05.07.2023
- Методические материалы Минтруда России
- Специализированныйинформационно-методический ресурс по вопросам противодействия коррупции на базефедеральной государственной информационной системы «Единая информационнаясистема управления кадровым составом государственной гражданской службыРоссийской Федерации»
11.01.2024
Иные методические материалы
https://anticorruption.midural.ru/document/list#document_list
11.01.2024
ИСТОРИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ
Термин «коррупция» в переводе с латинского (corruptio) означает «подкуп», «порча», «упадок».
К признакам
коррупции относится:
- непосредственное
нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам
государственной (муниципальной) власти (службы);
- незаконный
характер получаемых должностным лицом благ (материальных и нематериальных);
- использование
должностным лицом своего статуса вопреки интересам государственной (муниципальной)
службы;
- наличие
у должностного лица умысла на совершение действий (бездействия), объективно
причиняющим ущерб охраняемым законом интересам власти или службы;
- наличие
у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности.
Своими корнями коррупция как социальное явление уходит корнями
в глубокое прошлое.
Несмотря на то,
что термин «коррупция» не употреблялся в российском законодательстве и не был
введён в научный оборот вплоть до начала XX века, однако и до этого периода
существовали корыстные злоупотребления должностных лиц, трактуемые современным
правом как коррупция.
Институт кормления. Появление коррупции как явления на Руси тесно связано с традициями общества в период становления государственности в IX–X веков, когда представители государственной власти обеспечивались общиной по нормам, установленным главой государства (так называемый институт «кормления»). Однако эти нормы не могли быть едины для всех чиновников. Неслучайно в газете «Русская Правда» в целях установления единых норм по обеспечению государственных чиновников было сделано указание на размеры этого обеспечения общиной.
Русские летописи XIII
века.
В русском языке коррупция и взяточничество как одна из её форм исторически
обозначались терминами «лихоимство» и «мздоимство».
Мздоимство впервые упоминается в русских летописях XIII века. Можно говорить о том, что корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей как средство воздействия на их объективность и добросовестность при решении различных вопросов. Толкование мздоимства и взяточничества даны в толковом словаре
В.И. Даля.
Двинская уставная грамота 1397 года.
Судебник 1550 года и Судная грамота 1561 года.
Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. Его внук Иван IV Васильевич Грозный ввёл Судебник 1550 года и Судную грамоту 1561 года, которыми мздоимство признавалось уголовным преступлением. В качестве мер ответственности предусматривалось наказание в виде временного
и бессрочного тюремного заключения, а также смертной казни.
Уложение 1649 года. Следует заметить, что уголовное право в XVII веке развивалось в условиях резкого обострения классовых противоречий. Заметным стимулом его развития, расширения круга деяний, подлежащих уголовному преследованию, появлению новых видов преступлений, послужили события начала XVII века и восстания 30–40-х годов XVII века.
Ко времени Алексея Михайловича Романова относится практически единственный народный бунт антикоррупционной направленности.
Он произошёл в Москве в 1648 году и закончился победой москвичей: царём были отданы на растерзание толпе два коррумпированных «министра» – глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов.
После восстаний
30–40-х годов XVII века уголовное
законодательство приняло более карательный характер. Это получило своё
воплощение в Уложении 1649 года. Уложение впервые даёт определённую
классификацию преступлений. Были выделены специальные подгруппы преступлений: государственные
(политические) и против порядка управления. Собственно уголовные преступления
можно подразделить на две подгруппы: должностные и против прав и жизни частных
лиц.
Указ «О воспрещении взяток и посулов». В 1714 году Петр I издал Указ, которым было отменено поместное обеспечение чиновников и повышено им денежное жалованье. Была введена должность генерал-губернатора. Он ведал как гражданским, так и военным управлением, должен был бороться с судебной волокитой, имел право приостановить исполнение судебного решения. Только при Петре I впервые был установлен твердый оклад жалованья губернатора, было окончательно покончено с системой кормлений, что, конечно, отнюдь не исключало незаконных поборов и прочее лихоимство.
Указ о фискалах и о их
должности и действии. 17 марта 1714 года был издан Указ о фискалах и о их должности и действии.
Наиболее важный критерий, положенный в основу определения их компетенции, – «взыскание
всех бесгласных дел». Статья вменяла фискалам в обязанность принятие мер по
борьбе с взяточничеством и казнокрадством. С этой же целью в 1722 году была
учреждена должность генерал-прокурора («ока государева»).
Воинские артикулы 1715
года.
В Воинских артикулах 1715 года описаны должностные преступления:
злоупотребление властью в корыстных целях (артикул 194), взяточничество (артикул 184). Среди преступлений против порядка
управления и суда в Артикуле особо выделены подделка денег (артикул 199),
печатей и документов (артикул 201), срывание указов (артикул 203), принесение
лжеприсяги (артикул 196), лжесвидетельство (артикул 198). Все эти преступления
наказывались чрезвычайно жестоко – смертной казнью, телесными наказаниями,
тюрьмой.
Указ 1722 года был также направлен на борьбу с казнокрадством, взятками и другими злоупотреблениями должностных лиц. В свойственной ему манере Пётр I обращается к подданным: «понеже всуе законы писать, когда их не хранить».
При Петре I впервые стали бороться с коррупцией системно. Так, не только были усилены уголовно-репрессивные меры, созданы специальные контролирующие органы, но и была предпринята попытка искоренить эту проблему путём установления стабильного жалованья всем чиновникам
и созданием чёткой и определённой структуры, численности и компетенции органов государственного управления.
Правовой статус
чиновников государственного аппарата был закреплён в 1722 году в «Табели о рангах всех
чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины и которые
в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако же, воинские чины
выше прочих, хотя бы и старее кто в том классе пожалован был».
Позднее политика Петра I была продолжена в законодательных актах правительства Екатерины II, Александра I, Александра III и других государей. Так, при Екатерине II имена взяточников и лихоимцев, наказанных по суду, публиковались для всеобщего сведения, причём этой каре подвергались многие лица из высшей губернской администрации.
Свод законов Российской империи 1832 года и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, в котором была введена специальная глава «О мздоимстве и лихоимстве».
Декрет Совета Народных Комиссаров
РСФСР от 08 мая 1918 года «О взяточничестве». Советская власть на протяжении многих лет официально не признавала явления коррупции в системе
государственной службы. Термин «коррупция» в официальных документах отсутствовал.
Власть использовала такие словосочетания, как «злоупотребление служебным
положением», «должностные преступления» и т.п.
О новом всплеске коррупции в государственном аппарате заговорили лишь в конце 50-х годов, а в начале 60-х появился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1962 года «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество», в котором взяточничество характеризовалось как один из позорных пережитков прошлого. Кроме того, указывалось на то, что у государства имеются все возможности для полного искоренения любых форм взяточничества.