Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования - центр «Лик».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ
Возраст обучающихся 5-7 лет.
Срок реализации 2 года
Составитель: Пастухова Елена Ивановна,
педагог дополнительного образования.
г. Екатеринбург 2021
Паспорт программы
1.Название программы: Эстрадный вокал
2.Составитель: Пастухова Елена Ивановна, педагог дополнительного
образования.
3.Вид
программы:
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
4. Направленность: художественная
5.Форма реализации программы: очная, групповая
6. Срок реализации программы: 2 года
7. Возраст обучающихся: 5-7 лет
8.Категория обучающихся: обучающиеся дошкольного возраста.
9.Уровень освоения программы: одноуровневая
10.Краткая аннотация программы – эстрадное пение является весьма
действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения
принципов эстрадного пения, обучающиеся осваивают основы вокального
исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор,
познают
основы
актерского
мастерства.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»
является здоровьесберегающей, т.к.:
• основой хорошего пения является правильное певческое дыхание,
упражнения на дыхание, являются обязательной частью занятий
вокалом;
• сценическое движение частично решает проблему гиподинамии
современных детей;
• развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогает решению
проблем в учебе;
• публичные
выступления
формируют
в
обучающихся
психологическую
стойкость,
повышает
самооценку,
помогает
сформировать чувство ответственности за личный и коллективные
результаты.
2
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………4
Учебный план 1 год обучения
.................………………......................11
Учебный план 2 год обучения
……………….....................................14
Комплекс организационно-педагогических условий для реализации
программы……………........................................................................................17
Список литературы..............................................................................................19
Кадровое обеспечение ………………..……....................................................20
Приложение 1 …………………………………………………………… …….21
Приложение 2 …………………………………………………………………..22
3
Пояснительная записка
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Пользоваться
певческим голосом человек начинает с детства по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети
чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к
творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий
потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к
певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения
личности через сольное и ансамблевое пение, пение современных песен с
музыкальным сопровождением.
Кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще
немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно
влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.
Групповое пение представляет собой действенное средство снятия
напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения
можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для
детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения
речи. Для детей всех возрастов занятия вокалом является источником
раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах,
соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Предлагаемая
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
обеспечивает формирование умений эстрадной певческой деятельности и
совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки,
звукообразования,
певческого
дыхания,
артикуляции,
ансамбля;
координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами
певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), слуховые навыки
(навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального
звучания).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эстрадный вокал» художественной направленности, модифицированная,
одноуровневая, адресована детям 5 -7 лет.
Программа разработана с учетом рекомендаций ведущих
преподавателей
Уральского
Государственного
Педагогического
Университета (кандидатов и докторов педагогических наук, воспитавших
многочисленных лауреатов международных и всероссийских конкурсов в
области вокального исполнительства) и основывается на методиках
работы следующих выдающихся педагогов (вокалистов и хоровиков):
Г.Струве, Г. Стуловой, В. Соколова, Д. Огороднова, В. Емельянова,
В.Плужникова,О.Головиной.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
4
общеразвивающей программы заключаются в том, что методы обучения
В.В.
Емельянова,
гармонично
сочетаются
с
различными
общеразвивающими методиками современных авторов, включающих в себя,
наряду с изучением музыкальной грамоты развивающие игры и
психологические тренинги.
Одним из важных моментов является сочетания фронтального
воздействия педагога на обучающихся с индивидуальным подходом к
каждому ребенку, когда каждый обучающийся будет иметь возможность
пробовать свои силы как в ансамблевом эстрадном пении, так и в сольном.
Актуальность программы продиктована острой необходимостью
воспитания цельной и нравственно здоровой личности. Вокальное обучение
является одной из форм развития духовно – нравственной культуры среди
детей и подростков. Концепция духовно-нравственного воспитания и
развития гражданина России, определяет духовно – нравственное развитие и
воспитание
обучающихся
первостепенной
задачей
современной
образовательной системы и представляет его как важный компонент
социального заказа для образования. Музыкальный опыт обучающихся —
это наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры,
дающий общее представление о музыкальных интересах ребёнка, его
пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора.
На занятиях эстрадным вокалом обучающиеся могут приобщиться к
богатому наследию исполнителей музыкально-эстрадной музыки прошлых
лет, что, безусловно, будет способствовать расширению кругозора и
формированию эстетического музыкального вкуса, а также пополнить свое
репертуар современными произведениями.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эстрадный вокал» важна тем, что социальная и личностная адаптация,
самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются
необходимой основой для дальнейшей профессиональной ориентации
обучающихся и реализации своих творческих способностей.
Цель программы – формирование певческих навыков через развитие
интереса к музыкальному искусству.
Задачи
Обучающие:
- повысить уровень знаний, обучающихся в области музыкальной культуры,
обогатить их музыкальные представления и художественный вкус;
- сформировать певческие навыки (устойчивое певческое дыхание, ровность
звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая эстрадная
позиция, точное интонирование, чёткая и ясная дикция, правильная
артикуляция);
- сформировать у обучающихся навыки работы с фонограммой, микрофоном,
5
-
вокально-усилительной аппаратурой.
Развивающие:
развивать музыкальную память;
формировать музыкальный слух;
развивать чувство ритма;
развивать речевые навыки обучающихся с помощью пения.
Воспитательные:
воспитывать у обучающихся устойчивый интерес к пению;
воспитывать бережное отношения к музыкальным произведениям;
воспитывать чувство прекрасного;
развивать коммуникативные качества, открытости, готовности к общению.
Программа адресована детям 5-7 лет. В старшем дошкольном возрасте
у детей происходит созревание такого важного качества как произвольность
психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является
важной предпосылкой для более углублённого музыкального воспитания.
Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к
самовыражению
в
различных
видах
художественно-творческой
деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со
сверстниками. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность,
координация движений, что в значительной степени расширяет их
исполнительские способности. Значительно возрастает активность детей,
они энергичны, подвижны, эмоциональны.
У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный
и пассивный словари, значительно улучшается звукопроизношение,
грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти
особенности дают возможность дальнейшего развития певческой
деятельности, использование более разнообразного и сложного
музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в
целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного
отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности.
Это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах
музыкально-художественной деятельности. В этот период у них
качественно меняются психофизиологические возможности: голос
становится звонким, движения – ещё более координированными,
увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь.
У детей седьмого года жизни возрастает произвольность поведения,
формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется
музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более
сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна
эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость.
6
Занятия по программе «Эстрадный вокал» выстроены с учетом
особенностей возраста обучающихся и способствуют улучшению
психического и эмоционального состояния ребенка, что очень важно для
подрастающего поколения. Регулярность занятий вокалом тренирует
дикцию обучающегося, вследствие чего речь становится четкой,
последовательной, без дефектов. Подобранный арсенал упражнений, игр,
заданий развивают слух и чувство ритма, прививают музыкальный вкус,
улучшают память (поскольку нужно запоминать мелодию, текст, паузы,
ритм и пр.), способствуют развитию способностей к импровизации;
стимулируют речевую активность (в процессе пения ребенок не просто
четко проговаривает слова, а пропевает их), нормализуют, развивают и
улучшают дыхательную функцию (занятия очень эффективны при астме),
эффективно устраняют речевые нарушения (например, во время пения
ребенок перестает заикаться).
В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности
ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными
становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им
предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка,
формирования нравственно-коммуникативных навыков.
Год
обучения
1 год
обучения
Кол-во
часов
180
Уровень
Отличительные особенности уровня
Стартовый
Дает возможность обучающимся
попробовать себя в ансамблевом,
эстрадном исполнительстве.
Обучающиеся
владеют:
− методиками разогрева
голосового аппарата в игровой форме
(В. Емельянов);
− правильной певческой
установкой.
Умело используют
здоровьесберегающие методики
В.В.Емельянова, Н. Стрельниковой,
О. Головиной.
У обучающихся:
− проявляется интерес к
вокальному исполнительству, через
прослушивание музыкальных
7
2 год
обучения
190
Итого:
З70
часов
Стартовый
произведений;
− формируется устойчивый
интерес к концертной деятельности.
На 2 году обучения у обучающихся:
развито устойчивое певческое
дыхание.
Владеют:
− навыками разогрева голосового
аппарата,
− вокальными навыками: четкой
артикуляцией, дикцией.
Знают:
− понятия:
композитор,
симфоническая
музыка,
симфонический
оркестр,
музыкальная сказка;
− правила
пользования
звукоусиливающей
аппаратурой.
Умеют:
− применять
простейшие
танцевальные
движения
в
соответствие
с
характером
музыкального репертуара;
− пользоваться микрофоном.
Распределение количества часов:
I год обучения – 180 часов (4 часа x 36 недель; 1 час x 36 недель);
II год обучения -190 часов (4 часа x 38 недель; 1 час x 38 недель).
Форма вид и режим занятий:
Форма обучения: групповая, индивидуально-групповая. По форме
организации: студия.
Виды учебных занятий: занятие-игра, беседа (“Элементы творческого
самочувствия”, “Работа над сценическим образом”), репетиция
(“Индивидуальные занятия”, “Работа над проектом песни”), викторина,
контрольное занятие, аудиторное занятие, также возможны и такие формы,
как концерт, фестиваль, творческая встреча.
Учебное занятие - 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, в
8
соответствии с СанПин 2.4.4.1251-03, перерыв между занятиями 10 минут, 1
занятие в неделю концертная подготовка.
Наполняемость учебной группы:12- 15 человек.
Раздел программы концертная подготовка включает занятия
сценическим движением и сводные занятия ансамблевым и сольным
пением, что дает возможность осуществлять постановку музыкальных
номеров, а также способствует более полному раскрытию музыкального
образа. Занятия сценическим движением не только тесно взаимосвязаны с
разучиваемым материалом, но и служат для выработки правильной красивой
осанки, умение легко, бесшумно двигаться, свободно чувствовать себя на
сцене. Методика проведения занятий предусматривает как теоретическую
подачу материала (видео просмотр, анализ, беседа), так и практическую
деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления
информации и выработки умений и навыков. Занятия сценическим
движением проводятся в тренировочной одежде, не сковывающей движения
и удобной обуви. Вокальная работа с солистами предполагает отдельную
работу с детьми с уникальными вокальными данными, а также детям,
проявляющим
повышенную
заинтересованность
и
усердие,
мотивированным к более глубокой деятельности и получающим
удовольствие от участия в творческом процессе, возможность
совершенствовать свои способности. Работа с солистами состоит из занятий
по вокалу и сценическому движению, проводится индивидуально и по
подгруппам. На сводных репетициях осуществляется постановка
ансамблевых номеров, вокальная работа проводятся с целью повышения
слаженности и спетости для ансамблей, дуэтов и солистов. Концертная
подготовка проходит в режиме занятий 1раз в неделю по 30 минут для
каждой учебной группы. Занятия в эстрадной студии органично сочетают
учебный процесс с концертной деятельностью коллектива, где каждый
участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практикувозможность выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом
на сцену обучающийся получает дополнительный творческий стимул к
дальнейшим занятиям и приобретает необходимую для исполнителя
эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям
Ожидаемые результаты.
В результате овладения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой «Эстрадный вокал» у обучающихся 5-7 лет
будут сформированы следующие компетенции:
- вокально-хоровые: поет естественным голосом, четко артикулируя
все слова, удерживает на дыхании небольшую фразу (до 6-8 секунд), чисто
передает интонации несложных мелодий в пределах «до» первой – «ре»«ми» второй октавы, поет слаженно и выразительно;
9
- согласовывает движения с формой музыкального произведения;
- имеет хорошо сформированное чувство ритма: устойчивый метр,
выделение сильной доли;
- может петь, сочетая пение, игру, движение;
- проявляет интерес к вокальному искусству, стремление к вокальному
творчеству, самовыражению;
- может петь без напряжения, плавно, легким звуком, произносить
отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в
сопровождении музыкального инструмента;
- способен находить общие черты в настроении людей, музыки,
природы;
- высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального
состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые
используются для передачи настроения в музыке;
-внимателен к поручениям педагога, проявляет самостоятельность и
настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.
Умеет:
- внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на
выраженные в ней чувства и настроения;
- петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их
выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя,
замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
- воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные
ее отрезки с аккомпанементом;
- сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно
свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
- петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
10
Содержание дополнительной общеобразовательной программы
1 год обучения.
Цель: развитие певческих навыков обучающегося: точной интонации,
устойчивого дыхания, четкой артикуляции и дикции.
1.
Учебный план
Возраст обучающихся 5-7 лет.
Занятия 2 раза в неделю по 2 часа, 1час в неделю концертная подготовка
180 часа в год.
Общее
В том числе
Формы
Название раздела,
кол-во
аттестации/
темы
часов
контроля
Теория Практ
ика
Введение в программу
2
2
-
2.
Певческая установка
20
4
16
Опрос
3
Строение
голосового
аппарата
Вокально — хоровая
работа над дыханием
Работа над дикцией и
артикуляцией
30
4
26
Викторина
24
4
20
30
4
26
6
Работа с фонограммой.
8
1
7
Открытое
занятие
Выполнение
творческих
заданий
Контрольное
задание
7
Формирование
сценической культуры.
30
4
26
8
Концертная подготовка
36
2
34
Итого
180
25
155
№
4
5
Участие в
конкурсах,
концертах,
фестивалях
Сценическая
практика
11
Содержание учебного плана
1 год обучения.
Тема 1. Введение в программу. Знакомство с Центром «Лик».
Теория: Вводный инструктаж. Беседа об охране голоса и его возможностях.
Тема 2. Певческая установка.
Теория. Положение корпуса и головы при пении, посадка.
Практика. Выполнение упражнений. Используется комплекс упражнений
В.В.Емельянова «Бронтозаврик», с показом движений руками используя
правильную певческую установку стоя, упражнение «Ветер – ветерок»
(качание руками, с прямым положением корпуса).
Тема 3. Строение голосового аппарата.
Теория: Особенности строения голосового аппарата, гортани, работа связок
и образование звука.
Практика: Выполнение комплекса упражнений «Лифт», во время которых
дети прощупывают гортань и отслеживают её нисходящее и восходящее
движение. Выполнение упражнений на «прокачку резонаторов».
Упражнение «Зоопарк» - дети подражают мычанию быка в низкой тесситуре
(прикасаясь к грудному резонатору и чувствуя вибрацию), подражают
гулению голубей (нота си первой октавы), на звук «тр-р –р»,подражают
мычанию коровы и акцентируют на переходе в головное смыкание. Все
упражнения выполняются с активным(приподнятым) языком в полузевке.
Все упражнения выполняются перед зеркалом.
Тема 4. Вокально — хоровая работа над дыханием.
Теория: Виды дыхания. Особенности певческого дыхания. Цепное дыхание.
Практика: Выполнение комплекса упражнений для тренировки певческого
дыхания: «Праздничные шарики», «Лопнуть шарик», «Ветер», «Лягушки»,
«Цоканье лошадки», «Пчёлка –комарик».
Тема 5. Работа над дикцией и артикуляцией.
Теория: Понятие «артикуляция». Значение артикуляции в пении.
Артикуляция – это образование звуков.
Практика: Гимнастика для губ и языка. Выполнение комплекса упражнений:
«влажная уборка во рту», «иголочка», «конфетка», «часики», «дразнилка»,
«гримаса». Разучивание скороговорок на одном звуке в зоне комфорта (до до диез первой октавы), пропевание попевок на одном звуке – «Андрей воробей».
Тема 6. Работа с фонограммой.
Теория: Звукоусиливающая аппаратура. Фонограмма: тонкости и нюансы.
Классификация фонограмм. Правила работы с микрофоном.
Практика: Пение под фонограмму. Пение в микрофон под фонограмму по
правилам.
Тема 7. Формирование сценической культуры.
12
Теория: Процесс осмысления содержания произведения, его характера,
разбор средств музыкальной выразительности. Дирижёрские жесты.
Особенности авторского стиля и собственная интерпретация произведения.
Правила поведения на сцене и в зале.
Практика: вокально –хоровая работа с использованием дирижерского жеста
и звуковысотного показа. Отработка простейших танцевальных движений,
на координацию. Подбор средств музыкальной выразительности при
исполнении произведений.
Тема 8. Концертная подготовка.
Теория: Культура поведения на сцене. Работа на сцене. Знакомство со
сценой (кулисы, авансцена). Сценические костюмы. Подбор и обсуждение
сценического костюма. Свобода исполнения произведения. Эмоциональная
передача содержания исполняемого произведения и решение актерских
задач.
Практика: Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для
постановки номера и работа с микрофоном в руках на сцене.
Эмоциональная передача исполняемого произведения. Сценическое
воплощение произведения. Создание образа. Работа над музыкальным
образом в произведениях.
Ожидаемые результаты 1 года обучения:
Обучающиеся
владеют:
− методиками разогрева голосового аппарата в игровой форме (В.
Емельянов);
− правильной певческой установкой.
Умело используют здоровьесберегающие методики В.В.Емельянова,
Н. Стрельниковой, О. Головиной.
У обучающихся:
− проявляется интерес к вокальному исполнительству, через
прослушивание музыкальных произведений;
− формируется устойчивый интерес к концертной деятельности.
13
2 год обучения.
Цель: создать условия для формирования музыкальных способностей
обучающихся.
Учебный план.
Возраст обучающихся 5-7 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа,1 час концертная подготовка
190 часов в год.
№
Общее
кол-во
часов
Тема
В том числе
1.
Вводный инструктаж
2
Теор
ия
2
2.
Вокально –хоровая работа над
дикцией и артикуляцией
22
4
18
Опрос
3
Развитие
музыкальных
способностей
Слушание музыки
26
4
22
Викторина
24
10
14
Открытое
занятие
Вокальная
работа
репертуаром
36
6
30
4
5
над
Практ
ика
-
Формы
аттестации/
контроля
6
Работа с фонограммой
20
1
19
7
Формирование
культуры.
22
2
20
8
Концертная подготовка
38
2
36
Итого
190
30
сценической
Выполнение
творческих
заданий
Участие в
конкурсах,
концертах,
фестивалях
сценическая
практика
160
14
Содержание учебного плана
2 год обучения.
Тема 1. Вводный инструктаж.
Теория: Беседа об охране голоса и его возможностях.
Тема 2. Вокально – хоровая работа над дикцией и артикуляцией
Теория: Понятие «артикуляция». Значение артикуляции в пении.
Артикуляция – это образование звуков.
Практика.
Гимнастика для губ и языка. Выполнение комплекса упражнений: «влажная
уборка во рту», «иголочка», «конфетка», «часики», «дразнилка», «гримаса».
Разучивание скороговорок на одном звуке в зоне комфорта (до -до диез
первой октавы), пропевание попевок на одном звуке – «Андрей - воробей».
Тема 3. Развитие музыкальных способностей.
Теория: Словарь: «музыкальные способности». Ладовое чувство,
музыкально – слуховые представления, музыкально – ритмические
представления.
Практика: Упражнения с маршировкой. Воспроизведение мелодии по слуху.
Разучивание простейших танцевальных движений, в соответствии с
исполняемым репертуаром. Пальчиковые и жестовые игры «рыбки»,
«Мой зонтик». Игра «Повтори звуки».
Тема 4. Слушание музыки
Теория: Словарь музыкальных терминов - композитор, симфоническая
музыка, симфонический оркестр, музыкальная сказка. Знакомство с
творчеством композиторов: П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, К. СенСанс, Э. Грига, С.Майкапара, Ф. Шопена, Р. Шумана. Знакомство с
творчеством И. Гайдна, В. А. Моцарта
Практика: Прослушивание музыкальных произведений:
Ф. Шопен «Прелюдия №4», С. Прокофьев «Петя и волк», П. И.
Чайковский «Детский альбом»
Музыка о животных и птицах: Шуман «Совенок», П. И. Чайковский «Песня
жаворонка» (Детский
альбом),К.Сен-Санс «Длинноухие
персонажи», «Кенгуру», «Лебедь»
Природа и музыка: Г. Свиридов «Дождик»,Э.Григ «Утро»,
С.Прокофьев «Вечер», Р. Шуман «Вечер», П. И. Чайковский «Осень»,
«Ноябрь», «На тройке» ,Ц. Кюи «Зима», Р. Шуман «Зимой»
Сказка в музыке П. И. Чайковский «Нянина сказка», «Баба Яга».
Обсуждение прослушанного произведения.
Тема 5. Вокальная работа над репертуаром
Теория:
Беседа
о
содержании
и
средствах
музыкальной
выразительности. Разучивание музыкального репертуара.
Практика: вокально – хоровая работа над авторскими произведениями А.
15
Ермолова «Паровоз – букашка», «Светит солнышко», «Веселый гномик».
Упражнение «Восьмерка».
Тема 6. Работа с фонограммой.
Теория: Подбор фонограмм по выбранному произведению: тонкости и
нюансы. Особенности работы с микрофоном при пении под фонограмму.
Практика: Прослушивание фонограммы, определение особенностей. Пение
под фонограмму «минус», «плюс». Пение в микрофон под фонограмму.
Тема 7. Формирование сценической культуры.
Теория: Осмысление содержания произведения, его характера, разбор
средств музыкальной выразительности. Особенности авторского стиля и
собственная интерпретация произведения.
Практика: разучивание и исполнение простейших танцевальных движений,
на координацию. Вокально –хоровая работа с использованием
дирижерского жеста и звуквысотного показа.
Тема 8. Концертная подготовка.
Теория: Культура поведения на сцене. Работа на сцене. Сценические
костюмы. Подбор и обсуждение сценического костюма. Свобода
исполнения
произведения.
Эмоциональная
передача
содержания
исполняемого произведения и решение актерских задач. Показ
видеофрагментов выступлений на сцене.
Практика: Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для
постановки номера и работа с микрофонами на сцене. Эмоциональная
передача
исполняемого
произведения.
Сценическое
воплощение
произведения. Создание образа. Работа над музыкальным образом в
произведениях. Просмотр и обсуждение видеоматериалов с выступлениями
на сцене.
Ожидаемые результаты 2 года обучения: у обучающихся
− развито устойчивое певческое дыхание.
Владеют:
− навыками разогрева голосового аппарата,
− вокальными навыками: четкой артикуляцией, дикцией.
Знают:
− понятия: фонограмма, композитор, симфоническая музыка,
симфонический оркестр, музыкальная сказка;
− правила
пользования
звукоусиливающей
аппаратурой,
микрофоном.
Умеют:
− применять простейшие танцевальные движения в соответствие с
характером музыкального репертуара;
− пользоваться микрофоном.
16
Комплекс организационно-педагогических условий реализации
программы
1.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Входящий мониторинг производится в форме прослушивания при
приеме на обучение по программе.
Текущий контроль за качеством усвоения материала проводится
систематически, от занятия к занятию. На начальном этапе обучения
контроль осуществляется ненавязчиво и органично вплетается в ход
занятия. Опросы воспринимаются обучающимися как одна из форм
общения с педагогом.
В конце каждого полугодия предусмотрены обязательные
концертные выступления всего коллектива (и отдельных его солистов),
на которых обязательно исполнение разнохарактерных музыкальных
произведений различных стилей и жанров. Помимо обязательных
концертных выступлений, обучающимся рекомендуется принимать
участие во всех концертных мероприятиях как внутри центра, так и за
его пределами, а также во всевозможных конкурсах различного уровня,
так как концертная деятельность воспитывает у обучающихся выдержку,
сценическую волю и чувство ответственности.
Способом оценки результатов образования является аттестация
обучающихся.
«Промежуточная аттестация» - проводится по окончании каждого
полугодия.
«Итоговая аттестация» - по окончанию изучения программы.
Критериями оценивания являются: теоретические знания
(устройство голосового аппарата, вокальные термины и определения).
Выявление усвоенных знаний проводится с помощью тестовых заданий,
опросников. Практические навыки (дыхание, дикция, звук извлечение,
чистота
интонирования,
артистизм,
раскрепощенность,
индивидуальность, работа с микрофоном под фонограмму), выявляются
с помощью практической концертной деятельности, выступлений на
сцене, как способа продемонстрировать вокально-исполнительские
умения. Результаты аттестации представляются в виде диагностических
карт.
Входящий мониторинг – 1 год обучения. Тестовые задания (Приложение 1).
Диагностика - 2 год обучения. Тестовые задания (Приложение 2).
2.Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение
1.
Кабинет для теоретических и практических занятий
2.
Концертный зал (сцена)
17
3.
Синтезатор
4.
Зеркало
5.
Компьютер
6.
Микрофоны, микшерский пульт, микрофонные стойки, активные
колонки и монитор.
Дополнительное оборудование, обеспечиваемое родителями
-концертные костюмы, реквизит.
информационное обеспечение -видеоматериал «Анатомическое диафрагмное дыхание»
-видеоматериал «Методика обучения эстрадному вокалу О.Головиной
-флеш накопитель «Вокальные упражнения»
-флеш накопитель с видеоматериалом «Голос Дети-2020 год»
-флеш накопитель с аудио наполнением «Репертуарный план по программе»
-видеоматериал «Детская мода»
-методические материалы:
-наглядный материал «Бронтозавик»
-методическая разработка «Сказка-распевка»
-методическое пособие А.Плужников «Механика пения»
-методическое пособие В.В Емельянов «Фонопедический метод развития
голоса»-«Развивающие голосовые игры»
На занятиях применяются наглядные, словесные, практические и частичнопоисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе
иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани,
работы диафрагмы и при исполнении педагогом музыкального материала.
Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение,
замечание, распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть
доступным для детского восприятия.
К практическим методам обучения можно отнести тренинги, вокальнохоровые упражнения.
На занятиях используются такие приемы, как сочетание запевов солистов с
группой, динамическое развитие, пение по “цепочке”, пение “про себя”,
Звуковысотный показ, дирижёрский жест, игровые приемы (“Ритмическое
эхо”,“Эхо”, “Импровизационный концерт”, “Артикуляционная разминка”).
Используются методы:
1.
Метод развивающего обучения.
2.
Метод создания ситуации успеха.
3.
Метод формирования готовности восприятия учебного материала с
использованием зоны ближайшего развития.
4.
Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень
(классификация Е.Г. Савиной)
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. /№273- ФЗ от 29.12. 2012 г/;
3. Концепция развития дополнительного образования /распоряжение
Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –
М.: Просвещение, 2010/;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и
науки РФ №09-3242 от 18.11.2015);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
8. Федеральная целевая программа развития дополнительного
образования детей в РФ до 2020 года;
9. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года" /распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N
996-р г/.;
10.Устав МБУ ДО - центр «Лик»;
11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
МБУ ДО- центр «Лик»;
12.Положение о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации
обучающихся МБУ ДО - центр «Лик».
Для педагога:
1. Головина О.Н. Методика постановки эстрадно – джазового вокалаЕкатеринбург, 2017-58 стр
2. Дейша – Сионицкая. Пение в ощущениях» – Искусство, 1975г
стр.64Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг –
Москва 1990г.
3. Емельянов. В.В. Фонопедические упражнения для развития голоса. СПб.1997, 38 стр.
19
4. Зайцева В. Н Обучение с увлечением. Выпуск 12. Сост.: Соколов А. П.
– М.: издательство. Мелограф, 2006. – 16 стр.
5. Исаева. И. Эстрадное пение экспресс-курс. - М., 2006, 174 стр.
6. Кантарович В.С. Гигиена голоса. - М., 2003, 125 стр.
7. Кочнева И, Яковлева А. Вокальный словарь. - М., 2005, 307 стр.
8. Линклэйтер К. Освобождение голоса. – СПб. 2003, 94 стр.
9. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М., 1998, 207 стр.
10.Немов Р.С. Психология. – М., 2000. – Т.2
11.Прокопьев В.Н. Как стать певцом и сделать карьеру. – СПб. 2000, 283
стр.
12. Риггз Сэт. Пойте как звезды. - М, СПб., 2007, 120 стр.
Для обучающихся:
13.Савина Е.Г. Формирование умений музыкально-сценической
деятельности у детей пяти-восьми лет // Музыкальное образование
детей и юношества: проблемы и поиски / Под ред. К.П.Матвеевой. –
Екб. 2005, 93 стр.
14.Чишко О. Певческий голос и его свойства. – М. 2001, 76 стр.
15.Юдин Р. Постановка голоса детей школьного возраста.
Кадровое обеспечение:
Пастухова Елена Ивановна - педагог дополнительного образования
центра «Лик».
Образование – высшее Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусства», 2013г.,
специализация «Социально-культурная деятельность»
Высшая квалификационная категория.
20
Приложение 1
Входящий мониторинг – 1 год обучения.
Цель: выявление и фиксация начального уровня умений и навыков
обучающихся. В дальнейшем сравнение исходного уровня обученности с
конечным
позволяет
измерить
«прирост»
знаний,
степень
сформированности умений и навыков, анализировать динамику и
эффективность педагогического процесса.
Тестовые задания.
1. «Ритмическое эхо».
Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство
ритма. Педагог задает определенный ритм, ребенок должен его
повторить.
Высокий-3 балла – точное повторение
Средний-2 балла – повторение с ошибкой
Низкий-1 балл - отсутствие ритма
2. Игра «Как тебя зовут?».
Задание позволяет определить: насколько развит у ребенка
музыкальный слух.
3 балла – точное повторение мелодии
2 балла – повторение мелодии с ошибкой
1 балл - полное не воспроизведение мелодии
3.Исполнение любимой песни, промычать в комфортной зоне на одном
звуке (ля малой октавы, до – до# первой октавы)
Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту
интонации, артистичность исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность
в исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием
эмоции
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала
4. Беседа о музыке.
Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области
музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать
свою мысль.
3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе
2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы
21
Приложение 2
Диагностика 2 год обучения.
Цель: выявление и фиксация уровня знаний и умений обучающегося
на втором году обучения. Это позволяет измерить «прирост» знаний,
степень сформированности умений и навыков за 1 год обучения, анализ
динамики и эффективности педагогического процесса.
Тестовые задания.
1. «Ритмическая угадай-ка».
Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство ритма.
Педагог задает начальный ритм знакомой песни, ребенок должен его
повторить и постараться узнать песню.
3 балла – точное повторение и узнавание песни
2 балла – повторение с ошибкой
1 балл - не воспроизведение ритма
2. Игра «В лесу».
Задание позволяет определить: насколько развился у ребенка музыкальный
слух.
3 балла – точное повторение мелодии с соблюдением Stocatto, Legato
2 балла – повторение мелодии с ошибками
1 балл - полное не воспроизведение мелодии
3. Исполнение любимой песни.
Задание позволяет определить каков уровень развития музыкальной памяти,
чистоты интонации, артистичности исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность
в исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием
эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала
4. Беседа о музыке.
Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области
музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать
свою мысль.
3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе
2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы
22