01.01.2017
О. А. Кузьминых, Л. В. Сентябрева
Воспитание гражданской позиции обучающихся через участие в проекте «Наследники Победы»
педагог – организатор, педагог дополнительного образования МБУ ДО-центр «Лик», г.Екатеринбург
В музее образовательного учреждения «Взвейтесь кострами» перед детьми и подростками не только раскрываются тайны истории, но и происходит формирование гражданской позиции, от которой зависит будущее нашей страны.
17 мая 2012 года в Центре эстетического воспитания детей «ЛИК» Кировского района Екатеринбурга открылся музей «Взвейтесь кострами». Основная экспозиция музея посвящена истории детского движения на Урале: скаутов, пионеров, и деятельности детей-волонтёров сегодняшних дней. В год 70-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне обучающиеся Центра приняли участие в проекте «Наследники Победы». Целью проекта: привлечение детей, родителей, педагогов к сохранению памяти о героических днях борьбы с фашизмом.
Обучающиеся в коллективах нашего Центра приходят в музей на тематические экскурсии: «Юные герои Уральского Добровольческого танкового корпуса», А. П. Гайдар. «Обыкновенная биография в необыкновенное время», «Дети блокадного Ленинграда», «Труд детей в годы войны», «Свердловск в годы войны» и др. В ходе экскурсий обучающиеся могут увидеть, потрогать и рассмотреть экспонаты — фляжку и котелок, копии самодельных игрушек детей военной поры, «подарки фронту» — варежки для бойца, кисет, могут примерить пилотку, шлем танкиста, испытать вес военной рации, увидеть копии плакатов военного времени. Большое эмоциональное воздействие оказывают на детей просмотр мультипликационных фильмов о войне: «Салют», «Василёк», «Солдатская лампа»; документальные кадры военной кинохроники, а также стихи и песни о войне. Дети узнают о новых, недавно появившихся памятниках: единственном в мире памятнике шинели в Арамиле – каждый четвёртый боец Красной Армии был одет в шинель из арамильского сукна; о памятнике, посвящённом нелегкому труду фронтовых бригад, в числе которых было немало детей и подростков. Приобретая новые знания, дети сопоставляют ранее полученную информацию с личным опытом: кто-то читал повести А.П.Гайдара, кто-то был с дедушкой на экскурсии в Брянских лесах и видел партизанские землянки, у кого-то дома хранится пионерский галстук бабушки. Отвечая на вопрос: «Совершаются ли подвиги сегодня?», юные посетители музея узнают, что десятилетний нижегородец Дима Филюшин вынес из огня троих маленьких детей, а ученик 4-го класса 10-й иркутской школы ценой своей жизни спас тонувшую девятилетнюю девочку. Посещение музея для детей объединений Центра становится основой для дальнейшей творческой деятельности. Так, например, девочки из коллектива «Юные рукодельницы» узнали о фронтовых посылках детей тыла. Теперь они готовят подарки для ветеранов. Участники театральной студии «Арлекино» эмоционально проживали судьбы детей войны. Это помогает им в создании образов Валентинки из повести Л.Воронковой «Девочка из города», Вани Солнцева из повести В.Катаева «Сын полка». А старшеклассники литературной студии и «Юные краеведы» провели в музее встречу, на которой ознакомились с видеозаписью воспоминаний «детей войны», обменивались чтением стихов, пели военные песни.
Одним из этапов проекта «Наследники Победы» стала поисковая работа «Портрет героя моей семьи». Дети узнали о судьбах своих родственников: об участниках войны; детях войны – тружениках тыла, работавших в годы войны; юных узниках гетто и концлагерей, а также о героях сегодняшнего времени. Впоисковой работе приняли участие дети, их родственники, педагоги Центра. Заключительным этапом проекта «Наследники Победы» стала интеллектуально-познавательная игра и творческий отчет – презентация перед тружениками тыла, ветеранами войны, родителями, педагогами Центра. Итогом работы стала электронная Книга Памяти, размещенная на сайте Центра.
Обучающиеся из объединения «Юный краевед» (руководитель Сентябрёва Любовь Васильевна) — самые частые посетители нашего музея. Гражданско-патриотическое воспитание детей этого коллектива реализуется через поисковую и исследовательскую работу. Обучающиеся с большим интересом участвуют в конкурсах разного уровня: в районном конкурсе «Потомки героев», во Всероссийском конкурсе детских исследовательских проектов «Талантоха», в котором заняли 3-е место. В рамках подготовки к городскому конкурсу юных краеведов «Свердловск в годы Великой Отечественной войны» обучающиеся выступили в роли экскурсоводов, и заняли 1-е место в районе и 3-е место в городе. Большое место в работе с «Юными краеведами» уделяется тематическим экскурсиям. Более 30 детей коллектива и их родители приняли участие в автобусной экскурсии «Памятники Великой Отечественной войны Екатеринбурга», с большим интересом посетив памятники нашего города: «Седой Урал», памятник Михаилу Одинцову, памятник преподавателям и студентам УрФУ, памятник маршалу Г.К. Жукову, памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу, памятник разведчику Николаю Кузнецову, памятник «Детям войны – труженикам тыла» и другие. Посещение музеев города, таких как «Крылатая гвардия», «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме, музея Уралмаш завода, экскурсия по городу «Памятники Екатеринбурга, связанные с Великой Отечественной войной» помогают реализовать поставленные руководителем коллектива цели и задачи по гражданско-патриотическому воспитанию как одного из основных направлений духовно-нравственного воспитания. Эти мероприятия расширяют кругозор ребёнка, помогают ему прикоснуться к истории нашей страны и осознать значимость предстоящего юбилея Великой Победы.
Памятник – это история, которая живет рядом с нами. И каждый, проходящий мимо памятника, видит перед собой живую историю. Память – это свойство души хранить, помнить о былом, не забывать прошлого.
Памятники Великой Отечественной войны – это наша память, поклонение и уважение всем тем, кто в страшные годы войны ковал Победу!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.01.2021
Дата обновления: 08.12.2021
Дата публикации: 01.01.2017