1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Нормативно-правовые основы разработки и реализации программы воспитания - Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. - О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» по вопросам воспитания обучающихся»: Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р. - План мероприятий по реализации в 2021–2025 годах стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г. № 2945-р. - Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2021–2024 годы) Национального проекта «Образование». Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование». Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. - Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»: Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н. - Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н. - Методические рекомендации о механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних: Письмо Минобрнауки России от 03.04.2017 № вк1068/09 - Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196. - Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей: Приказ Минпросвещения России от 3.09.2019 г. № 467. - О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий: Письмо Минпросвещения России от 7.05.2020 года № вб-976/04. - О внесении изменений в некоторые ФГОС общего образования по вопросам воспитания обучающихся: Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 г. № 712. - Устав МБУ ДО – центр «Лик». - Программа развития МБУ ДО – центр «Лик» на 2021-2024 гг. 1.2 Основные понятия по вопросам воспитания Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ. Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Патриотическое воспитание – воспитание патриотической личности, характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается. Содержанием этой установки является неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины. Патриотизм как благоприобретенное качество, является предметом передачи – темой воспитания – и представляет собой важнейшую составную часть мировоззрения личности, что обусловливает необходимость встраивания патриотизма в сложную систему мировоззренческих установок. Патриотизм должен неконфликтно соотноситься с представлениями о мире и человеке, с моралью и нравственностью, с представлениями о языке, коммуникации, культуре, власти, обществе и индивидуальности. Развитие – естественно-искусственный процесс количественных и качественных изменений, происходящих в человеке под влиянием природных и социальных, внешних и внутренних факторов. Содержание дополнительного образования детей (далее – ДОД, ДО) – это содержание особым образом организованной культуросообразной деятельности обучающихся, основу которой составляет освоение ими прогрессивного опыта человечества. Содержание учебной деятельности детского объединения ДО – это педагогически адаптированная совокупность знаний, умений и навыков в определённой области науки и культуры (за рамками базовых образовательных стандартов). Содержание воспитывающей деятельности детского объединения ДО – педагогически обоснованное сочетание элементов мировоззренческого, нравственно-эстетического и социального опыта. Содержание развивающей деятельности детского объединения ДО – педагогически подобранный комплекс познавательных, специальных, творческих и физических способностей ребёнка. Методы обучения и воспитания – это способы взаимодействия педагога и учащихся, ориентированные на самостоятельное освоение ими комплекса специальных знаний, умений и навыков, на саморазвитие их социальнозначимых потребностей и мотиваций, сознания и приемов поведения. Средства обучения и воспитания – это источники формирования личности; средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационнотелекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Педагогические принципы – общие нормативные требования, руководящие идеи, определяющие образовательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций, в которых отражается представление о сущности образовательного (педагогического) процесса. Педагогическая функция – значение, назначение, роль образовательной (педагогической) деятельности в процессе становления личности. Коллектив – сложная социально-психологическая система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов. Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России: человеколюбие,справедливость,честь, совесть,воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Ценностные ориентации – это: относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности; отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров; важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т.п.); элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого. Здоровье – это: естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких- либо болезненных изменений; такое состояние индивида и среды его обитания, которое обеспечивает ему достижение чувства полноты жизни и максимально возможный для него вклад в человеческую культуру и цивилизацию. Виды здоровья: физическое – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма (морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов); соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем органов (биологическая программа индивидуального развития человека); эмоциональное – принятие себя и понимание собственных эмоций, наличие возможности слушать других и сопереживатьих чувствам; психическое – состояние психической сферы человека (состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения); социальное – положительное взаимодействие с друзьями, семьей и другими членами общества (забота о других, признание, применение различных социальных навыков); духовное – отвечает за жизненные цели и умение находить гармонию в себе (поиск истины и мудрости, умение слушать свой внутренний голос); нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека (система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде); интеллектуальное – способность человека адекватно воспринимать информацию, уметь находить необходимую информацию, а также использовать её в соответствующих ситуациях. 1.3 Особенности воспитания в условиях дополнительного образования Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка). Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях: – основы профессионального воспитания; – основы социального воспитания. Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка: – этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов; – культура организации своей деятельности; – уважительное отношение к профессиональной деятельности других; – адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов; – знание и выполнение профессионально-этических норм; – понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность). Социальное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка: – коллективная ответственность; – умение взаимодействовать с другими членами коллектива; – толерантность; – активность и желание участвовать в делах детского коллектива; – стремление к самореализации социально адекватными способами; – соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида). Названные позиции носят достаточно общий характер (т. е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т. е. доработки параметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности. Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива. Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь обучающийся приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач: – помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место; – выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося; – формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию; – способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»; – развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.); – формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы; – создает условия для развития творческих способностей обучающегося. К тому же педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо сделать звонок родителям и уточнить причины), насколько он активен в учебном процессе и «внеучебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими обучающимися. От этих, на первый взгляд, мелочей во многом зависит успешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя. Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым обучающимся педагог реализует и анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания. В сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью. Решающим фактором создания детского коллектива является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка. Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через: - создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым; - создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом; - использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях; - создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности. 1.4 Содержательные направления воспитания в рамках дополнительного образования – гражданско-патриотическое воспитание, ориентированное на воспитание у обучающихся уважительного отношения к истории страны и мира, уважение и стремление к сохранению и развитию отечественных традиций; – социально-личностное воспитание, предполагающее формирование у обучающихся «гибких / мягких» социальных компетенций / навыков (soft skills) XXI века; – художественное воспитание, предполагающее формирование у обучающихся способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им, создавать художественные ценности; – формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противодействию вредным привычкам. 1.5 Цель и задачи воспитания Цель - создание единого воспитательного пространства детства, обеспечивающего формирование человека - гражданина, обладающего социально-полезной активностью, всесторонне развитого, умеющего ориентироваться в современных условиях, с духовно-нравственным потенциалом, отвечающим базовым национальным ценностям. Задачи: - помощь в определении ценностных установок жизни в условиях социальноэкономических изменений в самосознании, в выработке ценностного отношения к собственной жизни; - приобщение детей и подростков к системе культурных ценностей; - развитие личностных качеств: волевых, нравственных, а также внутренних (образующих богатый внутренний мир человека) и внешних (поведение и имидж), обеспечивающих дальнейшее саморазвитие индивидуальности каждого ребёнка; - формирование позитивного мировосприятия, общечеловеческих норм морали и нравственности; - воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни; - оказание помощи в профессиональном самоопределении обучающихся. 2. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 2.1 Содержание и технология реализации воспитательного компонента дополнительного образования содержание воспитательная работа формы воспитательной воспитания активности Проектная линия «Моя Россия. Моя Отчизна» гражданско-патриотическое воспитание Проект «Урал в - развитие и углубление - тематические легендах и сказках» знаний обучающихся об экскурсии в музеи, истории своей малой Родины, путешествия по городу, культуре родного края; области, Уралу, лекции, - воспитание гордости за беседы, - тематические героическое прошлое своей игры, Родины, уважение к культуре - конкурсы; своей страны; - игры и квесты; - развитие информационно- исследовательские и коммуникационной культуры творческие проекты; обучающихся через - виртуальные экскурсии выполнение творческих и и презентации исследовательских проектов; - внедрение в образовательный процесс системы взаимодействия всех субъектов образовательных отношений, направленных на формирование гражданскопатриотического воспитания подрастающего поколения Проект «Моя - изучение и популяризация - научноРодина. Моя истории и культуры стран и их исследовательские, Отчизна» в рамках регионов, судеб и деяний методические и Международного соотечественников; творческие проекты; инновационного - привлечение к творчеству и - публикации проектов; проекта «Моя исследовательской работе; - конкурсы, Отчизна», на базе - продвижение - фестивали; МБУ ДО – центр исследовательских, - сотрудничество с «Лик» методических и творческих научными, творческими, достижений образовательными организациями; - игры и квесты Проект «Школа - воспитание - реализация научноМузейного Актива» гражданственности исследовательских патриотизма у детей; проектов; - формирование интереса к - конкурсы; истории Отечества; - игры и квесты; - уважения к труду и подвигу старшего поколения; - уважение к традициям и культуре своего народа Проект «Детское экскурсионное бюро» - популяризация отечественной истории, - формирование начальных профессиональных навыков и компетенций на основе использования современных методик, образовательных и PR-технологий. - формирование социально активной гражданской позиции; - воспитание патриотического самосознания и нравственных ценностей личности Проект «Наследники - воспитание патриотического Победы» самосознания; - приобщение к исторической памяти, к событиям ВОВ на примерах героического прошлого нашего народа; - формирование духовнонравственных ценностей; - реализация творческого потенциала через исследовательскую деятельность Проект «Курс -воспитание патриотического молодого бойца» самосознания; - формирование активной гражданской позиции; - формирование позитивной установки по отношению к труду и восприятию труда; - формирование культурногигиенических умений; - развитие физических качеств, установка на здоровый образ жизни; - развитие моральных и нравственны качеств, - знакомство с историей музейного дела; работа с историческим и экспозиционным материалом, составление текста экскурсии, общение с аудиторией - поисковоисследовательская деятельность; - разработки и презентации экскурсионнотуристических маршрутов; - организация и проведение по разработанным маршрутам тематических экскурсий; - конкурсы; - фестивали; -презентации; - фото и видео экскурсии; - игры и квесты - поисковоисследовательская деятельность; - экскурсионная деятельность; - публицистическая деятельность; - конкурсы; - игры и квесты; - фестивали; - презентации. - конкурсы; - игровые программы; - квесты; - тематические мероприятия Работа с родителями 2.2 - раскрытие творческого потенциала Проект «Взвейтесь - формирование нравственно- - экскурсии; кострами» гуманистических ценностей: - конкурсы; любовь и уважение к Родине, - проекты; народу, семье, коллективу; - поискововоспитание музейной собирательная культуры и бережного деятельность; отношения к историческим - выставочная памятникам как части общей деятельность. культуры человека; реализация творческих инициатив, обучающихся в различных видах деятельности; - воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения их традициям, укрепление связи между поколениями. Проектная линия «Когда мы вместе» социально-личностное воспитание Проект «Совет - привлечение внимания к - заседания; родителей проблемам семейного - собрания; обучающихся» воспитания; - мастер-классы; - обеспечение субъективной - тематические встречи позиции всех участников педагогического процесса; - использование семейного потенциала в вопросах воспитания Проект - развитие навыков - лектории; «Родительский использования педагогических - конференции; ВСЕОБУЧ» и психологических основ в - тренинги; семейном воспитании; - мастер-классы; - гуманистическая ориентация - индивидуальные во взаимодействии с семьей; консультации - повышение авторитета родителей и их роли в воспитании и образовании детей Проект «Клуб - формирование активной - конкурсы; СемьЯ» педагогической позиции - фестивали; родителей; - соревнования; - вооружение родителей - тематические необходимыми мероприятия; педагогическими знаниями и - экскурсионная умениями; деятельность; - привлечение родителей к - мастер-классы активным формам воспитания Проект «Школа - развитие творческих - конкурсы; преображения «Леди способностей; - мастер-классы; Совершенство»» - тематические встречи; Работа с педагогами Проект «Педагогическая мастерская» Проект «Счастливый педагог» Работа с обучающимися Проект «Совет Ликунчиков» Проект «Мы команда» Проект «Природа – наш общий дом». - развитие активности и потребности в самореализации; - вовлечение в общественную деятельность; - преодоление коммуникативного барьера - мотивация педагогов на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование; - способствование самореализации, решению личных профессиональных проблем - развитие корпоративных ценностей и сплочение коллектива; - создание благоприятного настроения в коллективе, мотивация; - разрешение межличностных конфликтов внутри коллектива; - адаптация новых сотрудников; - организация досуговой деятельности - приобщение обучающихся к традициям Центра; - формирование духовнонравственных, эстетических и коллективных качеств обучающихся; - формирование общественного мнения обучающихся по вопросам организации жизнедеятельности Центра; - приобретение навыков лидерства и исполнительской культуры - формирование социальной и коммуникативной культуры, - развитие навыков саморегуляции и успешной адаптации обучающихся в коллективах; - развитие коммуникативных навыков - воспитание экологической культуры; - беседы - мастер-классы; - семинары; - презентации; - постановочная деятельность; - профессиональные конкурсы; - наставничество. - тимбилдинги; - мастер-классы; - экскурсии; - тематические беседы; - тематические развлекательные программы - тематические встречи; - акции; - флешмобы; - проектная деятельность; - экскурсии - тренинги; - игры - экскурсионная деятельность; - изучение и охрана природы родного края; - привлечение внимания к проблемам окружающей среды Проект «Неделя самоуправления» 2.3 -проектная деятельность; - тематические мероприятия; - конкурсы - викторины; - игры; - беседы; - экологические акции -конкурсы; - мастер-классы; - творческие мастерские; - открытые занятия - формирование организаторских способностей; - развитие творческих инициатив; -создание условий для самореализации личности; - привлечение к участию в управленческих процессах Проект«Мир вокруг - развитие позитивного - лекторий; нас» отношения к базовым - беседы; общественным ценностям; - презентации - развитие познавательного интереса; - формирование оценочного, эмоционального отношения к миру Проект «Ранняя - стимулирование развития - конкурсы; профориентация» познавательно- проектная исследовательских, деятельность; коммуникативных, творческих - мастер-классы; способностей детей; - экскурсии; - самоопределение в сфере - открытые занятия деятельности; - формирование адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком; - развитие профессиональных компетенций и необходимых практических умений Проектная линия «Панорама творческих дел» Проект - расширение у обучающихся - новогодние спектакли; «Новогодний представлений о традициях - конкурсы; фейерферк» новогоднего праздника, об его - акции; организации; - игровые программы - демонстрация обучающимися своих талантов и достижений; - раскрытие творческих способностей детей; - создание эмоциональнопозитивного настроя; - организация взаимодействия между детьми и взрослыми; Проект «Вместе весело шагать» Проект «Когда мы вместе» Проект «Каждый народ – художник» (инновационная площадка) Проект «Чудеса своими руками» 2.4 - организация досуговой деятельности обучающихся и родителей - развитие творческих способностей обучающихся; - формирование культуры межличностного общения; - организация досуговой деятельности - воспитание сценических навыков; - умение собраться на сцене, донести до слушателя все, что было подготовлено на занятиях; - получение практики концертных публичных выступлений; - приобщение к сцене, умение выразить себя, свое настроение и чувство перед публикой - выявление и поддержка молодых талантов в сфере изобразительного искусства - конкурсноразвлекательные программы; - игровые программы; - конкурсы; - квесты; - мастер-классы; - ярмарки; - тематические мероприятия - отчетные концерты; - спектакли; - открытые занятия; - игровые программы - творческие мастерские; - выставки; - конкурсы - развитие детского - мастер-классы; изобразительного, - выставки; декоративно-прикладного и - конкурсы; фототворчества; - акции - предоставление обучающимся возможности в состязательной форме развивать и демонстрировать свои творческие способности; - обмен опытом в области художественного, декоративно-прикладного и фототворчества Проектная линия «Здоровье – это жизнь» Проект «Активити» - популяризация спорта; - акции; - пропаганда здорового образа - спортивные жизни, борьбы с курением, соревнования; наркоманией и другими - мастер-классы вредными привычками; - привлечение к систематическим занятиям спортом Проект «Разговор о важном» - формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой; - просвещение в вопросах сохранения здоровья; - формирование потребности здорового образа жизни Проект «ЗОЖ» - формирование у обучающихся устойчивых навыков и компетенций здорового образа жизни - тематические беседы; - игры и квесты; - тренинги; - викторины; - пропаганда в социальных сетях; - обучающие видеоролики; - социальная реклама - тематические беседы; - проектная деятельность; - мастер-классы 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Самоанализ воспитательной работы осуществляется по выбранным самим Центром направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; Основные направлениями самоанализа: Критерии Кто осуществляет анализ Способ получения информации Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся Динамика личностного педагоги дополнительного педагогическое развития обучающихся: образования наблюдение, тестирования какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся, какие удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогу. Состояние проводимых в Центре дел педагогическое Анализ подготовки и Педагоги-организаторы, методисты наблюдение, проведения мероприятия: анкетирование, опрос мониторинг участников удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии; диагностика эмоционального фона мероприятия. Количественные показатели: количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей. Социальные показатели: заинтересованность обучающихся. Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий. Диагностика воспитанности Педагог-психолог Психологическая диагностика. Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. Изучение воспитанности обучающихся осуществляется с учётом их возрастных особенностей (8 – 12 лет) по параметрам: отношения к семье, Отечеству, Земле (природе), миру, труду, культуре, знаниям; отношение к человеку как таковому, отношение к человеку как Другому, отношение к своему духовному Я. Состояние воспитательной системы К показателям Администрация, эффективности методисты, педагогивоспитательной организаторы, педагогсистемы относится: психолог. - микроклимат в детском коллективе, межличностные взаимоотношения обучающихся; - высокая социальная активность объединений: активное участие в различных массовых мероприятиях, проводимых Центром; - эмоционально психологический климат в педагогическом коллективе: отношение педагогов между собой и администрацией Центра, доминирующее на строение в коллективе; удовлетворенность обучающихся, родителей, педагогов жизнедеятельностью в Центре. 4. Ожидаемые результаты В модели портрета выпускника Центра мы выделяем конечный результат реализации программы воспитания. Модель: - это комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен обладать обучающийся; - это обобщенный образ обучающегося; - это определенный свод требований, которые определяют отношение общества к обучающемуся Центра. Модель является ориентиром, которым должны руководствоваться все участники учебновоспитательного процесса. Обучающийся – как высшая цель и смысл педагогической заботы, занимает центральное место в образовательном процессе, где воспитательная составляющая обеспечивает обретение опыта нравственно-этических отношений, чувственно-эмоциональных переживаний, способы поведения, объективные нормы общения, и естественно, органично сливаясь с образовательным циклом, служит его гражданско-морально-этическим обеспечением. Портрет модели выпускника МБУ ДО – центр «Лик»: • • • • • • • • Личность образованная - стремящаяся к использованию своих знаний с максимальной пользой для окружающих и их непосредственному расширению. Личность творческая, умеющая работать в коллективе, обладающая навыками поискового мышления, целеустремленная, любознательная. Личность богатая духовно и нравственно-ориентирована. Личность практичная, предприимчивая, способная к сознательному выбору профессии, подготовленная к выполнению различных видов деятельности, освоению новых технологий. Личность психически и физически здоровая, ориентированная на здоровый образ жизни, стремящаяся к физическому совершенству, владеющая приемами само регуляции и самообладания. Личность коммуникативная - деловитая, честная в контактах с другими людьми. Личность гуманная, свободная во взглядах, ориентирующаяся в окружающей обстановке, обладающая ответственностью за свои дела и поступки. Личность социально-активная - готовая к жизни в гражданском обществе.