроссворды, ребусы,
бланки тестирования,
бланки анализа
педагогического
наблюдения

26

Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходим следующий минимум
оборудования, предоставляемого Центром:
 столы и стулья, отвечающие нормам СанПиН;
 шкафы для хранения материалов и инструментов;
 выставочный стеллаж;
 доска ученическая.
А также материалы и инструменты, предоставляемые родителями обучающихся:
 карандаши простые, цветные, фломастеры, кисти разного размера,
линейки, ножницы (для правшей и левшей);
 стеки, шпажки;
 швейные иглы с большим ушком;
 нитки швейные разных цветов, пряжа;
 ткань хлопчатобумажная белая и цветная, фетр;
 краски гуашевые, акриловые, акварель;
 бисер, бусины разных цветов и размеров;
 проволока для бисера;
 природный материал: шишки, сухоцветы, семена, ягоды, крупа и т.д.
 бросовый материал: различная пластиковая и картонная упаковка,
картонные втулки, проволока, крышки, диски и т.д.
 клей ПВА, клеящий карандаш, силикатный клей, двусторонний и
обычный скотч, термоклей;
 бумага мелованная и немелованная разных цветов, бумага для акварели,
гофрированная бумага, салфетки, цветной и белый картон;
 пластилин, мука, соль крупная и мелкая, пищевые красители;
 фоторамки;
 грамоты и благодарственные письма.

27

Информационные условия
1. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.:
Просвещение, 1999.
2. Волкова Я.В. Детские куклы и обереги. – М.: Хоббитека, 2016.
3. Волкова Я.В. Хранители дома и семьи. – М.: Хоббитека, 2018.
4. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество: традиционные
народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. Выгонов В.В., Захарова И.В. Оригами для малышей. – М.: Издательский
Дом МСП, 2007.
6. Галанова Т.В. Игрушки из помпонов. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2010.
7. Долгова В. Славянские куклы-обереги своими руками. – Ростов н/Д:
Феникс, 2015.
8. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. – Ярославль: «Академия
развития», 1997.
9. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки,
скороговорки. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
10.Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. – СПб.: ЗАО «Валерии», 1997.
11.Калугин М.А. Ребусы, кроссворды, головоломки. – Ярославль: «Академия
развития», 1998.
12.Кириченко Г.В. Оригами. Забавные фигуры. – СПб.: Полигон, 2012.
13.Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль:
«Академия развития», 1998.
14.Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество: изделия из
древесины и природного материала. – Волгоград: Учитель, 2009.
15.Миронова О.В. Народная кукла. – М.: Формат-М, 2015.
16.Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.:
Просвещение, 1990.
17.Трясорукова Т.П. Игры и задания по развитию внимания: интегрированные
занятия для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.
18.Шайдурова Н.В., Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое
пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

28

СВЕДЕНИЯ О СОСТАВИТЕЛЕ
Кротова Полина Анатольевна, педагог дополнительного образования.
Образование: высшее, в 2015 году ГБОУ ВО г. Москвы «Московский городской
педагогический университет», специальный психолог, семейное
консультирование.
Квалификационная категория: высшая.

29

Приложение 1
Опросники по темам первого года обучения
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Семицветик»
1. Из чего делают бумагу?
2. Что такое макулатура?
3. Сколько цветов в радуге?
4. В каком порядке располагаются цвета в радуге?
Опросный лист по теме «Панно из бумажных шариков»
1. Какие виды бумаги вы знаете?
2. Чем гофрированная бумага отличается от обычной бумаги?
3. В чём отличие гофрированной и крепированной бумаги?
4. Чем в некоторых случаях можно заменить крепированную бумагу?
Опросный лист по теме «Лепка из солёного теста «Букет»
1. Что делают из теста?
2. Из чего делают тесто?
3. Какие виды муки вы знаете?
4. Из чего делают муку?
5. Какие ингредиенты входят в состав солёного теста?
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Открытка ко Дню матери»
1. Что такое бумагопластика?
2. Для чего мы собираем макулатуру?
3. Как правильно держать ножницы?
4. Как правильно передавать ножницы?
5. С какой стороны нужно начать резать бумагу, если вы держите ножницы в
правой руке?
30

Опросный лист по теме «Народная кукла «Рождественский ангел»
1. Чем народная кукла отличается от современной?
2. Какие существуют виды народной куклы?
3. Какие материалы вы использовали при изготовлении рождественского ангела?
4. Из чего ещё можно сделать народную куклу?
Опросный лист по теме «Лепка из солёного теста «Портрет»
1. Что такое портрет?
2. Какие ингредиенты входят в состав солёного теста?
3. Какие способы окрашивания изделий из солёного теста вы знаете?
4. Какой праздник отмечается в России 23-го февраля?
5. Кого принято поздравлять с Днём защитника Отечества?
Опросный лист по теме «Бумагопластика. Открытка»
1. Что такое бумагопластика?
2. Какие виды бумаги вы знаете?
3. Почему открытка так называется?
4. Какие основные правила работы с бумагой вы знаете?
Опросный лист по теме «Пластилинография»
1. Что такое пластилинография?
2. Чем пластилинография похожа на рисование красками?
3. Какие материалы и инструменты вы использовали, выполняя работу в технике
пластилинографии.
4. Можно ли смешивать разные цвета пластилина? Что из этого получится?
Опросный лист по теме «Оригами «Пасхальная курочка»
1. Чему посвящён праздник Пасхи?
31

2. Почему курица является символом Пасхи?
3. Какие пасхальные традиции вы знаете?
4. Что такое оригами?
5. Какие материалы, кроме бумаги, можно использовать при работе в технике
оригами?
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Летят журавли»
1. Какой праздник отмечают в России 9-го мая?
2. Есть ли в вашей семье участники Великой Отечественной войны?
3. Какие традиции и символы, посвящённые войне и Дню победы, вы знаете?
4. С чем или кем связано изображение журавлей?
Опросный лист по теме «Лепка из пластилина «Лето»
1. Что необходимо сделать, прежде чем начать лепить из пластилина?
2. Какие инструменты для лепки из пластилина вы знаете?
3. Чем объёмная лепка отличается от плоскостной?
4. Чем лето отличается от других времён года?

32

Приложение 2
Опросники по темам второго года обучения
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Солнышко дружбы»
1. И чего делают бумагу?
2. Почему важно собирать макулатуру?
3. Что такое бумагопластика?
4. Какие способы работы с бумагой вам известны?
5. Каким клеем можно склеить два листа бумаги?
Опросный лист по теме «Народная кукла, зернушка»
1. Какие виды народной куклы вы знаете?
2. Из чего на Руси делали кукол?
3. Почему кукла зернушка так называется?
4. Какие ещё есть названия у этой куклы?
5. Как называются куклы, изготовленные без использования иголки, только с
помощью обматывания нитками?
Опросный лист по теме «Панно в технике торцевания»
1. Какие виды бумаги вам известны?
2. Чем отличаются друг от друга разные виды бумаги?
3. Какую бумагу лучше всего использовать при работе в технике торцевания.
4. Какие материалы и инструменты необходимы для работы в технике
торцевания?
Опросный лист по теме «Свит-дизайн «Букет»
1. Какую бумагу используют при работе в технике свид-дизайна?
2. Почему свит-дизайн так называется?

33

3. Какие материалы и инструменты необходимы для работы в технике свитдизайна?
4. Какие изделия обычно делают в технике свит-дизайна?
5. Какие цветы можно сделать в технике свит-дизайна?
Опросный лист по теме «Народная кукла «Солнечный конь»
1. К какому виду народной куклы относится кукла солнечный конь?
2. Что олицетворяет и кому предназначена кукла солнечный конь?
3. Как называется ткань, которую вы использовали при изготовлении народной
куклы?
4. Почему в обережных куклах принято использовать красную нить?
Опросный лист по теме «Квиллинг. Открытка»
1. Что такое квиллинг?
2. Как необходимо нарезать бумагу, чтобы работать в технике квиллинг?
3. Какие элементы квиллинга вам известны?
4. Какой клей используют для приклеивания элементов к основе? Почему?
Опросный лист по теме «Лепка из солёного теста «Луна»
1. Какие рецепты приготовления теста вам известны?
2. Как сделать тесто для лепки?
3. Какие способы окрашивания теста вы знаете?
4. Какой праздник отмечают в России 12-го апреля?
5. Что произошло в истории 12-го апреля 1961 года?
Опросный лист по теме «Пластилинография»
1. Что такое пластилинография?
2. какие виды пластилинографии вам известны?
3. В чём особенность работы в технике обратной пластилинографии?
34

Опросный лист по теме «Пасхальная композиция из бросового материала»
1. Чему посвящён праздник Пасхи?
2. Что такое бросовый материал?
3. Где найти бросовый материал?
4. Что можно использовать в качестве бросового материала, а что нельзя?
Опросный лист по теме «Бумагопластика «Парад победы»
1. Чему посвящён праздник, который в России отмечают 9-го мая?
2. Когда прошёл первый парад в честь победы в Великой Отечественной войне?
3. Кто такие ветераны?
4. Почему Великая Отечественная война так называется?
5. Почему необходимо сохранять память о тех далёких событиях?
Опросный лист по теме «Лепка из пластилина «Летние цветы»
1. Какие правила работы с пластилином вам известны?
2. Какие цветы принято высаживать в городских клумбах?
3. Какие цветы растут в полях и лесах Урала?

35

Приложение 3
Ребусы по темам для первого и второго годов обучения
Деревья

36

Цветы

Пасха

37

Птицы

Рыбы

38

Лесные жители

39

Приложение 4
Кроссворды по темам для первого и второго годов обучения
Кроссворд «Птицы»

Кроссворд для промежуточной аттестации для первого года обучения
1. Искусство моделирования из бумаги объёмных композиций на плоскости.
2. Вид народной куклы, призванный оберегать своего владельца от несчастий.
3. Основной ингредиент любого теста.
4. Что получится, если перегибать лист бумаги поочерёдно вперёд и назад?
5. Вид искусства, предназначенный для декорирования, украшения стены.
6. Бумажные отходы.
7. Почтовая карточка для открытого письма.
8. Жатая тонкая бумага, которая может растягиваться.
40

1
2

О Б Е Р Е Г
У
3 М У К А
А
4

Г А Р М О Ш К А
О

5

П А Н Н О
Л

6 М А К У Л А Т У Р А
С
7

О Т К Р Ы Т К А
И
8

К Р Е П О В А Я
А
Кроссворд для промежуточной аттестации для второго года обучения

1. Искусство моделирования из бумаги объёмных композиций на плоскости.
2. Материал, который можно было выбросить, но он пригодился в творчестве.
3. Народная кукла, выполненная методом мотания.
4. Оказание безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается.
5. Высушенные растения.
6. Жидкий клей, часто используемый для склеивания бумаги, картона, дерева и
других материалов.
7. Составление композиций из конфет.
8. Вид бумажного конструирования, когда бумажный квадратик накручивают на
палочку и приклеивают к основе.
9. Народная кукла, выполненная на основе-мешочке.
41

5
С
У
Х

1
2

3
4 Б Л А

Б

Р О С О В Ы Й

У

Ц

М О Т А Н К А

В

А

Е

Г О Т В О Р И Т Е Л Ь Н О С Т Ь
О

6

О

Ы

П В А
Л

7 С В И Т - Д И

З

А Й Н
С

8

Т О Р Ц Е В А Н И Е
И

9 З Е Р Н У Ш К А
А

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».