Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования – центр «Лик» (далее — Центр) является локальным
нормативным актом Учреждения. Данное Положение устанавливает формы, периодичность и
порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, систему оценивания
планируемых
результатов
обучения
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам (далее - Программа).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжением Правительства
Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей»; Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г ода № 28); Уставом Центра.
1.3.
Аттестация обучающихся в объединениях Центра рассматривается педагогическим
коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая его участникам
оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности и представляет
собой оценку качества освоения обучающимися содержания конкретной Программы.
1.4.
Аттестация обучающихся – это оценка уровня и качества освоения обучающимися
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в конкретной предметной
деятельности.

2. Цель и задачи аттестации
2.1.
Цель аттестации – выявление исходного, промежуточного и итогового уровня
теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым
результатам Программы и ведение индивидуального учета результатов образования
обучающихся.
2.2. Задачи аттестации:
− выявить степень достижения цели учебно-воспитательного процесса;
− оценить уровень учебных достижений обучающихся;
− определить положительную (отрицательную) динамику в развитии обучающегося
по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
− выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на
качество обучения.
2.3. Аттестация строится на принципах:
− учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
− специфики деятельности детского объединения;
− необходимости, обязательности и открытости проведения аттестации;
− свободы выбора педагогом методов и форм проведения аттестации;
− обоснованности критериев оценки результатов;
− открытости результатов.
2.4. Функций аттестации:

2

− учебная - создает дополнительные условия для обобщения и осмысления
обучающимися полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;
− воспитательная - является стимулом к расширению познавательных интересов и
потребностей ребенка;
− развивающая - позволяет обучающимся осознать уровень их творческого развития
и определить перспективы;
− коррекционная - помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные
и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса;
− социально-психологическая - дает каждому участнику процесса аттестации
возможность пережить «ситуацию успеха».
2.5. Входной контроль – оценка и фиксация стартового уровня образовательных
возможностей обучающихся при зачислении на образовательную Программу на любом этапе ее
реализации. С целью оценки достигнутого результата в процессе обучения по Программе
необходимо зафиксировать начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.) обучающегося.
Педагог самостоятельно разрабатывает задания, которые позволяют оценить стартовый
уровень обучающегося. Содержание заданий входного контроля должно быть согласовано с
содержанием заданий, заложенных в задания для аттестации и помочь в дальнейшем определить
динамику в развитии обучающегося. Входной контроль осуществляется педагогом.
Результаты входного контроля оформляются в виде протоколов по каждой учебной группе.
В ходе проведения входного контроля определяется уровень теоретической и практической
подготовки обучающихся, а также уровень их развития.
2.6. Виды аттестации обучающихся в Центре:
промежуточная аттестация – оценка уровня достижений обучающихся, заявленных в
образовательной программе в процессе обучения, проводится в конце каждого полугодия и
учебного года;
итоговая аттестация – оценка качества усвоения обучающимися содержания и фиксация
образовательных результатов по итогам освоения Программы в конкретной области в целом.

3. Организация процесса аттестации
3.1. Аттестация осуществляется педагогом дополнительного образования в соответствии с
реализуемой Программой по завершению учебного (периода) полугодия, учебного года.
3.2. Формы проведения и содержание аттестации определяет педагог дополнительного
образования с учетом контингента обучающихся, учебного материала и применяемых им
образовательных технологий. Используемая форма проведения и содержание аттестации
отражаются в тексте Программы. Для каждого уровня Программы разрабатывается фонд
оценочных средств.
Оценка качества освоения обучающимся содержания Программы определяется уровнем
теоретических знаний и практических умений и навыков. В каждой образовательной Программе
определены ожидаемые результаты на каждый год обучения, которые и будут служить
определенным стандартом (параметром результативности) для конкретной Программы.
Критерии оценки результативности определяются таким образом, чтобы можно было
установить уровень освоения Программы обучающимся и соотнести его с одним из трех уровней
результативности: высоким, средним, низким.

3

Формы проведения аттестации обучающихся могут быть разнообразными, но должны
быть психологически щадящими, способствовать формированию у обучающихся потребности в
познании, развивать целеустремлённость, любознательность, творческое воображение.
3.3. В зависимости от содержания и специфики Программы могут быть использованы
такие формы как собеседование, тестирование, контрольные занятия, практические работы,
зачеты, выставки, отчетные концерты, конкурсы, спектакли, открытые занятия, экзамен,
концертное прослушивание, защита творческих работ и проектов и т.д.
3.4. Вариантом оценивания планируемых результатов реализации содержания Программы
выступают накопительные портфолио обучающихся как персональные, так и коллективные
(творческих объединений), которые выражены в фактических подтверждённых достижениях в
фестивалях, конкурсах, чемпионатах, публикациях, олимпиадах, выставках и т.д. Возможна
оценка степени достижения планируемых результатов Программы в описательных фиксациях,
которые дополняют результаты, полученные в формах текущего контроля и промежуточной
аттестации, установленных Программой.
3.5. Педагог самостоятельно разрабатывает задания, позволяющие оценить уровень
освоения обучающимися тем, разделов Программы за определенный период обучения.
Параметры, по которым проходит оценка результативности, должны соответствовать ожидаемым
результатам, указанным в Программе.
3.6. Промежуточная аттестация осуществляется педагогом. Результаты аттестации
оформляются в виде протоколов. Для проведения промежуточной аттестации педагог за неделю
до ее проведения представляет администрации Центра график проведения аттестации в учебных
группах. Сроки и график проведения промежуточной аттестации утверждаются приказом
директора Центра. По результатам проведения промежуточной аттестации педагог предоставляет
протоколы итогов аттестации.
3.7. Обучающимся объединений засчитываются результаты промежуточной аттестации
при наличии документов, подтверждающих призовые места муниципальных, региональных,
всероссийских и международных конкурсов.
3.8. Контроль за проведением промежуточной аттестации осуществляет методист по
учебно - воспитательной работе.
3.9. Итоговая аттестация осуществляется педагогом и аттестационной комиссией. Состав
сформированной аттестационной комиссии утверждается директором Центра. В состав комиссии
могут входить методисты, психолог, педагоги дополнительного образования высшей и первой
квалификационной категории сходного профиля деятельности, внешние эксперты. График, сроки
и порядок проведения итоговой аттестации утверждается приказом директора Центра. По
результатам проведения аттестации педагог предоставляет протоколы итогов аттестации,
подписанные педагогом и членами комиссии.

4. Оценка, оформление и анализ результатов аттестации
4.1. Образовательный результат - итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия
педагога и обучающегося в процессе образовательной деятельности по конкретной
образовательной Программе. Оценочные материалы — это систематизированные материалы
наблюдений за процессом овладения званиями, умениями, навыками, компетенциями,
предусмотренные Программой.
Оценка качества усвоения и овладения обучающимися

4

содержания Программы определяется уровнем выраженности предметных, метапредметных и
личностных компетенции, зафиксированных в результатах образовательной деятельности.
Классификация образовательных результатов /Приложение 1/.
4.2. Общей для всех обучающихся формой оценки качества освоения программного
материала конкретной образовательной Программы является уровень: высокий, средний, низкий.
На основании критериев оценки уровня предметных, метапредметных и личностных результатов
/Приложение 2, 3, 4/ в протокол выставляется критериальный балл.
−
высокий уровень может получить обучающийся, который успешно освоил более
70% содержания Программы, подлежащей аттестации (3 балла);
−
средний уровень может получить обучающийся, который успешно освоил от 50%
до 70% содержания Программы, подлежащей аттестации (2 балла);
−
низкий уровень может получить обучающийся, который успешно освоил менее
50% содержания Программы, подлежащей аттестации (1 балл).
4.3. В рамках объединения педагог может разрабатывать и использовать свои формы для
фиксации результатов обучающихся. Итоги результатов аттестации обучающихся, отражаются в
протоколе установленного образца /Приложение 5/ и передаются Администрации Центра.
4.4. Результаты аттестации обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы
можно было определить:
−
насколько достигнуты прогнозируемые результаты Программы каждым
обучающимся;
−
обоснованность перевода обучающегося на следующий уровень или год обучения;
−
полноту выполнения Программы и общий уровень объединения в целом;
−
результативность самостоятельной деятельности обучающихся в течение всего
учебного года.
4.5. Педагог дополнительного образования осуществляет индивидуальный учет
результатов освоения обучающимися Программы /Приложение 6/.
3.5. Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся анализируются
администрацией Центра совместно с педагогами дополнительного образования по следующим
параметрам:
№ Направление анализа результатов аттестации
Параметры подведения итогов
обучающихся
1 Уровень
теоретической
подготовки Уровень знаний, умений, навыков
обучающихся в конкретной образовательной обучающихся: соответствие реальных
области;
степень
сформированности результатов ожидаемым требованиям
практических умений и навыков детей в Программы.
выбранном
ими
виде
творческой
деятельности
2 Полнота
выполнения
дополнительной Количество обучающихся полностью
общеобразовательной
общеразвивающей освоивших, освоивших в необходимой
программы объединения
степени и не освоивших Программу.
3 Выявление причин, способствующих или Перечень основных причин невыполнения
препятствующих полноценной реализации обучающимися
образовательной
Программы;
перечень
факторов,

5

Программы.
Программы

Необходимость

коррекции способствующих успешному освоению
образовательной Программы

5. Права и обязанности участников процесса аттестации.
5.1. Участниками процесса аттестации считаются: обучающийся, педагог дополнительного
образования, администрация Центра. Права обучающегося представляют его родители (законные
представители).
5.2. Педагог, осуществляющий аттестацию, имеет право:
− разрабатывать материалы для всех форм аттестации обучающихся;
− проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися
содержания дополнительной образовательной общеразвивающей программы, соответствие
уровня подготовки обучающегося Программы по направленности;
− давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным
представителям) по методике освоения требований к уровню подготовки по предметной области
Программы.
5.3. Педагог в ходе аттестации не имеет права:
− использовать при составлении заданий для аттестации темы, не предусмотренные
дополнительной образовательной общеразвивающей программой;
− использовать формы и методы, не апробированные или не обоснованные в научном и
практическом плане, без разрешения Методического совета;
− оказывать давление на обучающегося, проявлять к нему недоброжелательное,
некорректное отношение.
4.4. Обучающийся имеет право:
− в случае болезни на изменение формы аттестации или ее отсрочку;
− на независимую оценку его уровня подготовки.
4.5. Обучающийся обязан:
− проходить формы аттестации, установленные Центром;
− в процессе аттестации выполнять обоснованные требования педагогов и администрации;
− соблюдать все нормы и правила, предусмотренные документами, определяющими
порядок проведения аттестации.
4.6. Родители (законные представители) обучающегося имеют право:
− знакомиться с формами аттестации, нормативными документами, определяющими
порядок проведения аттестации, критериями оценивания и результатами аттестации;
−
обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений, в том числе по обжалованию результатов аттестации.
4.7. Родители (законные представители) обязаны:
− соблюдать порядок и сроки аттестации, определенные данным Положением;
− уважать честь и достоинство работников Центра участвующих в процессе аттестации их
ребенка;
4.8. Центр определяет нормативную базу проведения аттестации, ее порядок,
периодичность, формы, методы в рамках своей компетенции. Несет ответственность за качество
уровня подготовки обучающихся.

6

Приложение1
Классификация образовательных результатов.
Образовательный результат
Предметные компетенции

Метапредметные компетенции

Личностные компетенции

Характеристика
Знания, умения, навыки, опыт решения проблем
творческой деятельности, коммуникативные навыки,
система ценностей, усвоенных в рамках изучения
отдельной Программы
Освоенные на базе одной Программы способы
деятельности,
применимые
как
в
рамках
образовательного процесса, так и при решении
проблем в реальных жизненных ситуациях.
Индивидуальные достижения в освоении программы
определенной направленности, ценности и мотивы
образовательной
деятельности,
самооценка
образовательного
опыта,
функциональной
грамотности, допрофессиональной и общекультурной
компетентности, готовности к решению социально и
личностно значимых проблем.

Приложение 2
Показатели предметной компетенции освоения программы
Параметр

результата

Теоретическая подготовка

Предметная практическая
подготовка

Показатели

Критерии

Теоретические знания по
основным разделам Учебнотематического плана
Программы

Соответствие теоретических
знаний программным
требованиям

Владение специальной
терминологией

Осмысленность и правильность
использования специальной
терминологии

Практические умения и
навыки, предусмотренные
Программой (по основным
разделам УТП Программы)

Соответствие практических
умений и навыков программным
требованиям

Умение организовать свое
рабочее место. Владение

Способность самостоятельно
готовить свое рабочее место к

7

специальным оборудованием деятельности и убирать его за
и оснащением
собой.
Отсутствие затруднений в
использовании специального
оборудования и оснащения

Ценностно-смысловые
навыки

Коммуникативные навыки

Навыки соблюдения в
процессе деятельности
правил безопасности

Соответствие реальных навыков
соблюдения правил безопасности
программным требованиям

Умение планировать и
организовать работу,
распределять учебное время

Способность самостоятельно
организовывать процесс работы
по решению учебной задачи,
эффективно распределять и
использовать время

Творческие навыки

Креативность выполнения
творческих заданий

Мировоззренческая позиция,
связанная с ценностными
представлениями

Способностью видеть и понимать
окружающий мир,
ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и
предназначение.

Самоопределение на основе
собственных позиций

Умение выбирать целевые и
смысловые установки для своих
действий и поступков, принимать
решения, брать ответственность
на себя.

Реализация личностного
потенциала

Осуществлять индивидуальную
образовательную траекторию

Умение слушать и слышать
педагога

Адекватность восприятия
информации, идущей от педагога

Умение выступать перед
аудиторией

Свобода владения
двигательными навыками и
эмоциональным состоянием при
выступлении

Умение вести полемику,
участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении
дискуссионного выступления,
логика в построении
доказательств

8

Приложение3

Показатели личностной компетенции освоения программы.
Параметр результата
Показатели
Критерии
Терпение
Способность
переносить
(выдерживать)
известные
нагрузки
в
течение
определённого времени
Организационно-волевые
Воля
Способность активно побуждать
качества
себя к практическим действиям
Самоконтроль

Ориентационные качества

Поведенческие качества

Функциональная
грамотность

Инициативность

Умение контролировать свои
поступки (приводить к должному
свои действия)
Самооценка
Широта диапазона оценок своих
возможностей в учении,
способность адекватно судить о
причинах успеха и неуспеха.
Интерес к занятиям в Сформированность мотивации к
детском объединении
учебной
и
социальной
деятельности,
осознанное
участие в освоении ДООП
Нравственно-этическая Способность к осуществлению
ориентация
нравственного выбора
Конфликтность
Умение выявить, проблемы,
(отношение ребёнка к найти
способы
разрешения
столкновению
конфликта, способность занять
интересов (спору) в определённую
позицию
в
процессе
конфликтной ситуации
взаимодействия)
Практическое
Способность
вступать
в
использование
отношения с внешней средой и
полученных
знаний, максимально
быстро
умений и навыков при адаптироваться
и
адаптации
к функционировать в ней. владение
возникающим
различными
социальными
условиям
ролями в коллективе;
Поисковая активность
Участие в делах, смотрах,
конкурсах поискового характера,
исследовательские проекты.
Личные достижения, победы.

9

Приложение 4

Показатели метапредметной компетенции освоения программы
Параметр
результата
Учебнопознавательные
способности

Показатели
Самообразование

Технологические
способности
Социальное
взаимодействие
Информационные
способности

Навыки деятельности
обучающегося по
отношению к
информации
Владение новыми
информационными
технологиями,
понимание диапазона
их применения

Коммуникативные
способности
Владение публичной
коммуникацией

Функциональные
способности

Креативность

Достижение цели
Прикладная
деятельность

Критерии
Способность самостоятельно пополнять
недостающие для выполнения определенного
вида деятельности знания и умения
Способность понять инструкцию, описание
технологии, алгоритма деятельности, четкое
соблюдение технологии деятельности.
Способность продуктивно взаимодействовать с
членами группы, оказывать взаимопомощь
Способность осуществлять информационный
поиск и извлекать информацию из различных
источников; критическое отношение к
информации.
Способность презентовать информацию с
помощью различных информационнокоммуникационных технологий;

Способность участвовать в диалоге и
публичном выступлении, корректно отстаивать
свою точку зрения на основе признания
разнообразных позиций и уважения к чужой
точке зрения, сообразно коммуникативной
ситуации Осознание языка как формы
выражения национальной культуры; знание
ораторских приемов;
Способность мыслить не стандартно и
добиваться решения задач при выполнении
деятельности наиболее эффективными
способами.
Способность к разработке, оформлению,
презентации и реализации собственных
творческих идей
Проявление гибкости мышления, легкости
генерирования идей, творческого воображения,
беглости мысли (количество идей,
возникающих за единицу времени); гибкости
ума (способность переключаться с одной мысли
на другую); оригинальности (способность
находить решения, отличающиеся от
общепринятых; любознательности
(чувствительность к проблемам в окружающем

10

Уровень
динамика
достижений

и Рефлексивные
способности

мире); умения выдвигать и разрабатывать
гипотезы.
Способность планировать собственную
деятельности, видение и признание своих
недостатков и способов их преодоления

11

Приложение 5

Протокол итогов аттестации обучающихся
Форма 1

ДООП _______________________________________________________________________________________________________________
Год обучения____________________________ Группа №___________________________ Возраст обучающихся_____________________

Инициативность

Функциональная
грамотность

Поведенческие

Ориентационные

Личностные результаты

Организационноволевые

Уровень и динамика
достижений

Функциональные

Коммуникативные

Информационные

Метапредметные результаты

Учебнопознавательные

Коммуникативные
навыки

Предметнопрактическая
подготовка
Ценностносмысловые навыки

Предметные результаты

Теоретическая
подготовка

Ф.И
обучающегося

Иванов Петя
Петров Саша
Всего аттестовано ____ обучающихся, _______% от общего количества обучающихся.
Из них по результатам аттестации показали:
Предметные результаты
Личностные результаты
высокий уровень ___ чел. ____% от общего количества обучающихся высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел. ____% от общего количества обучающихся средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся
низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества обучающихся низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся
Метапредметные результаты
высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся
низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся
Педагог дополнительного образования: _________________________/_________________________________/
Ф.И.О.
Подпись
12

Приложение 6
Карточка учета результатов образовательной деятельности
обучающегося детского объединения____________________________
Ф.И. обучающегося___________________________ Год зачисления в детское объединение______________________
Ф.И.
обучающегося

Иванов
Сергей

Предметные результаты
1.
2.
3.
4.

1 год
обучения

Предметные
результаты
1.
2.
3.
4.

2 год
обучения

Предметные результаты

3 год
обучения

1.
2.
3.
4.

Метапредметные
результаты

Метапредметные
результаты

Метапредметные
результаты

1.
2.
3.
4.
Личностные результаты
1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.
Личностные результаты
1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.
Личностные результаты
1.
2.
3.
4.

13

Структура системы оценки планируемых результатов Программы
Оценивание

Текущее

Промежуточное
Предметные результаты

Итоговое

Процедуры, технологии
Инструментарий (КИМ, шкалы,
критерии, оценочный лист,
дневник и др.)
Метапредметные результаты
Процедуры, технологии
Инструментарий (КИМ, шкалы,
критерии, оценочный лист,
дневник и др.)
Личностные результаты
Процедуры, технологии
Инструментарий (КИМ, шкалы,
критерии, оценочный лист,
дневник и др.)

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».